Урок менеджмента "Конфликты"
Оценка 4.9

Урок менеджмента "Конфликты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.02.2018
Урок менеджмента "Конфликты"
Публикация является частью публикации:
Методическая разработка по Менеджменту..doc
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский многопрофильный техникум»          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Управление конфликтами в организации» Составила: преподаватель ГБПОУ РО "БКМТ" Зуйкина А.Ю. Белая Калитва 2017 1 Рассмотрена и рекомендована к  применению  на заседании методической  комиссии   СЭЦ ПРОТОКОЛ №_____________ От «_____»___________20 17  г. Председатель____________ПетришинаЛ.П.  Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих  по активным инновационным формам проведения занятий  для  систематизации и закрепления изученного материала с использованием  информационно­коммуникативных технологий и элементов ролевой игры. В методической разработке раскрывается методика проведения открытого  урока по  дисциплине «Менеджмент».  Методическая разработка составлена преподавателем ГБПОУ РО "БКМТ" Зуйкиной Анной Юрьевной. 2 ВВЕДЕНИЕ          В рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты  третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов  профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит  будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной  специальности ,профессионального и карьерного роста.        Методическая разработка открытого урока является актуальной для  преподавателей, работающих с активными инновационными формами  проведения  занятия для систематизации и закрепления изученного материала  с использованием информационно­коммуникативных технологий и элементов  ролевой игры.       Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по  дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки  студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам  повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и  умения. Целью занятия является закрепление изученного материала,    рассмотрение сущности конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения;  расширение представления обучающихся  об основных типах и причинах  конфликтов; ознакомление с различными способами выхода из конфликтных  ситуаций, развитие коммуникабельности, развитие интереса к самоанализу и  познанию ситуаций.  Проведение занятий требует использование современных средств и  форм организации занятия,   использование ТСО. По изучаемой теме студенты готовят домашнее задание в виде докладов.          Работа в микрогруппах, за компьютером и на интерактивной доске,  обсуждение тем, принятие самостоятельных решений, использование  элементов ролевой игры по определению стиля поведения в конфликтной  ситуации дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной  деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому  пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения  анализировать сложившую конфликтную ситуацию на предприятии.       Дисциплина «Менеджмент »  тесно переплетается с другими  экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются  3 межпредметные связи (основы предпринимательской деятельности,  экономика, культура речи , и др.).       Цель написания данной методической разработки – формирование  мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и  контроль знаний студентов.        Методическая разработка состоит из основных разделов: ­ подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;                                                                                                                           ­    структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия  и изучаемых вопросов, а так же    методов обучения и времени, необходимого  для изучения темы;                                                                            ­       заключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги  проведенного урока.                                                      4 4 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП Дверь в человеческие отношения открывается только на себя.  Не бойтесь сделать шаг навстречу! (из учебника «Менеджмент» Веснин С.В.) Проведение урока по дисциплине «Менеджмент» относится к   уроку   совершенствования и систематизации знаний с  использованием  информационно­коммуникативных технологий и элементов ролевой игры. Вид занятия­ комбинированный урок  по курсу изучения дисциплины  «Менеджмент » на 2 курсе  по специальности 13.02.11. "Техническая  эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического  оборудования", 38.02.06. "Финансы". Студенты готовятся по теме      «Управление конфликтами в организации», которая охватывает несколько  тем  учебной программы. Студенты должны знать основные определения,  виды конфликтов ,причины возникновения , выполнять практические задания,  решать ситуационные задачи, самостоятельно анализировать сложившуюся  ситуацию. Студенты готовят презентации по данной  теме самостоятельно,  проявляют навыки работы с интерактивной доской, самостоятельно работают  с РМ, решая производственные конфликтные ситуации, демонстрируют  элементы ролевой игры. Заданные конфликтные ситуации обсуждаются и  анализируются во время проведения урока как прием систематизации знаний,  это позволяет развивать у студентов творчество, логическое мышление,  умение работать с аудиторий. Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи,  демонстрируются на слайдах. Выполнение заданий проходит в подгруппах , студенты принимают  активное участие в Блиц­опросе, каждая группа анализирует свою  производственную ситуацию, обсуждает ее, студенты играют в  Викторине,  которая состоит из двух этапов, разыгрывают конфликтные ситуации,  проводится тестирование на предмет «Конфликтный ли я человек?»и для  закрепления изученной темы решается кроссворд. 5 Оценивает работу на занятии преподаватель.         Время проведения:  90 минут        Место проведения:   аудитория № 22        Участники:  группа :   153Т, 157Т, 167Т.         Домашнее задание:   подготовить  информацию  к следующему уроку  о  факторах, вызывающих стресс и синдромах стресса.                                                                                                    6 ПЛАН   ЗАНЯТИЯ Дисциплина_______________________________________________________ Группа___________________________________________________________ Дата______________________________________________________________                                                                               Тема урока: Управление конфликтами в организации Вид урока: Комбинированный Тип урока: совершенствование и систематизация  знаний , навыков и умений. Цели занятия:  Дидактические: закрепить теоретические знания, Рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения;  расширить представление обучающихся  об основных типах и причинах  конфликтов;  познакомить с различными способами выхода из конфликтных  ситуаций.  Воспитательные: создать условия для выражения  обучающимися  собственного мнения, воспитывать активную жизненную позицию.  формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как  выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;   побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.  Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной  компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.  развивать навыки анализа собственного поведения  в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий.            7 Межпредметные связи: основы предпринимательской деятельности,  экономика, культура речи.                                           Обеспечение занятия: А   Наглядные пособия:  электронные пособия,  пакеты заданий, слайды,  Б    Раздаточный материал: задания ,лист обратной связи  В     Технические средства обучения : пк, интерактивная доска. Г      Литература основная: Зигерт В.,Ланг Л.»Руководитель без  конфликтов»,М.:Академический проект,2013г. Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф., «Основы менеджмента»,М.,Дело:2012г. Д    Дополнительно – Чумикова А.Н. «Управление  конфликтами»,М.:Экономика,2012г. Глухов В.В. «Основы менеджмента»,М.:Логос,2013г.                                8 СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ Этапы  урока 1. 2. 3. 4. Элементы урока Методы обучения Словесный 1.1.Организационный. Приветствие.  Отметить  отсутствующих. 1.2.Организационный Словесный,  демонстрационный Словесный 2.1. Подбор команд 2.2. Блиц опрос Словесный 2.3. Работа экспертов Словесный Словесный 3.1. Подготовка к  след. этапу,  объяснение задания. 3.2. Работа в  командах 3.3. Ответы команд,  работа экспертов 3.4. Задания на листах Наглядный,  Наглядный,  словесный Словесный Планируемое  время 1 минута 10 минут 2 минуты 10 минут 1 минута 2 минуты 10 минут 1 минута 5­7 минут 2­4  минуты словесный Словесный 3.5. Переход ко  второму этапу  викторины 4.1. Работа с  Демонстрационный, 5 минут 9 таблицей. 4.2. Просмотр видео 4.3. Обсуждение  "Контакты и  конфликты". Деловая  игра. 4.4. Тест  "Конфликтный ли вы  человек?" 4.5. Решение  кроссворда 4.6. Заполнение листа  обратной связи 4.7. Домашнее  задание, оценки 4.8. Заключит. слово  преподавателя 4.9. Просмотр видео 4.10.Благодарности словесный Демонстрационный. Словесный 2 минуты 10  минут Письменный,  словесный Наглядный,  словесный Словесный Наглядный 8 минут 5 минут 1 минута 2 минуты 2 минуты 8 минут 1 минута МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ        Урок начинается с организационного момента: приветствие, отметка  отсутствующих.       Преподаватель называет тему, цель и задачи урока (показ на слайдах). ПР1      Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на  вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных  технологий, работы методом коллективно­мыслительной деятельности .     Урок  построен в виде комбинированного занятия. Преподаватель начинает урок  с прочтения  притчи.(слайды) (музыка) ПР2 "Коробочка". Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное  устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, 10 в одном городе на площади, он увидел толпу. Все стремились пробиться к  стоящей в середине коробочке и заглянуть в неё, в одно из её окошечек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что  увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной.  Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с  восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошечек коробочки.  Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как же так? ­ Ты просто смотрел с другой стороны, ­ был ответ. Ответьте на мой вопрос: Могут ли быть у всех одинаковые интересы,  убеждения, взгляды? (Нет) Конечно же нет. Все люди разные. У нас могут быть разными  возраст, пол,  внешность. Поэтому не удивительно, что мы по­разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по­разному реагируем на ситуации. ПР3 «Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно  славы» ­ сказал В.Гюго. Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда  оканчивается борьба.(слайд) Конфликт – это тоже борьба, факт человеческого существования, это  наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в  процессе взаимодействия людей. (слайд) Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. Уильям Линкольн.(слайд) Конфликт ­ это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность,  страх, ненависть  между людьми.(слайд) В чём же вред конфликтов?  (слайд) 1)  От конфликтов страдает   достоинство человека. 11 2) На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих  переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук. 3)  Страдает физическое здоровье ­ поражаются нервы, сердце, сосуды.  Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.  «Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его».(слайд)       Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая  часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что  конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в  нашей жизни… Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате  индивидуальности и свободы…   ­Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем  учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с  методами и  стилями управления конфликтом. Часто на работе бывают такие ситуации, когда какой­нибудь ваш поступок окружающие   трактуют   совсем   противоположно,   нежели   чем   вы   думали.   В результате   могут   получиться   что   не благоприятствует карьере. О том, как избежать таких поступков  мы сегодня и поговорим на нашем уроке.  конфликтные   ситуации, конфликт плохо поддается коррекции, приобретая разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и подчиненные должны понимать, что конфликт  обогащает жизнь, если им правильно управлять. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом  быть в «тонусе», он позволяет определить, что нужно для развития и  усовершенствования всех сфер деятельности. Умение управлять конфликтом  может стать решающим для выживания коллектива в целом. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. Но и  подчиненные и менеджеры должны уметь управлять им, делая максимально  полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений,  они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь  12 уроков для себя и для других. Преподаватель демонстрирует видеоролик  «Ругань решает конфликты».  ПР5    Конфликты на производстве весьма разнообразны, однако всем им без  исключения присущи некоторые общие характеристики, о которых нам  расскажут студенты: Слово студентам :  Иванова Виктория: Необходимым условием конфликта является наличие,  как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы. Важно  отметить, что в отличие от вражды (войны), конфликт всегда происходит во  взаимодействии двух или более сторон.  Конфликты отличаются от других социальных явлений тем, что необходимой  предпосылкой их существования является наличие в обществе социальных  групп, имеющих различные интересы  Реальные формы проявления конфликтов можно классифицировать по тем  конкретным носителям, которые действуют на предприятиях в виде  определенных социальных групп. В соответствии с этим конфликты  подразделяются на: 1) конфликты между рядовыми работниками и  администрацией; 2) конфликты между работниками различных социально­ профессиональных принадлежностей; 3) конфликты между работниками  различной квалификации, возраста; 4) конфликты между рабочими и  государственными органами.  Чернобровкин Евгений:При всех проявлениях конфликтов его субъекты  имеют противоположные, взаимоисключающие цели. Как правило, они  пытаются добиться их в ущерб или за счет другого, ибо основой любого  конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные или  субъективные, реальные или иллюзорные.  Конфликты могут разрастаться как по вертикали (между различными  уровнями руководства и подчинения), так по горизонтали (когда в конфликте  участвуют люди приблизительно одного служебного уровня, не находящиеся в подчинении друг у друга). Однако большинство конфликтов (70­80%)  смешанные. В таком обличии они чаще всего несут в себе опасный  разрушительный потенциал, сопровождающийся сложными эмоциями,  искажениями объективной информации и агрессивными акциями. 13 В этой ситуации в конфликтах сталкиваются интересы различных людей или  социальных групп. Конфликт ­ это противоборство для единоличного  обладания общей для многих целью, и каждый участник этой борьбы убежден  в своем праве монопольного обладания. А если достижение заветной цели  блокировано, то человек или группа испытывают острое чувство  неудовлетворенности, обиды, «уходят в себя» или прибегают к активному  протесту.  Туровская Юлия: Насущной необходимостью для определения конфликта  является его соотнесение с другими процессами в производственных  организациях, имеющие как схожие функции так и специфику.  Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с  предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления,  являются  сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится  руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт,  либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей  процесса предупреждения и разрешения управленческих конфликтов.         На предыдущем уроке мы с Вами познакомились с понятием конфликта,  его формами и типами, причинами возникновения, этапами развития, стилями поведения в конфликте и методами управления.(слайды) Итак, что же такое Конфликт? Чтобы ответить на этот и другие вопросы  проведем небольшой блиц­опрос.  для этого разделимся на 2 команды и выберем двух экспертов, которые  будут подсчитывать бонусы .Ребята я вам даю несколько минут времени,  чтобы разбиться на команды и придумать название, связанное с темой  конфликты. При блиц­опросе Вам необходимо быстро и правильно ответить  на поставленный вопрос. Чем  быстрее и правильнее ответит на вопросы  команда, тем больше бонусов она заработает. 1.Что  такое конфликт?  2. Формы конфликта ? 3. Что такое инцидент? 4. Кто является участниками  конфликта?  5. Формула конфликта? 14 6. Сколько процентов времени менеджер затрачивает на управление  конфликтом? 7.Беседа,просьба,разъяснение –к какому методу управления конфликтом  относится данная характеристика? 8.Самый распространенный тип конфликта?  9.Что такое деструктивный конфликт? 10. Как называется наука, изучающая закономерности зарождения,  возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого  уровня?  Группа экспертов подсчитывает количество верных ответов и вручает бонусы  командам. 2­й этап: А сейчас переходим ко второму этапу: Решение производственных конфликтных  ситуаций: На данном этапе Вы  будете работать с РМ № 1, у вас есть пакет заданий с конфликтными  ситуациями для каждой команды по 3 ситуации и вы определите тип  конфликта, его причину и метод управления. По окончании времени  желающий участник команды расскажет нам алгоритм действий в  конфликтных ситуациях на примере одной ситуации. На это задание вам  дается 6 минут. Порядок  выполнения работы Задание 1. Определите тип и разновидность конфликта. Задание 2. Выявите причины конфликта. Задание 3. Выберите оптимальный способ разрешения конфликта. 1 команда: Ситуация 1.Самые распространенные случаи  конфликтных ситуаций – это   когда вы проспали на работу и необходимо оправдаться. Звоните начальству  или коллегам и говорите, что вы стоите в пробке, а тут неожиданно  15 срабатывает будильник или кто­то из домочадцев просит говорить тише, ведь  они еще спят. Что ж, не знаешь как врать – говори правду! Ситуация 2.Два специалиста фирмы находились в состоянии «холодной  войны». Вместо того чтобы работать в одной команде и указывать друг другу  на ошибки, они втайне радовались чужим промахам. Это привело к тому, что  не были во время устранены нарушения, допущенные в технологическом  цикле, и вся партия продукции была изготовлена с неустранимым браком.  Организация понесла большие убытки, был нанесен серьезный урон ее  репутации.  Ситуация 3.Престижный ресторан японской кухни. Персонал включает как  мужчин, так и женщин, разных возрастов. На очередном собрании  управляющих заведением, было принято решение принятии в свой штат  сотрудников второго администратора зала. Во время собрания, ныне  работающий администратор, по причине отсутствовал, и не был в курсе  данного решения. На следующий день, руководство начало отбор на новую  должность, и сообщило об этом администратору. Реакция последнего,  разыграла ссору с управляющим. Его мнение противоречило мнению  руководства о необходимости второго вакантного места.(слайд) Конфликт пошел на новый виток; уже персонал стал жаловаться на  неприятную психологическую атмосферу на работе.  В результате непонимания и конфликта, администратор уволился. Оставив за  собой последнее слово в предвзятом отношении руководства к нему.  2 команда: Ситуация 1. В сложившийся коллектив со своими традициями приходит  новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие  конфликты? 16 Ситуация 2. Участниками этого конфликта являются: Спиридонова,  Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во  взаимоотношениях начальника и подчиненной. (слайд) Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только  женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. ­ женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной  организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями. В отдел поступил на работу новый сотрудник ­ Григорьева Н.Н. ­ молодая,  симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее  приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников  отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же  возраста. Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по­матерински”  опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их  взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам  отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно  придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала  спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение? Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся  ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный  человек, давно находится на руководящей должности. Ситуация 3: Нормировщик Петрова Л.Ю. не подготовила вовремя наряды на  работу по цеху механизации. В результате расчетный отдел задержал расчет и  выдачу заработной платы на 3 дня. Это вызвало возмущение рабочих цеха, и  они написали заявление в профком с просьбой найти и наказать виновных. Ответы команд. Эксперты оценивают работу команд. 3 этап. Сейчас  переходим к Викторине, которая состоит из двух этапов: 17 На первом раздаю задания командам и чья команда быстрее ответит ,та и  получит бонус. На втором этапе я Вам представлю стили разрешения конфликта и  характеристики, Ваша задача угадать какая именно характеристика относится к определенному стилю. Итак, первый этап: Задания на листках: 1 команда  Вопрос "Конфликтная ситуация ­ это":  Правильный ответ: Накопившиеся противоречия, содержащие  истинную причину конфликта  Вопрос "Инцидент ­ это":  Правильный ответ: Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта  Вопрос " Укажите название конфликта, возникновение которого  связано с личностными особенностями конфликтующих.":  Правильный ответ: субъективный;  Вопрос " Определите название стиля поведения в конфликте, при  котором в первую очередь партнеры удовлетворяют собственные  интересы в ущерб интересам другим.":  Правильный ответ: конкуренция;  Вопрос " Определите название стиля поведения в конфликте, при  котором один из участников конфликта приносит в жертву  собственные интересы ради другого.":  Правильный ответ: приспособление. 18 2 команда  Вопрос " Определите название стиля поведения в конфликте, при  котором участники конфликта приходят к альтернативе,  полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.":  Правильный ответ: перемирие;  Вопрос " Назовите стиль поведения в конфликте, при котором  соглашение между участниками конфликта достигается путем  взаимных уступок.":  Правильный ответ: сотрудничество;   Вопрос "Внутренние побудительные силы (потребности, интересы,  цели, убеждения, идеалы), подталкивающие субъектов к конфликту называются...":  Ваш ответ: мотивами конфликта  Вопрос "К какому виду относится конфликт, который  характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в  основе его лежат объективные противоречия и он способствует  развитию соответствующей социальной системы?":  Правильный ответ: межличностному бурному и быстротекущему;  Вопрос "Причина конфликта – это:":  Правильный ответ: явления, события, факты, ситуации, которые  предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности  субъектов социального взаимодействия вызывают его;        Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль  поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для  него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого.  Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из  конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать  наиболее приемлемый. А теперь, прежде чем мы перейдем ко второму этапу Послушайте одну известную притчу.  АПЕЛЬСИН 19 Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это  его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась  эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно  гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен  апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек  вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить любую проблему. Что бы Вы сделали на месте одного из этих людей, если бы апельсин нужен  был для одной и той же цели? Возможные варианты ответов обучающихся: применить силу, уступить,  договориться и т.п. Совершенно верно. И сейчас мы переходим  ко второму этапу викторины. Посмотрите  презентацию о стилях поведения в конфликтных ситуациях. ПР6 Как вы увидели с точки зрения  науки конфликтологии, есть 5 стратегий  поведения в конфликтах: приспособление, избегание, соперничество,  сотрудничество, компромисс. Их характеристики занесены в таблицу  (показывает на экран). ПР7 Приспособление Избегание Соперничество Сотрудничество Компромисс Поиск решения,  устраивающего  обе стороны Уклонение от  принятия  решений Стремление добиться  своего за  счет  другого Принесение в  жертву  собственных  интересов  ради  интересов  другого Люди,  неуверенные  в себе Сильные,  зрелые,  уверенные в Мирные,  уступчивые  люди Люди,  уверенные в  себе,  20 решение требует  тщательного  обдумывания и  совместной  проработки.  Компромисс  помогает сохранить  доброжелательные  отношения между  партнерами и быстро разрешить конфликт Обе стороны  обладают  одинаковой властью себе люди агрессивные,  амбициозные и имеют  взаимоисключающие  интересы Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к  конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или  заведет в тупик? Все позиции в этой таблице перепутались. Вам нужно восстановить  логические цепочки и  указать правильное расположение позиции.  Желающий от  каждой команды должны представить свое решение. 1 Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов  жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки,  проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в  этом случае проблематично. Принесение в жертву собственных интересов  ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого  человека. (Приспособление.) 2. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза  для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются  отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не  разрешен, а только притушен. Уклонение от принятия решений. Чаще всего  стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.) 3. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае  выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные  выгоды Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно  придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.) 4. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются  жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих  интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений,  страдания проигравшего. Конкуренция – стремление добиться своего за счет  другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе,  агрессивные, амбициозные, (Соперничество.)             5.Эта стратегия уместна при тщательном обдумывании и совместной  проработки решения.  Компромисс помогает сохранить доброжелательные  отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт 21 Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы (Компромисс.) Эксперты оценивают участников команд,а я предлагаю вам посмотреть  видеосюжет, который  наглядно иллюстрирует стили поведения. ПР8 «Пример конфликта».В видеосюжете мы увидели стили поведения в  конфликте. Какие именно? Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При  соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а  другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе  в  выигрыше оказываются обе стороны.  4 этап. Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных  ситуациях?  Человек в своей профессиональной деятельности может столкнуться и быть  вовлечён в различного рода конфликтные ситуации с руководством,  коллегами, клиентами. Именно поэтому ему так необходимо знать причины  возникновения межличностных конфликтов, чтобы оказывать помощь в их  конструктивном разрешении, управлять ими, выступать посредником в  конфликтных ситуациях, а также предупреждать конфликты. Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры “Контакты и конфликты”.        Благими   намерениями   устлана   дорожка   в   ад.   Это   выражение   зачастую вспоминается, когда вы хотели, как лучше, а получилось как всегда. Чтобы не попадать   в   конфликтные   ситуации   впредь,     предлагаю   вам  рассмотреть примеры таких ситуаций и возможные варианты их решений.  Итак, начинаем  проигрывать  конфликты. Свою ситуацию «Служебные сплетни» представляет первая команда: 1. Вы сидите с сотрудницами на служебной кухне. Обсуждаете подруг, мужей, детей. Неожиданно к вам заходит еще одна коллега. Пауза.Вы соответственно   замолкаете,   кидаете   взгляд   на   новичка   и   молча, продолжаете трапезу. Естественно вновь пришедший подумает, что вы 22 говорили   либо   про   него,   либо   про   шефа,   либо   еще   какие   сплетни распускали. Ага,про меня шушукаетесь? А может шефа обсуждаете? Теперь за вами  будет репутация сплетниц. Что делать.  Такие неловкие ситуации возникают довольно часто. Не стоит тут же оправдываться и говорить «мы не о тебе говорили». Вряд ли вам кто­ то поверит. Лучше договорите фразу до конца, а затем попробуйте перевести разговор в другое русло. Не лишним будет включить в ваш разговор новичка. Если человек вам неприятен, то быстро закончите разговор и отправляйтесь работать. Примерные вопросы учителя: ­ Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?  ­ Какая стратегия поведения использовалась, при  разрешении конфликтной ситуации? (уклонение) Вторая команда предлагает ситуацию  «Агрессия по финансовому вопросу»  В фирме между двумя сотрудницами возник конфликт по финансовому  вопросу; они вели себя очень агрессивно по отношению друг к другу, что  отвлекало всех остальных от работы. Пауза. Менеджер посчитал нужным  вмешаться, дал им понять, что сам займется поиском решения, но совместно с ними, а пока временно переводит их в разные подразделения. Такая  расстановка кадров устроила всех, в том числе и обеих сотрудниц. Таким  образом, руководителю удалось ликвидировать конфликт.   Один из способов сохранения мира ­ держать людей обособленно. В  большинстве случаев прямой конфликт будет продолжаться, пока люди не  будут разведены в стороны. Главное ­ сделать это справедливо, т.е.  желательно не предлагать прекратить ссору только одному из  конфликтующих. Если конфликт протекает не «лицом к лицу», менеджеру  целесообразно управлять ситуацией на расстоянии (через посредников,  письменно, по телефону и т.д.). Он должен ясно дать понять, что конфликт  должен быть прекращен, пока ведутся поиски решения. 23 Примерные вопросы учителя: ­ Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?  ­ Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении конфликтной ситуации? (соперничество) Преподаватель представляет третью ситуацию. «Агрессия и превосходство(слайд) Николай Соколов, проработав в главном управлении завода около года в  должности экономиста, был назначен на должность руководителя отдела  маркетинга и рекламы. Этому способствовал ряд важных обстоятельств,  которые учитывались руководством завода при принятии такого решения.                   Николай имел хорошее базовое образование, был компетентен и  коммуникабелен, энергичен и исполнителен. За время работы он очень вырос  как специалист. Однако первый же рабочий день Николая в качестве  руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его  доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна  демонстративно отказалась признать  Николая Соколова в качестве нового  руководителя. В ответ на просьбу Николая, которую он адресовал всем  сотрудникам о предоставлении ему для ознакомления отчетов о работе за  минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее: «Я работаю в  отделе более двадцати лет. Ваш предшественник на посту руководителя  отдела Иван Михайлович, которого мы с почестями проводили на пенсию,  никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации  и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня  неоднократно поощряли.  Недоверие ко мне как специалисту с Вашей стороны меня оскорбляет». «Уважаемая Валентина Григорьевна! Позвольте Вам заметить,что в работе все сотрудники равны  и обязаны подчиняться моим профессиональным  требованиям. Никто Вас не обвиняет в некомпетентности ,но попрошу быть  исполнительной и не игнорировать мои просьбы. Если Вас не будет  устраивать стиль моей работы, оставляю решение за вами. Буду вынужден  прибегнуть к административным мерам и стоит вам подумать о пенсии… Примерные вопросы учителя: ­ Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?  ­ Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении  конфликтной ситуации? (соперничество) 24  ­ При каких условиях возможен конструктивный выход из этой  ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)  ­ Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития  конфликта:  а) если оба будут настаивать на своем (соперничество)  б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)  в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)  г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление) Короткое обсуждение.  Спасибо участникам команд.   Обобщение  урока.  Итак, были разыграны совершенно разные  конфликтные ситуации, взятые  из жизни. На нашем  занятии,  как в зеркале  отразились  эффективные пути разрешения конфликтов.     Можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не  является абсолютным и применим только в определенных условиях.  Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и  особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные  стили. Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: А   конфликтный ли я человек или нет? Результаты вы узнаете после  прохождения теста. Работаете с РМ №3. Тест «Конфликтный ли вы человек?»(слайды)      Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в  конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2  балла; редко – 1балл.   1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей. 25 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  ­ категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9. Сдаюсь. 10.Меняю тему. 11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12.Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14.Предлагаю мир. 15.Пытаюсь обратить все в шутку. Обработка результатов теста: o Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11. o Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.  o Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13. o Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14. o Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15. 1. Выбирается наибольшая сумма, значит это такой тип поведения. Например,   тип А ­  сумма 8, тип Б – 7, тип В – 5, тип Г – 2, тип Д – 2. Сумма больше в  типе А, значит у ребёнка преобладает этот тип поведения. 2. Типы поведения:           Тип А – жёсткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до  последнего стоят на своём, защищая свою позицию. Это тип людей, которые  считают себя всегда правыми.           Тип Б – демократичный стиль. Они считают, что всегда можно  договориться. Во время спора предлагают альтернативу. Ищут  решение,  удовлетворяющее обе стороны.           Тип В – это компромиссный стиль. С самого начала человек готов  пойти на компромисс.           Тип Г ­  мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает  добротой, с готовностью встаёт на точку зрения противника, отказываясь от  своей. 26 Тип Д – уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до  принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого  столкновения.      Я полагаю, что после прохождения теста  Вы сумели ответить на вопрос, конфликтный ли вы человек?     А сейчас для лучшего закрепления темы переходим к решению кроссворда.  Участники команд должны правильно угадать слово и кто быстрее его  напишет на доске, тот и заработает больше бонусов (слайд) ПР9 27 28 Вопросы: По горизонтали: 2.Ролевой   конфликт,   когда   к   человеку   предъявляются   противоречивые требования по поводу результата его работы (внутриличностный) 4.Разногласия между линейным  и штабным персоналом (межгрупповые) 6.Уйти от конфликта (уклонение) 8.Конфликт,   который   ведёт   к   повышению   эффективности   организации, данная ситуация помогает выявить большое число альтернатив и проблем (функциональный) 9.Разрешение конфликта с помощью убеждения (сглаживание) По вертикали: 1.Отсутсвие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретные лица или группы (конфликт) 3.Борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу (межличностный) 5.Попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой (принуждение) 7.Конфликт,   который   приводит   к   снижению   личной   удовлетворенности   и снижения эффективности организации (дисфункциональный) 29 Подведение итогов урока.  Преподаватель  раздает Лист обратной связи.  Оцените по 5 бальной  шкале степень удовлетворённости (слайд) Изученной темой Формой проведения урока Группой Собой Преподаватель выдает домашнее задание к следующему уроку: в  продолжение темы конфликты в организации подготовьте информацию  к  следующему уроку  о факторах, вызывающих стресс и синдромах стресса  (написать на доске) Завершающим этапом урока является выступление студента­эксперта  с  подведением итогов работы команд и анализом их активности.      Завершающий момент урока подведение итогов преподавателем. Оценки за урок получает каждый студент в зависимости от активности работы,  правильности выполнения задания.    Заключительное слово преподавателя: Безусловно, СПЕЦИАЛИСТ  должен уметь предотвращать конфликтные ситуации, не должен позволить  кому­то проиграть: если будет найдено решение, при котором обе стороны  победят, то руководитель предотвратит болезненные эффекты поражения  (унижение, подавленность, обида, месть, потеря престижа) и победы за чей­ либо счет (высокомерие, сверхсамоуверенность и желание вновь испытать  вкус своей победы). Но если конфликт все­таки произошел, руководитель должен постараться  использовать конфликтные ситуации как благоприятную возможность  подчеркнуть еще раз групповые цели и улучшить положение дел. Способность менеджера рассеять потенциальный конфликт или, еще лучше, направить  энергию, питающую его, в позитивное русло может быть неизмеримо  повышена, если он не попадет в ловушку, позволив разногласиям развиться в  конфликт. Для этого управляющему необходимо сохранять самообладание,  30 проявить твердость, не поддаваться на провокации, сдерживать эмоции. Он  должен дать людям возможность «остыть» и выслушать все точки зрения,  прежде чем принять решение. Ни в коем случае не следует не замечать возникшего напряжения, поскольку  это приведет к обострению ситуации и более серьезный конфликт будет  сложнее ликвидировать.               Понятие, противоположное конфликту,­ это согласие, сплоченность,  мир. «Худой мир лучше доброй ссоры»­утверждает пословица.  Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят  Они портят отношения между людьми, вызывают нервное напряжение и  стрессы. « Люди поразительно недоверчивы друг к другу, все время ожидают  нападения, отсюда их чудовищная агрессивность» ­  сказал Ю. Нагибин. (слайд)         Ребята, в заключение мне бы очень хотелось  пожелать Вам научиться   избегать конфликтные ситуации, не провоцировать их, а в случае  возникновения умело и грамотно ими управлять и чтобы в Вашей жизни они  встречались только в сюжетах всеми любимых комедийных фильмов ПР10   Давайте будем стремиться к сотрудничеству в нашей жизни! Призы, благодарности. 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ          В процессе проведения такого занятия повторяется большой объем  изученного материала, идет глубокое закрепление нового материала. У  студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются  компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права  добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих  знаниях.        Работа позволяет : ­ обосновать использование практических и теоретических знаний; ­использовать технологию проведения ролевой игры в решении сложных  конфликтных ситуациях; ­сформировать у студента  навыки и умения выходить из различных  конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению.      Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за  результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей  профессиональной деятельности.        Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы  позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.        Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения  включается в процесс решения конфликтных ситуаций, осуществляет поиск  путей выхода из них, что является необходимым условием  в  профессиональной деятельности будущих специалистов­менеджеров.                                          32 ЛИТЕРАТУРА: Основная литература Зигерт В.,Ланг Л.»Руководитель без  конфликтов»,М.:Академический проект,2013г. Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф., «Основы менеджмента»,М.,Дело:2012г. Дополнительная  литература Чумикова А.Н. «Управление  конфликтами»,М.:Экономика,2012г. Глухов В.В. «Основы менеджмента»,М.:Логос,2013г.                  33 34 35

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"

Урок менеджмента "Конфликты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018