Данная разработка содержит методические рекомендации для преподавателей и позволяет учащимся с помощью руководства по обучению освоить материал по теме в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников среднего (полного) образования.Основной результат такой деятельности: интерес учащихся к учебе, обеспечение развития у учащихся креативных качеств с учетом индивидуальных особенностей личности, требования работодателя и ФГОС.
Урок-модуль Магнитное поле.docx
Дисциплина «Физика»
Преподаватель физики: Комиссарова Наталья Петровна
Урокмодуль по теме: Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной
индукции – основная характеристика магнитного поля.
Учебные цели урока:
Сформировать умения выделять магнитное поле по его действию; изучить свойства
магнитного поля и средства его описания – магнитные силовые линии, правило
буравчика; ввести понятие вектора магнитной индукции.
Изучение нового материала начинается с постановки учебной проблемы:
Взаимодействуют ли между собой движущиеся электрические заряды?
Если взаимодействуют, то как и почему?
Чем такое взаимодействие отличается от взаимодействия покоящихся точечных
электрических зарядов?
Как и какие характеристики поля необходимо ввести?
Общим ответом, имеющим важное мировоззренческое значение является такой:
характеристики поля вводятся на основе его свойств.
Далее учащимся предлагается работать с модулем урока, поэтапно выполняя действия
УЭ. Модуль урока
Учебный текст
Эрстед Ампер
Примечание
Руководство по
обучению
УЭ1. Зарисуйте
рисунки и подпишите
их (§1)
УЭ2. Дайте
определение
магнитного поля.
Перечислите
основные свойства
магнитного поля
(§1)
Используйте
данный
УЭ для
составления
опорного
конспекта
УЭ3. Зарисуйте
рисунки и
продолжите
определения (§2, §3)
Линиями магнитной индукции (ЛМИ)
называют линии…………
Важная особенность ЛМИ состоит в том, что
…….
Поле с замкнутыми силовыми линиями
называют……..
Направление вектора магнитной индукции
устанавливают с помощью правила
буравчика, которое состоит в следующем:
если направление поступательного
движения…. Модулем вектора магнитной
индукции………
Задание 1.
магнитная индукция.
B=
M
SI
[M]=[H м] – максимальный вращающий
момент, действующий на рамку;
[I]=[A] – сила тока в рамке;
[S]=[м
] – площадь рамки;
2
[B]=[Тл] (тесла) – магнитная индукция.
Задача №1.
Максимальный вращающий момент,
действующий на рамку площадью 1 см ,
УЭ4. Используя
правило буравчика,
выполните задания
по определению
направления линии
магнитной индукции
В.
Результаты
покажите учителю;
убедитесь в
правильности вашего
решения.
УЭ5. Зарисуйте
рисунок и запишите
формулу в тетрадь.
УЭ6. Разобрать и
выписать в тетрадь находящуюся в магнитном поле, равен 2
мкН∙м. Сила тока, текущего в рамке, 0,5 А.
Найти индукцию магнитного поля.
образец решения
задачи №1.
Решение задачи №1
Дано: Си
S=1см
1∙10
2
м
2
4
M=2мкH м 2∙10
H∙м
6
I=0,5А
В ?
Решение:
B=
M
SI
Вычисление:
В=
6
102
А
5,0
101
;
4
мH
2
м
В=4∙10
2
Тл=0,04 Тл.
Ответ: В=0,04 Тл.
Задача №2.
Рамка площадью 400 см2 помещена в
однородное магнитное поле с индукцией 0,1
Тл так, что нормаль к рамке
перпендикулярна линиям индукции. При
какой силе тока на рамку будет действовать
вращающий момент 20 мН∙м?
УЭ7. Решите задачу
№2
самостоятельно.
Результат
покажите учителю.
УЭ8. Для
закрепления
пройденного
материала возьмите
у учителя тестовое
задание, выполните
его, сдайте на
проверку
преподавателю и
получите допуск к
следующему УЭ. Учебная литература:
1. Мякишев Г.Я. и Буховцев Б.Б. «Физика. Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2017;
2. Сборник задач под редакцией А. П. Рымкевича «Физика. 10 – 11 классы. Пособие для
общеобразовательных учреждений», Москва, Дрофа, 2016;
Приложение 1
Тестовое задание.
Вариант 1.
Вариант 2.
Уровень А (оценка 3)
1. Что наблюдалось в опыте в опыте
Эрстеда?
1. Что наблюдалось в опыте Ампера? а) взаимодействие двух параллельных
проводников с током;
б) взаимодействие двух магнитных стрелок;
в) поворот магнитной стрелки вблизи
проводника при пропускании через него
тока;
г) возникновение электрического тока в
катушке при вдвигании в нее магнита.
2. Как называется единица магнитной
индукции?
а) Ватт; б) Тесла; в) Н∙м; г) Ампер
а) взаимодействие двух параллельных
проводников с током;
б) взаимодействие двух магнитных стрелок;
в) поворот магнитной стрелки вблизи
проводника при пропускании через него
тока;
г) возникновение электрического тока в
катушке при вдвигании в нее магнита.
2. Как называется единица магнитной
индукции?
а) Ватт; б) Н∙м; в)
; г) Ампер.
Н
мА
3. Как взаимодействуют между собой два
параллельных проводника, если по ним
протекают токи в одном направлении?
а) притягиваются; б) отталкиваются;
в) сила взаимодействия равна нулю.
4. Рамку, площадь которой равна 0,5 м2
поместили в магнитное поле
перпендикулярно линиям индукции. Когда
по рамке пропустили ток 4 А, на нее стал
действовать момент сил 12 Н∙м. Чему равен
модуль индукции магнитного поля?
а) 0,16 Тл; б) 1,5 Тл; в) 6 Тл; г) 24 Тл.
3. Как взаимодействуют между собой два
параллельных проводника, если по ним
протекают токи в противоположных
направлениях?
а) притягиваются; б) отталкиваются;
в) сила взаимодействия равна нулю.
4. Рамку площадь которой 2 м2, поместили в
магнитное поле перпендикулярно его
силовым линиям. Когда по рамке
пропустили ток 3А, на нее стал действовать
момент сил 3 Н∙м. Чему равен модуль
индукции магнитного поля?
а) 0,5 Тл; б) 1 Тл; в) 2 Тл; г) 18 Тл
Уровень В (оценка 4)
5. На рисунке изображен проводник, по
которому течет электрический ток. Какое
направление имеет вектор магнитной
индукции магнитного поля в точке М?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6.
5. На рисунке изображен проводник, по
которому течет электрический ток. Какое
направление имеет вектор магнитной
индукции магнитного поля в точке М?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6.
Уровень С (оценка 5)
6. Какой из вариантов соответствует схеме
расположения линии индукции магнитного
поля вокруг прямолинейного проводника с
6. Какой из вариантов соответствует схеме
расположения линии индукции однородного
магнитного поля ? током перпендикулярно плоскости рисунка?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4
1) 2) 3) 4)
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Урок-модуль по теме "Магнитное поле"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.