Урок мозаика 8 класс
Оценка 4.6

Урок мозаика 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
01.06.2017
Урок мозаика 8 класс
Урок расширения и обобщения знаний по теме "Магниты. Магнитное поле". Учащиеся узнают откуда появилось слово магнит, первый компас. Узнают какую роль играет магнитное поле в нашей жизни. Урок позволяет учащимся выполнить эксперименты, сделать из них выводы. Развивает коммуникативные навыки учащихся.
разработка урока - мозаики.doc
Тема урока: Мир  магнитных явлений  Цель урока. Повторение, закрепление, расширение знаний по теме “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли”. Задачи урока  ­ Углубление и расширение знаний о магнитных явлениях.  ­ Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность при выполнении  экспериментов.  ­   Развитие   познавательной,   творческой   активности,   наблюдательности,   интереса   к окружающему миру  ­ Развитие коммуникативных навыков.  Ход урока Организационная часть:  здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада встрече с вами. Сегодняшний урок я начну стихотворением  «Магнитная бомба»  А.Николаева. Почему? Вы поймете позднее… Магнитная бомба, летевшая в воду, Застряла в песке, на мели,  Нас с командиром сапёрного взвода Её посмотреть повели. Магнитная бомба, когда и промажет,  Опасную силу таит: На нож, на часы реагирует даже Её смертоносный магнит. У кромки воды, у сухого уреза, На грани опасной межи Нам всем предложили оставить железо: Часы, зажигалки, ножи… Всё это оставить не трудно нисколько, И нож, и часы я достал. Но восемь оставшихся с фронта осколков, Как выбросить этот металл? Под взглядами долго топтаться неловко, Стою у людей на виду. Ну как объясню им свою остановку, Какую причину найду? И всё объясняю понятной причиной, Что просто привык на войне. С коварно молчащей бомбой и миной Беседовать наедине. Не помню, как шёл к ней В молчании долгом Но память навек сохранит, Как остро я чувствовал каждым осколком, Как тянет проклятый магнит. Проверка домашнего задания: Дома вам был задан кроссворд. В выделенных столбиках по вертикали вы получили слова.             (встают, говорят, формулируем тему. Слайд №1) Тема нашего урока: «Мир магнитных явлений». Как вы думаете, какой может быть цель нашего сегодняшнего урока? Цель урока. (формулируют самостоятельно) Повторение, закрепление, расширение знаний по теме “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли” (слайд 2) Задачи урока  ­ Углубление и расширение знаний о магнитных явлениях.  ­ Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность при выполнении  экспериментов.  ­   Развитие   познавательной,   творческой   активности,   наблюдательности,   интереса   к окружающему миру  ­ Развитие коммуникативных навыков..  Заглянем в историю: (слайд 3) Сообщение1:дети Первые магниты были естественного происхождения. Оказалось, что то были куски руды магнитного железняка (магнетита). 3алежи этого минерала находились возле города Магнесии. Название этого города послужило источником термина «магнит». Лукреций (древнегреческий ученый) объяснял магнетизм «магнитными токами», истекающими из «камня­магнита», а силу притяжения образно рисовал так:    «Связь такова здесь, как будто крючки,       зацепившись за петли. Держатся между собой в сочетаньи известном, какое Можем увидеть мы между железом и камнем магнитным». Я: (слайд 4) Из   других   древнейших   упоминаний   о   магнитах   следует   выделить   рассказ   о   часовне Магомета с магнитным сводом, под которым парит железный сундук с прахом пророка. Однако европейским путешественникам ни разу не удалось увидеть этой диковины  (слайд 5) В  китайских  летописях  встречаются  описания  магнитных   ворот,  через  которые   не  мог пройти недоброжелатель с оружием,  Эти и другие известные в то время сведения о свойствах магнитов были написаны ещё в 1269 г. П. Перегрином в его книге «Письма о магнитах» Эксперимент 1 Сама показываю. Магнит создает вокруг себя магнитное поле (стержневой магнит с  немаркированными полюсами, несколько гвоздей)  Положила несколько гвоздей на стол. Поднесла магнит к гвоздям, гвозди притянулись к  нему. Сила, с которой магнит действует на гвозди, называется магнитной силой.  Вопрос: Можно ли увидеть магнитное поле? Экспериментальная: Задание   №1  Получить   картину   магнитного   поля   постоянных   магнитов. Зарисовать.  Оборудование        (для кратковременной лабораторной работы): Полосовой магнит (2 шт.), подковообразный магнит, железные опилки, кусок картона или белой бумаги размером в 2 длинных полосовых магнита.  1.                                                                                      3..                            2.  Указания к работе: Положите   лист   картона   на   полосовой   магнит,   и   равномерно   посыпьте   его   железными опилками.   Не   сдвигая   магнит   и   лист   картона   относительно   друг   друга,   осторожно постучите   по   листу,   чтобы   опилки   могли   свободно   перераспределиться.   Следите,   как выстраиваются опилки  на картоне. После появления четкой картины, перерисуйте  ее в тетрадь. Проверка (вебкамера): картинку показываем на экран. Объясните:     Что   можно   сказать   о   взаимодействии   магнитов   по   расположению магнитных линий? Ответ: Одноименные полюсы отталкиваются, разноименные притягиваются. Показываю:    Показать   проекцию   магниты   притягиваются   и   отталкиваются   (Модель) слайд 6) Задание № 2. Рассмотрим  свойства магнитов.(слайд 7) Оборудование     : На столах постоянные магниты и динамометр, железный цилиндр. Указания к работе:   К   динамометру   подвесьте   железный   цилиндр.   Поднесите   его   к   различным   местам (поочередно) горизонтально расположенного прямого магнита и, отрывая его от магнита, проследите за показанием динамометра. Вопрос: С одинаковой ли силой отрывается цилиндр от магнита? Вывод:   Магнит   обладает   на   разных   участках   различной   притягивающей   силой, наибольшее значение динамометр показывает в момент отрыва от концов магнита и наименьшее в момент отрыва от середины магнита (нейтральная линия).  Вопрос:  как называются те участки магнита, где сильнее проявляются магнитные силы? (Полюса магнита). Одно   из   величайших   изобретений   человека,   которое   помогает   ориентироваться     в пространстве.( Компас) Заглянем еще раз в историю.(Слайд 8) Сообщение2: Уже в III в. изготавливали особые «югоуказатели» в виде маленького человечка с вытянутой рукой. Эта фигурка ­ древнейший компас ­ укреплялась на магните, который мог вращаться. Значительно   позже   (в  VIII­IX  вв.)  арабы   стали   применять   компас   для  мореплавания. Европейские мореплаватели пользовались компасом примерно с  IX  в., но не знали (так же, как китайцы и арабы), почему один конец стрелки указывает на юг, а другой ­ на север. Шло время, менялся внешний вид компаса.  (Слайд 9) Устройство простейшего сегодняшнего компаса такое: в плоской цилиндрической пластмассовой коробочке на острие стальной иглы находится магнитная стрелка. Один конец стрелки окрашен в синий цвет, он указывает направление на север; другой окрашен в красный, он указывает на юг; на дне коробочки расположено градусное кольцо. Задание   №   3.   (слайд   10)  Определите   с   помощью   компаса:   какие   из   тел  оказывают действие на магнитную стрелку. Оборудование:   скрепки,   железные   болты,   алюминиевый   цилиндр   (брусок),   деревянный брусок, резиновый ластик. Указания к работе: Поднесите тела из разных материалов поочередно к стрелке компаса. Установите, в каком случае стрелка отклоняется.  Вывод: Итак, магнитная стрелка реагирует на предметы, сделанные из железа или содержащие железо. Не   случайно   урок   мы   начали   со   стихотворения   «Магнитная   бомба»   А.Николаева,   в котором речь шла о том, что магнитная стрелка реагирует и на осколки, застрявшие в организме .           В годы Великой отечественной войны магнитные мины были секретным и грозным оружием врага. Они отличаются от обычных тем, что лежат на дне моря и взрываются на расстоянии. Магнитная мина устроена так, что основная часть ее  взрывного устройства – магнитная стрелка. Когда рядом проходит судно, имеющее железный корпус, магнитная стрелка отклоняется от первоначального направления, включается электрическая цепь и мина взрывается.                Конструкция   мин   была   засекречена,   однако   группе   ученых   под   руководством профессора А.П.Александрова удалось найти способ защиты кораблей от их воздействия.  (Кому будет интересно узнать об этом, можете подойти ко мне после урока или посмотреть в дополнительной литературе.) Благодаря самоотверженному труду ученых­физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. Земной шар тоже является магнитом. У него есть свои магнитные полюсы и магнитное поле, поэтому мы и можем пользоваться компасом. Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям  первая причина ­ это процессы, происходящие в недрах Земли. вторая причина – радиационные пояса, которые расположены в экваториальной плоскости и состоят  из движущихся потоков заряженных частиц ­ протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. В   первом   (грубом)   приближении   на   не  слишком   больших   расстояниях   от   поверхности   планеты ее магнитное поле напоминает поле знакомого нам полосового магнита.   А   в   чем   состоит     особенность   магнитных   полюсов   Земли   вы   ответите,   просмотрев видеоролик. Магнитное поле Земли (видеоролик)  бенности   магнитных полюсов   Осо        Земли: (отвечают)   1. Северный полюс этого магнита находится в Южном полушарии и не на поверхности Земли, а на некоторой глубине, а Южный магнитный полюс ­ в Северном полушарии и тоже в недрах планеты.  2. Они постепенно  смещаются.  На основе изучения намагниченности извергнутых из глубин Земли и осадочных пород на морском дне получены данные, говорящие о том, что магнитное поле Земли некогда имело почти противоположное направление по сравнению с нынешним. Сообщение 3    :    Современные   ученые   считают,   что   изменения   климата   нашей   планеты  связаны   с изменениями магнитного поля Земли. Они   обратили   внимание   на   то,   что   в   последние   миллионы   лет   магнитное   поле   Земли возрастало.  В то  время, когда на Земле случались крупные оледенения, оно было наиболее сильным.  Интересны такие данные: конец  последнего оледенения (около 12 тыс. лет назад) совпал с периодом резкого усиления магнитного поля Земли. Период же очень теплого климата (бывший 608 тыс. лет назад) совпал с периодом очень слабого магнитного поля Земли Исследования в этой области продолжаются. Области на земном шаре, где направление магнитной стрелки компаса всегда образует большой угол с направлением магнитных силовых линий Земли, называют аномалиями.  Вопрос: Как вы думаете, чем объясняется большинство аномалий?   Ответ:  Объясняется   залеганием   под   поверхностью  Земли   горных   пород,   содержащих железные руды. Примерами могут служить такие места, как Криворожский  бассейн,  Горная Шория. (карта) В районе  Курской магнитной аномалии   магнитного поля в 5 раз  сильнее среднего значения. (слайд 15) Магнитное   поле   Земли   оказывает   влияние   и   на   процессы,   происходящие  в   атмосфере, например, на возникновение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах   до   1000   км.   Сияние   вызывают   потоки   заряженных частиц,   идущих   из   космоса;   в   магнитном   поле  Земли   в условиях   разреженного   воздуха   так   светятся   обычно   атомы кислорода и молекулы азота, Можем ли мы на себе почувствовать  влияние магнитного поля? Учитель:  Однажды   я   прочитала   в   АиФ   статью     “Магнитный   “привет”   из   космоса”. Разрешите зачитать некоторые отрывки из нее. “К вечеру 4 ноября 2004 года солнечная активность   была   наиболее   заметной   за   последние   одиннадцать   лет.   За   пять   дней геомагнитного возмущения, по данным Московского ГУВД, в столице зарегистрировано на 20 смертей и на 7 самоубийств больше, чем в среднем за аналогичный период до этого. Главный педиатр департамента здравоохранения Москвы прокомментировал  следующие цифры, что в больницы города Москвы за этот период поступило на 50% больше больных сердечно­сосудистыми заболеваниями и заболеваниями органов дыхания. Пик пришелся на 5 ноября, бригады “Скорой помощи” в три раза чаще выезжали на вызовы. (Статья АиФ 2004 г № 49) Что могло повлиять на здоровье людей? Это  связано с так называемыми магнитными бурями.  Магнитные бури ­  кратковре влияют на пове   Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью.  менные изменения магнитного поля Земли, которые сильно    дение стрелки компаса.  Сообщение 4..   Исследования показали, что организм человека реагирует на магнитные бури. Реакция организма человека  зависит от его возраста, пола и  реактивности нервной системы, состояния здоровья. Было   отмечено  также,   что   мужчины   более   подвержены   воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты миокарда случаются на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни. В  организме человека, существуют  упорядоченные движения электрических зарядов (электронов и ионов), которые определяют все основные процессы жизнедеятельности клеток. Кроме  токов   и   зарядов,   в   живом   организме  имеются   маленькие   «магнитики»;  это   ­ молекулы   различных   веществ,   прежде   всего   молекулы   воды.   Известно,   что   магниты взаимодействуют.  Именно поэтому меняющееся магнитное поле вызывает переориентацию маленьких   «магнитиков»   в   организме,  располагая   их   иначе,   чем   прежде.   Отклоняясь   от обычного направления, они перестают нормально выполнять свои функции, отчего начинает страдать весь организм. Наибольшей чувствительностью обладает нервная система.                     За многие годы  эволюции организм человека адаптировался   к   существованию магнитного поля Земли и его некоторым колебаниям.  Я:  Но в то же время магнитное поле Земли ­ своеобразный щит, оберегающий нас и весь органический мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы. Вывод: Как мы уже смогли убедиться, магнетизм является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время магнетизм широко используется в науке, технике и обыденной жизни. Постоянные магниты и электромагниты стоят в генераторах, вырабатывающих ток, и в электромоторах,   его   потребляющих;   без   них   не   может   обойтись   большинство транспортных   средств  –  автомобиль,   троллейбус,  тепловоз,  самолет,  корабль.   Магниты облегчают нашу жизнь и развлекают нас, служа нам в различных электробытовых приборах, а   также   в   магнитофонах,   радиолах   и   всевозможных   игрушках.   Наконец,   магниты   – неотъемлемая часть многих научных приборов, начиная от небольших, располагающихся на столе   исследователя,   и   до   огромных   ускорителей   с   размерами,   измеряемыми   многими километрами. Выполните тест: Задания на карточках по вариантам: Выпиши номера верных утверждений:  Вариант 1. 1. Северный полюс магнита обозначается буквой N. (+) 2. Магнитные полюса Земли не совпадают с ее географическими полюсами. (+) 3. Магнитные бури не оказывают действия на организм животных и человека. (­) 4. Появление магнитных бурь не связано с солнечной активностью. (­) 5. Те участки магнита, где сильнее проявляются магнитные силы, называются полюсами.  (+) 6. Северный конец магнитной стрелки всегда указывает на Южный магнитный полюс. (+) 7. Одноименные полюса магнитов притягиваются. (­) 8. Постоянный магнит  может иметь один полюс. (­) 9. Земной шар является магнитом. (+) Вариант 2. 1. Северный полюс магнита обозначается буквой S. (­) 2. Магнитные полюса Земли  совпадают с ее географическими полюсами. (­) 3. Источник магнитного поля Земли ­ круговые токи, циркулирующие внутри её жидкого  ядра. (+) 4. Магнитные бури – это значительные изменения магнитного поля Земли под действием  усиленного солнечного ветра. (+) 5. Те участки магнита, где слабее проявляются магнитные силы, называются полюсами. (­) 6. Магнитные аномалии объясняются залеганием под поверхностью Земли железных руд.  (+) 7. Разноименные полюса магнитов притягиваются. (+) 8. Магнитные линии выходят из северного полюса магнита. (+) 9. Тело, изготовленное из алюминия, оказывает действие на магнитную стрелку. (­) Верные  утверждения(слайд 18) Вариант 1:  1 2  5 6  9 Вариант 2:   3 4  6  7 8 д/З. Запишем задание на дом.  1. Прочесть в учебнике §§59,60. 2. Творческое задание на выбор: • • • • • приготовить сообщения по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. »,  написать сочинение «Я и магнитное поле Земли»,  написать стихи,  сказку «В мире магнитных явлений»,  найти пословицы и поговорки о магнитных явлениях Рефлексия: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства.  Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу.  У первого спросил: «Что ты делал целый день?». Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «Что ты делал целый день?» Тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. «А я принимал участие в строительстве храма». Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. (ваши стрелочки , которые есть на партах, оставьте там, где как вы …) Я  работала с вами с  удовольствием и вешаю свою стрелочку.(слайд с мордашками и облако) Я желаю вам всегда работать с радостью и удовольствием. Спасибо за работу. До свидания.

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс

Урок мозаика 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017