Урок мужества
Оценка 4.9

Урок мужества

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
история
9 кл
13.02.2019
Урок мужества
Публикация является частью публикации:
УРОК МУЖЕСТВА.doc
УРОК  МУЖЕСТВА «… НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ  Б  НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ»                                       Судьба семьи в судьбе страны Ц Е Л И: 1.Образовательльная – вызвать интерес к поисковой, исследовательской работе, к  литературе на военную тематику, выявить позицию учащихся по отношению к вопросу о  подвиге. 2. Развивающая – формировать навыки публичного выступления, умения отстаивать свою  точку зрения. 3. Воспитательная – помочь учащимся осознать непреходящую ценность памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, содействовать формированию у них  собственной точки зрения по отношению к такому понятию как война, создать ситуации   (показ слайдов, военной хроники), при которых учащиеся поймут, какие бедствия и  разрушения несет война., воспитывать интерес к боевому прошлому, продолжить  воспитание чувств патриотизма и гордости за свой народ, за свою страну. св.  Метапредметные учебно­информационные умения:  ­ умение извлекать информацию из разных источников ­ отбирать материал по заданной теме. Оборудование: ­ документальная хроника;                             ­ презентации. Методические приемы: ­  создание проблемной ситуации;                                             ­  элементы ролевой игры. Эпиграф на доске:                  Чувство благородное, чувство освященное!                                                    Обладай вечно сердцами россиян!                                                                                                                         Ф.Н. Глинка                                                     Мы о них не вспомним –                                                     И о нас не вспомнят. Р.Рождественский                                                                         Ход урока. Вступительное слово учителя          68 лет . Это много или мало? Если оглянуться на отдельного человека – целая жизнь.  Если окинуть взором страну – маленькая страница истории. 68 лет отделяют нас от того  дня, когда Великий народ одержал Великую Победу (звучит песня « Вспомните, ребята»  автор­ Д. Сухарев, композитор­ В. Берковский ).        Сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и  события тех героических дней. Чем дальше уходим мы от войны, от тех суровых сражений, чем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится  военная летопись, которую создавали и продолжают создавать фронтовики, писатели, журналисты,  участники поисковых отрядов. Ими движет страстное желание рассказать правду  о войне , правду о том, как совершалось великое, состоящее из малого. Отечественная война 1941  года потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил.  Войну выиграли не только штабы и армии, но и простой солдат в серой шинели: отец, сын,  муж, брат.        Сегодня летопись пишут потомки тех, кто сражался и погибал в  суровые годы. Вот  одна из страниц, написанная праправнуком семей ДРАНЧУК – ЛААР  Аланом  Бандуриным, учащимся 8 класса, гимназии № 10 ЛИК г. Невинномысска  Учащийся : В семье моего прапрадеда ДРАНЧУКА Константина Семеновича и его жены  Евдокии Петровны было шестеро детей. Жили небогато, но дружно и счастливо, пока не  грянул сорок первый год. Отец и старший сын Александр ушли на фронт. Юноша даже  прибавил себе 2 года (в суматохе первых военных месяцев никто не стал рассматривать его документы). Оба воевали на Сталинградском фронте, оба не вернулись. Почтальон принес  не похоронки ­  два листка, две слабых надежды: «…пропал без вести». И тот и другой  датированы одним годом – 1943. Долгое время потом прабабушка молилась и плакала,  перечитывая короткие письма, написанные в редкие часы отдыха: «Дорогая мама, не  обижайся, что мало написал. Нет времени. Скоро опять пойду в бой бить фашистских гадов. Целую триста миллионов раз. Твой сын Шурик». И в каждом письме он  беспокоился о благополучии домашней коровы Зорьки. Просил беречь ее, зная, что семье, в которой кроме него еще пятеро, не выжить без «рогатой кормилицы».  Эти письма, уже ветхие, зачитанные до дыр, – реликвии нашей семьи. Учитель: Письма с фронта. Они  хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их  берешь в руки так бережно, словно дорогой хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени  листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а  фронтовой конверт с пометкой «Воинское» по­прежнему призывает служить Родине. Эти письма высвечивали крупным планом человека на войне, его душу, жившую болью по  оставленным в тылу родным, его веру в Победу.  Учащийся : Треугольником сложен потемневший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год, Рвется ветер осенний и команда «Вперед». Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. Их с поклоном последним, полные сил От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни, Хоть и были когда­то далеко они. Прошу вас, храните солдатские письма. Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу Вас, храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты. Учащийся: Весна. Я иду с бабушкой по тихой, немноголюдной улочке поселка  Рождественское ( кадры улицы И. ЛААРА). Для меня и моих родных День Победы – 9 Мая начинается здесь, на улице, носящей имя бойца Иосифа Иосифовича ЛААРА, еще одного  моего прапрадеда. Как сказка звучит рассказ моей бабушки Таисии Михайловны  КАЛМУСОВОЙ еще об одной ветви нашего рода  ­  эстонцах ЛААР. Учащаяся: В 1868 году бедняки нескольких прибалтийских уездов  в надежде на лучшую  жизнь погрузили свой нехитрый скарб на подводы и проделали немалый путь: дошли до  предгорий Кавказа. Им были выделены земельные наделы. Так в 1868 году на карте  Ставрополья появилось красивейшее село Allmae , что означает «под горой», а по­русски – Подгорное. О родителях Иосифа известно только, что его мать умерла рано, а отец служил музыкантом: руководил духовым оркестром в царской армии. Иосиф и его брат  воспитывались в семье деда и бабушки по отцу.  Ему было 36 лет, когда началась война.  Сражался на  Южном, Северо–Кавказском  фронтах  В битве за Кавказ – первое ранение и  первая награда – орден Красной Звезды. На фронте  вступил в партию.  ( Военная хроника ставропольского краевого архива: Кавказ в годы войны) Учитель:  Гитлеровским командованием была создана мощная укрепленная позиция,  протяженностью от Азовского до Черного моря, названная ими «Голубой линией» Задача, поставленная перед фронтом, ­ прорвать оборону и выбросить гитлеровцев с Таманского  полуострова. Утром 7 августа 1943 года наша артиллерия ударила по врагу. Удар  поддержала штурмовая авиация. Главное направление – хутор Ленинский Крымского  района.        Отделение Иосифа ЛААРА  бросилось в атаку. Путь наступавшим преградил  сильный  пулеметный огонь из двух уцелевших дзотов. Под прикрытием  ЛААР бросился к одному  из них и забросал гранатами. Гитлеровцы, находившиеся там, были уничтожены. Но другая  огневая точка продолжала поливать свинцом залегшую роту. ЛААР подполз ко второму  дзоту.  Был тяжело ранен в живот. И тогда, зажав  почти вывалившиеся внутренности, он  сумел продвинуться вперед и закрыть телом амбразуру.  Рота поднялась в атаку. ЛААР еще некоторое время был жив. Его последними словами  были слова: «Бейте их, бейте их беспощадно». Запомните имя  Лара, Неведомое пока. Погиб он в атаке ярой Пятнадцатого полка. Товарищ! Малый и старый! Родину боготворя, Запомните имя Лара Эстонского богатыря. Учащаяся:  « Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своем  сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на  двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов, пальцы в заиндевевших рукавицах не  сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую, отвратительное  посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей…А  через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти  мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг  преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм  в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».              Эти слова Юрия Бондарева о таких на первый взгляд незаметных, но способных  совершить беспримерный подвиг, как Иосиф Иосифович ЛААР. Учащийся:  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за  образцовое выполнение боевой задачи и проявленные при этом мужество и героизм  Иосифу Иосифовичу ЛААРУ присвоить звание Героя Советского Союза   ПОСМЕРТНО.              Иосиф ЛААР был навечно зачислен в списки воинской части. Учитель: Славная история этого полка началась в 1918 году, а расформирован он был  после парада Победы в мае 2009 года. В дивизии, в которую входил полк Лара, 33 Героя  Советского Союза, 19 тысяч воинов награждены орденами и медалями. Учащийся:   Мужество – это не мода,                       Скорая, быстротечная.                       Мужество – суть мужчины,                       Прочная, долгая, вечная.                       Если зернышко смелости                       С почвой подружится,                       Вызреет в пору спелости                       Зернышко колосом мужества. (Звучит песня Г.Сукачева «Лейтенанты», на ее фоне слайды: Чечня, Афганистан) Учитель :Прошли годы. Выросли и состарились дети Константина Семеновича  ДРАНЧУКА. Нет больше в живых сыновей Иосифа ЛААРА – Александра и Анатолия: Оба служили в дивизии отца: Александр кадровым офицером, Анатолий  проходил срочную  службу. Давно ушла из жизни их мать – Надежда Афанасьевна ЛААР. Это о ней в письме­ завещании своим детям писал  Иосиф: « Цените, уважайте свою мать, женщину,  которую я очень любил...». Никто из них не посрамил имени отца. (Зрительный ряд: фотографии писем, документов, на их фоне звучит музыка) Учащийся: Я всегда буду помнить подвиги прадедов и гордиться историей моей семьи,  которая внесла свой вклад в историю России. Жить так, чтобы никогда обо мне и моих  будущих детях не сказали: « Иваны, не помнящие родства». Учащийся:  9 Мая…Бесконечный людской поток движется к Мемориальному комплексу   «Огонь Вечной Славы», к огню, который зажжен в память двадцати шести миллионов  четырехсот пятидесяти двух тысяч погибших. Они покоятся в братских могилах и на  военных кладбищах, ставших скорбными реликвиями войны. Они наша печаль и память.  Благодаря им,  каждый рожденный после войны человек знает, что такое жизнь. Иду и я с букетом гвоздик, чтобы почтить память моих прадедов, навеки оставшихся  молодыми. (Кадры возложения венков к Мемориалу «Огонь Вечной Славы». Хроника городской  телекомпании  «Телетекст») Минута молчания Итог урока Учащийся:  ( отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского  «Я убит подо Ржевом») Я убит подо Ржевом, Тот – еще под Москвой. Где­то, воины, где вы, Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома в семье? В боевых гарнизонах На не нашей земле? Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль в снегу… Я вам жить завещаю, ­ Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать горделиво, Не клонясь головой. Ликовать не счастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое – В память воина­брата, Что погиб за нее.   Список используемой литературы: ­  документальная хроника ставропольского краевого архива, телекомпании                           «Телетекст» г.Невинномысска; ­  стихи А.Т.Твардовского; ­  Ю.Бондарев «Горячий снег»; ­  художественно­публицистический альманах «Вспомним всех поименно»,          г.Невинномысск 2010; ­ материалы личного архива семьи Бандуриных.

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества

Урок мужества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019