урок мужества

  • Мероприятия
  • doc
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала УРОК МУЖЕСТВА.doc
УРОК  МУЖЕСТВА «… НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ  Б  НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ»                                       Судьба семьи в судьбе страны Ц Е Л И: 1.Образовательльная – вызвать интерес к поисковой, исследовательской работе, к  литературе на военную тематику, выявить позицию учащихся по отношению к вопросу о  подвиге. 2. Развивающая – формировать навыки публичного выступления, умения отстаивать свою  точку зрения. 3. Воспитательная – помочь учащимся осознать непреходящую ценность памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, содействовать формированию у них  собственной точки зрения по отношению к такому понятию как война, создать ситуации   (показ слайдов, военной хроники), при которых учащиеся поймут, какие бедствия и  разрушения несет война., воспитывать интерес к боевому прошлому, продолжить  воспитание чувств патриотизма и гордости за свой народ, за свою страну. св.  Метапредметные учебно­информационные умения:  ­ умение извлекать информацию из разных источников ­ отбирать материал по заданной теме. Оборудование: ­ документальная хроника;                             ­ презентации. Методические приемы: ­  создание проблемной ситуации;                                             ­  элементы ролевой игры. Эпиграф на доске:                  Чувство благородное, чувство освященное!                                                    Обладай вечно сердцами россиян!                                                                                                                         Ф.Н. Глинка                                                     Мы о них не вспомним –                                                     И о нас не вспомнят.Р.Рождественский                                                                         Ход урока. Вступительное слово учителя          68 лет . Это много или мало? Если оглянуться на отдельного человека – целая жизнь.  Если окинуть взором страну – маленькая страница истории. 68 лет отделяют нас от того  дня, когда Великий народ одержал Великую Победу (звучит песня « Вспомните, ребята»  автор­ Д. Сухарев, композитор­ В. Берковский ).        Сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и  события тех героических дней. Чем дальше уходим мы от войны, от тех суровых сражений, чем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится  военная летопись, которую создавали и продолжают создавать фронтовики, писатели, журналисты,  участники поисковых отрядов. Ими движет страстное желание рассказать правду  о войне , правду о том, как совершалось великое, состоящее из малого. Отечественная война 1941  года потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил.  Войну выиграли не только штабы и армии, но и простой солдат в серой шинели: отец, сын,  муж, брат.        Сегодня летопись пишут потомки тех, кто сражался и погибал в  суровые годы. Вот  одна из страниц, написанная праправнуком семей ДРАНЧУК – ЛААР  Аланом  Бандуриным, учащимся 8 класса, гимназии № 10 ЛИК г. Невинномысска  Учащийся : В семье моего прапрадеда ДРАНЧУКА Константина Семеновича и его жены  Евдокии Петровны было шестеро детей. Жили небогато, но дружно и счастливо, пока не  грянул сорок первый год. Отец и старший сын Александр ушли на фронт. Юноша даже  прибавил себе 2 года (в суматохе первых военных месяцев никто не стал рассматривать его документы). Оба воевали на Сталинградском фронте, оба не вернулись. Почтальон принес  не похоронки ­  два листка, две слабых надежды: «…пропал без вести». И тот и другой  датированы одним годом – 1943. Долгое время потом прабабушка молилась и плакала,  перечитывая короткие письма, написанные в редкие часы отдыха: «Дорогая мама, не  обижайся, что мало написал. Нет времени. Скоро опять пойду в бой бить фашистских гадов. Целую триста миллионов раз. Твой сын Шурик». И в каждом письме он  беспокоился о благополучии домашней коровы Зорьки. Просил беречь ее, зная, что семье, в которой кроме него еще пятеро, не выжить без «рогатой кормилицы».  Эти письма, уже ветхие, зачитанные до дыр, – реликвии нашей семьи. Учитель: Письма с фронта. Они  хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их  берешь в руки так бережно, словно дорогой хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени  листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а  фронтовой конверт с пометкой «Воинское» по­прежнему призывает служить Родине. Этиписьма высвечивали крупным планом человека на войне, его душу, жившую болью по  оставленным в тылу родным, его веру в Победу.  Учащийся : Треугольником сложен потемневший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год, Рвется ветер осенний и команда «Вперед». Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. Их с поклоном последним, полные сил От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни, Хоть и были когда­то далеко они. Прошу вас, храните солдатские письма. Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу Вас, храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты. Учащийся: Весна. Я иду с бабушкой по тихой, немноголюдной улочке поселка  Рождественское ( кадры улицы И. ЛААРА). Для меня и моих родных День Победы – 9 Мая начинается здесь, на улице, носящей имя бойца Иосифа Иосифовича ЛААРА, еще одного  моего прапрадеда. Как сказка звучит рассказ моей бабушки Таисии Михайловны  КАЛМУСОВОЙ еще об одной ветви нашего рода  ­  эстонцах ЛААР. Учащаяся: В 1868 году бедняки нескольких прибалтийских уездов  в надежде на лучшую  жизнь погрузили свой нехитрый скарб на подводы и проделали немалый путь: дошли до  предгорий Кавказа. Им были выделены земельные наделы. Так в 1868 году на карте  Ставрополья появилось красивейшее село Allmae , что означает «под горой», а по­русски – Подгорное. О родителях Иосифа известно только, что его мать умерла рано, а отец служил музыкантом: руководил духовым оркестром в царской армии. Иосиф и его брат  воспитывались в семье деда и бабушки по отцу.  Ему было 36 лет, когда началась война.  Сражался на  Южном, Северо–Кавказском  фронтах  В битве за Кавказ – первое ранение и  первая награда – орден Красной Звезды. На фронте  вступил в партию.  ( Военная хроника ставропольского краевого архива: Кавказ в годы войны) Учитель:  Гитлеровским командованием была создана мощная укрепленная позиция,  протяженностью от Азовского до Черного моря, названная ими «Голубой линией» Задача,поставленная перед фронтом, ­ прорвать оборону и выбросить гитлеровцев с Таманского  полуострова. Утром 7 августа 1943 года наша артиллерия ударила по врагу. Удар  поддержала штурмовая авиация. Главное направление – хутор Ленинский Крымского  района.        Отделение Иосифа ЛААРА  бросилось в атаку. Путь наступавшим преградил  сильный  пулеметный огонь из двух уцелевших дзотов. Под прикрытием  ЛААР бросился к одному  из них и забросал гранатами. Гитлеровцы, находившиеся там, были уничтожены. Но другая  огневая точка продолжала поливать свинцом залегшую роту. ЛААР подполз ко второму  дзоту.  Был тяжело ранен в живот. И тогда, зажав  почти вывалившиеся внутренности, он  сумел продвинуться вперед и закрыть телом амбразуру.  Рота поднялась в атаку. ЛААР еще некоторое время был жив. Его последними словами  были слова: «Бейте их, бейте их беспощадно». Запомните имя  Лара, Неведомое пока. Погиб он в атаке ярой Пятнадцатого полка. Товарищ! Малый и старый! Родину боготворя, Запомните имя Лара Эстонского богатыря. Учащаяся:  « Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своем  сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на  двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов, пальцы в заиндевевших рукавицах не  сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую, отвратительное  посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей…А  через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти  мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг  преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм  в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».              Эти слова Юрия Бондарева о таких на первый взгляд незаметных, но способных  совершить беспримерный подвиг, как Иосиф Иосифович ЛААР. Учащийся:  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за  образцовое выполнение боевой задачи и проявленные при этом мужество и героизм  Иосифу Иосифовичу ЛААРУ присвоить звание Героя Советского Союза   ПОСМЕРТНО.              Иосиф ЛААР был навечно зачислен в списки воинской части.Учитель: Славная история этого полка началась в 1918 году, а расформирован он был  после парада Победы в мае 2009 года. В дивизии, в которую входил полк Лара, 33 Героя  Советского Союза, 19 тысяч воинов награждены орденами и медалями. Учащийся:   Мужество – это не мода,                       Скорая, быстротечная.                       Мужество – суть мужчины,                       Прочная, долгая, вечная.                       Если зернышко смелости                       С почвой подружится,                       Вызреет в пору спелости                       Зернышко колосом мужества. (Звучит песня Г.Сукачева «Лейтенанты», на ее фоне слайды: Чечня, Афганистан) Учитель :Прошли годы. Выросли и состарились дети Константина Семеновича  ДРАНЧУКА. Нет больше в живых сыновей Иосифа ЛААРА – Александра и Анатолия: Оба служили в дивизии отца: Александр кадровым офицером, Анатолий  проходил срочную  службу. Давно ушла из жизни их мать – Надежда Афанасьевна ЛААР. Это о ней в письме­ завещании своим детям писал  Иосиф: « Цените, уважайте свою мать, женщину,  которую я очень любил...». Никто из них не посрамил имени отца. (Зрительный ряд: фотографии писем, документов, на их фоне звучит музыка) Учащийся: Я всегда буду помнить подвиги прадедов и гордиться историей моей семьи,  которая внесла свой вклад в историю России. Жить так, чтобы никогда обо мне и моих  будущих детях не сказали: « Иваны, не помнящие родства». Учащийся:  9 Мая…Бесконечный людской поток движется к Мемориальному комплексу   «Огонь Вечной Славы», к огню, который зажжен в память двадцати шести миллионов  четырехсот пятидесяти двух тысяч погибших. Они покоятся в братских могилах и на  военных кладбищах, ставших скорбными реликвиями войны. Они наша печаль и память.  Благодаря им,  каждый рожденный после войны человек знает, что такое жизнь. Иду и я с букетом гвоздик, чтобы почтить память моих прадедов, навеки оставшихся  молодыми. (Кадры возложения венков к Мемориалу «Огонь Вечной Славы». Хроника городской  телекомпании  «Телетекст») Минута молчания Итог урока Учащийся:  ( отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского  «Я убит подо Ржевом»)Я убит подо Ржевом, Тот – еще под Москвой. Где­то, воины, где вы, Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома в семье? В боевых гарнизонах На не нашей земле? Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль в снегу… Я вам жить завещаю, ­ Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать горделиво, Не клонясь головой. Ликовать не счастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое – В память воина­брата, Что погиб за нее.   Список используемой литературы: ­  документальная хроника ставропольского краевого архива, телекомпании                           «Телетекст» г.Невинномысска; ­  стихи А.Т.Твардовского; ­  Ю.Бондарев «Горячий снег»; ­  художественно­публицистический альманах «Вспомним всех поименно»,          г.Невинномысск 2010; ­ материалы личного архива семьи Бандуриных.