Урок на тему "Кипение"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок на тему "Кипение"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Документация
docx
физика
8 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
План конспект урока Кипение физика 8 класс.docx
План­конспект урока Кипение. Цель урока: Сформировать понятие кипения; Выявить и объяснить особенности кипения с точки зрения молекулярно­кинетической теории; Задачи:  Образовательные: выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения. продолжить формировать умение учеников объяснять физические явления на основе  знаний положений  МКТ. Развивающие: формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы; формировать умение самостоятельно приобретать знания; развитие логического мышления учащихся; развитие познавательного интереса. Воспитательные:                Развитие умений взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, соотносить уровень своих знаний с требованиями.                 10.Тип  урока: Изучение нового материала. 11. Формы работы:                   Традиционные – вводная беседа с постановкой проблемы урока,  беседа при формировании новых понятий,  беседа при подведении итогов урока.                  Инновационные – проведение фронтального эксперимента с использованием ЭОР, презентация. 12. Необходимое техническое оборудование:                   Традиционные –  спиртовка, колба с водой, термометр для измерения температуры.                                                                                                     Инновационные­ Персональный компьютер для учителя, выход в ресурсы Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых   образовательных ресурсов»                  Печатные ­ на карточке заранее напечатанный тест. 13.Структура и ход урока: 1. 2. 3. 4. 5. Актуализация знаний и мотивация к обучению – 5 мин Изучение нового материала  в процессе проведения эксперимента– 19 мин Сравнение процессов испарения и кипения ­5 мин. Закрепление знаний, самостоятельная работа –10 мин Подведение итогов урока – 4 мин. Ход урока: по ходу урока через мультимедийный проектор демонстрируются два видеоролика, презентация. Таблица 1. № 1 1 Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность Время 2 Актуализация знаний и мотивация к  обучению 3 Вопросы контроля: Физический диктант «Змейка»  Если да, то ставим такой знак  Если нет, то ставим такой знак  В итоге должна получиться змейка (примерно:  )  4 Для повторения материала  выполним физический  диктант 6 5 мин ученика 5 Воспринимают  информацию,  сообщаемую  учителем,  отвечают на  вопросы. Испарение происходит при температуре  Парообразованием называют переход молекул  Если нет притока энергии к жидкости извне,  1. из жидкости в пар (да) 2. кипения (нет). 3. то температура при испарении понижается (да). 4. значительно медленнее, чем то же количество воды в  стакане (нет). 5. испарение происходит медленнее (нет). 6. молекул из пара в жидкость (да) Вода, пролитая на пол, испаряется  Чем выше температура жидкости, тем  Конденсацией называется процесс перехода  Ответ:  Презентация. Учитель предлагает  учащимся посмотреть  Фронтальная  работа учащихся Видеоролик "Гейзер"  2 Изучение нового  материала в процессе проведения  натурного  эксперимента и  одновременного  показа презентации этап кипения воды, дальнейший нагрев. Просмотр  Видеоролик "Что такое кипение"   видеоролик (без звука) и  ответить на вопросы: Какое  явление мы наблюдаем? Как его объяснить? Мы сегодня с вами  пронаблюдаем за процессом кипения и попробуем  открыть тайну кипения  воды. Учитель на  демонстрационном столе   начинает показ  эксперимента кипения  воды. Начинаем наблюдение  процесса кипения воды с  одновременным показом  слайдов из презентации,  уделяя внимание на этапы.  В группе ответить на  вопросы: 1) из чего состоят  пузырьки? 2) почему поднимаются в  верх? 3) почему пузырьки  лопаются? 4) почему слышен шум? 19 мин за воды.   Учащиеся начинают наблюдать процессом кипения   Производят наблюдение, обсуждают результаты, делают выводы. г) этап построения графика зависимости температуры от времени Строим график  зависимости, разбор  участков графика. Работа с таблицей на  45  стр.Обратить внимание на  название таблицы Учащиеся строят  график  зависимости  температуры воды от температуры,  разбирают этапы,  работа с таблицей 3  Этап: Сравнение процессов испарения и кипения. в учебнике. Ситуация с альпинистами и  шахтёрами. 5мин Отвечая на  вопросы учителя  учащиеся  анализируют  изученный  материал,  формулируют  выводы. Выявления общего и  различий в двух процессах.  Учащимся задаются  вопросы:1) Каким  процессом являются   процессы «испарения» и  «кипения»? 2) С какой  поверхности происходит   парообразование? 3)При  какой температуре? 4) Как  изменяется  температура  воды при этих процессах? Физкультминутка  1. При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость  испарения ... (увеличивается, руки вверх) 2. При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается,  руки вниз) 3. При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх) 4. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается …  температуры жидкости (понижением , руки вниз) 5. При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз). 6. Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны) 4 Закрепление знаний  учащихся,  самостоятельная  работа 10мин Учащиеся  повторяют по  опорному  конспекту  пройденный  материал,   заполняя пробелы  в опорном  конспекте . Выполняют  тестовую работу. В I веке до н.э. римский  поэт Тит Лукреций Кар в  своей знаменитой поэме «О  природе вещей» писал:  И, наконец, на морском  берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на  солнце, вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как  влага на нем оседает, Да и не видно того, как она  исчезает от зноя. Значит, дробиться вода на  такие мельчайшие части,  Что недоступны они  совершенно для нашего  глаза. О каком физическом  явлении говорится в  отрывке? Сказка  Жил­был царь. У него были три дочери:  старшая,средняя и младшая. Младшая была самая  красивая,самая любимая. Царь был стар и умен. Он  давно издал указ, по которому первая дочь,  выходящая замуж получит пол­царства. Зная указ,  средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и  часто из­за этого ссорились. Младшая дочь замуж не  собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с  замужеством и уладить ссоры, царь предложил  провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были  совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и  по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное  количество воды из ведра. «Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и  отправиться вместе со мной на кухню. Там вы  поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они  закипят. Та дочь, у которой закипит чайник  раньше,выйдет замуж первой».  Как не странно, но расчеты царя были  точными,первым закипел чайник у младшей дочери.  Почему? Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели,  чтоб их чайники закипели быстрее, и часто  поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли  в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала! 5 Подведение итогов Рефлексия 4мин Тест ВАРИАНТ 1 1.В отличие от испарения кипение: А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения. Б.Это парообразование, которое происходит при tº кипения только с  поверхности жидкости В.Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Г.Это переход жидкости в пар. 2.Температура жидкости во время кипения: А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется. Г.Сначала увеличивается, а потом уменьшается. 3.Шотландский ученый Д.Блэк установил одну из причин «пения» нагретых сосудов. Она заключалась в следующем: А При нагревании жидкости интенсивно образуются пузырьки воздуха.  Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В. Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои  воды и быстро лопаются. Г. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются. 4. В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» путешественники на перевале в Андах обнаружили, что термометр, опущенный в  закипевшую воду, показал всего лишь 87º С. Возможно ли такое?  А. Нет, при любых условиях tº кипения воды 100º С. Б.Да. Высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается.  В.Нет, термометр был испорчен.  5.Какому состоянию жидкости соответствует участок графика 1­2 ? А.Нагревание воды. Б.Кипение воды. В.Испарение воды.   1.Кипение – это: А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Б. Это парообразование,  происходящее с поверхности жидкости.  В. Это переход твердого тела в жидкое состояние. Г. Это переход жидкости в пар при любой tº. ВАРИАНТ 2 2.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного ее выкипания? А.Повышается. Б. Понижается.  В. У одних жидкостей повышается, у других понижается.. Г. Остается неизменной.  3.При нагревании воды до определенной tº слышен шум. Причиной шума является: А. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.  Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои  воды и быстро лопаются.  Г.  Интенсивное образование пузырьков воздуха при нагревании жидкости. 4.В романе Ж.Верна «Гектор Сервадак» автор замечает, что на высоте 11000м вода должна закипать при tº= 66ºС. Так ли это? А. Проверить невозможно, т.к. на такой высоте человек не сможет дышать.  В. .Да, т.к. высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается. Г.Вода, где бы и в каких условиях она ни  находилась, всегда будет кипеть при 100ºС. 5. .Какому состоянию жидкости соответствует участок графика 2­3? А.Нагревание. Б.Кипение. В.Испарение.   Ответы к тестам: 1Вариант: 1.В   2.В   3.В      4.Б     5.А 2Вариант: 1.А     2.Г  3.В     4.В      5.Б
скачать по прямой ссылке