И то, не потому, что он священник, а потому, что он ученый. Это Павел Флоренский. Стало быть, русской Голгофы как бы не существовало. Вот проблема. Соловки. Фотография Николая Кобозева. — То есть, в общем-то, о самом важном они говорить не хотят? — Они считают, что в теме Соловецкого лагеря это не самая важная страница, это первый момент. А второе — вот есть монастырь, пусть он этим и занимается.
МБОУ СОШ «№34»
УРОК ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
в рамках предметной недели духовно нравственной( православной
культуры
на тему «Подвиг новомученников и исповедников земли Подмосковной.
(Русская Голгофа) »
учитель ОПК
Ткаченко А.С.2017
Тема урока «Подвиг новомученников и исповедников
Подмосковной. (Русская Голгофа) »
земли
Тип урока. Урок изучения нового материала с применением ИКТ.
Цель урока. Формирование понятия у учащихся «Русская Голгофа»,познакомить с
местами массовых расстрелов священнослужителей Русской Православной церкви в 2030
е годы ХХ века на Бутовском полигоне. В том числе рассказать о место чтимом
новомученнике о дьяконе Иосифе который пострадал и был расстрелян на Бутовском
полигоне .
Задачи урока;
углубление представления учащихся о подвигах Новомучеников и Исповедников
Российских в ХХ веке;
познакомить учащихся с произведениями литературы ХХвека, раскрывающими
содержание понятие «Русская Голгофа»;
познакомить учащихся с иконографией Новомучеников и Исповедников Российских ;
развитие умения анализировать, систематизировать информацию, полученную в
результате самостоятельной поисковой деятельности;
воспитание уважительного и внимательного отношения к прошлому России, осознанию
подвигов мученичества в истории страны.
Оборудование.
Учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Голгофа».
III. Введение понятия «Русская Голгофа». Постановка проблемы урока. Сообщение темы и
цели урока.
IV. Изучение нового материала.
1. Ганина Яма
2. . Соловецкий монастырь.
3 Бутовский полигон НКВД. Собор Новомучеников и Исповедников Российских,
пострадавших в Бутово.
4 Разказ жития новомученника дьякона Иосифе который пострадал и был расстрелян на
Бутовском полигоне.
V. Закрепление изученного материала.VI. Рефлексия.
Ход урока.
I . Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Актуализация знаний учащихся по теме «Голгофа».
Понятие, о котором сегодня пойдет речь на уроке имеет множество толкований.
Прочитайте различные толкования и определите понятие . (Приложение 1)
Значение понятия «Голгофа»
… на иврите переводится "лобное место"; что является калькой греческого kranion
"череп"
исторический холм на окраине Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос.
(БЭС)
христиане используют это слово в переносном смысле, говоря об испытаниях,
через которые им приходится проходить. Например, "это моя … ", т.е. "мой крест"
или "моя участь". (БЭС)
синоним мученичества и страданий (словарь Т.Ф. Ефремовой)
место тяжелых испытаний, страданий. (словарь Т.Ф. Ефремовой)
III . Введение понятия «Русская Голгофа».
Россия – 20век. Эпоха великих достижений и время тяжелых потрясений для нашей
страны. После Октябрьской революции 1917 года наступили в России трагические
времена, которые предвидел святой Иоанн Кронштадский. События, произошедшие в
России после переворота дали основание назвать этот период в истории христианской
культуры Русской Голгофой.
Постановка проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.
Что такое Русская Голгофа? Что происходило в этот период? Чем события ХХ века в
России напомнили события, которые произошли более двух тысячелетий назад? Сегодня
наша цель найти ответы на эти вопросы.
(На доске и в тетрадях записывается тема урока.)
IV. Изучение нового материала.
1. Ганина Яма
Одно из мест, называемых «Русской Голгофой», вам поможет определить эта икона.
Кто на ней изображен? (Царская семья).
Что вы знаете об этом памятном месте? Где оно находится? ( Ганина Яма, Екатеринбург.
В затопленную шахту рудника сбросили тела царской семьи Николая II )
2. Соловецкий лагерь особого назначения. Собор Соловецких Новомучеников и
Исповедников.
А теперь отправляемся на Север нашей страны, где над Белым морем возвышается
Соловецкий монастырь. Но не смотря на тяжелые условия заключения, православная жизнь в лагере монастыре
продолжалась: под открытым небом, в лесу, в тюремной камере тайно служили
заключенные священники Божественную Литургию. С риском утонуть, собирали
заключенные на болотах клюкву, делали сок. Отдавали свой скудный лагерный паек хлеба
для Таинства Причастия. И как бы тяжело им не было, они постоянно молились о
спасении России.
Какие места Соловецкого архипелага напоминают нам сегодня об этих трагических
событиях?( Распято Голгофский скит на о. Анзер, Секирная Гора, места захоронения
соловецких узников)
Перед вами икона Собор Соловецких Новомучеников и Исповедников.
Работа с понятиями ( раздаточный материал)
Новомученик
Исповедник
Священномученик
Преподобномученик
Священноисповедник
Преподобноисповедник
Христианин, принявший мученическую кончину за веру во
Христа в сравнительно недавнее время.
Святой, прославляемый Церковью за открытое оглашение
своей веры в Христа во время гонений; претерпевший
гонения, но оставшийся жив.
Священнослужитель, принявший мученическую кончину за
исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее
время.
Монах, принявший мученическую кончину за исповедание
веры во Христа в сравнительно недавнее время.
Священнослужитель, пострадавший от гонителей веры за
открытое оглашение своей веры в Христа, но оставшийся
жив
Святой из монахов , пострадавший от гонителей веры, но
оставшийся жив.
Кто они Соловецкие мученики?
Учащиеся знакомятся с эпизодами жизни Соловецких Новомучеников и Исповедников.
3. Бутовский полигон НКВД. Собор Новомучеников и Исповедников Российских,
пострадавших в Бутово.
Судьба многих Соловецких Новомучеников переплетается еще с одним трагическим
местом в центре России поселком Бутово.
( прикрепляется изображение на доску)
Рассказ учителя.
Уже известны имена 255 святых мучеников, пострадавших за Христа, святые останки
которых покоятся здесь на Бутовском полигоне. Перед вами икона Собор Новомучеников
и Исповедниов, пострадавших в Бутово.Их биографии очень похожи на биографии
мучеников Соловков; не смотря на допросы и угрозы расстрела они стояли на своем.
Сохраняя преданность делу своей жизни служению Христу.Среди мирян мы также находим настоящих подвижников веры, свидетельства истинно
христианской любви к ближнему. Примером такой веры и такой любви может служить
следственное дело мирянина Сергея Михайловича Ильина.
Он был младшим братом известного в Москве священника Александра Ильина. Отец
Александр совершал тайные богослужения на дому у себя и у своих близких. Об этом
узнали в органах НКВД. В дом к Ильиным нагрянули с обыском и ордером на арест. Но
арестовали не священника, а его младшего брата Сергея Михайловича Ильина (это был
третий его арест). Началось следствие. Из дела видно, что многие показания, имеющиеся в
нем, относятся не к Сергею Михайловичу, а к его братусвященнику. Но младший брат ни
слова не говорит об ошибке. 3 ноября 1937 года по делу С. М. Ильина выносится приговор
высшая мера наказания. 5 ноября Сергей Михайлович Ильин предстает пред Богом. А
отец Александр (москвичи его ласково называли "Горбатенький", так как он был калека)
умер своей смертью во время войны.
На территории Бутовского полигона возведены два храма с одноименным названием –
храмы в честь Новомучеников и исповедников Российских.
«Посещение» храмов Бутовского полигона.
Нижний храм Новомучеников и Исповедников.
Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен
Державной иконе Божией Матери. Под покровом этой иконы жил русский народ в 20 веке
после свержения императора Николая Александровича. Над царскими вратами
центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию
Кедрову, убиенному в Бутове.
Верхний храм Новомучеников и Исповедников.
Посвящён прославлению подвига новомучеников. Новомученики Российские никогда не
помышляли о том, что они будут прославлены в лике святых и в честь них будут строиться
храмы, всё своё упование они возлагали на Воскресение Христово, и своей жизнью и
смертью они свидетельствовали о своей вере в Воскресение Христово и во всеобщее
воскресение.Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских,
левый во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, как главы собора
Новомучеников и Исповедников Российских. На правом столбе икона собора
Новомучеников и Исповедников Российских. На сегодняшний день в числе поименно
прославленных Новомучеников ХХ века 1762 человека.( прикрепляется икона
Новомучеников и исповедников Российских)На левом столбе икона собора
Новомучеников в Бутове убиенных. Икона написана по образцу собора Российских
Новомучеников, но если на последней мученики изображены на фоне храма Христа
Спасителя, то на иконе Бутовских святых они стоят на фоне бутовского деревянного
храма, перед которым Бутовский голгофский крест, а ниже которого рвы с останками
убиенных праведников.
«Посещение» Поклонного креста минута молчания.
В 2007 году на Бутовский полигон из Соловецкого монастыря был доставлен поклонный
крест.
чтение стихотворения «Баллада о сорока мучениках» И.Ляпина.( с.110 учебник)4 Разказ жития новомученника дьякона Иосифе который пострадал и был расстрелян на
Бутовском полигоне.
Рассказ учителя
( прикрепляется изображение на доску)
В городе Старая Купавна в Свято Троицком храме служил дьякон Иосиф, который тоже
был расстрелян на Бутовском полигоне . Священномученик Иосиф родился 7 июня 1886
года в местечке Жировицы Слонимского уезда Гродненской губернии (ныне село
Жировичи, Слонимский район, Гродненская область, Белоруссия) в семье белорусского
крестьянина Антония Сченсновича (поляка по происхождению). Настрой семьи был
глубоко православным, и Иосиф с юности посвятил свою жизнь служению Церкви.
В 1929 году Иосиф Антонович стал служить диаконом в храме Петра и Павла у Яузских
ворот в Москве, с 1930 года – в Троицком храме поселка Купавна Ногинского района
Московской области. В том же году за безупречное церковное служение он был награжден
двойным орарем.
5 ноября 1937 года руководители НКВД по Московской области Якубович, Персиц и
Васильев выписали справку на арест диакона Иосифа.
Диакон Иосиф Сченснович был расстрелян 21 ноября 1937 года и погребен в общей
безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
V. Закрепление изученного материала.
Покидая это памятное историческое место, я хочу спросить вас чему учат нас их
подвиги и примеры жизни? ( Они убеждают людей в том, что подвижничество ради Христа
не есть лишь достояние древности, а непременная принадлежность всех веков. Их подвиги
напоминают христианам о добродетелях веры, надежды, любви.)
6. Рефлексия.
Необходима ли нам память о Новомучениках и Исповедниках Российских?
Опрос населения России старше 18 лет. В нем приняли участие три тысячи респондентов
во всех регионах РФ.
49 процентов опрошенных считают: новомученичество ХХ века и происходящий сегодня
процесс канонизации российских новомучеников это сугубо внутрицерковное дело.
24 процента убеждены, что это явление важное для любого гражданина России.
Для 27 процентов это все не имеет значения, им все равно, они затрудняются ответить.
А как бы ответили вы на этот вопрос?
Необходима ли нам память о Новомучениках и Исповедниках Российских?
Новомученичество ХХ века и происходящий сегодня процесс канонизации
Российских Новомучеников это сугубо внутрицерковное дело.
это явление важное для любого гражданина России.
это все не имеет для меня значения
(cid:240)
(cid:240)
(cid:240)затрудняются ответить
Представление результатов опроса учащихся.
Домашнее задание – Обсудите отношение к этой проблеме в вашей семье и напишите
сочинение рассуждение «Необходима ли нам память о Новомучениках и Исповедниках
Российских»
(cid:240)