Урок русского языка по теме "Написание разделительного мягкого знака" (2 класс) разработан с учетом методических осоменностей учебно-методического комплекса "Перспективная начальная школа": • Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3,часть2. — М.: Академкнига/Учебник; • Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Написание разделительного Ь разработка Дубчак Л.А. МБОУ СОШ 7 ГЕОРГИЕВСК.docx
Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс
Тема урока: Написание разделительного Ь.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: ценностносмысловая ориентация: открывать
для себя чтото новое; способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; сохранять учебную задачу в течение всего урока, для своего ответа
оперировать изученным правилом, высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения
действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
самостоятельно выполнять и контролировать свою деятельность.
Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, таблицы, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке; строить логическую цепочку рассуждений;
ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст упражнения, правило,
таблицу, выделенный фрагмент текста, моделировать понятие, работать с
несколькими источниками информации (учебники, словарь, тетрадь для
самостоятельной работы, тексты, таблицы), извлекать необходимую информацию,
понимать значение русского языка в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других; учиться работать в паре и оценивать себя и друг друга,
формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты: употреблять разделительный Ь, применять
орфографическое правило о написании разделительного Ь при выполнении
практических заданий
Учебнометодическое обеспечение: Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
•
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.:
Академкнига/Учебник.
•
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык.
2класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
•
Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для са
мостоятельной работы № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
•
Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т. А.
Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Оборудование: презентация к уроку; раздаточные карточки; фишки для
конструирования модели; фишки для рефлексии; учебники 2 и 3 части, тетрадь
для самостоятельных работ, рабочая тетрадь.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа; чтение
текста вслух; самостоятельная работа по заданиям в учебнике и в тетради для
самостоятельной работы; сопровождение обучающихся, нуждающихся в
педагогической поддержке; моделирование, чтение таблицы.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1.
На странице «Содержание» (с.4) находим формулировку новой темы
«Написание разделительных Ь и Ъ».
Отмечаем в учебнике (У3) с. 104 закладкой. В рабочей тетради записываем
дату урока и вид работы ( Классная работа).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА.
2.
Хорошо читающий ученик читает вслух тему нового блока.
Высказываем предположение, чем будем заниматься на уроке (писать слова с
разделительными Ь и Ъ). Приведите примеры таких СЛОВ (обезьяна, семья, вьюга
и т.п.)
3.
ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Работа по У3, с.104. Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
1) Введение в тему урока
Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас к исследованию. Возьмите
белые карточки и запишите слова с опорой на транскрипцию.
по[л, о]т – __________________ по[л, й, о]т – __________________
со[л, у] ____________________ со[л, й, у] ____________________
Дети расшифровывают слова и получают:
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ; СОЛЮ СОЛЬЮ.
Работа ПО ТАБЛИЦЕ С. 105 ( вверху)
Дети сравнивают свои слова с записанными словами в Таблице.
Беседа:
Чем различается произношение слов в каждой паре? ( в первых словах
сливаются звуки [л, о] лё; [л, у] лю; во вторых словах звук [й, ] не дает им
слиться [л, й, о]льё; [л, й, у] лью. Чтобы это обозначить, используется
разделительный Ь.
Написанию разделительного мягкого знака и будет посвящено
исследование сегодняшнего урока.
2) Анализ слов – продолжение работы по Таблице (и в карточке)
Укажите количество букв и звуков в каждом слове? (дети продолжают
работать по карточке)
увеличилось колво звуков?
В каких словах звуков больше, чем букв?
Почему при появлении нового звука [й,] во вторых словах не
Как на письме передаем то, что согласный и гласный звуки не
сливаются? (между буквами пишем разделительный мягкий знак)
3) Продолжим наше исследование и обратимся ко второму плакату
( с. 105)
Прочитайте все слова в таблице. Спишите слова столбиком.
Рассмотрите все слова и выясните, в какой части слова пишется
разделительный Ь? ( дети говорят, что Ь пишется в корне) Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
Рассмотрите снова все слова и выясните, перед какими буквами
пишется разделительный Ь? ( Е, Ё, Ю, Я подчеркивают)
Что же обозначают эти буквы? ( они обозначают два звука дети
обводят гласные буквы красным цветом) . Один из них всегда звук [й,], а на втором
месте стоят звуки [э], [о], [у], [а].
4) Обобщение первичного усвоения теоретических позиций
Проведем игру «Продолжи высказывания». (с.105106)
подготовку – 1 минута
Время на
Прослушиваем ответы на высказывания. Принимаем или опровергаем чужую
точку зрения.
1) Разделительный Ь пишется перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.
2) Разделительный Ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие
два звука. ЭТО СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Й,] + ОДИН ИЗ ЗВУКОВ ГЛАСНЫХ
БУКВ Е, Ё, Ю, Я.
3) Разделительный Ь пишется НЕ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ.
5) Составим опорную схемуправило ( работа с моделями – фишками)
,
[й
…]
Я, Ю , Е, Ё
ь
ДИНАМИЧЕСКАЯ
ПАУЗА
( Игра « Поймай слово»: учитель называет слово, если в слове пишется Ь,
дети его «ловят» хлопают, если нет такого слова – стоят молча. ВЬЮГА,
ПЕСНЯ, ДОЖДИ, ЛЬЮТ, ВОДА, ПЬЁТ, СЕМЬЯ, ПЛАТЬЕ).
6) НОВОЕ ОТКРЫТИЕ
Найдите упражнение 116.
Прочитайте слова. Произнесите. Такие слова существуют?
Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились
настоящие слова?
А как показать на письме правильное произношение этих слов?
Сделайте это! запишите слова правильно. ( самопроверка) Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
Что нового вы обнаружили, исследуя разделительный Ь? (
разделительный Ь пишется перед И).
Произнесём слова и послушаем, какие звуки обозначает буква И в
данном случае? [Й, И]
7) Рассмотрим новый плакат ( с. 106).
Сформулируем первый пункт правила: перед какими гласными пишется
разделительный Ь? Сколько гласных? ( 5)
Прочитаем второй пункт правила ( с. 107): какие звуки обозначает буква
гласного, которая идет за разделительным Ь?
Каждое слово в примере анализируем по цепочке.
Прочитаем третий пункт правила: разделительный Ь пишется не после
приставки (в корне).
8) Изменим опорную схемуправило ( работа с моделями – фишками).
,
[й
…]
ь
Хоровое
Я, Ю , Е, Ё, И
правила написания разделительного Ь
проговаривание
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься!
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком
(Дети садятся за парты.)
4.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В
УСЛОВИЯХ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.
а) Работа по У2, с.49. Выполнение задания № 66.
• Прочитайте двустишия, посчитайте слова с разделительным Ь.
• Выпишем все слова с разделительным Ь в строчку, через запятую Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
• Подчеркните в выписанных словах буквы, стоящие перед и после
разделительного Ь.
• Сделаем вывод.
Разделительный Ь пишется
после… согласного
перед….гласными Е,Ё,Ю,Я
5.
Повторение ранее изученного материала. Этап закрепления
формирования УУД
С. 49 № 66
1. Поставь ударение в подчёркнутом слове. ( Обратимся в словарь
«Произноси правильно»)
2. Найди в тексте и подчеркни формы слованазвания действия, написание
которых подчиняется правилу: ЖИШИ под ударением пиши с И.
3. Перечитайте выделенное двустишие.
Найдите родственные слова. Объясните значение словапредмета через слово
действие.
4. Объясните значение слова ПОДПОЛЬЕ через родственное слово.
Разберите слово ПОДПОЛЬЕ по составу.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА на тему «Разделительный мягкий знак» – ученица
Калайтанова Дарья
РЕЗЕРВ: № 65 – изучаем новые словарные слова ( ягода, язык). Записываем
предложение с новыми словами. Анализ орфограмм слов с выделенными трудными
случаями правописания.
Домашнее задание
6.
Домашнее задание вам предлагают выполнить герои нашего комплекта Маши
и Миша. Маша советует выучить правило на с. 106107. После этого перейти к
выполнению упражнения в Тетради для самостоятельных работ с.5152 № 67.
7.
Итог урока. Рефлексия.
Чему было посвящено наше исследование?
Для чего нам нужно знать правила про разделительный Ь?
Оцените результат своего труда Разработка урока Людмилы Александровны Дубчак,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.