Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко» и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.
Николай Андреевич РимскийКорсаков
Nikolai RimskyKorsakov
_____________________________
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное
доброжелательство к ученикам и товарищам
никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко
национальная деятельность такого человека
должны составлять нашу гордость и радость.
...много ли можно указать во всей истории музыки
таких высоких натур, таких великих художников и
таких необычайных людей, как РимскийКорсаков?
В. СтасовПочти через 10 лет после открытия первой русской
консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее
стенах появился новый профессор по классу
композиции и оркестровки. Несмотря на молодость —
ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел
известность как автор оригинальных сочинений для
оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на
темы сербских народных песен, симфонической
картины по русской былине «Садко» и сюиты на
сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого
написано немало романсов и в разгаре находилась
работа над исторической оперой «Псковитянка».
Никому в голову не могло прийти (и меньше всего
директору консерватории, пригласившему Н.
РимскогоКорсакова), что он стал композитором,
почти не имея музыкальной подготовки.
РимскийКорсаков родился в семье, далекой от
художественных интересов. Родители, по семейной
традиции, готовили мальчика к службе на флоте
(моряками были дядя и старший брат). Хотя
музыкальные способности выявились очень рано,
серьезно заниматься в маленьком провинциальном
городке было не у кого. Уроки фортепианной игры
давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица
этой гувернантки. Музыкальные впечатления
дополняли народные песни в любительском
исполнении матери и дяди и культовое пение в
Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда РимскийКорсаков приехал
поступать в Морской корпус, он бывает в оперномтеатре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и
«Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В
Петербурге же у него появляется наконец настоящий
учитель — отличный пианист и образованный
музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному
ученику самому сочинять музыку, познакомил его с
М. Балакиревым, вокруг которого группировались
молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи,
позднее к ним присоединился А. Бородин
(балакиревский кружок вошел в историю под
названием «Могучая кучка»).
Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной
музыкальной подготовки. Система, по которой
Балакирев готовил их к самостоятельной творческой
деятельности, заключалась в следующем: сразу же он
предлагал ответственную тему, а дальше под его
руководством, в совместных обсуждениях,
параллельно с изучением произведений крупнейших
композиторов решались все возникавшие в процессе
сочинения сложности.
Семнадцатилетнему РимскомуКорсакову Балакирев
посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой
композитор, закончивший Морской корпус, должен
был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и
друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года.
Гениальная одаренность помогала Римскому
Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и
яркой колоритной оркестровкой, и приемами
сочинения, минуя школьные основы. Создавший
сложные симфонические партитуры, работающий надоперой, композитор не знал самых азов музыкальной
науки и не был знаком с необходимой терминологией.
И вдруг предложение преподавать в консерватории!..
«Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на
капельку знал более, чем знал в действительности, то
для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права
взяться за предложенное мне дело, что пойти в
профессора было бы с моей стороны и глупо, и
недобросовестно», — вспоминал РимскийКорсаков.
Но не недобросовестность, а высочайшую
ответственность проявил он, начав учиться тем самым
основам, которые должен был преподавать.
Эстетические взгляды и мировоззрение Римского
Корсакова сформировались в 1860е гг. под влиянием
«Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же
определились национальная основа, демократическая
направленность, основные темы и образы его
творчества. В следующее десятилетие деятельность
РимскогоКорсакова многогранна: он преподает в
консерватории, занимается совершенствованием
собственной композиторской техники (пишет каноны,
фуги), занимает должность инспектора духовых
оркестров Морского ведомства (187384) и
дирижирует симфоническими концертами, заменяет
на посту директора Бесплатной музыкальной школы
Балакирева и готовит к изданию (совместно с
Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер
Глинки, записывает и гармонизует народные песни
(первый сборник вышел в 1876 г., второй — в 1882).Обращение к русскому музыкальному фольклору, так
же как и подробное изучение оперных партитур
Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло
композитору преодолеть умозрительность некоторых
его сочинений, возникшую в результате усиленных
занятий техникой композиции. В двух написанных
после «Псковитянки» (1872) операх — «Майская
ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881) — получили
воплощение любовь РимскогоКорсакова к народным
обрядам и народной песне и его пантеистическое
мировоззрение.
Творчество композитора 80х гг. в основном
представлено симфоническими произведениями:
«Сказка» (1880), Симфониетта(1885) и Фортепианный
концерт (1883), а также знаменитые «Испанское
каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). В то же
время РимскийКорcаков работает в Придворной
певческой капелле. Но больше всего времени и сил он
отдает работе по подготовке к исполнению и изданию
опер своих покойных друзей — «Хованщины»
Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно,
эта напряженная работа над оперными партитурами
обусловила то, что собственное творчество Римского
Корсакова развертывается в эти годы в сфере
симфонической.
К опере композитор возвращается лишь в 1889 г.,
создав феерическую «Младу» (188990). С середины
90х гг. одна за другой следуют «Ночь перед
рождеством» (1895), «Садко» (1896), пролог к
«Псковитянке» — одноактная «Боярыня ВераШелога» и «Царская невеста» (обе — 1898). В 1900е
гг. создаются «Сказка о царе Салтане» (1900),
«Сервилия» (1901), «Пан воевода» (1903), «Сказание о
невидимом граде Китеже» (1904) и «Золотой
петушок» (1907).
На протяжении всей творческой жизни композитор
обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах
представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А.
К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов
Дж. Байрона и Г. Гейне.
Содержание творчества РимскогоКорсакова
многообразно: оно раскрыло и народноисторическую
тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде
Китеже»), сферу лирики («Царская невеста»,
«Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»),
отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»),
воплотило особенности других музыкальных культур
(«Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.).
Но более характерны для РимскогоКорсакова
фантастика, сказочность, многообразные связи с
народным творчеством.
Композитор создал целую галерею неповторимых в
своем обаянии, чистых, нежнолирических женских
образов — как реальных, так и фантастических
(Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в
«Царской невесте», Феврония в «Сказании о
невидимом граде Китеже»), образы народных певцов
(Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).
Сформировавшийся в 1860е гг. композитор всю жизнь
оставался верен передовым общественным идеалам. Впреддверии первой русской революции 1905 г. и в
последовавший за ней период реакции Римский
Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный» (1902) и
«Золотой петушок», которые воспринимались как
обличение царившего в России политического застоя.
Более 40 лет длился творческий путь композитора.
Вступив на него как продолжатель традиций Глинки,
он и в XX в. достойно представляет русское искусство
в мировой музыкальной культуре. Творческая и
музыкальнообщественная деятельность Римского
Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор
теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений
Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал
сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.
За 37 лет педагогической работы в консерватории у
него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А.
Лядов, А. Аренский, М. ИпполитовИванов, И.
Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н.
Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским
Корсаковым ориентальной тематики («Антар»,
«Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое
значение для развития национальных музыкальных
культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные
морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о
царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др.) многое
определили в пленерной звукописи француза К.
Дебюсси и итальянца О. Респиги.
Е. ГордееваТворчество Николая Андреевича РимскогоКорсакова
— явление уникальное в истории русской
музыкальной культуры. Дело не только в огромном
художественном значении, колоссальном объеме,
редкой многосторонности его творчества, но и в том,
что деятельность композитора охватывает почти
целиком очень динамичную эпоху в отечественной
истории — от крестьянской реформы до периода
между революциями. Одной из первых работ молодого
музыканта была инструментовка только что
оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского,
последняя большая работа мастера, «Золотой
петушок», относится к 1906–1907 годам: опера
сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза»
Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего
четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка»
(1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского,
два — от композиторского дебюта Прокофьева.
Таким образом, творчество РимскогоКорсакова уже
чисто в хронологическом плане составляет как быстержень русской классической музыки, соединяющее
звено между эпохой Глинки — Даргомыжского и XX
веком. Синтезируя достижения петербургской школы
от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя
многое из опыта москвичей — Чайковского, Танеева,
композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX
веков, оно всегда было открыто для новых
художественных веяний, отечественных и зарубежных.
Всеобъемлющий, систематизирующий характер
присущ любому направлению работы Римского
Корсакова — композитора, педагога, теоретика,
дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в
целом — сложный мир, который хотелось бы назвать
«космосом РимскогоКорсакова». Цель же этой
деятельности — собирание, фокусирование основных
черт национального музыкального и, шире,
художественного сознания, а в конечном итоге —
воссоздание цельного образа русского миропонимания
(конечно, в личностном, «корсаковском» его
преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с
личностной, авторской эволюцией, так же как процесс
обучения, воспитания — не только непосредственных
учеников, но и всей музыкальной среды — с
самообучением, самовоспитанием.
А. Н. РимскийКорсаков, сын композитора, говоря о
постоянно обновляющемся многообразии
разрешаемых РимскимКорсаковым задач, удачно
охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное
сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что
заставляло гениального музыканта отдаватьнепомерно большую часть времени и сил «побочным»
видам просветительского труда, указал на
«отчетливое сознание своего долга перед русской
музыкой и музыкантами». «Служение» — ключевое
слово в жизни РимскогоКорсакова, так же как
«исповедь» — в жизни Мусоргского.
Считается, что русская музыка второй половины XIX
века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей
достижений других искусств, в особенности
литературы: отсюда предпочтение «словесных»
жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих
устремлений всех композиторов поколения 1860х), а
в инструментальных — широкое развитие принципа
программности. Однако ныне становится все более
очевидным, что картина мира, созданная
отечественной классической музыкой, совсем не
тождественна таковым в литературе, живописи или
архитектуре. Особенности роста русской
композиторской школы связаны и со спецификой
музыки как вида искусства и с особым положением
музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее
особыми задачами в осмыслении жизни.
Историкокультурная ситуация в России
предопределяла колоссальный разрыв между народом,
который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми,
кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко,
трагически необратим, и последствия его сказываются
до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны,
многослойность совокупного слухового опыта русских
людей содержала в себе неисчерпаемые возможностидля движения и роста искусства. Быть может, в
музыке «открытие России» выразилось с наибольшей
силой, поскольку основа ее языка — интонация есть
самое органичное выявление индивидуально
человеческого и этнического, концентрированное
выражение духовного опыта народа.
«Многоукладность» национальной интонационной
среды в России середины позапрошлого века — одна
из предпосылок новаторства русской
профессиональной музыкальной школы. Собирание в
едином фокусе разнонаправленных тенденций —
условно говоря, от языческих, праславянских корней
до новейших идей западноевропейского музыкального
романтизма, самых передовых приемов музыкальной
техники, — характернейшая черта русской музыки
второй половины XIX столетия. В этот период она
окончательно выходит изпод власти прикладных
функций и становится миросозерцанием в звуках.
Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского,
Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о
принадлежности той же эпохе РимскогоКорсакова.
Между тем трудно найти художника, более верного
самым высоким и чистым идеалам своего времени.
Знавшие РимскогоКорсакова позднее — в 80е, 90е,
1900е годы — не уставали удивляться тому, как
жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда
нередкие суждения о «сухости» его натуры, его
«академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле
это типичное шестидесятничество в сочетании с
характерным для русского художника избеганиемизлишней патетики применительно к собственной
личности. Один из учеников РимскогоКорсакова, М.
Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной
борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей
эпохи временами как бы ожесточался, становился в
некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это
обязательно надо иметь в виду при истолковании
высказываний композитора. Еще большего внимания
заслуживает, повидимому, замечание другого ученика
РимскогоКорсакова, А. В. Оссовского: строгость,
придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно
сопровождавшие путь художника, были таковы, что
человек меньшей одаренности просто не выдержал бы
тех «ломок», тех экспериментов, которые он
постоянно ставил на себе самом: автор
«Псковитянки», как школьник, садится за задачи по
гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни
одного представления вагнеровских опер, автор
«Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор
академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у
РимскогоКорсакова не только от натуры, но и от
эпохи.
Общественная активность его всегда была очень
высокой, а деятельность отличалась полным
бескорыстием и безраздельной преданностью идее
общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского,
РимскийКорсаков — не «народник» в
специфическом, историческом значении этого
термина. В проблеме народа он всегда, начиная с
«Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столькоисторическое и социальное, сколько неделимое и
вечное. По сравнению с документами Чайковского или
Мусоргского в письмах РимскогоКорсакова, в его
«Летописи» немного признаний в любви к народу и к
России, но как художнику ему было свойственно
колоссальное чувство национального достоинства, и в
мессианстве русского искусства, в частности музыки,
он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.
Всем кучкистам была свойственна такая черта
шестидесятничества, как бесконечная пытливость к
явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского
Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере
на природе, понимаемой как единство стихии и
человека, и на искусстве как высшем воплощении
такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину,
он неуклонно стремился к «позитивному»,
«положительному» знанию о мире. В своем
стремлении самым тщательным образом
проштудировать все области музыкальной науки он
исходил из положения — в которое (как и
Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности,
— что в искусстве существуют столь же объективные,
универсальные, как в науке, законы (нормы) а не
только вкусовые пристрастия.
В результате эстетикотеоретическая деятельность
РимскогоКорсакова обняла почти все области знания
о музыке и сложилась в законченную систему. Ее
компоненты: учение о гармонии, учение об
инструментовке (оба в виде больших теоретических
трудов), эстетика и форма (заметки 1890х годов,критические статьи), фольклор (сборники обработок
народных песен и примеры творческого осмысления
народных мотивов в сочинениях), учение о ладе
(большая теоретическая работа о старинных ладах
была уничтожена автором, но сохранился краткий ее
вариант, а также примеры трактовки старинных ладов
в обработках церковных роспевов), полифония
(соображения, высказанные в письмах, в разговорах с
Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры),
музыкальное образование и организация музыкального
быта (статьи, а главным образом просветительская и
педагогическая деятельность). Во всех этих областях
РимскийКорсаков высказал смелые идеи, новизна
которых нередко затушевана строгой, лаконичной
формой изложения.
«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не
был ретроградом. Он был новатором, но таким,
которым стремился к классической завершенности и
соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман
В. А.). По РимскомуКорсакову, возможно любое
новое в любой области при условиях генетической
связи с прошлым, логичности, смысловой
обусловленности, архитектонической
организованности. Таково его учение о
функциональности гармонии, в котором логические
функции могут быть представлены созвучиями самых
разных структур; таково его учение об
инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре
нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна
предложенная им система музыкального образования,в которой модус обучения связан прежде всего с
характером одаренности ученика и доступностью тех
или иных способов живого музицирования.
Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин
поставил фразу из письма РимскогоКорсакова к
матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не
падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета
Морского корпуса замечательно характеризует
позицию РимскогоКорсакова — художника в
будущем. Быть может, подходит к его личности и
евангельская притча о двух посланных, один из
которых сразу сказал «пойду» — и не пошел, а другой
сначала сказал «не пойду» — и пошел (Матф., XXI,
2831).
В самом деле, на протяжении творческого пути
РимскогоКорсакова замечается немало противоречий
между «словами» и «делом». Например, никто так
яростно не ругал кучкизм и его недостатки
(достаточно вспомнить восклицание из письма к
Крутикову: «О, русские композиторы — ударение
Стасова, — своим необразованием обязанные самим
себе!», целый ряд обидных высказываний в
«Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), — и
никто не был столь последователен в отстаивании,
защите основных эстетических принципов кучкизма и
всех его творческих достижений: в 1907 году, за
несколько месяцев до смерти, РимскийКорсаков
называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто
столь критично относился к «новым временам»
вообще и к принципиально новым явленияммузыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX
столетия — и вместе с тем так глубоко и полно
ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей»,
«Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем
творчестве композитора). РимскийКорсаков в 80х —
начале 90х годов подчас очень жестко отзывался о
Чайковском и его направлении — и он же постоянно
учился у своего антипода: творчество Римского
Корсакова, его педагогическая деятельность,
несомненно, являлись главным связующим звеном
между петербургской и московской школами. Еще
сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его
оперной реформы, а между тем он среди русских
музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера
и творчески на них ответил. Наконец, никто из
русских музыкантов с таким постоянством не
подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм,
и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие
образы народной веры.
Доминантами художественного мировоззрения
РимскогоКорсакова были «вселенское чувство» (его
собственное выражение) и широко понимаемый
мифологизм мышления. В главе из «Летописи»,
посвященной «Снегурочке», он формулировал свой
творческий процесс следующим образом: «Я
прислушивался к голосам природы и народного
творчества и природы и брал напетое ими и
подсказанное в основу своего творчества». Внимание
художника в наибольшей степени сосредоточивалось
на великих явлениях космоса — небо, море, солнце,звезды и на великих явлениях в жизни людей —
рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся
эстетическая терминология РимскогоКорсакова, в
особенности его любимое слово — «созерцание». Его
заметки по эстетике открываются утверждением
искусства как «сферы созерцательной деятельности»,
где объект созерцания — «жизнь человеческого духа
и природы, выраженная в их взаимных
отношениях». Вместе с единством человеческого
духа и природы художник утверждает единство
содержания всех видов искусства (в этом смысле его
собственное творчество безусловно синкретично, хотя
и на иных основаниях, нежели, например, творчество
Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства
разнятся между собой лишь в материале, но не в
задачах и целях). Девизом ко всему творчеству
РимскогоКорсакова можно было бы поставить его
собственные слова: «Представление прекрасного есть
представление бесконечной сложности». При этом ему
не был чужд и любимый термин раннего кучкизма —
«художественная правда», он протестовал лишь
против суженного, догматического его понимания.
Особенности эстетики РимскогоКорсакова
обусловили расхождение его творчества с
общественными вкусами. По отношению к нему столь
же правомерно говорить о непонятости, как и по
отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем
РимскийКорсаков, соответствовал своей эпохе по
типу дарования, по направленности интересов(обобщенно говоря, история народа и психология
личности), однако радикализм его решений оказывался
не по плечу современникам. У РимскогоКорсакова
непонятость носила не столь острый, но не менее
глубокий характер.
Жизнь его была как будто очень счастлива:
прекрасная семья, отличное воспитание,
увлекательное кругосветное путешествие, блестящий
успех первых сочинений, необычайно удачно
сложившаяся личная жизнь, возможность целиком
посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее
уважение и радость видеть рост вокруг себя
талантливых учеников. Тем не менее, начиная со
второй оперы и вплоть до конца 90х годов, Римский
Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и
«своих» и «чужих». Кучкисты считали его
композитором не оперным, не владеющим
драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало
мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма.
За РимскимКорсаковым признавали мастерство,
особенно в области оркестра, — но не более того. Это
затянувшееся недоразумение было по сути основной
причиной тяжелого кризиса, пережитого
композитором в период после смерти Бородина и
окончательного распада Могучей кучки как
творческого направления. И только с конца 90х годов
искусство РимскогоКорсакова становится все более
созвучным эпохе и встречает признание и понимание в
среде новой русской интеллигенции.Этот процесс освоения общественным сознанием идей
художника был прерван последующими событиями в
истории России. В течение десятилетий искусство
РимскогоКорсакова толковалось (и воплощалось,
если речь идет о сценических реализациях его опер)
весьма упрощенно. Самое ценное в нем — философия
единства человека и космоса, идея поклонения
красоте и тайне мира оставались погребенными под
ложно трактуемыми категориями «народности» и
«реализма». Судьба наследия РимскогоКорсакова в
этом смысле, конечно, не уникальна: например, еще
большим искажениям подвергались оперы
Мусоргского. Однако, если в последнее время вокруг
фигуры и творчества Мусоргского велись споры,
наследие РимскогоКорсакова в последние
десятилетия находилось в почетном забвении. За ним
признавались всяческие достоинства академического
порядка, но оно словно выпадало из общественного
сознания. Музыка РимскогоКорсакова звучит
нечасто; в тех же случаях, когда его оперы попадают
на сцену, большинство инсценировок — сугубо
декоративных, сусальных или лубочносказочных —
свидетельствуют о решительном непонимании идей
композитора.
Показательно, что если о Мусоргском существует
огромная современная литература на всех основных
европейских языках, то серьезные работы о Римском
Корсакове очень немногочисленны. Кроме давних
книг И. Маркевича, Р. Гофмана, Н. Жильса ван дер
Пальса, популярных биографий, а также несколькихинтересных статей американских и английских
музыковедов по частным вопросам творчества
композитора, можно назвать только ряд трудов
главного западного специалиста по Римскому
Корсакову Джеральда Абрахама. Итогом его
многолетних занятий явилась, повидимому, статья о
композиторе для нового издания Энциклопедического
словаря Грова (1980). Основные ее положения таковы:
как оперный композитор РимскийКорсаков страдал
полным отсутствием драматургического чутья,
неумением создавать характеры, вместо музыкальных
драм он писал восхитительные музыкально
сценические волшебные сказки, вместо характеров в
них действуют очаровательные фантастические куклы;
его симфонические произведения — не более чем
«очень ярко раскрашенные мозаики», вокальным же
письмом он вовсе не владел.
В своей монографии о Глинке О. Е. Левашева
отмечает тот же феномен непонимания по отношению
к музыке Глинки, классически стройной, собранной и
полной благородной сдержанности, очень далекой от
примитивных представлений о «русской экзотике» и
кажущейся зарубежным критикам «недостаточно
национальной». Отечественная же мысль о музыке, за
немногими исключениями, не только не борется
против такой точки зрения в отношении Римского
Корсакова — достаточно распространенной и в
России, — но нередко усугубляет ее, подчеркивая
мнимый академизм РимскогоКорсакова икультивируя ложное противопоставление его
новаторству Мусоргского.
Возможно, время мирового признания для искусства
РимскогоКорсакова еще впереди, и настанет эпоха,
когда сочинения художника, создавшего цельный,
всеобъемлющий образ мира, устроенного по законам
разумности, гармонии и красоты, обретут свой,
русский Байрёйт, о котором мечтали современники
РимскогоКорсакова накануне 1917 года.