Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, документ камера, ноутбуки учителя и учащихся , программы SMART Notebook и MyTest.
Цель урока:
образовательная – обобщить и систематизировать знания умения и навыки по теме «Механическое движение», формировать единые взгляды на физическую картину природы движения;
развивающая – содействовать развитию компетенции продуктивного творчества (умение анализировать и сопоставлять изучаемые объекты), продолжить развитие коммуникативной компетенции (развитие монологической речи).
воспитательная – содействовать воспитанию социальной компетенции (умение делать выбор, принимать решения, брать ответственность, бесконфликтно сосуществовать), продолжить воспитание компетенций саморазвития и самообразования (сознательного отношения к процессу обучения, интереса к изучению физики).
Урок физики 7 класс (новая программа)
Тема урока. Механическое движение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска Triumph
Board, документ камера Epson, ноутбуки учителя и учащихся
Asus (ОС Windows 8.1), программы SMART Notebook и MyTest.
Цель урока:
образовательная – обобщить и систематизировать
знания умения и навыки по теме «Механическое
движение»,
формировать единые взгляды на
физическую картину природы движения;
развивающая – содействовать развитию компетенции
продуктивного творчества (умение анализировать и
сопоставлять изучаемые объекты), продолжить развитие
коммуникативной
(развитие
монологической речи).
воспитательная – содействовать воспитанию социальной
компетенции (умение делать выбор,
принимать
решения,
бесконфликтно
сосуществовать), продолжить воспитание компетенций
саморазвития и самообразования (сознательного
отношения к процессу обучения, интереса к изучению
физики).
брать ответственность,
компетенции
Ожидаемые результаты
Образовательный аспект – систематизация ранее
полученных знаний, овладение учащимися более
полными и глубокими знаниями по теме «Механическое
движение».
Развивающий аспект – развитие речи, физического
мышления, умение анализировать и сопоставлять
изучаемые объекты.Воспитательный аспект –воспитание ответственности,
трудолюбия,
сознательного
отношения к процессу обучения.
добросовестность,
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
План
. Организационная часть урока (2 мин)
Приветствие, фиксация отсутствующих, готовность к уроку,
план работы на уроке.
. Мотивация (2 мин)
Учитель. На всех предыдущих уроках вы знакомились и
изучали основные понятия и характеристики механического
движения. Рассматривали и осознавали все многообразие
видов движения.
Сегодня пришло время проверить, как вы понимаете все
изученные понятия и как с их помощью объясняют
механические явления; возможно выявить пробелы, которые
нужно будет устранить в ходе данного урока.
Добро пожаловать!
Метод «Мозговой штурм»
«Жизнь требует движения»
Согласны ли Вы с высказыванием древнегреческого
ученого Аристотеля?
Вывод: движение – это жизнь.
Просмотр анимации «Движение».
. Актуализация знаний (3 мин)Вопрос: Что объединяет данные фотографии?
Бег собаки, ночная магистраль, аттракцион «Сюрприз»
Вывод: жажда скорости.
V. Повторение теоретического материала (8 мин)
Опрос по основным понятиям темы:
Механическое движение.
Тело отсчета.
Система отсчета.
Материальная точка.
Равномерное движение.
Упражнение «Кто быстрее…» учащимся необходимо
продолжить предложение.
1) Слово «физика» произошло…
2) Вещество состоит…
3) Качение шара, падение дождевых капель – это примеры…
4) Одно и то же тело может быть…
5) Положение тела определяется…
Упражнение «Составить соответствие»
Необходимо составить соответствие между физической
величиной (скорость, путь, время) и ее возможной
единицей измерения. Результат проверить.
V. Решение задач (17 мин)
Учитель читает загадки, учащиеся разгадывают загадки,
составляют анаграмму и решают задачи на нахождение пути,
времени и скорости движения тел.
Загадка 1:
Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес, накорми его
бензином, на копыта дай резину, и тогда, поднявши
пыль, побежит… (автомобиль.)
ЗадачаКакой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью
30 м/с за 2 ч? (216000 м)
Загадка 2:
Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится. Чудо-
птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд. Хороша, как
чудо света! Что ж летит, ответь?........ (ракета.)
Задача
Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время
она пролетит путь в 280000м? (40 с)
Загадка 3:
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, трамваю не
угнаться за этой тараторкой. В четыре такта его цикл,
Это быстрый…(мотоцикл.)
Задача
С какой скоростью двигался мотоцикл, если он
промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч)
Работа с графиками движения.
1. По графику движения тела
(графику пути) необходимо
определить скорость тела и путь,
пройденный телом за 4с и 6с.
2. Чему равна скорость движения тела? Какое тело из
представленных на графике движется с большей
скоростью?Решение экспериментальных задач.
1. Определить среднюю скорость движения жидкости по
лакмусовой бумаге. Демонстрация опыта при помощи
документ камеры.
Просмотр эксперимента: https://www.youtube.com/watch?
v=dcOq662QJGs&feature=youtu.be Оборудование:
линейка, лакмусовая бумага, подкрашенная жидкость,
секундомер.
2. Определить относительную скорость роста кристалла.
Демонстрация видео полученного при помощи документ
камеры и микроскопа
Просмотр эксперимента:
v=a7vICejkUiI
Выполнение задания в группах:
https://www.youtube.com/watch?
По фотографии определить относительную скорость
роста кристалла медного купороса. Время наблюдения
26 минут
https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHROWtmaTc2bUVya
W8/edit
По фотографии определить относительную скорость
роста кристалла сахара Время наблюдения 52 минуты
https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHRMVFrLXJRTmRIUnc/
editПо фотографии определить относительную скорость
роста кристалла соды. Время наблюдения 18 минут
https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHRTVVDazlSbmszU00/edit
V. Выполнение тестовых заданий (7 мин)
Работа в парах. Выполнение тестирования на ученических
ноутбуках в тестовой оболочке MyTest
Тест «Механическое движение»
1. Какой бывает траектория?
Многоугольная.
Сломанная.
Криволинейная.
Закруглённая.
2. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся автобусе,
находится в состоянии покоя?
Земли.
Пассажиров, находящихся в салоне автобуса.
Дерева у дороги.
Колёса автобуса.
Пассажирского кресла.
3. Как называют линию, которую описывает тело при своем движении?
Траектория
Прямая линия
Пройденный путь
4. Какое движение называют равномерным?
Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени
проходит равные пути.
Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит
разные пути.
Движение, при котором тело движется так, что его траектория кривая
линия.5. Пассажирский поезд за каждые 5 мин проходит расстояние 10 км, за 1 мин -
2 км, за 30 с- 1 км и т.д. Какое это движение?
Равномерное на отдельных участках пути.
Равномерное.
Неравномерное.
6. Составьте соответствие "Физическая величина единица измерения"
Время, скорость, масса, путь.
Килограмм, метр, метр на секунду, секунда.
7.Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени
называют...
механическим движением.
траекторией.
пройденным путем.
8. За 40 с поезд прошёл путь 1200 м. Вычислите его скорость в м/с. (Записать
ответ цифрами)
9. Относительно каких тел водитель автомобиля, припаркованного на
магистрали, движется?
Относительно автомобилей, которые проезжают по шоссе
Относительно собственного автомобиля
Относительно фонарных столбов
Все утверждения правильные
Относительно автомобилей, которые тоже припаркованы
10. Какое из перечисленных движений равномерное?
Движение ребенка, прыгающего на батуте.
Движение автомобиля при торможении
Движение Земли вокруг своей оси
11. Траектория это
линия, по которой движется тело.
отрезок, численно равный скорости объекта.
физическая величина, характеризующая быстроту движения.V. Подведение итогов (4 мин)
Объявление результатов работы на уроке. Выставление
оценок.
Саморефлексия. Метод «Неоконченное предложение»
Ученики продолжают предложение.
«На этом уроке я…»
Работал активно пассивно.
Своей работой на уроке я доволен – недоволен.
Урок мне показался длинным – коротким.
Мое настроение улучшилось – ухудшилось.
V. Домашнее задание (2 мин)
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
1) Повторить теоретический материал блок №2 (116)
2) Решить задачи.
Текст и видео инструктаж расположены на блоге «Уроки
физики» по адресу http://fizkab.blogspot.com/2015/10/7_17.html
Использованные ресурсы
1. Физика. Сборник задач для 8 класса. Автор: Ненашев Ю.И. Год: 2011
Издательство: Ранок, 176.
2. http://fizkab.blogspot.com/ блог «Уроки физики»
3. http://testedu.ru/test/fizika/7klass/mexanicheskoedvizhenieskorost.html
тесты по физике.
4. http://nnm.ru/blogs/psuchopadt/zhazhda_skorosti_2/ иллюстрации Жажда
скорости...
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:TRUE_Procedural_Animation.gif
– анимация движения.Домашнее задание «Механическое движение»
Видео инструкция по выполнению, пример решения 6-го варианта:
http://fizkab.blogspot.com/2015/10/7_17.html
Задача 1. Тело движется равномерно, проходит путь l (м) со скоростью υ
(м/с) за время t (с). Определите l, υ или t в зависимости от условий,
приведенных в таблице.
Вариант
№
l, м
υ, м/с
t, с
1
?
70
1
2
880
?
11
3
250
50
?
4
?
73
19
5
4221
?
67
6
658
7
?
Задача 2. Поезд длиной L (м) движется равномерно со скоростью υ (м/с) по
мосту длиной l (м) и проходит его за время t (с). Определите L, l, υ или t в
зависимости от условий, приведенных в таблице.
Вариант
№
L , м
l, м
υ, м/с
t, с
1
?
1080
49
36,8
2
650
?
4
899
3
449
4215
?
106
4
968
3030
15
?
5
?
4775
39
144
6
307
?
48
75,7
Задача 3. Тело движется в течении семи интервалов времени t1,.. ,tі,…, t7 (с),
проходя при этом отрезки пути l1,… ,lі,…, l7 (м). Если lі=0 м, то это означает, что
тело покоилось tі с на интервале і. Определите среднюю скорость υср (м/с).
1
2
3
4
5
6
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
Вариант
№
Интервал
1
2
3
4
5
6
7
26
6
0
2
0
88
54
0,6
2
0,8
0,5
8
0,7
9
0,1
0,9
6
0,3
7
61
0,61
0
0,27
50
89
79
0,65
0
0
0,14
64
0,72
22
85
0
0,88
0
91
0,96
94
0,8
1
0,6
8
0,9
1
0,2
7
0,9
2
0,5
7
0,8
5
33
50
0
75
37
0
57
0,9
9
0,8
8
0,6
5
0,9
6
0,5
2
0,6
3
0,9
5
16
0,84
10
0
0,41
87
0,86
0
0,64
72
0,8
71
0,83
92
1
8
0
93
72
18
34
0,5
6
0,8
4
0,3
0
0,8
9
0,6
4
0,5
0
0,4
0
υср
?
?
?
?
?
?
Задача 4. Тело движется прямолинейно и на момент времени tі (с) проходит
путь lі (м). Постройте график пути и определите по нему является ли
движение равномерным.
Вариант
№
1
2
3
4
5
6
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
lі,,
м
tі ,
с
Интерва
л
1
2
3
4
0,4
0,5
1
1,7
0,8 0,9
1
2,7
1,8 4,2
2,4 4,8
0,3
0,9
1,4
1,6
1,4
2,8
3,4
4,6
0,7
1,4
1,7
2,3
1,2
3,3
3,6
4,5
0,4
1,1
1,2
1,5
0,6
0,8
1,2
1,5
0,5
1,1
1,6
2,3
3,2
3,7
4,5
4,8
0,7
1,7
2,3
2,8Механическое движение
Блок № 2 (7 класс)
1. Механическое движение – изменение со временем положения тела в
пространстве относительно других тел.
2. Механическое движение относительно. Одно и то же тело может быть
неподвижным относительно одних тел и движущимся относительно других.
Пример: пассажир движущегося автомобиля неподвижен относительно салона
и находится в движении относительно деревьев, растущих вдоль дороги.
3. Тело отсчета – это тело, относительно которого рассматривается движение
других тел.
4. Система координат. Положение тела определяется координатами:
а) на прямой т.А(х); б) на плоскости т.А(х,у); в) в пространстве т.А(х,у,z).
у у
0 х 0 х 0 х
z
5. Система отсчета: тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для
измерения времени.
6. Материальная точка – физическая модель, называют тело, размерами
которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
7. Траектория – воображаемая линия, которую описывает точка в пространстве,
бывает прямолинейной и криволинейной.
8. Путь – длина траектории, описанной телом за определенное время.
9. Перемещение – направленный отрезок
l
прямой, соединяющий начальное и А
В
S
конечное положение тела
10.Метр – основная единица измерения пути и перемещения.
11.Равномерное движение – движение, при котором тело за любые одинаковые
интервалы времени проходит одинаковые отрезки пути.12.Скорость
– это физическая величина, характеризующая механическое
движение и равная отношению
пути ко времени, за которое этот путь
пройденного телом
пройден.
,
l
t
м
с
путь
время
l
t
t
l
13.Путь численно равен площади фигуры под графиком скорости.
14.Графики равномерного движения:
15.Неравномерное движение – движение при котором скорость меняется со
временем.
16.Средняя скорость – это величина равная отношению пути, пройденного телом к
интервалу времени его прохождения.
cp
l
t
l
1
t
1
l
t
l
t
2
2
3
3
...
...
17.Вращательным называется такое движение тела, при котором все его точки
Движение по окружности является примером
движутся по окружности.
криволинейного движения.
18.Период вращения (Т) – время за которое точка совершает один полный оборот
, где t – время за которое тело совершило N оборотов, Т = с
Т
t
N
19.Частота вращения (n) - число полных оборотов, совершаемых точкой при
равномерном движении по окружности за единицу времени.
, где n = об/с.
n
1
Т
1220.Скорость равномерного движения по кругу – равна длине дуги l, пройденной
точкой в единицу времени t:
, где
l
t
длина окружности, тогда
l 2
R
R
2
Т
2
Rn
21.Колебательное движение – это движение, которое повторяется через равные
интервалы времени.
22.Маятник – это твердое тело, которое совершает колебания под влиянием
притяжения к Земле или под действием пружины. Математический маятник –
точечное тело, подвешенное на нити, которая не растягивается и не имеет веса.
23.Амплитуда колебаний тела (А) – максимальное отклонение колеблющегося тела
от положения равновесия. А = м
24.Период колебаний (Т) – время, в течение которого осуществляется одно полное
колебание тела.
25.Частота колебаний
– количество колебаний совершаемых телом за единицу
времени.
,
1
Т
Гц
13