Урок обобщения. Механическое движение.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: проектор, интерактивная доска, документ камера, ноутбуки учителя и учащихся , программы SMART Notebook и MyTest. Цель урока: образовательная – обобщить и систематизировать знания умения и навыки по теме «Механическое движение», формировать единые взгляды на физическую картину природы движения; развивающая – содействовать развитию компетенции продуктивного творчества (умение анализировать и сопоставлять изучаемые объекты), продолжить развитие коммуникативной компетенции (развитие монологической речи). воспитательная – содействовать воспитанию социальной компетенции (умение делать выбор, принимать решения, брать ответственность, бесконфликтно сосуществовать), продолжить воспитание компетенций саморазвития и самообразования (сознательного отношения к процессу обучения, интереса к изучению физики).
Иконка файла материала конспект.docx
Урок физики 7 класс (новая программа) Тема урока. Механическое движение. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: проектор, интерактивная доска Triumph Board, документ камера Epson, ноутбуки учителя и учащихся Asus (ОС Windows 8.1), программы SMART Notebook и MyTest. Цель урока: образовательная – обобщить и систематизировать знания умения и навыки по теме «Механическое движение», формировать единые взгляды на физическую картину природы движения; развивающая – содействовать развитию компетенции продуктивного творчества (умение анализировать и сопоставлять изучаемые объекты), продолжить развитие коммуникативной (развитие монологической речи). воспитательная – содействовать воспитанию социальной компетенции (умение делать выбор, принимать решения, бесконфликтно сосуществовать), продолжить воспитание компетенций саморазвития и самообразования (сознательного отношения к процессу обучения, интереса к изучению физики). брать ответственность, компетенции Ожидаемые результаты Образовательный аспект – систематизация ранее полученных знаний, овладение учащимися более полными и глубокими знаниями по теме «Механическое движение». Развивающий аспект – развитие речи, физического мышления, умение анализировать и сопоставлять изучаемые объекты.Воспитательный аспект –воспитание ответственности, трудолюбия, сознательного отношения к процессу обучения. добросовестность, Формы работы: фронтальная, групповая, парная. План . Организационная часть урока (2 мин) Приветствие, фиксация отсутствующих, готовность к уроку, план работы на уроке. . Мотивация (2 мин) Учитель. На всех предыдущих уроках вы знакомились и изучали основные понятия и характеристики механического движения. Рассматривали и осознавали все многообразие видов движения. Сегодня пришло время проверить, как вы понимаете все изученные понятия и как с их помощью объясняют механические явления; возможно выявить пробелы, которые нужно будет устранить в ходе данного урока. Добро пожаловать! Метод «Мозговой штурм» «Жизнь требует движения» Согласны ли Вы с высказыванием древнегреческого ученого Аристотеля? Вывод: движение – это жизнь. Просмотр анимации «Движение». . Актуализация знаний (3 мин)Вопрос: Что объединяет данные фотографии? Бег собаки, ночная магистраль, аттракцион «Сюрприз» Вывод: жажда скорости. V. Повторение теоретического материала (8 мин) Опрос по основным понятиям темы: ­ Механическое движение. ­ Тело отсчета. ­ Система отсчета. ­ Материальная точка. ­ Равномерное движение. Упражнение «Кто быстрее…» учащимся необходимо продолжить предложение. 1) Слово «физика» произошло… 2) Вещество состоит… 3) Качение шара, падение дождевых капель – это примеры… 4) Одно и то же тело может быть…  5) Положение тела определяется… Упражнение «Составить соответствие» Необходимо составить соответствие между физической величиной (скорость, путь, время) и ее возможной единицей измерения. Результат проверить. V. Решение задач (17 мин) Учитель читает загадки, учащиеся разгадывают загадки, составляют анаграмму и решают задачи на нахождение пути, времени и скорости движения тел. Загадка 1: Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес, накорми его бензином, на копыта дай резину, и тогда, поднявши пыль, побежит… (автомобиль.) ЗадачаКакой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч? (216000 м) Загадка 2: Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится. Чудо- птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд. Хороша, как чудо света! Что ж летит, ответь?........ (ракета.) Задача Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с) Загадка 3: Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, трамваю не угнаться за этой тараторкой. В четыре такта его цикл, Это быстрый…(мотоцикл.) Задача С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч) Работа с графиками движения. 1. По графику движения тела (графику пути) необходимо определить скорость тела и путь, пройденный телом за 4с и 6с. 2. Чему равна скорость движения тела? Какое тело из представленных на графике движется с большей скоростью?Решение экспериментальных задач. 1. Определить среднюю скорость движения жидкости по лакмусовой бумаге. Демонстрация опыта при помощи документ камеры. Просмотр эксперимента: https://www.youtube.com/watch? v=dcOq662QJGs&feature=youtu.be Оборудование: линейка, лакмусовая бумага, подкрашенная жидкость, секундомер. 2. Определить относительную скорость роста кристалла. Демонстрация видео полученного при помощи документ камеры и микроскопа Просмотр эксперимента: v=a7vICejkUiI Выполнение задания в группах: https://www.youtube.com/watch? По фотографии определить относительную скорость роста кристалла медного купороса. Время наблюдения 26 минут https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHROWtmaTc2bUVya W8/edit По фотографии определить относительную скорость роста кристалла сахара Время наблюдения 52 минуты https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHRMVFrLXJRTmRIUnc/ editПо фотографии определить относительную скорость роста кристалла соды. Время наблюдения 18 минут https://drive.google.com/file/d/0B6E0kZHJAQHRTVVDazlSbmszU00/edit V. Выполнение тестовых заданий (7 мин) Работа в парах. Выполнение тестирования на ученических ноутбуках в тестовой оболочке MyTest Тест «Механическое движение» 1. Какой бывает траектория?   Многоугольная.  Сломанная.  Криволинейная.  Закруглённая. 2. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся автобусе,  находится в состоянии покоя?  Земли.  Пассажиров, находящихся в салоне автобуса.  Дерева у дороги.  Колёса автобуса.   Пассажирского кресла. 3. Как называют линию, которую описывает тело при своем движении?  Траектория  Прямая линия  Пройденный путь 4.  Какое движение называют равномерным?  Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени  проходит равные пути.  Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит  разные пути.  Движение, при котором тело движется так, что его траектория ­ кривая  линия.5. Пассажирский поезд за каждые 5 мин проходит расстояние 10 км, за 1 мин - 2 км, за 30 с- 1 км и т.д. Какое это движение?  Равномерное на отдельных участках пути.  Равномерное.  Неравномерное. 6. Составьте соответствие "Физическая величина ­ единица измерения"   Время, скорость, масса, путь.   Килограмм, метр, метр на секунду, секунда. 7.Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени  называют...  механическим движением.  траекторией.  пройденным путем. 8. За 40 с поезд прошёл путь 1200 м. Вычислите его скорость в м/с. (Записать  ответ цифрами) 9. Относительно каких тел водитель автомобиля, припаркованного на  магистрали, движется?  Относительно автомобилей, которые проезжают по шоссе  Относительно собственного автомобиля  Относительно фонарных столбов  Все утверждения правильные  Относительно автомобилей, которые тоже припаркованы 10. Какое из перечисленных движений равномерное?  Движение ребенка, прыгающего на батуте.  Движение автомобиля при торможении  Движение Земли вокруг своей оси 11. Траектория ­ это  линия, по которой движется тело.  отрезок, численно равный скорости объекта.  физическая величина, характеризующая быстроту движения.V. Подведение итогов (4 мин) Объявление результатов работы на уроке. Выставление оценок. Саморефлексия. Метод «Неоконченное предложение» Ученики продолжают предложение. «На этом уроке я…» ­ Работал активно ­ пассивно. ­ Своей работой на уроке я доволен – недоволен. ­ Урок мне показался длинным – коротким. ­ Мое настроение улучшилось – ухудшилось. V. Домашнее задание (2 мин) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. 1) Повторить теоретический материал блок №2 (1­16) 2) Решить задачи. Текст и видео инструктаж расположены на блоге «Уроки физики» по адресу http://fizkab.blogspot.com/2015/10/7_17.html Использованные ресурсы 1. Физика. Сборник задач для 8 класса. Автор: Ненашев Ю.И. Год: 2011  Издательство: Ранок, 176. 2. http://fizkab.blogspot.com/  ­ блог «Уроки физики» 3. http://testedu.ru/test/fizika/7­klass/mexanicheskoe­dvizhenie­skorost.html  ­  тесты по физике. 4. http://nnm.ru/blogs/psuchopadt/zhazhda_skorosti_2/  иллюстрации  Жажда  скорости...   5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:TRUE_Procedural_Animation.gif  – анимация движения.Домашнее задание «Механическое движение» Видео инструкция по выполнению, пример решения 6-го варианта: http://fizkab.blogspot.com/2015/10/7_17.html Задача 1. Тело движется равномерно, проходит путь l (м) со скоростью υ (м/с) за время t (с). Определите l, υ или t в зависимости от условий, приведенных в таблице. Вариант № l, м υ, м/с t, с 1 ? 70 1 2 880 ? 11 3 250 50 ? 4 ? 73 19 5 4221 ? 67 6 658 7 ? Задача 2. Поезд длиной L (м) движется равномерно со скоростью υ (м/с) по мосту длиной l (м) и проходит его за время t (с). Определите L, l, υ или t в зависимости от условий, приведенных в таблице. Вариант № L , м l, м υ, м/с t, с 1 ? 1080 49 36,8 2 650 ? 4 899 3 449 4215 ? 106 4 968 3030 15 ? 5 ? 4775 39 144 6 307 ? 48 75,7 Задача 3. Тело движется в течении семи интервалов времени t1,.. ,tі,…, t7 (с), проходя при этом отрезки пути l1,… ,lі,…, l7 (м). Если lі=0 м, то это означает, что тело покоилось tі с на интервале і. Определите среднюю скорость υср (м/с). 1 2 3 4 5 6 lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с Вариант № Интервал 1 2 3 4 5 6 7 26 6 0 2 0 88 54 0,6 2 0,8 0,5 8 0,7 9 0,1 0,9 6 0,3 7 61 0,61 0 0,27 50 89 79 0,65 0 0 0,14 64 0,72 22 85 0 0,88 0 91 0,96 94 0,8 1 0,6 8 0,9 1 0,2 7 0,9 2 0,5 7 0,8 5 33 50 0 75 37 0 57 0,9 9 0,8 8 0,6 5 0,9 6 0,5 2 0,6 3 0,9 5 16 0,84 10 0 0,41 87 0,86 0 0,64 72 0,8 71 0,83 92 1 8 0 93 72 18 34 0,5 6 0,8 4 0,3 0 0,8 9 0,6 4 0,5 0 0,4 0 υср ? ? ? ? ? ? Задача 4. Тело движется прямолинейно и на момент времени tі (с) проходит путь lі (м). Постройте график пути и определите по нему является ли движение равномерным. Вариант № 1 2 3 4 5 6 lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с lі,, м tі , с Интерва л 1 2 3 4 0,4 0,5 1 1,7 0,8 0,9 1 2,7 1,8 4,2 2,4 4,8 0,3 0,9 1,4 1,6 1,4 2,8 3,4 4,6 0,7 1,4 1,7 2,3 1,2 3,3 3,6 4,5 0,4 1,1 1,2 1,5 0,6 0,8 1,2 1,5 0,5 1,1 1,6 2,3 3,2 3,7 4,5 4,8 0,7 1,7 2,3 2,8Механическое движение  Блок № 2 (7 класс) 1. Механическое движение – изменение со временем положения тела в пространстве относительно других тел. 2. Механическое движение относительно. Одно и то же тело может быть неподвижным относительно одних тел и движущимся относительно других. Пример: пассажир движущегося автомобиля неподвижен относительно салона и находится в движении относительно деревьев, растущих вдоль дороги. 3. Тело отсчета – это тело, относительно которого рассматривается движение других тел. 4. Система координат. Положение тела определяется координатами: а) на прямой т.А(х); б) на плоскости т.А(х,у); в) в пространстве т.А(х,у,z). у у 0 х 0 х 0 х z 5. Система отсчета: тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени. 6. Материальная точка – физическая модель, называют тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи. 7. Траектория – воображаемая линия, которую описывает точка в пространстве, бывает прямолинейной и криволинейной. 8. Путь – длина траектории, описанной телом за определенное время. 9. Перемещение – направленный отрезок l прямой, соединяющий начальное и А  В S конечное положение тела 10.Метр – основная единица измерения пути и перемещения. 11.Равномерное движение – движение, при котором тело за любые одинаковые интервалы времени проходит одинаковые отрезки пути.12.Скорость – это физическая величина, характеризующая механическое   движение и равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройденного телом пройден. , l t м   с     путь время l  t t  l  13.Путь численно равен площади фигуры под графиком скорости. 14.Графики равномерного движения: 15.Неравномерное движение – движение при котором скорость меняется со временем. 16.Средняя скорость – это величина равная отношению пути, пройденного телом к интервалу времени его прохождения. cp  l t l 1 t 1   l t l t 2 2 3 3 ... ... 17.Вращательным называется такое движение тела, при котором все его точки Движение по окружности является примером движутся по окружности. криволинейного движения. 18.Период вращения (Т) – время за которое точка совершает один полный оборот , где t – время за которое тело совершило N оборотов, Т = с Т  t N 19.Частота вращения (n) - число полных оборотов, совершаемых точкой при равномерном движении по окружности за единицу времени. , где n = об/с. n 1 Т 1220.Скорость равномерного движения по кругу – равна длине дуги l, пройденной точкой в единицу времени t: , где l t длина окружности, тогда l 2 R  R  2  Т   2 Rn 21.Колебательное движение – это движение, которое повторяется через равные интервалы времени. 22.Маятник – это твердое тело, которое совершает колебания под влиянием притяжения к Земле или под действием пружины. Математический маятник – точечное тело, подвешенное на нити, которая не растягивается и не имеет веса. 23.Амплитуда колебаний тела (А) – максимальное отклонение колеблющегося тела от положения равновесия. А = м 24.Период колебаний (Т) – время, в течение которого осуществляется одно полное колебание тела. 25.Частота колебаний   – количество колебаний совершаемых телом за единицу времени. , 1 Т   Гц  13