Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" на тему "Природа в опасности"
Оценка 5

Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" на тему "Природа в опасности"

Оценка 5
Работа в классе
docx
окружающий мир
2 кл
31.03.2017
Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" на тему "Природа в опасности"
2017 год объявлен годом экологии. Актуальность данного урока очевидна. На данном уроке рассматриваются проблемы, возникшие в природе и причины, по которым они возникли. Учащиеся выясняют как можно помочь природе. Материал доступен для учащихся начальной школы и может использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях по окружающему миру любого УМК.2017 год объявлен годом экологии. Актуальность данного урока очевидна. На данном уроке рассматриваются проблемы, возникшие в природе и причины, по которым они возникли. Учащиеся выясняют как можно помочь природе. Материал доступен для учащихся начальной школы и может использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях по окружающему миру любого УМК.
Природа в опасности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая разработка по предмету:

«Ознакомление с окружающим миром»

на тему :

«Природа в опасности»

2 класс

 

 

 

 

 

 

Лысенкова Ирина Викторовна ,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 с. Серафимовский,

Lysenkova.1968.1968@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

 

Пояснительная записка

 

Учитель

Лысенкова Ирина Викторовна

Предмет

Окружающий мир (экологический урок)

Класс

2 класс

Тема

1.        «Природа в опасности. Жалобная книга Природы». Правила поведения в природе.

 

Тип урока

1.     Урок- репортаж

 

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России»

Окружающий мир. А.А.Плешаков

Задачи деятельности учителя

 Образовательные: - формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;

- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе

 Воспитательные: - воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

- привлечение внимания к экологическим проблемам;

- воспитание экологической ответственности;

- привлечение учащихся к участию в мероприятиях по охране окружающей  среды;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

 

Планируемые результаты

Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, Метапредметные  УУД:  познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений

Тип урока

Проблемно-диалогический

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, интерактивная доска

Средства обучения

Учебник, сюжетные картинки, доклады, дидактический материал, выставка книг, компьютерная техника (презентация)

 

Формы организации

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая  

Методы

Словесный, зрительно-слуховой, проблемно-поисковый,

самостоятельная работа  

 

Литература

И.В. Цветкова         «Экология для начальной школы»

И.В.Калашникова  «Праздники круглый год»

Б.М.Миркин            «Экология Башкортостана»

Педагогическое творчество  «Природоведение»  №3/2001 

                                                  «Экологическая тревога»

                                                №3/2002  «В согласии с природой»

А.Ф. Маркова          «Сборник стихотворений»

Туймазинский вестник   №145 от 24.09.2004

                                         « Поганки идут  в атаку»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока

Урок- репортаж

 

1.     Организация. Нацеливание.

2.     Репортаж с места происшествия.

3.     Обсуждение проблем природы

·        Вода в поселке

·        Лес

4.     Знакомство с людьми, имеющими экологические профессии:

·        Эколог

·        Врач

·        Лесник

·        Юннаты

5.     Составление экологического кодекса и листовки.

6.     Домашнее задание.

 

 

Оформление и оборудование

 

1.     Рисунки о природе.

2.     Жалобная книга Природы.

3.     Модель размещения заводов.

4.     Модель «Источники загрязнения воды».

5.     Фотоматериал о работе клуба «Робинзон»- «Жизнь прекрасна, не губитеее2.

6.     Листовка «Люди, прозрейте!»

7.     Экологический кодекс жителей планеты земля.

8.     ТСО- звуковое оформление, интерактивная доска.

 

 

Подготовительная работа

 

1.     Сбор жалоб, поступающих от растений и животных.

2.     Обсуждение поступивших жалоб и ответ на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?»

3.     Изготовление рекламных листовок о правилах сбора березового сока, о бережном отношении к родникам и всему окружающему миру.

4.     Интервью с экологом НГДУ «ОН» Абдуллиным Г.К.

5.     Встреча с заведующей аптекой Хамидуллиной И.Р.

6.     Встреча с руководителем экологического клуба «Робинзон» МБОУ СОШ № 1 Шляхтенковой Н.И.

7.     Подбор стихотворений поэтессы с. Серафимовский  Марковой А.Ф.

 

 

 

Этапы проекта

«Жалобная книга природы»

 

1.      Составление плана проекта.

2.     Выполнение данного проекта.

·        Сбор фактов

·        Группировка материалов и установление положений

·        Применение знаний на практике

3.     Подведение итогов работы, коллективное обсуждение и оценка, составление экологического кодекса.

 

Действующие лица

·        Телеведущий

·        Корреспондент

·        Маша и Витя

·        Жук, ручеек , грибы

·        Береза сухая, молодые березки

·        Эколог НГДУ «ОН»

·        Заведующая аптеки

·        Лесник

·        Руководитель экологического клуба «Робинзон»

 

 

Эпиграф

Пришло время задуматься над тем, что станет, когда исчезнут леса, истощатся запасы угля,  а обедненная и выщелоченная возле рек почва станет осквернять их воды.

Т. Рузвельт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Ведущий. Добрый вече уважаемые телезрители!

                 Начинаем экстренный выпуск программы «Вести природы»

                 Передаем обращение Природы ко всем жителям планеты Земля.

 

Голос Природы «Покуда не убита кричу я громко SOS! И требую защиты не в шутку, а в серьез». Люди! Остановитесь! Одумайтесь! Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и доброе сердце!»

 

Ведущий. Земля- пока единственный дом человечества. Не может быть выбора: сохранить или разрушить свой дом, очищать или загрязнять его. От нас с вами зависит хватит ли пищи, воды, воздуха нашим потомкам. И мы должны точно знать, что надо делать сегодня, чтобы сохранить природу на века. Что же могло заставить Природу обратиться с таким заявлением, от чего природа просит защиты. К нам поступило очень много писем  с жалобами, которые Природа просит рассмотреть и принять меры. Чтобы ответить на эти письма- жалобы наш специальный корреспондент отправился на место происшествия.

 

(Открывается занавес. Поляна, на которую идут Маша и Витя)

 

Корреспондент. Совсем недавно на эту полянку жители маленького городка «Зеленые холмы» приходили любоваться природой, послушать пение птиц. Теперь это место совершенно безмолвно. Вот что удалось снять нашим операторам.

Маша. На земле исчезают цветы,

             С каждым годом заметнее это.

             Меньше радости и красоты

             Оставляет нам каждое лето.

Витя.   Откровенье цветов луговых

            Нам понятно было едва ли,

            Беззаботно топтали мы их

            И безумно, безжалостно рвали.

 

(вздыхают и с горечью оглядывают поляну. Пролетает бабочка- мутант)

 

Витя.   Ой, Маша, кто это?

Маша. Чего ты так испугался? Кто тебя так смог напугать?

Витя. Какого жука я сейчас повстречал! Он топал как бык, и рогами качал, очень серьезным и грозным он был, я даже дорогу ему уступил. Мне имя его не известно пока. Но я не забуду лесного жука. (С. Махотин)

Маша. Значит все это правда. Грязные оды, загазованный воздух губят все живое. Даже этот жук стал жертвой, в кого он превратился, живя в это грязи, лета по этому отравленному воздуху.

Витя. Ну не так уж все и плохо. Посмотри, что я нашел. Ты знаешь, что это за грибы?

Грибы. На пеньках растем в лесу,

              Как веснушки на носу.

              Только нас не собирайте,

              Отравиться опасайтесь!

Маша.  Значит грибы собирать нельзя?

Грибы.  Да вы что, газет не читаете? Ведь уже писали, что сколько медики ни упрашивают не есть подозрительные грибы, толку мало. Любители грибов кладут в лукошки все подряд. Думая, что это съедобные грибы. Но только за июнь- август в больницы республики попали 13 грибников. Так что, ребятки, придется вам оставить нас на пеньке. А если грибы растут около дорог, то такие грибы еще опаснее, так как все газы от проезжающих машин оседают на наших шляпках, поэтому мы стали несъедобными- отравленными.

Витя. Маша, а ты помнишь, от тут на этом месте росли маленькие березки. Какие они были зеленые, кудрявые!

 

(танец березок)

 

Маша.  Действительно, а куда они подевались? Даже пенечка не осталось.

Витя.  Маша, посмотри. (береза плачет)

Маша. Холодные росы на листьях березы,

            Крупнее чем капли дождя.

            А может быть льет она горькие слезы

            Из жизни навек уходя.

Береза.  За многие годы всего натерпелась,

              Рубили, сверлили не раз,

              А соловьям на ветках моих

              Пелось в предутренний ласковый час. (А. Маркова)

Маша.  Милая березонька, от чего ты сохнешь?

Береза. Разве вы не видите? Весь мой ствол изранен,

              Все идут за соком, сверлят во мне дыры,

              А набрав, уходят, позабыв замазать.

             Видно этой боли мало для березки

              Так ножом изрезали Оля + Сережка.

             Пережила и это, но человеку мало,

             Захотел и вклинил в само сердце жало.

 

(показывает на стволе скворечник прибитый гвоздем)

 

Маша.  Может быть полить березку? Где же ручеек?

Береза.  Плачет милая речонка, одолел речонку страх.

              Стала речка тонкой-тонкой, обмелела на глазах.

Ручеек. Я журчу, журчу, журчу, песню прожурчать хочу.

             По асфальтам и камням, по дорогам и буграм,

             Но едут машины, плывут корабли,

             А может быть просто туристы прошли.

             И каждый, кто возле реки побывал,

             Свой след в виде мусора мне оставлял. (И. Лысенкова)

 

Витя и Маша с ужасом. Что же случилось? Что происходит? Неужели мы сами все погубили?

Витя.  И конечно, тревожно, что порой мы безбожно

           Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем. (А.Яшин)

 

(занавес закрывается)

 

Корреспондент. Вывод один. Природа пострадала от рук человека и просит защитить ее от самого же человека. В чем же виноват человек?

Ведущий.  В чем виноват человек? С этим вопросом наш корреспондент отправился в с .Серафимовский с целью провести опрос жителей и выяснить, что же мы можем исправить, чтобы сохранить природу.

 

Физминутка

Мы входим в лес, сколько здесь чудес.

Посмотрели вправо, влево, наклонились и присели.

На опушке посидели, все вокруг мы посмотрели.

Отправляемся вперед- нас дорога вдаль зовет.

Корреспондент.  Ребята, вы посмотрели наш репортаж и, наверное, можете ответить на вопрос- в чем виноват человек перед природой?

 

 (ответы детей)

 

Вы выдвигаете такие серьезные обвинения в адрес человека, а сами как вы относитесь к природе, ко всему окружающему?

 Давайте проведем блиц- опрос:

·        За что может природа тебе может сказать спасибо, что ты сделал хорошего? Зачем человеку чистый воздух?

·        С кем из обитателей природы ты дружишь? За что они могут поблагодарить тебя? Почему воздух стал грязным?

·        Что же получилось не так? Как сделать воздух чистым?

(ответы детей)

Итог. (вывешивается модель размещения заводов)

 

Корреспондент.  Вспомните, как хотели Витя и Маша помочь березке? Что произошло с ручейком?

 

Итог. (вывешивается модель загрязнения воды)

Источники загрязнения воды

1.      Сточные воды.

2.      Разливы нефти.

3.      Мусор.

Роль воды в жизни человека? (ответы детей)

 

 

Пути охраны воздуха

1.     Установка очистных сооружений.

2.     Правильное размещение заводов и фабрик.

3.     Организация зеленых зон и посадки древесных насаждений.

Ученик.   Дороже золота вода,

                А без воды земле беда.

                Краса земли, ее плоды

                Творенья солнца и воды. (А. Маркова)

 

Корреспондент.   А так ли хорошо обстоят дела с водой в вашем селе?. Нам известно, что проблемами воды села занимается служба экологии под руководством эколога Абдуллина Г.К. и отряд клуба «Робинзон» под руководством учителя географии Шляхтенковой Н.И. этих ребят с гордостью можно назвать юными натуралистами. Чем же они занимаются?

·        Натуралистам точный дан приказ: натуралисты, зовет природа нас.

 Эколог он, а я натуралист, хранить природу – общий наш девиз.

·        Не бойся Земля, ты  надежных руках,

Прекрасной звездой засияешь в веках.

 

Наталья Ивановна.   В сентябре 1996-1997 учебного года в нашей школе был организован отряд «Робинзон». Первое решение- обследование родников. В нашем селе 6 родников:

- «Овражный»- за стадионом

- «Верхний» - в верхнем поселке

- «Сиамские близнецы»

- «Садовый « - около садов

- «Тайник»- около ул. Ключевой

- «Заброшенный» -на ул. Ключевой

 

Из каждого родника была взята проба воды.

Проделав при помощи химической лаборатории ЦНИПРа химический анализ проб воды, убедились в их удовлетворительном состоянии. Вода везде пресная и пригодна для питья. Но вот санитарное состояние территорий родников не соответствует  санитарным нормам. Хочется. Чтобы родники были ухожены, чтобы было приятно приходить сюда за водой. Ведь все зависит от нас.

 

Итог.  Для чего нужно ухаживать за родниками?

 

Натуралист. Живет родник, вода струится.

                     Ее работа нелегка.

                     Так не забудь же поклониться прохладной влаге родника.

                     Испив воды в ручье речистом, ты жив и вновь неутомим.

                     Оставь его таким же чистым далеким правнукам своим.

 

Физминутка- натуралисты уходят

Раз, два- три, четыре,

Три, четыре- раз, два.

Кто шагает дружно в ряд? – Робинзончиков отряд.

 

Корреспондент.  Ребята, вернемся к репортажу. Вспомните, без воды ли высохла березка? Что сгубило лес?

 

Итог.  Чем полезна береза? Что ценного дает нам дерево? Давайте спросим об этом у заведующей аптекой Хамидуллиной И.Р. и у лесника Мазанова И.К.

 

Заведующая.  Береза- самое обычное дерево наших лесов и среди других она выделяется прежде всего белым цветом своей коры. Наши предки не только любовались березой, но и поклонялись ей. Считалось, что ношение на теле березовой коры сбережет от порчи, а вдыхание ее запаха очень полезно. Березовые почки, листья, кора, древесина широко применяются в качестве сырья для приготовления лекарственных препаратов. Березовый сок это хорошее общеукрепляющее средство при простуде, при болезнях почек, кожных заболеваниях, ревматизме. Его используют для лечения ран, ожогов. Недаром женщины в старину выходили в лес умывать лицо «слезами березы»

 

Корреспондент.  Целебные свойства белоствольной, «лесной феи» бесспорны. Но что нам скажет лесник.

 

Лесник.  Много слов сказано о березе. Стройный белый ствол, склоняющиеся гибкие ветви, изящные листочки всегда были символом сего прекрасного. Ученые насчитывают около 65 видов берез: карликовая, пушистая, каменная, ребристая, извилистая, черная и др. береза живет в среднем 100-120 лет. Древесину используют для изготовления мебели. Музыкальных инструментов, древесных ложек, из коры выполняют туески, различные сувениры и ценный деготь..

 

Корреспондент. Скажите, что могут сделать ребята, чтобы это дерево не исчезло с лица земли?

 

Лесник.  Посадить свою аллею и ухаживать за ней.

 

Корреспондент.  Ребята, запомнили и вы как называются профессии людей, которые следят за красотой природы, оберегают ее. А кто же должен ответить за все зло, причиненное природе? Кто может исправить сложившееся положение?

Да, есть люди, которым небезразлична судьба природы и мы с вами должны, обязаны пополнять их ряды.

Ученик.  Ты и я, и се мы- люди, а природа -наша мать.

                Так давайте вместе будем Мать- природу защищать!

 

Корреспондент.  Как вы понимаете выражение «Мать- природу защищать!»

Подведя тог всему сказанному, давайте составим экологический кодекс и передадим его жителям городка «Зеленые холмы».

(зачитывают права и обязанности жителей планеты Земля)

Экологический кодекс

Права горожан

1.     Проводить свой отдых в парках и скверах города, в лесу, на берегах рек и озер.

2.     Создавать экологические патрули для проверки сохранности природной среды.

3.     Участвовать в акциях, направленных против загрязнения окружающей среды, работать в общественных организациях по охране природы.

Обязанности жителей

1.     Соблюдать чистоту воды, воздуха, почвы.

2.     Украшать дворы, улицы зелеными насаждениями

3.     Не разрушать жилища животных.

4.     Принимать участие в мероприятиях по охране природы.

 

Ведущая.  Побывав в с. Серафимовский, наш корреспондент вернулась в городок «Зеленые холмы» и от имени жителей села и учеников 2 Г класса передала экологический кодекс и листовки с обращением ко всем жителям Земли. Это обращение мы передаем в прямом эфире.

Дети.  Люди- человеки, страны и народы.

           Мы теперь навечно должники природы.

           Надо с этим долгом как-то расплатиться,

           Пусть расправит крылья раненая птица.  (Н. Заболоцкий)

Ведущая. Человечество стояло перед выбором: сохранить или разрушить, очистить или загрязнить. Теперь уже нет сомнений в том что жители планеты Земля сделали свой выбор: очистить и сохранить, любить и беречь природу, подружиться и быть настоящим другом Природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Вид используемых на уроке средств

Вид используемых на уроке средств

Структура урока Урок- репортаж 1

Структура урока Урок- репортаж 1

Составление плана проекта. 2

Составление плана проекта. 2

Ход занятия Ведущий. Добрый вече уважаемые телезрители!

Ход занятия Ведущий. Добрый вече уважаемые телезрители!

Витя. Ну не так уж все и плохо

Витя. Ну не так уж все и плохо

И каждый, кто возле реки побывал,

И каждый, кто возле реки побывал,

Пути охраны воздуха 1.

Пути охраны воздуха 1.

Физминутка - натуралисты уходят

Физминутка - натуралисты уходят

Земля) Экологический кодекс

Земля) Экологический кодекс

Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" на тему "Природа в опасности"

Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" на тему "Природа в опасности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017