Урок окружающего мира для 1 класса был разработан на основе программы ««Начальная школа XXI века»: Виноградова Н.Ф..Данная программа предусматривает 68 учебных часов в год (2 часа в неделю). Тема «Жизнь птиц» находится в разделе «Родная природа». Материал будет полезен для педагогов, применяющих системно-деятельностный подход, основной результат которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.Данный урок расширяет представление детей о зимующих и перелетных птицах, способствует воспитанию заботливого отношения к птицам.Урок направлен на развитие умения самостоятельно делать выводы и подтверждать его практическим заданием, умения анализировать, слушать и слышать, точности речи учащихся.
урок окружающий мир.docx
Муниципальное образовательное учреждение
«Чойская средняя общеобразовательная школа»
Урок
окру
жаю
щего
мира
«Жиз
Автор: Сундеева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
нь
с. Чоя 2017г.
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 1
птиц» Пояснительная записка к уроку окружающего мира
Урок представлен по направлению начальная школа
Аннотация: Урок окружающего мира для 1 класса был разработан на основе программы ««Начальная школа XXI века»: Виноградова
Н.Ф..Данная программа предусматривает 68 учебных часов в год (2 часа в неделю). Тема «Жизнь птиц» находится в разделе «Родная природа».
Материал будет полезен для педагогов, применяющих системнодеятельностный подход, основной результат которого – развитие личности
ребенка на основе универсальных учебных действий.Данный урок расширяет представление детей о зимующих и перелетных птицах, способствует
воспитанию заботливого отношения к птицам.Урок направлен на развитие умения самостоятельно делать выводы и подтверждать его
практическим заданием, умения анализировать, слушать и слышать, точности речи учащихся. С помощью презентации дети легко выходят на
тему урока, на основе плана изучают основные понятия темы. Разнообразные методы и формы работы помогают активизировать всех учащихся к
работе на уроке. Использование «оценочного листа» помогает формировать умение самооценки.На уроке используются средства ИКТ. В
зависимости от уровня подготовки детей можно варьировать материал данного урока.
Технологическая карта
Организационная информация
Образовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение «Чойская СОШ», Чойского района, Республики Алтай
Автор
Предмет
Класс
Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов
Окружающий мир
1
Тема
Тип
Цель:
Задачи:
«Жизнь птиц»
Методическая информация
Урок открытия новых знаний.
Формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах, об их образе жизни и питании.
Для учителя
Образовательные:
создать условия для
расширения знания детей о зимующих и перелетных
птицах, об их образе жизни и питании.
Развивающие:
компетентности:
систематизировать,
развивать
умение
познавательные
анализировать,
делать выводы, самостоятельно
Для учащихся
Образовательные:
систематизировать
знания о зимующих и перелетных птицах, об их
образе жизни и питании.
Развивающие:
уметь анализировать,
систематизировать,
выводы,
делать
самостоятельно выделять и формулировать
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 2 Здоровьесберегающие:
Воспитательные:воспитывать
и
сотрудничество
Воспитательные: проявлять
выделять и формулировать познавательную цель.
Здоровьесберегающие: понимать важность ЗОЖ.
познавательную цель, рассуждать и доказывать.
заботливое
отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях;
строить продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками,
соблюдать культуру поведения,
уметь объективно оценивать свои знания.
бережное
отношение к живой природе, потребность в заботе о
птицах; умение строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками; формировать культуру
речи, умение объективно оценивать свои знания.
способствовать
сохранению и укреплению здоровья учащихся через
физкультминутку, гимнастику для пальчиков, приобщать
детей к ЗОЖ.
Зимующие и перелётные птицы.
Коллективная работа,групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации и физкультминутки;карточки с заданиями для
индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, работы в парах; листы самооценки;листы
А3;маркеры;клей; цветные карандаши,
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений в 2х частях/ Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана Граф, 2011.
Системнодеятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая технология.
Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические выполнение заданий, минитест.
Повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и
к самому процессу обучения.
45 минут
Личностные
умения
её значимость;
любой жизни;
уметь дать своей работе самооценку.
осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности, понимать
понимать правила и нормы нравственного поведения в природе, ценности
Основные понятия
Организация пространства
Ресурсы
Используемые технологии
Методы и приемы:
Обоснование использования
мультимедиа компонента
Время реализации
Планируемый результат
Метапредметные
умения
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 3 условиями её реализации;
контролировать и оценивать свои и соседа действия;
действовать согласно плану.
Познавательные УУД
:
получать и анализировать информацию;
обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным
опытом и знаниями; делать выводы;
представлять результаты своей работы по предложенному плану.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
уметь работать в паре, в группе, договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
называть признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа
птицы; называть птиц по способу питания и по месту обитания;
получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам.
Структура урока
Предметные
умения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Оценочная
деятельность
Формируемые
УДД
Организует
эмоциональный настрой на
работу.
Настраивает
на
доброжелательный лад и
позитивные эмоции.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя.
Отмечают настрой в
начале урока в листах
самооценки.
Умение слушать и слышать речь
других людей.
Проявление эмоционального
отношения
учебно
познавательной деятельности.
в
Организует
календаря
минутку
сказку,
Слушают
зимние
называют
месяцы,
приметы
зимы и изменения в
жизни
растений,
Контроль
учителя.
Взаимоконтроль
Умение
осуществлять
взаимоконтроль. Умение полно
и точно выражать свои мысли.
Этапы урока
I. Орг. этап.
II. Мотивация
учебной
деятельности
III. Минутка
календаря
Формы,
методы,
приёмы
Слово
учителя.
Фронтальная.
Словесный.
Слово
учителя.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 4 животных и человека с
приходом зимы.
Называют признаки, по
которым из
всех
животных выделяется
особая группа птицы
С помощью учителя
анализируют ситуацию
и дают предположения
темы и цели урока
Выполняют групповую
работу.Вступают
в
диалог
с учителем.
Рассуждают, отвечая на
поставленные вопросы,
аргументируют
свой
делают вывод,
выбор,
называют
главную
мысль статьи.
Выполняют
практическую работу в
группах, делают вывод
Контроль
учителя.
Умение оформлять свои мысли
в устной форме.
Взаимоконтроль
Самоконтроль.
Контроль
учителя.
речь
Произвольное
построение
речевого высказывания в устной
форме. Умение слушать и
понимать
других,
пользоваться
приемами
слушания. Умение определять и
формулировать тему и цель.
Умение анализировать, делать
классифицировать.
выводы,
заслушивать
Умение
выступления других,
при
необходимости исправить и
уточнить
дополнить,
озвученный ответ.
Умение
планировать свои действия в
группе, умение использовать
свой опыт и знания. Умение
оформлять свои мысли в устной
форме.
Организует работу в парах Выполняют
Упражнение
практическое задание в
парах.
Умение работать в парах с
использованием
освоенного
инструментария.
Организует
самостоятельную работу.
Выполняют
самостоятельную
Самоконтроль
Свободное
владение
материалом. Умение работать
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 5
IV. Актуализация Фронтальная
Словесный.
Беседа.
Активизирует
мыслительные операции: и
познавательные процессы
V. Постановка
цели и задач
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
Организует работу по
самостоятельной
формулировке цели и
учебных задач. Предлагает
план работы на уроке.
1. Организует работу в
Предлагает
группе.
прочитать
статью
учебника.Создаёт условия
для решения учебной
задачи и нахождения
путей её решения.Дает
конкретное представление
о зимующих и перелетных
птицах.
2.Организует
группе.
работу в
VI. Реализация
плана
VII. Первичная
проверка
понимания
VIII.
Самостоятельное
в
Работа
группе.
Практический
Упражнение.
Объяснение
учителя.
в
Работа
группе.
Практический
Упражнение.
Работа
парах.
Практический
Упражнение.
Самостоятель
ная.
в применение
знаний
IX. Информация о
домашнем
задании
X. Рефлексия
Практический
Упражнение.
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
работу.
самостоятельно
Объясняет содержание и
способы
выполнения
домашнего задания.
Слушают объяснение
учителя и принимают
учебное задание.
Упражнение
Организует рефлексию.
Осмысливают и
оценивают свою
деятельность на уроке.
Самооценка
Умение слушать и понимать
речь других,
пользоваться
приемами слушания.
Рефлексия способов действия,
контроль, оценка процесса и
результата деятельности.
Этап
I. Организационный
момент 1 мин
II. Мотивация.
Эмоциональный
настрой
2 мин
III. Минутка календаря
3 мин
Сценарий урока
Содержание учебного материала
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех!
Улыбка ничего не стоит, но много дает.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Глазки ваши видят и всё замечают.
Ушки ваши слушают и всё улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Но не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.
У Вас на столах лежат оценочные листы. Приложение 1Поставьте галочку напротив смайлика (Настрой в
начале урока)
Я хочу рассказать сказку.
Сказка:Сошлись както вместе четыре волшебника – живописца. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше
рисует. Первой за свою волшебную кисть взялась……а кто догадайтесь?
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Поля и лесные
поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой то большой книги. Придешь в лес – белые страницы
покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные
лесные жители.
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 6 Кто догадался, какая художница рисовала? Слайд 1
А какие зимние месяцы знаете?
Назовите приметы зимы.
Какие изменения произошли в жизни растений, животных и человека?
IV. Актуализация
2 мин
V. Постановка цели и задач
урока.
2 мин
Какими таинственными значками покрыты белые страницы зимы? Следа животныхСлайд 2
Следы, каких животных? (Следы птиц)
Вспомните, кого называют птицами? Ответы детей
Какую пользу приносят птицы?
А как вы думаете: зимой, можно услышать птичье пение?
О чем будем говорить сегодня на уроке? (о птицах)
Птиц на Земле очень много, все они разные и живут они поразному. Отталкиваясь от темы, попробуйте
сформулировать цели урока. Ответы детей
Мой вариант: (вопросы на доске на отдельных листах формата А3)
VI.
Реализация плана
1 мин
1. На какие группы можно разделить птиц? Какие птицы зимуют в нашей местности?
2. Чем питаются птицы?
Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Мы будем работать по данному плану.
Мы будем работать в группах. Но сначала повторим правила работы в группах.Слайд 3.
Правила работы в группе
Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Уважай мнение других участников группы.
Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
5 мин
1. Работа в группах. Задание «Мозаика».
Задание: Перед вами конверт №1 с разрезанными картинками. Приложение 2 Нужно собрать изображения
птиц. (1 группа – синица, скворец; 2 группа – воробей, ласточка; 3 группа – грач, снегирь)
(готовые изображения прикрепляют на доску)
Работа групп
Посмотрите, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору?
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 7 Попробуйте объяснить, почему одни птицы улетают, а другие могут остаться?
можно
на две группы –
Перелётные и
: птиц по месту обитания
Какие из этих птиц могут остаться в нашей местности? Зимующих птиц, по ответам детей, прикрепляю
на первый лист А3)
Каких еще птиц знаете обитающих в нашей местности? Ответы детей.Слайд 4.
Какой вывод можно сделать?
Вывод
зимующие.Слова(перелетные и зимующие) прикрепляю на первый лист А3
Интересные факты о перелетных птицах
Их оперение прекрасно согревает и при низких температурах. Дело в том, что с такой холод, пища, которую
едят птицы, становится недоступной. Земля промерзает, и все жучки паучки прячутся, пернатые остаются
голодными. Именно это и становится причиной их перелетов. Некоторые виды при перелете развивают
скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с
трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелет. Птицы
способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полет, чтобы набраться сил и
покормиться, поэтому дальние перелетные могут длиться до трех месяцев.
Интересные факты о зимующих птицах
разделить
4 мин
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 8 Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.Для
птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Изза холода много тепла
теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно
намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Люди научились использовать
знания пернатых и их особую интуицию. Народные приметы о птицах в свое время незаменимы для
земледельца. Поведение ласточек, воробьев и многих других мелких пташек свидетельствовало об
изменениях погоды. А это значит, что волей неволей птицы помогали человеку в битве за урожай.
Что нужно знать, чтобы правильно разделить птиц на зимующих и перелетных? (Знать, что они едят.)
5 мин
Давайте прочитаем статью в учебнике с. 10
Какова главная мысль статьи? (Клюв очень важен для жизни птиц) Слайд 5
1. У ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно мясо отрывать. У пеликана клюв – сачок.
Найдёт пеликан стаю рыб, разинет клюв и подхватит добычу. Таких птиц называют хищными (у них
обычно клюв короткий, сильный и загнутый крючком)
2. У попугая клюв крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать дупла для гнёзд, а ещё
2 мин
4мин
за ветки цепляться. Таких птиц называют растительноядными – клюв короткий и тупой.
3. Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать изпод коры
длинным языком вредных жучков – вредителей. Таких птиц называют насекомоядными (клювы у
них тонкие и острые)
Одинаково ли птицы питаются?
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
2.Работа в группах.Игра «Что кому по вкусу?»
Задание: Вклеить в таблицу с названиями птиц её корм. Приложение 3
Работа групп
Посмотрим, что у вас получилось? (Дети прикрепляют лист А3 на доску.Обоснование ответов)
Чем еще могут питаться птицы? Приложение 4 Картинки с кормом для птиц прикрепляю на второй
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 9 лист А3.
Какой вывод можно сделать?
: птиц по способу питания можно разделить на три группы –
Вывод
насекомоядные. Слайд 6
Слова (хищные, растительноядные, насекомоядные) прикрепляю на второй лист А3
Хищные, растительноядные,
Чем в основном питаются зимующие птицы? Зимующие птицы питаются в основном плодами и
семенами.
Как вы думаете, чем страшна зима для птиц голодом или холодом?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха и тепло под оперением.
2мин
VII.Первичная проверка
понимания
3мин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима. А. Яшин
Но на всю долгую зиму не хватает корма птицам в природных столовых.Что мы можем сделать, чтобы
помочь птицам пережить холода?(Сделать кормушки и подкармливать птиц)
Из чего можно сделать кормушку? Ответы детейСлайд 7
А теперь предлагаю вам поработать в парах. Помните, пожалуйста, что работая в паре, нужно
договариваться друг с другом, помогать и не ссориться.
3. Работа в парах
Задание: Прочитайте название птицы на ваших карточках. Определить к какой группе по способу питания
относится данная птица. Раскрасьте фишки:
Приложение 5
красная фишка – насекомоядные
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 10 2мин
зелёная растительноядные
жёлтая – хищная
По каким признакам определили? Обоснование 4 пар
Электронная физкультминутка для глазСлайд 8
Самостоятельное
VIII.
применениезнаний
3мин
4.Самостоятельная работа
Задание: знаками «+» и «» ответить на вопросы
1. Зимующими называются те птицы, которые
остаются зимовать на родине. Так ли это?
2.Ласточка, соловей, скворец зимующие птицы?
3.Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы
питаются плодами, семенами, почками?
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой?
5.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и
голода?
+
+
+
IX. Информация о
домашнем задании
1 мин
X. Рефлексия
деятельности
3мин
1.Теоретический материал на с. 9—12 учебника
2. Приготовить сообщение о зимующих птицах нашей местности.
учебной
К чему призывает нас урок? Ответы детей Слайд 9
Вернемся к листам самооценки. Знаком «+» оцените свою работу. Приложение 1
Отметьте настрой в конце урока.
За то, что вы слушали всё внимательно, Приложение 6
Задания все выполняли старательноХочу я картинки с птицами вам подарить.
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 11 Список использованной литературы:
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
Благосклонов, К.Н. «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве»/ К.Н. Благосклогов. М. 1949г.;
Горьканова, А.Н. «Перелетные и зимующие птицы России»/А.Н. Горьканова. М., Школьная пресса, 2011;
Шорыгина, Т.А. «Птицы. Какие они?»/ Т.А. Шорыгина. М.,2003 г.
Сундеева Марина Владимировна МОУ «Чойская СОШ» Страница 12
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Урок окружающего мира по теме"Жизнь птиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.