Технологическая карта урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой; 2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов 3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся; 4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Иконка файла материала окр мир 20.12.docx
План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема урока: «Как зимой помочь птицам?» Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами  ИКТ, познавательного  материала,  творческих заданий. Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;                   2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов       3. Развивать  логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;       4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться). Личностные УУД: ­ формировать интерес к изучению родной природы; ­ понимать важность заботы о зимующих птицах; ­ повышать уровень мотивации учебной деятельности. Предметные результаты: ­ Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; ­ Правильно подбирать корм для птиц; ­ Уметь изготовить простейшую кормушку; ­ Знать правила подкормки птиц. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ­ перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; ­ наблюдать и делать выводы; ­ знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; ­ работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.Коммуникативные УУД: ­ участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); ­ приводить свои примеры из жизненных ситуаций; ­ составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; ­ проговаривать в логической последовательности свои действия; ­ учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный  момент 2. Актуализация знаний  и постановка проблемы Слушают  стихотворение Слушание и осмысление  стихотворения Читает стихотворение.  Проверяет готовность  обучающихся к уроку. Начинается урок, Он пойдёт ребятам  впрок, Постарайтесь всё  понять, Интересное узнать. Послушайте, пожалуйста,  внимательно  стихотворение  Сергея  Есенина «Поет зима ­  аукает». Поет зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает  Стозвоном сосняка. Кругом с тоской  глубокою Плывут в страну далекую  Седые облака. Время 1 минута. На данном этапе  происходит создание  благоприятной  обстановки,  положительного настроя. 3 минуты. На данном этапе  используется фронтальная форма работы. Формулируется тема и  цель урока. Универсальные учебные  действия Регулятивные УУД: ­ организация своего  рабочего места Личностные УУД: ­ формировать интерес к  изучению родной  природы; ­ повышать уровень  мотивации учебной  деятельности. Познавательные УУД:  ­общеучебные ­  осознанное и  произвольное речевое  высказывание в устной  форме о признаках зимы,  перелетных птицах;  ­ логические –  осуществление поиска  необходимой информации (из собственного  жизненного опыта).Коммуникативные УУД: ­  умение осознанно  строить речевое  высказывание в устной  форме. Личностные УУД:  ­ проявление интереса к  новому учебному  материалу. Регулятивные УУД:  ­ в сотрудничестве с  учителем ставить новые  учебные задачи.  А по двору метелица Ковром шелковым  стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые,  И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням  свешенным  И злится все сильней. И дремлют пташки  нежные Под эти вихри снежные  У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная   Красавица весна.                           ­ Организует диалог.  ­ О чем это  стихотворение? ­ Давайте мысленно  перенесемся в волшебный  зимний лес. ­ Охарактеризуйте зиму.  Какая погода зимой? ­  Закройте глаза.  Послушайте мелодии, и  скажите, о ком мы будем  беседовать сегодня на  уроке. (Звучит запись  голосов птиц) ­ Скажите, пожалуйста,  как называют птиц,  которые улетают в тёплые ­ Дуют холодные ветра,  мороз сковал землю,  кругом лежит снег, голые  деревья скрипят от  холода. ­ Перелётные.­ Скворцы, ласточки и т.д. ­ Они не приспособлены к  холодам и др. ­ Воробьи, синицы и т.д. ­ Зимующие. ­ Они не улетаю зимой в  тёплые края.  ­ Они являются  украшением Земли,  уничтожают вредных  насекомых. ­ О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. ­ Сорока края? ­ А кто из вас может  назвать их?   ­ Как вы думаете, почему  они улетают в тёплые  края? ­ А какие птицы вам   часто встречаются сейчас   зимой в нашей местности? ­Как вы думаете, как всех  этих птиц можно назвать? ­ А почему их так  называют? ­ Какую пользу приносят  птицы? ­ Да, без птиц было бы  тяжело на земле, ведь они  не только радуют нас  своим пением, красотой,  но и защищают растения   от вредных насекомых. ­ О чём же мы сегодня  будем говорить на уроке? ­ Ребята, а это что за  птица? Трещала, с самого утра Пор­р­ра! Пор­р­ра. А что пора? Такая с ней  морока, Когда трещит…. ­ Сегодня с самого утра  трещала сорока о том, что наступила зима и надо  всем птицам собраться и  решить, как перезимовать. Вот птицы и решили  собрать лесное собрание. ­ Мне бы хотелось  побывать на этом  собрании. А вам? 3. Подготовка к  активному восприятию и усвоению материала Личностные УУД: ­ повышать уровень  мотивации учебной  деятельности. 1 минута. На данном этапе в игровой форме повышается  уровень мотивации  учебной деятельности.7 минут. На этом этапе дети  знакомятся с зимующими  птицами. Использовала  словесные, наглядные  методы обучения. Отвечают на вопросы  учителя. ­ Им нечем питаться,  потому что насекомые  прячутся под снегом. ­ Мы должны им помогать, подкармливать. Познавательные УУД: ­ перерабатывать  полученную информацию  из учебных пособий,  жизненного опыта и новых знаний на уроке; ­ наблюдать и делать  выводы; ­ дополнение и  расширение имеющихся  знаний; ­ знать и распознавать на  наглядных образцах  названия птиц; Коммуникативные УУД: ­ участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;  ученик – ученик); ­ приводить свои примеры  из жизненных ситуаций; 4.Изучение нового  материала. Ну, тогда в путь. ­ Давайте послушаем, что  они говорят. Они говорят,  что им голодно зимой и  холодно. Почему? Вы знаете, что поздней  осенью насекомые  прячутся или умирают. А  те птицы, которые  питаются зерном,  семенами, не могут  добывать их из – под  снега. Поэтому они  вынуждены ежегодно  совершать перелёты от  родных мест к местам  зимовок и обратно. Это  ласточки, журавли, гуси,  скворцы, аисты. А что же  делать птичкам, которые  остаются зимовать? Правильно. Например, воробьи.(показ иллюстрации)  Они стараются держаться поближе к человеку,  забиваются в щели домов,  под крыши сараев. Или синички и поползни  (показ иллюстрации), они почти круглый год живут  в лесах, а когда наступают холода, перебираются  поближе к людям и любят  полакомиться семенами  деревьев, салом и хлебом  и т.д. ­ Сообщает новую  информацию  о птицах5. Физкультминутка 6. Практическая работа ­ Посмотрите, птички  решили отдохнуть.  Давайте и мы к ним  присоединимся. Показ движений учителем. Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг.  Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать.  В небе ясном солнце  светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля.  Птички начали  спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий  путь, Надо птичкам отдохнуть.  И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо  много. Вот и юг. Ура!  Ура! Приземляться нам пора.  ­Трудно приходится  зимой птицам поэтому  нам нужно им помочь, а  как это сделать? ­ И теперь мы с вами  попробуем выполнить  кормушки. ­ Для этого мы с вами  разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит  свою кормушку. ­ Воспользуемся  рабочей  тетрадью стр.53. Повторяют движения за  учителем. ­ (Дети машут руками,  словно крыльями) ­ (Дети машут руками  интенсивнее) ­ (Потягивание – руки  вверх) ­ (Низкий наклон вперед,  руки разводятся в  сторону) ­ (Дети садятся в  глубокий присед и сидят  несколько секунд) ­ (Дети встают и машут  «крыльями») ­ (Дети садятся за столы) Выполнить кормушки. ­ Определение учащимися  материалов из которых  выполнены кормушки. Дети проговаривают, как  правильно пользоваться  ножницами. ­ Коробка из­под сока и  верёвка Регулятивные УУД:  осуществление  пошагового контроля  своих действий,  ориентируясь на показ  движений учителем,  самостоятельное  оценивание правильности  выполнения действий. 3 минуты. Здоровьесберегающая  технология.  Физкультминутка  подобрана в соответствии  с темой урока. Познавательные УУД: ­ чтение и слушание; ­ умение извлекать  нужную информацию; ­ дополнение и  расширение имеющихся  знаний 7минут. На данном этапе  обучающиеся под  руководством учителя по  плану  изготавливали  кормушку для птиц  своими руками. .Дети выставляют свои  кормушки на столик. На дерево. Ответы детей. ­ А чтобы  кормушки  получились прочные, и  понравились птицам  работайте в своих группах дружно. ­ Молодцы! Хорошие  получились кормушки. С  такими заботливыми  ребятами как вы  ни одна  птичка не погибнет.  _ А куда мы будем вешать наши кормушки? ­ Так как у нас в классе  нет настоящего дерева,  давайте сейчас  потренируемся, вешая  кормушки на ветви.  Птички уже ждут  кормушки. ­ Конечно ребята,  зимующие птицы  приспособлены к жизни в  суровых условиях. И все  же птицы не редко  голодают. Особенно  трудно им во время  метели, снегопада, мороза. ­Что же должны делать  люди, что бы помочь  зимующим птицам? ­Кормушки у нас готовы?  А чего же в них не  хватает? ­Чем можно покормить  птиц? ­Учитель показывает корм в мешочках и объясняет  7. Продолжение  изучение нового  материала. Познавательные УУД:  ­ отбирать информацию. Коммуникативные УУД: ­аргументировать свою  позицию; ­ участвовать в диалоге на  уроке 7 минут. На этом этапе урока  использовала  коллективную форму  работы. Закрепили знания  по выбору корма для птиц. Предметные:  ­ получат возможность  научиться оказывать  помощь зимующим птицам (изготавливать  кормушки); обобщать  . При помощи иллюстраций  обучающиеся знакомятся  с особенностями выбора  корма для птиц.жизненные наблюдения. Личностные УУД:  ­ осознают ответственное  отношение к природе на  примере посильной  помощи зимующим  птицам.  Ученики по карточкам  отвечают на вопросы,  поднимая "+", если ответ  правильный, "­", если  ответ неверный Регулятивные УУД: ­ применять для решения  логические действия  анализа, сравнения,  обобщения, построения  рассуждений и выводов. 4 минуты. На этом этапе урока при  помощи игры обобщаются  полученные знания .  Использовала  индивидуальную форму  работы . 8. Обобщение  полученных знаний. (семечки, просо, зерно,  сало). ­ Когда мы будем вешать  кормушки на настоящее  дерево, мы с вами  насыпим корм.  ­Прочитайте текст на стр. 75. ­Как видите ребята , мало  сделать кормушку нужно  в неё еще правильно  насыпать корм ­ А сейчас я вам  предлагаю поиграть в игру «Подними карточку  верно», благодаря  которой мы посмотрим,  как вы поняли тему  сегодняшнего урока. Я читаю вопрос , а вы  поднимаете карточку.  Если согласны « +», если  нет «­«. 1. Зимующими называются те птицы, которые  остаются зимовать на  родине. Так ли это? (+) 2. Ласточка, соловей,  скворец ­ зимующие  птицы? (­) 3. Согласны ли вы с  утверждением, что зимойптицы питаются плодами,  семенами, почками? (+) 4. Нужно ли птиц  подкармливать зимой? (+) 5. Верно ли, что птицы  зимой не погибают от  холода и голода? (­) . Кто допустил ошибки?  Кто ответил на все  вопросы правильно?   Молодцы! Справились с  этим заданием. ­  Вот и подошёл к концу  наш урок.  ­ Ребята, что нового вы  открыли для себя на  уроке? ­ Что показалось вам  наиболее интересным? ­ Вспомните, о каких  птицах шла речь на уроке? ­ Как мы можем помочь  птицам пережить зиму? ­ С каким настроением вы  заканчиваете урок?  ­ Оцените себя на «Дереве успеха» (дети  прикрепляют на дерево  (нарисован плакат) плод,  цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок –  неплохо поработал, но  что­то не совсем  получилось, листок –  сегодня не получилось, но  я не отчаиваюсь). ­ Молодцы! Вы активно  работали, быстро и точно  выполняли задания,  9. Рефлексия. 10. Итог урока. Отвечают на вопросы.  Оценивают свою работу. Регулятивные УУД:  ­ прогнозируют  результаты уровня  усвоения изучаемого  материала и оценивают  результат своей работы. 2 минуты. Проведена рефлексия с  целью умения оценивать  свою деятельность. Личностные УУД:  ­ понимают значение  знаний для человека и  1 минута. Время, отведённое на все  этапы урока, былопринимают его. соблюдено. Все поставленные задачи  удалось реализовать:  познакомились с  зимующими птицами,  условиями жизни зимой;  научились делать  кормушки из подручного  материала. На этом уроке  воспитывалось гуманное  отношение к природе. внимательно слушали  своих одноклассников. ­ В конце урока  послушайте  стихотворение, которое  подведет итог нашему  разговору. Покормите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К вам слетятся, как  домой,  Стайки на крыльцо.  Небогаты их корма.  Горсть зерна нужна,  Горсть одна — и не  страшна  Будет им зима.  Сколько гибнет их — не  счесть,  Видеть тяжело.  А ведь в нашем сердце  есть  И для птиц тепло.  Разве можно забывать:  Улететь могли,  А остались зимовать  Заодно с людьми.  Приучите птиц в мороз  К своему окну,  Чтоб без песен не  пришлось  Нам встречать весну! Спасибо за урок! Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство!  Каждый раз в гнезде 5­6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный!  Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Емувовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. ­ «Вора бей! Вора бей!» ­  кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.  Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь  родственник воробью, только имеет ярко­красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина  снегиря – хвойные леса, здесь снегирь  устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена,  сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают  красные фонарики.   Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но  больше всего охотница она до свежего несоленого сала.  С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму,  оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней  яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно­ серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной  каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато­серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы,  и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев. Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название.  Гнездится в лиственных, хвойных   лесах, а также садах и  парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх  ногами.  Поползень­ шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие  посвисты «тцит» либо более протяжные «тци­ит», из­за которых их когда­то прозывали «ямщиками»