Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного
материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
формировать интерес к изучению родной природы;
понимать важность заботы о зимующих птицах;
повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
Правильно подбирать корм для птиц;
Уметь изготовить простейшую кормушку;
Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
наблюдать и делать выводы;
знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
проговаривать в логической последовательности свои действия;
учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
момент
2. Актуализация знаний
и постановка проблемы
Слушают стихотворение
Слушание и осмысление
стихотворения
Читает стихотворение.
Проверяет готовность
обучающихся к уроку.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам
впрок,
Постарайтесь всё
понять,
Интересное узнать.
Послушайте, пожалуйста,
внимательно
стихотворение Сергея
Есенина «Поет зима
аукает».
Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской
глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Время
1 минута.
На данном этапе
происходит создание
благоприятной
обстановки,
положительного настроя.
3 минуты.
На данном этапе
используется фронтальная
форма работы.
Формулируется тема и
цель урока.
Универсальные учебные
действия
Регулятивные УУД:
организация своего
рабочего места
Личностные УУД:
формировать интерес к
изучению родной
природы;
повышать уровень
мотивации учебной
деятельности.
Познавательные УУД:
общеучебные
осознанное и
произвольное речевое
высказывание в устной
форме о признаках зимы,
перелетных птицах;
логические –
осуществление поиска
необходимой информации
(из собственного
жизненного опыта).Коммуникативные УУД:
умение осознанно
строить речевое
высказывание в устной
форме.
Личностные УУД:
проявление интереса к
новому учебному
материалу.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи.
А по двору метелица
Ковром шелковым
стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням
свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки
нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Организует диалог.
О чем это
стихотворение?
Давайте мысленно
перенесемся в волшебный
зимний лес.
Охарактеризуйте зиму.
Какая погода зимой?
Закройте глаза.
Послушайте мелодии, и
скажите, о ком мы будем
беседовать сегодня на
уроке. (Звучит запись
голосов птиц)
Скажите, пожалуйста,
как называют птиц,
которые улетают в тёплые
Дуют холодные ветра,
мороз сковал землю,
кругом лежит снег, голые
деревья скрипят от
холода.
Перелётные. Скворцы, ласточки и т.д.
Они не приспособлены к
холодам и др.
Воробьи, синицы и т.д.
Зимующие.
Они не улетаю зимой в
тёплые края.
Они являются
украшением Земли,
уничтожают вредных
насекомых.
О птицах и о том, как им
трудно выжить зимой.
Сорока
края?
А кто из вас может
назвать их?
Как вы думаете, почему
они улетают в тёплые
края?
А какие птицы вам
часто встречаются сейчас
зимой в нашей местности?
Как вы думаете, как всех
этих птиц можно назвать?
А почему их так
называют?
Какую пользу приносят
птицы?
Да, без птиц было бы
тяжело на земле, ведь они
не только радуют нас
своим пением, красотой,
но и защищают растения
от вредных насекомых.
О чём же мы сегодня
будем говорить на уроке?
Ребята, а это что за
птица?
Трещала, с самого утра
Поррра! Поррра.
А что пора? Такая с ней
морока, Когда трещит….
Сегодня с самого утра
трещала сорока о том, что
наступила зима и надо
всем птицам собраться и
решить, как перезимовать.
Вот птицы и решили
собрать лесное собрание.
Мне бы хотелось
побывать на этом
собрании. А вам?
3. Подготовка к
активному восприятию и
усвоению материала
Личностные УУД:
повышать уровень
мотивации учебной
деятельности.
1 минута.
На данном этапе в игровой
форме повышается
уровень мотивации
учебной деятельности.7 минут.
На этом этапе дети
знакомятся с зимующими
птицами. Использовала
словесные, наглядные
методы обучения.
Отвечают на вопросы
учителя.
Им нечем питаться,
потому что насекомые
прячутся под снегом.
Мы должны им помогать,
подкармливать.
Познавательные УУД:
перерабатывать
полученную информацию
из учебных пособий,
жизненного опыта и новых
знаний на уроке;
наблюдать и делать
выводы;
дополнение и
расширение имеющихся
знаний;
знать и распознавать на
наглядных образцах
названия птиц;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по
теме (учитель – ученик;
ученик – ученик);
приводить свои примеры
из жизненных ситуаций;
4.Изучение нового
материала.
Ну, тогда в путь.
Давайте послушаем, что
они говорят. Они говорят,
что им голодно зимой и
холодно. Почему?
Вы знаете, что поздней
осенью насекомые
прячутся или умирают. А
те птицы, которые
питаются зерном,
семенами, не могут
добывать их из – под
снега. Поэтому они
вынуждены ежегодно
совершать перелёты от
родных мест к местам
зимовок и обратно. Это
ласточки, журавли, гуси,
скворцы, аисты. А что же
делать птичкам, которые
остаются зимовать?
Правильно.
Например, воробьи.(показ
иллюстрации)
Они стараются держаться
поближе к человеку,
забиваются в щели домов,
под крыши сараев.
Или синички и поползни
(показ иллюстрации), они
почти круглый год живут
в лесах, а когда наступают
холода, перебираются
поближе к людям и любят
полакомиться семенами
деревьев, салом и хлебом
и т.д.
Сообщает новую
информацию о птицах5. Физкультминутка
6. Практическая работа
Посмотрите, птички
решили отдохнуть.
Давайте и мы к ним
присоединимся.
Показ движений учителем.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
В небе ясном солнце
светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Птички начали
спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий
путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо
много. Вот и юг. Ура!
Ура!
Приземляться нам пора.
Трудно приходится
зимой птицам поэтому
нам нужно им помочь, а
как это сделать?
И теперь мы с вами
попробуем выполнить
кормушки.
Для этого мы с вами
разделимся на 3 группы.
Каждая группа выполнит
свою кормушку.
Воспользуемся рабочей
тетрадью стр.53.
Повторяют движения за
учителем.
(Дети машут руками,
словно крыльями)
(Дети машут руками
интенсивнее)
(Потягивание – руки
вверх)
(Низкий наклон вперед,
руки разводятся в
сторону)
(Дети садятся в
глубокий присед и сидят
несколько секунд)
(Дети встают и машут
«крыльями»)
(Дети садятся за столы)
Выполнить кормушки.
Определение учащимися
материалов из которых
выполнены кормушки.
Дети проговаривают, как
правильно пользоваться
ножницами.
Коробка изпод сока и
верёвка
Регулятивные УУД:
осуществление
пошагового контроля
своих действий,
ориентируясь на показ
движений учителем,
самостоятельное
оценивание правильности
выполнения действий.
3 минуты.
Здоровьесберегающая
технология.
Физкультминутка
подобрана в соответствии
с темой урока.
Познавательные УУД:
чтение и слушание;
умение извлекать
нужную информацию;
дополнение и
расширение имеющихся
знаний
7минут.
На данном этапе
обучающиеся под
руководством учителя по
плану изготавливали
кормушку для птиц
своими руками.
.Дети выставляют свои
кормушки на столик.
На дерево.
Ответы детей.
А чтобы кормушки
получились прочные, и
понравились птицам
работайте в своих группах
дружно.
Молодцы! Хорошие
получились кормушки. С
такими заботливыми
ребятами как вы ни одна
птичка не погибнет.
_ А куда мы будем вешать
наши кормушки?
Так как у нас в классе
нет настоящего дерева,
давайте сейчас
потренируемся, вешая
кормушки на ветви.
Птички уже ждут
кормушки.
Конечно ребята,
зимующие птицы
приспособлены к жизни в
суровых условиях. И все
же птицы не редко
голодают. Особенно
трудно им во время
метели, снегопада, мороза.
Что же должны делать
люди, что бы помочь
зимующим птицам?
Кормушки у нас готовы?
А чего же в них не
хватает?
Чем можно покормить
птиц?
Учитель показывает корм
в мешочках и объясняет
7. Продолжение
изучение нового
материала.
Познавательные УУД:
отбирать информацию.
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою
позицию;
участвовать в диалоге на
уроке
7 минут.
На этом этапе урока
использовала
коллективную форму
работы. Закрепили знания
по выбору корма для птиц.
Предметные:
получат возможность
научиться оказывать
помощь зимующим птицам
(изготавливать
кормушки); обобщать
.
При помощи иллюстраций
обучающиеся знакомятся
с особенностями выбора
корма для птиц.жизненные наблюдения.
Личностные УУД:
осознают ответственное
отношение к природе на
примере посильной
помощи зимующим
птицам.
Ученики по карточкам
отвечают на вопросы,
поднимая "+", если ответ
правильный, "", если
ответ неверный
Регулятивные УУД:
применять для решения
логические действия
анализа, сравнения,
обобщения, построения
рассуждений и выводов.
4 минуты.
На этом этапе урока при
помощи игры обобщаются
полученные знания .
Использовала
индивидуальную форму
работы .
8. Обобщение
полученных знаний.
(семечки, просо, зерно,
сало).
Когда мы будем вешать
кормушки на настоящее
дерево, мы с вами
насыпим корм.
Прочитайте текст на стр.
75.
Как видите ребята , мало
сделать кормушку нужно
в неё еще правильно
насыпать корм
А сейчас я вам
предлагаю поиграть в игру
«Подними карточку
верно», благодаря
которой мы посмотрим,
как вы поняли тему
сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос , а вы
поднимаете карточку.
Если согласны « +», если
нет ««.
1. Зимующими называются
те птицы, которые
остаются зимовать на
родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей,
скворец зимующие
птицы? ()
3. Согласны ли вы с
утверждением, что зимойптицы питаются плодами,
семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц
подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы
зимой не погибают от
холода и голода? ()
. Кто допустил ошибки?
Кто ответил на все
вопросы правильно?
Молодцы! Справились с
этим заданием.
Вот и подошёл к концу
наш урок.
Ребята, что нового вы
открыли для себя на
уроке?
Что показалось вам
наиболее интересным?
Вспомните, о каких
птицах шла речь на уроке?
Как мы можем помочь
птицам пережить зиму?
С каким настроением вы
заканчиваете урок?
Оцените себя на «Дереве
успеха» (дети
прикрепляют на дерево
(нарисован плакат) плод,
цветок или листок: яблоко
– все удалось, цветок –
неплохо поработал, но
чтото не совсем
получилось, листок –
сегодня не получилось, но
я не отчаиваюсь).
Молодцы! Вы активно
работали, быстро и точно
выполняли задания,
9. Рефлексия.
10. Итог урока.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу.
Регулятивные УУД:
прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала и оценивают
результат своей работы.
2 минуты.
Проведена рефлексия с
целью умения оценивать
свою деятельность.
Личностные УУД:
понимают значение
знаний для человека и
1 минута.
Время, отведённое на все
этапы урока, былопринимают его.
соблюдено.
Все поставленные задачи
удалось реализовать:
познакомились с
зимующими птицами,
условиями жизни зимой;
научились делать
кормушки из подручного
материала. На этом уроке
воспитывалось гуманное
отношение к природе.
внимательно слушали
своих одноклассников.
В конце урока
послушайте
стихотворение, которое
подведет итог нашему
разговору.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как
домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не
страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не
счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце
есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не
пришлось
Нам встречать весну!
Спасибо за урок!
Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство!
Каждый раз в гнезде 56 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный!
Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Емувовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!»
кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь
родственник воробью, только имеет яркокрасную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь
устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена,
сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают
красные фонарики.
Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но
больше всего охотница она до свежего несоленого сала. С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму,
оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней
яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной
каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневатосерый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы,
и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.
Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. Гнездится в лиственных, хвойных лесах, а также садах и
парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх
ногами. Поползень шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие
посвисты «тцит» либо более протяжные «тциит», изза которых их когдато прозывали «ямщиками»