Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
труд
3 кл
08.02.2017
Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Педагогические технологии:
проблемно-диалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Прием «Кластер»
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Педагогические технологии:
проблемно-диалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Прием «Кластер»
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: выразительно читать, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)
-Дорогие, коллеги, я рада вас приветствовать. Улыбнемся и подарим друг другу улыбки.
Спасибо.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?
(«нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.)
А урок начнём с просмотра фильма.
Звучит музыка “В мире животных” – фильм
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мозговой штурм.
1.Сейчас поиграем в игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем быстро - да или нет.
1.Все ли животные важны для природы? +
3.Пиявки живут в водоемах? +
4.Тритоны относятся к рыбам? -
5.У насекомых 6 ног? +
6.У паукообразных 6 ног?-
7.Каракурт – это насекомое? – (вид пауков)
8.Крабы и креветки - это ракообразные? +
9.Клещи – это насекомые? - они относятся к классу паукообразных
10. Я хорошо знаю мир животных и мне интересен мир животных?
- Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?
(изучать на уроке окружающего мира, спрашивать у взрослых, прочитать в книге,
найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о животных)
Слово учителя.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь.
- Где можно увидеть животных?
Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
II. Стадия вызова (2 мин.)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня.
1-ая группа
– Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
III. Актуализация опорных знаний (6 мин.)
2-ая группа
– Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа,растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.)
Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд 5
3-я группа
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.
IV. Вхождение в тему, определение целей урока (6 мин.)
(Цель урока спрятана в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
- Уточните тему урока. ( Разнообразие животных) Слайд
-Сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?
(А куда поместить змею и лягушку?)
Решение проблемного вопроса (10 мин.)- ( Работа по карточкам)
Слайд 7. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Для этого проведём исследовательскую работу в группах . По отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отметьте их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируйте на листочках.
С.Р. Исследовательская работа в группах.
Выступления лидеров каждой группы.
По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
- Проанализируйте особенности лягушки и змеи. Пообщайтесь в группах.
Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (2 мин.)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.
Итак, в какую группу поместим змею и лягушку?
( Ни в одну из этих групп.
Гипотеза: наверное, существуют ещё другие группы животных )
• Работа с учебником.( стр.5)
- Прочитаем в учебнике.
Коллективное обсуждение гипотезы (7 мин.)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд 9–10
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11
VIII. Закрепление (4 мин.)
Работа в группах.
1-ая группа
Прием «Кластер»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Давайте вспомним, что мы знали и узнали о животных. Для этого обменяйтесь мнениями в группе и запишите, используя кластер, все, что узнали по этой теме.
2-ая группа
Метод «Фишбоун»
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
3 – я группа – решают кроссворд
– Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
Резерв
Работа в тетради для самостоятельной работы.
Задание 1. Учащиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами животных своего края.
Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.
Задание 3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду:
• бабочка, муравей, паук, стрекоза;
• соловей, воробей, сорока, летучая мышь;
• жаба, уж, лягушка, тритон.
– Объясните, как рассуждали.
Подведение итога. Рефлексия (3 мин.)
На слайде 13 задание:
– Назвать все группы животных.
(Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.) (После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?
Стадия рефлексии
Прием синквейн
- Заканчивая разговор о разнообразии животных, я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Пример синквейна:
Животные
Разнообразные, таинственные.
Удивляют, поражают, интересуют
Братья наши меньшие
Друзья.
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Домашнее задание (3 мин.)
– Приготовить рассказы по выбору: 1-ая группа по теме “Жизнь пресмыкающихся”, 2-я группа по теме “Жизнь земноводных”.
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:
1. Введение.
2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).
3. Питание.
4. Места обитания.
5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).
6. Секреты выживания.
7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
-Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия!
мастер класс.doc
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2й класс
Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Педагогические технологии:
проблемнодиалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Прием «Кластер»
З а д а ч и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я : создать условия для развития умения называть
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми
группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений
выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное;
воспитывать любовь к природе.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я .
Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных
учебных действий – УУД).
П о з н а в а т е л ь н ы е : различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой
природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их
существенных признаков, составлять таблицы.
Р е г у л я т и в н ы е : определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
К о м м у н и к а т и в н ы е : выразительно читать, слушать и понимать речь других, вступать в
беседу на уроке.
Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)
Дорогие, коллеги, я рада вас приветствовать. Улыбнемся и подарим друг другу улыбки.
Спасибо.
Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить
хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? («нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.)
А урок начнём с просмотра фильма.
Звучит музыка “В мире животных” – фильм
Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мозговой штурм.
1.Сейчас поиграем в игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем быстро да или нет.
1.Все ли животные важны для природы? +
3.Пиявки живут в водоемах? +
4.Тритоны относятся к рыбам?
5.У насекомых 6 ног? +
6.У паукообразных 6 ног?
7.Каракурт – это насекомое? – (вид пауков)
8.Крабы и креветки это ракообразные? +
9.Клещи – это насекомые? они относятся к классу паукообразных
10. Я хорошо знаю мир животных и мне интересен мир животных?
Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?
(изучать на уроке окружающего мира, спрашивать у взрослых, прочитать в книге,
найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о животных)
Слово учителя.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных,
красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь.
Где можно увидеть животных?
Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
II. Стадия вызова (2 мин.)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы,
медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня.
1ая группа – Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и
животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова:
растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
III. Актуализация опорных знаний (6 мин.)
2ая группа
– Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая
природа, размножаются, живая природа,растут, прыгают, рождаются,
передвигаются, питаются, дышат.)
Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а
остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и
животные по способу питания.) Слайд 5
3я группа
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды
и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими
животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на
слайдах.
IV. Вхождение в тему, определение целей урока (6 мин.)
(Цель урока спрятана в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза,
лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя
данных животных по группам:1ая – щука и окунь, 2ая – волк и лиса, 3я – аист и снегирь,
4я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке
выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
Уточните тему урока. ( Разнообразие животных) Слайд
Сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?
(А куда поместить змею и лягушку?)
Решение проблемного вопроса (10 мин.) ( Работа по карточкам)
Слайд 7. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Для этого проведём исследовательскую работу в группах . По отличительным признакам
насекомых, птиц, рыб и зверей, отметьте их место обитания, покров тела и как они
передвигаются. Все записи фиксируйте на листочках.
С.Р. Исследовательская работа в группах. Выступления лидеров каждой группы.
По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни
лягушка ни в одну из групп не вошли.
Проанализируйте особенности лягушки и змеи. Пообщайтесь в группах.
Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (2 мин.)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось,
синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает
рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А
услышав названия зверей, топают ногами.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что
лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея
ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.
Итак, в какую группу поместим змею и лягушку?
( Ни в одну из этих групп.
Гипотеза: наверное, существуют ещё другие группы животных )
Работа с учебником.( стр.5)
Прочитаем в учебнике.
Коллективное обсуждение гипотезы (7 мин.)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд 9–10
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле –
“пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все
они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде.
Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11 VIII. Закрепление (4 мин.)
Работа в группах.
1ая группа
Прием «Кластер»
КЛАСТЕР выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном
порядке в виде грозди.
Давайте вспомним, что мы знали и узнали о животных. Для этого обменяйтесь мнениями в
группе и запишите, используя кластер, все, что узнали по этой теме.
2ая группа
Метод «Фишбоун»
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.
Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.
В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках
будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних
– возможные источники, раскрывающие ее суть.
3 – я группа – решают кроссворд
– Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Через мореокеан
Плывет чудовеликан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь) Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
Резерв
Р а б о т а в т е т р а д и для самостоятельной работы.
З а д а н и е 1. Учащиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами
животных своего края.
З а д а н и е 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные,
насекомые, рыбы, звери.
З а д а н и е 3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду:
• бабочка, муравей, паук, стрекоза;
• соловей, воробей, сорока, летучая мышь;
• жаба, уж, лягушка, тритон.
– Объясните, как рассуждали.
Подведение итога. Рефлексия (3 мин.)
На слайде 13 задание:
– Назвать все группы животных.
(Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и
закрепления на 11 слайд с таблицей.) (После этого по гиперссылке (выделено
слово животные) переходим на 14 слайд.)
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?
Стадия рефлексии Прием синквейн
Заканчивая разговор о разнообразии животных, я предлагаю вам написать об этом синквейн.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Пример синквейна:
Животные
Разнообразные, таинственные.
Удивляют, поражают, интересуют
Братья наши меньшие
Друзья.
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Домашнее задание (3 мин.)
– Приготовить рассказы по выбору: 1ая группа по теме “Жизнь пресмыкающихся”, 2я
группа по теме “Жизнь земноводных”.
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят
проект:
1. Введение.
2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).
3. Питание.
4. Места обитания.
5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).
6. Секреты выживания.
7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия,
сотрудничества и взаимодействия!
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 2-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.