Рабочая программа по технологии составлена на основе ФГОС. В программе четыре раздела: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы . 4. Календарно-тематическое план по предмету.Рабочая программа по технологии (3 класс, технология)
Рассмотрено
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
протокол № 1от ___________
Утверждено
Директор МБОУ СОШ № 4
им. Л.А.Смык г. Липецка
_____________ В.Н.Игнатов
приказ №____ от________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ИМЕНИ Л.А.СМЫК Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 3а класса на 2016 – 2017 учебный
учителя начальных классов
Михальченко Надежды Валентиновны1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
формирование целостного,
Личностные результаты освоения учебного предмета «Технология»:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
2) многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Технология»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемыевеличины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда
в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметнопреобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных
художественноконструкторских задач.
Основы культуры труда,
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
самообслуживание
Выпускник научится:
–
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных
народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей) и описывать их особенности;
–
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительностьпланировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
— и руководствоваться ими в практической деятельности;
–
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
–
труда.
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
–
–
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире,
в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
–
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
(изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Выпускник научится:
–
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
–
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
–
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
–
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
Выпускник получит возможность научиться:
–
собственного или предложенного учителем замысла;
–
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно
художественной задачей.
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
–
расположение, виды соединения деталей;
–
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
–
эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или
Выпускник получит возможность научиться:
–
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрическихформах, с изображениями их разверток;
–
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической
информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
–
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и
другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие
физические упражнения (минизарядку);
–
–
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с
готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также
познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
самообслуживания.
Основы культуры труда,
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника,
предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России (на
примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий
декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и
социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам),
праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических
операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету,
лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей
(отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание,
складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды
соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных
народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема
(их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой
на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их
сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(техникотехнологическим,
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере.
функциональным,
декоративнохудожественным и пр.).
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при
работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР
(цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронныхносителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересным
детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и Power Point.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
3 КЛАСС
№
1.
Наименование разделов и тем
Количество часов
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
10 часов
культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий
декоративного искусства разных народов,
отражающие
природные, географические и социальные условия конкретного
народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность;
гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от
вида работы, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов),
ее использование в организации работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной
деятельности.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
3.
взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы
15 часов
графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождение.
Многообразие материалов и их применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование
материалов.
Инструменты и приспособления для обработки материалов,
выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов: разметка деталей.
Выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия.
Виды условных графических изображение: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба,
размерная, разрыва).
Чтение условных графических изображений.
Разметка детей с опорой на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
Конструирование и моделирование.
5 часов
Общее представление о конструировании как создании
конструкции каких либо изделий (технических, бытовых,
учебных и пр.)
Различные виды конструкций и способы их сборки
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или
эскизу и по заданным условиям
(техникотехнологическим, функциональным, декоративно
художественным и пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в
интерактивном конструкторе.
1
1
1
1
1
Практика работы на компьютере.
5 часов4.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация
Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного
письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора
Соблюдение безопасных приемов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам
1
1
1
1
1
ИТОГО
35 часов
4. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
3 КЛАСС
Тема урока
Количес
тво
часов
Дата проведения
по плану фактически
Трудовая деятельность и ее значение
в жизни человека
вида
Особенности тематики, материалов,
внешнего
изделий
декоративного искусства разных
народов, отражающие природные,
географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила
создания предметов рукотворного
мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность;
гармония предметов и окружающей
среды).
1
1
1
№
п/п
1
2
34
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Бережное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов.
Анализ задания, организация
рабочего места в зависимости от
вида работы, планирование
трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем
месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени.
Отбор и анализ информации (из
учебника и других дидактических
материалов), ее использование в
организации работы.
Работа
группах,
осуществление
сотрудничества,
выполнение социальных ролей
(руководитель и подчиненный).
малых
в
Несложные коллективные, групповые
и индивидуальные проекты.
Культура межличностных отношений
в совместной деятельности.
Элементарная творческая и
проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и
воплощение).
Выполнение доступных видов работ
по самообслуживанию, домашнему
труду, оказание доступных видов
помощи малышам,
взрослым и
сверстникам.
Общее понятие о материалах, их
происхождение.
Многообразие материалов и их
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе.
Экономное расходование
материалов.
Инструменты и приспособления для
обработки материалов, выполнение
приемов их рационального и
безопасного использования.
Называние и выполнение основных
технологических операций ручной
обработки материалов: разметка
деталей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
217
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Выделение деталей,
формообразование деталей, сборка
изделия.
Виды условных графических
изображение: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание).
Назначение линий чертежа (контур,
линии надреза, сгиба, размерная,
разрыва).
Чтение условных графических
изображений.
Разметка детей с опорой на
простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Общее представление о
конструировании как создании
конструкции каких либо изделий
(технических, бытовых, учебных и
пр.)
Различные виды конструкций и
способы их сборки
Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию
(соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления
назначению изделия).
Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов по
образцу,
простейшему
чертежу или эскизу и по заданным
условиям
(техникотехнологическим,
функциональным, декоративно
художественным и пр.).
Конструирование и моделирование
на компьютере и в интерактивном
конструкторе.
рисунку,
Информация, ее отбор, анализ и
систематизация
Способы получения, хранения,
переработки информации.
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и
выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о
правилах клавиатурного письма,
пользование мышью, использование
простейших средств текстового
редактора
Соблюдение безопасных приемов
труда при работе на компьютере;
бережное отношение к техническим
устройствам
33
34
35
1
1
1