Адаптированная рабочая программа по домоводству. Для обучающихся 8 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями развития ( вариант 2)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 9 класс.
Иконка файла материала Рабочая программа по домоводству 8 кл ОВЗ УО 2025-6.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа»

 имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина

 

 

Согласована:

  заместитель директора по УР

________/

Дата 29 августа 2025г.

Утверждена приказом

директора МОБУ Усть-Ярульская сош

_________/

Приказ № 301 от 29 августа 2025г.

 

Адаптированная рабочая программа

 по учебному предмету

«Домоводство»

для обучающихся 8 класса

с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 

2025-2026 учебный год

 

 

 

 

Составитель: Сапожникова Светлана Николаевна

учитель коррекционных классов

 

 

с. Усть-Яруль

2025 г.

Пояснительная записка

 к адаптированной рабочей программе предмет

«Домоводство» ФГОС

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)

8 класса.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2) и множественными нарушениями развития МБОУ Усть-Ярульская СОШ составлена на основе следующих документов:

 

·           В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ" Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018г. N884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018,N32,ст. 5343;2022, N46, ст.8024)

·           Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

·           Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

·           Рекомендаций по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

·           Примерной АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)).

·           Письма Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»

·           Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·           Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;

·           Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС, вариант 2), МБОУ Усть – Ярульская СОШ.

     АООП является нормативным документом, определяющим цели образования в школе-интернате, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим образовательные потребности, возможности и особенности развития, обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (далее ― ФГОС, Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 АООП реализуется на базе МБОУ Усть-Ярульской СОШв форме классно-урочной учебной деятельности.

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 9 класс.

Цели:

·           социальная адаптация учащихся;

·           подготовка учеников  к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи:

·           развитие интереса к трудовой деятельности;

·           формирование умений обращаться с инвентареми электроприборами;

·           освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

                   Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения  и  навыки на доступном уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания.  На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией  своего быта.  Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане:

 

Класс

8 класс

Количество часов в неделю

5 часов

Итого в год

170 часа

Количество часов на реализацию программы по предмету:

 

Программа предмета «Домоводство» в 8 классе составляет –170 часов за год (5 часов в неделю);

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ Усть – ЯрульскаяСОШиз расчета34рабочих недели.

Ценностное ориентирование предмета:

 

1.         Единство диагностики и коррекции развития, которые заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

2.         Деятельностная коррекция.  Основана на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

3.         Индивидуально-дифференцированный подход – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

4.         Комплексность организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

5.         Активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.

6.         Усложнение. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

7.         Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

 

Планируемые результаты

 Личностные результаты:

- формировать уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям;

- формировать проявление чувства понимания и потребности в общении;

- развивать положительные черты характера;

- формировать проявление внимание друг к другу, к окружающим;

- формировать стремление анализировать и оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей;

- развивать умение видеть красоту природы и выражать свои чувства;

- формировать умения понимать свое эмоциональное и эмоциональное состояние других людей;

- формировать правила поведения и общения в общественных местах.

Предметные результаты:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственно-бытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:

- совместные действия с педагогом, родителями;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 Обучающийся может знать:

- места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;

- виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;

- санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;

- назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;

- элементарные действия по уборке помещений и территории;

- правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

Обучающийся может уметь:

 - выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;

 - использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;

 - готовить простые блюда под контролем взрослых;

- использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды.

 

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета "Домоводство" представлено следующими разделами: "Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи"", "Уборка помещений и территории".

Раздел "Покупки".

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Раздел "Обращение с кухонным инвентарем".

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

Раздел "Приготовление пищи".

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание или переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.

Раздел "Уход за вещами".

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на "плечики". Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Раздел "Уборка помещения и территории".

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.

Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.


Тематическое планирование.

 

Раздел

Количество часов

1

«Покупки»

23

2

«Обращение с кухонным инвентарем»

55

3

«Приготовление пищи»

52

4

«Уход за вещами»

15

5

«Уборка помещения»

15

6

«Уборка территории»

10

итого

 

170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Домоводство»

8 класс – 170 часа (5 часа в неделю).

 

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Наименование разделов и тем

Виды деятельности обучающихся

план

факт

Покупки

1

01.09

 

 

Правила поведения в магазине

Слушать и понимать учителя, просмотр презентации выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания, вступать в диалог с учителем, товарищами по классу: отвечать на вопросы

2-3

2

02.09

03.09

 

Планирование покупок. Игра «Что купить?»

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

4-5

2

04.09

05.09

 

Что нужно брать с собой в магазин?

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

6-7

2

08.09

09.09

 

Выбор места совершения покупок

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

8-9

2

10.09

11.09

 

Нахождение нужного товара в магазине

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

10-11

2

12.09

15.09

 

Складывание покупок в пакет

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

12-13

2

16.09

17.09

 

Магазин продуктов

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

14-15

2

18.09

19.09

 

Раскладывание продуктов в места хранения

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

16-17

2

22.09

23.09

 

Магазин одежды

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

18-19

2

24.09

25.09

 

Раскладывание вещей в места хранения

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

20-21

2

26.09

29.09

 

Что такое рынок?

Слушать и понимать учителя, просмотр презентации выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания, вступать в диалог с учителем, товарищами по классу: отвечать на вопросы

22-23

2

30.09

01.10

 

Игра «Поход в магазин»

Нахождение нужного товара в магазине. Складывание продуктов в пакет. Расчет на кассе. Игра «Магазин»

Обращение с кухонным инвентарем

24-25

2

02.10

03.10

 

Что такое посуда?

Слушать и понимать учителя, просмотр презентации выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания, вступать в диалог с учителем, товарищами по классу: отвечать на вопросы

26-27

2

06.10

07.10

 

Из каких материалов делают посуду?

28-29

2

08.10

09.10

 

Обращение с посудой

Беседа, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, наблюдают за работай часов, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь, фиксируют взгляд

30-31

2

10.10

13.10

 

Узнавание предметов посуды для сервировки (тарелка, стакан, кружка)

Беседа, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос; составляют небольшое высказывание по изученной теме; называют предметы посуды (чашка, тарелка, стакан), работа по карточкам ПЭКС.

32-33

2

14.10

15.10

 

Узнавание предметов посуды для сервировки (ложка, чайная ложка, вилка, нож)

Беседа, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос; составляют небольшое высказывание по изученной теме; называют предметы посуды (ложка, вилка, нож, чайная ложка), работа по карточкам ПЭКС.

34-35

2

16.10

17.10

 

Различение предметов посуды для сервировки

Беседа, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, наблюдают за работай часов, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь, фиксируют взгляд

36-37

2

20.10

21.10

 

Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода)

Беседа, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос; составляют небольшое высказывание по изученной теме; называют предметы посуды (сковорода, чайник, кастрюля), работа по карточкам ПЭКС

38-39

2

22.10

23.10

 

Игра «Варим-жарим»

Слушание учителя, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь

40-41

2

05.11

06.11

 

Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (чайник, половник, нож). Игра «Угадай тень»

Слушание учителя, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь

42-43

2

07.11

10.11

 

Узнавание и различение кухонных принадлежностей (терка, разделочная доска, лопатка, венчик)

Слушание учителя, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь

44-45

2

11.11

12.11

 

Узнавание и различение кухонных принадлежностей (дуршлаг, шумовка, открывалка)

Слушание учителя, отвечают на поставленный вопрос, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь

46-47

2

13.11

14.11

 

Игра «Сервируем стол»

Слушание учителя, участвуют в диалоге, отвечают на поставленный вопрос, делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; определяют предмет, его качества на ощупь

48-49

2

17.11

18.11

 

Различение чистой и грязной посуды

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

50-51

2

19.11

20.11

 

Приспособления для мытья посуды

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

52-53

2

21.11

24.11

 

Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

 

54-55

2

25.11

26.11

 

Протирание посуды губкой

56-57

2

27.11

28.11

 

Ополаскивание посуды. Сушка посуды

58-59

2

01.12

02.12

 

Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

60-61

2

03.12

04.12

 

Игра «Помоем посуду»

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

62-63

2

05.12

08.12

 

Обращение с бытовыми приборами

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

64-65

2

09.12

10.12

 

Узнавание и различение бытовых приборов (микроволновка, холодильник, электрический чайник, миксер, тостер)

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

66-67

2

11.12

12.12

 

Правила техники безопасности при использовании электробытовыми приборами

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

68-70

3

15.12

16.12

17.12

 

Соблюдение последовательности действий при пользовании холодильником

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

71-72

2

18.12

19.12

 

Соблюдение последовательности действий при пользовании микроволновкой

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

73-74

2

22.12

23.12

 

Помощники в доме: электрочайник, его назначение в хозяйстве.

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

75-76

2

24.12

25.12

 

Хранение посуды и бытовых приборов

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

77-78

2

26.12

29.12

 

Игра «Разложи по местам»

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

Приготовление пищи

79-82

4

30.12

12.01

13.01

14.01

Подготовка к приготовлению блюда. Правила гигиены при приготовлении пищи

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

83-85

3

15.01

16.01

19.01

Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

86-88

3

20.01

21.01

22.01

Игра «Что приготовим?»

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

89-91

3

23.01

26.01

27.01

Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи. Игра «Что для чего?»

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

92-94

3

28.01

29.01

30.01

Обработка продуктов. Мытье продуктов

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

95-97

3

02.02

03.02

04.02

Чистка овощей

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

98-100

3

05.02

06.02

09.02

Раскатывание теста

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

101-103

3

10.02

11.02

12.02

Перемешивание продуктов

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

104-106

3

13.02

16.02

17.02

Способы приготовления пищи

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

107-109

3

18.02

19.02

20.02

Действия при варке продукта. Игра «Варим картошку»

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

110-112

3

24.02

25.02

26.02

Действия при жарке продукта. Игра «Жарим мясо»

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

113-115

3

27.02

02.03

03.03

Соблюдение последовательности действий при варке яйца

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

116-118

3

03.03

05.03

06.03

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

119-121

3

10.03

11.03

12.03

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

122-124

3

13.03

16.03

17.03

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

125-127

3

18.03

19.03

20.03

Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

128-130

3

23.03

24.03

25.03

Хранение приготовленной пищи

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Уход за вещами

131-133

3

26.03

27.03

06.04

Ручная стирка: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, замачивание, застирывание, полоскание, сушка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

134-136

3

07.04

08.04

09.04

Помощники в доме: стиральная машина, ее назначение в хозяйстве

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

137-139

3

10.04

13.04

14.04

Помощники в доме: утюг, его назначение в хозяйстве

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

140-142

3

15.04

16.04

17.04

Складывание белья и одежды

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

143-145

3

20.04

21.04

22.04

Чистка одежды. Уход за обувью

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Уборка помещения

146-148

3

23.04

24.04

27.04

Представление о назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений

Слушание учителя, наблюдение, выполнение инструкции, просмотр видеоролика

149-151

3

28.04

29.04

30.04

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Помощники в доме: пылесос

Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

152-154

3

04.05

05.05

06.05

Практическое занятие: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола.

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

155-157

3

07.05

08.05

12.05

«Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. Правила ухода за зеркалами и стеклами

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

158-160

3

13.05

14.05

15.05

Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми

Уборка территории

161-163

3

18.05

19.05

20.05

Знакомство с инвентарем для уборки территории

Знакомство с инвентарем, предназначенным для уборки территории. Слушание учителя о технике безопасности на уроках домоводства.

164-170

7

21.05

22.05

25.05

26.05

27.05

28.05

29.05

Уборка бытового мусора. Подметание территории

Уборка территории: подметание, уборка мусора в отведенные места, сгребание листьев

Итого

170

 

 

Оценочные материалы по учебному предмету «Домоводство» в 8  классе.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий (операций), внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

Список  учебно-методической литературы:

1.   Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы  под редакцией И.М, Бгажноковой. -  Москва,  «Просвещение», 2005 год. 

2.   Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ VIIIвида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.

 

Дополнительная литература для учителя: 

1)   Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А, Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

2)   Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

3)   Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.

4)   Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей   с глубокими нарушениями интеллекта. МаллерА, Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

 

Средства обучения:

 

1.   технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи, видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц,

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

2.   цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки www.gnpbu.ru.;

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=comСеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee  - Детский портал «Солнышко».

3.   демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения

- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, 

4.   дидактический материал:

- изображения (картинки, фото, пиктограммы): предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники.

- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы;

- изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.

5.   оборудование:

- кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,

- предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),

- стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска,

- бытовая техника: чайник электрический, блендер, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь.

- грифельная, магнитная и интерактивная доски,

- уборочный инвентарь: тяпки, лопаты, грабли, тачки, лейки и др.

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также