рабочая программа "Правильное питание" для обучающихся 5 классапо внеурочной деятельности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучие в программе образовательной организации
Иконка файла материала ПП-5.docx

 

МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ

 

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано                                                              Утверждаю

на заседании МО учителей              Заместитель директора по УВР                               Директор школы:

технологического цикла          ____________/  Н.А.Пищулина                          _________/М.В.Чернова            

Протокол № 1  от 27.08.2025 г.                                                                   Приказ № 60/1/о от 28.08.2025 г

Руководитель МО                                                                                            

________/Видинеева Е.Л.                                                                            

                   

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

 «Правильное питание»

 

(внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучие в программе образовательной организации)

 

для обучающихся  5  класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Ясашная Ташла 2025 г

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Правильное питание» ориентирована на учащихся 11-12 лет.

 Это поможет достижению основной цели программы

— эффективному формированию культуры здоровья подрастающего поколения.

Информация, предоставляемая учащимся, направлена на развитие и углубление уже изученного ими ранее. Однако работа программы в основной школе требует и определенных изменений в организации воспитательной работы — использования новых подходов и методов.

Воспитанники становятся старше и самостоятельнее, они активно осваивают окружающий мир и получают много новой информации, поэтому изучение «Культуры правильного питания» базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания. В процессе реализации данной программы школьники самостоятельно выстраивают свою формулу правильного питания, помогающую им сохранить и укрепить здоровье.

Цель программы «Правильное питание» - формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи программы:

Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.

Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Развития представления о правилах этикета, связанны с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа

Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.

Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Содержание рабочей программы «Разговор о правильном питании» отвечает следующим принципам:

возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

научная обоснованность - содержание комплекта

базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;

практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;

динамическое развитие и системность - содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведении, оценочны суждении и поведенческих навыков,  которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы

«Правильное питание», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

культурологическая сообразность - в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

социально-экономическая адекватность - предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

Подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

 Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

Ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

Оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса научиться:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

Знать основные правила этикета и соблюдать их.

Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.

Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.

Программа «Правильное питание» построена в соответствии с принципами:

научная обоснованность и практическая целесообразность;

возрастная адекватность;

необходимость и достаточность информации;

модульность программы;

практическая целесообразность

динамическое развитие и системность;

вовлеченность семьи и реализацию программы

Формы работы:

Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Ролевая игра - базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются эффективными при освоении подростков навыков поведения в различных ситуациях.

Ситуационная игра - предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат.

Образно-ролевые игры - позволяют активизированный конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.

Проектная деятельность - основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, обсуждений. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т.п. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы:

Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)

Проблемный

Частично-поисковый

Объяснительно-иллюстративный

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;

- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.      Вводное занятие. Если хочешь быть здоров. (1ч)

Знакомство с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания.

2.      Здоровье – это здорово.(1ч)

Здоровье. Значение здорового образа жизни.

3.      Режим питания школьника. (1ч)

Полезные и необходимые продукты питания. Рациональное питание.

4.        Полезные  и вредные традиции питания. (1ч)

Традиции питания разных народов

5.       Самые полезные продукты.(1ч.)

Биологические активные вещества. Белки, жиры, углеводы.

6.      Как правильно есть. Конкурс «Венок из пословиц» (1ч)

Принципы гигиены питания. Организация питания. Конкурс  пословиц.

7.      Из чего состоит наша пища?(1ч)

Основные группы питательных веществ. Функция этих питательных веществ в организме.

8.      Что нужно есть в разное время года. (1ч)

Особенности питания в разное время года. Причины, вызывающие изменения в рационе питания.

9.      Как правильно питаться, если занимаешься спортом. (1ч)

Представление о зависимости рациона питания от физической активности.

10.  Игра-презентация «Спортивный стол»

Составление меню для спортсмена

11.  Где и как готовят пищу. (1ч)

Кухонное оборудование и их назначения. Строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

12.  Молоко и молочные продукты.  Игра- исследование «Это удивительное молоко» (1ч)

Значимость полезности молока. Исследование молока и молочных продуктов

13.  Какую пищу можно найти в лесу. (1ч)

Дикорастущие растения как источник полезных веществ. Возможности их включения в рацион питания.

14.  Удивительные превращения пирожка. (1ч)

Типовой режим питания школьников.

15.  Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? (1ч)

Варианты рекомендуемых блюд для завтрака.

16.  Плох обед, если хлеба нет. (1ч)

Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав обеда.

17.  Полдник. Время есть булочки.  Игра конкурс «Лучший пекарь»(1ч)

Свежие фрукты и ягоды. Кисломолочные продукты. Мучные кондитерские изделия. Игра, из чего можно спечь булочки, что бы они были полезные

18.  Пора ужинать. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» (1ч)

Возможные варианты блюд для ужина.Игра

Блюда из зерна.(1ч

19.  Блюда из зерна (1ч)

 Какие крупы и из чего приготавливаются. Что можно приготовить зерновых

20.  Дары моря.

Морские съедобные растения и животные. Многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены.

21.  На вкус и цвет товарищей нет.  Проект «Самый вкусный маршрут» (1ч)

Определение вкуса продукта. Кухни разных народов.

22.  Если хочется пить… (1ч)

Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Потребность в жидкости в период роста организма.

23.  Что надо есть, если хочешь стать сильнее. (1ч)

Высококалорийные продукты питания. Основные источники белков.

24.  Где найти витамины весной? (1ч)

Витамины – жизненно необходимые вещества. Минеральные вещества.

25.  Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. (1ч)

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

26.  Экскурсия в магазин:продукты - источник йода (1ч)

КВН. Значение ягод, фруктов и овощей для организма.В каких продуктах находиться йод.

27.  Каждому овощу своё время. (1ч)

Полезные свойства наиболее распространенных овощей.

28.  Праздник урожая. (1ч)

Наиболее полезные продукты для стола.

29.  Меню сказочных героев. (1ч)

Составление меню питания для сказочных героев.

30.  Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. (1ч)

Блюда, которые могут приготовлены из традиционных продуктов. Многообразие этого ассортимента.

31.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанты), торты. (1ч)

Выбирать правильные и полезные продукты питания.

32.  Оформление плаката «Правильное питание». (1ч)

«Законы правильного питания».

33.  Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова». (2ч)

Разновидности хлеба.Итоги полученных знаний, умений и навыко


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п/ п

Раздел, тема

Всего часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Если хочешь быть здоров.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

2

Здоровье – это здорово.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

3

Режим питания школьника.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

4

Полезные и вредные традиции питания.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

5

Самые полезные продукты.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

6

Как правильно есть. Конкурс «Венок из пословиц»

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

7

Из чего состоит наша пища?

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

8

Что нужно есть в разное время года

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

9

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

10

Игра-презентация «Спортивный стол»

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

11

Где и как готовят пищу.

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

12

Молоко и молочные продукты. Игра-исследование «Это удивительное молоко»

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

13

Какую пищу можно найти в лесу.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

14

Удивительные превращения пирожка.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

15

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

16

Плох обед, если хлеба нет.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

17

Полдник. Время есть булочки. Игра-конкурс «Лучший пекарь»

1

 

1           http://www.food.websib.ru/

18

Пора ужинать. Конкурс «Самая вкусная, полезная каша».

1

 

1

http://www.food.websib.ru/

19

Блюда из зерна.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

20

Дары моря.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

21

На вкус и цвет товарищей нет. Проект «Самый вкусный маршрут»

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

22

Если хочется пить…

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

23

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

24

Где найти витамины весной?

1

0,5

0,5

http://www.food.websib.ru/

25

Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

26

Экскурсия в магазин: КВН «Продукты- источники йода»

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

27

Каждому овощу своё время.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

28

Праздник урожая

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

29

Меню сказочных героев

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

30

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

1

0

http://www.food.websib.ru/

31

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки и торты.

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

32

Оформление плаката правильного питания.

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

33

Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова».

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

34

Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова».

1

0

1

http://www.food.websib.ru/

 

Итого:

34

15

19

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также