Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»
Оценка 4.6

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл—4 кл
28.08.2018
Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»
Краткое описание Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ, что особенно актуально в соответствии с требованиями ФГОС. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего, тренировочного характера.Данная методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива"
Писарева конкурс.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»  п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области Территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп»                                             Номинация конкурса: Современный урок. Автор: Писарева Наталья Михайловна                                                               учитель начальных классов                                                                                            2015­ 16 уч.год Краткое описание          Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология  ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на  основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно­деятельностного подхода. Работа по данной технологии  способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий),  являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Данный урок проводится как урок с  использованием ИКТ, что особенно актуально в соответствии с требованиями ФГОС. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется  возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к  учебной деятельности. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего,  тренировочного характера.  Данная методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе может быть полезна преподавателям при  подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива" Технологическая карта урока Предмет  Класс  УМК Тема Тип урока по  целеполаганию Цель для учителя Цель урока для  обучающихся Цель урока для  учителя Планируемые  результаты: Окружающий мир 4 «Перспектива» В ледяной пустыне Урок комплексного применения знаний и умений Способы получения и применения информации при изучении новой темы Формирование представления о зоне арктических пустынь; познакомить с  географическим положением зоны; с растительным и животным миром; с  экологическими проблемами. Создание условия для формирования первичных представлений об арктической  пустыне, как природной зоне. Предметные результаты:    находить и показывать на карте зону арктических пустынь;  приводить примеры живых организмов арктических пустынь;   узнавать их на рисунках (фотографиях);   оценивать деятельность людей в зоне арктических пустынь и раскрывать возникшие  экологические  проблемы;   давать характеристику зоны арктических пустынь по предложенному плану; Личностные результаты:   осознавать уникальность природы и животного мира арктических пустынь,  ответственность человека за ее состояние;  формировать интерес к учебной деятельности с использованием элементов предметно  исследовательской деятельности;   оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных  ценностей. Метапредметные результаты:    понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;   собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;   самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной  учебной задачи;   устанавливать причинноследственные связи между явлениями природы, между  деятельностью человека и состоянием окружающей среды;   использовать знаково символические средства (карта, схема, модель, условные  знаки) при выполнении учебных заданий;  готовить собственное сообщение по теме  урока, используя различные источники информации;   взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;   формулировать выводы из изученного материала;   осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Природные зоны. Ледяная зона. Северный Ледовитый океан, Арктика, Северный  полюс. Географические названия. Полярная ночь, полярный день. Полярное сияние.  Арктика. Технология системно­деятельностного подхода;  практикум;  исследования;  технология развития критического мышления (синквейн); работа в группах;  здоровьесберегающие технологии;  информационно­коммуникативные технологии;  технология уровневой дифференциации. Работа в парах, в группах, самостоятельная работа, индивидуальная, фронтальная Основные  понятия Используемые приемы,  методы,  технологии  обучения Формы работы Ресурсы: Учебник  А.А.Плешаков, М.ЮНовицкий «Окружающий мир. основные дополнительные   План урока 4 класс».  Мультимедийное оборудование; кластеры. Печатный материал; печатный кейс:  иллюстрации с изображением животных и растений Арктики;  конверты с заданиями. 1. Вызов («Мозговой штурм», Актуализация) – 5 мин. 1.1. Организация класса.  2. Осмысление (работа с новым материалом) – 25мин. 3. Рефлексия (сопоставление полученных знаний с имеющимися) – 10 мин. 3.1 Подведение итогов урока 3.2 Домашнее задание . Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне» Ход   урока Этапы урока                                                          Деятельность учителя I этап: Слайд 1 Стадия вызова ( 5 минут) Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. 1.1 Орг. момент. Психологический настрой( проверка готовности обучающихся, их настроя на работу) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – хорошо учимся! Всё у нас получится! Включение в деловой ритм урока — Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё  рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на  уроке.  Думаю, что  наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг  другу, настроимся на поиск и творчество 1.2 Проверка домашнего задания. II этап: Слайд 2 Стадия вызова (25минут ) Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. 2.1 Определение темы. Группы   получают   задание:   собрать   из   отдельных   частей   картинку   (по   типу   пазлов),   на   которой изображена (ледяная пустыня – картинка) — Если вы правильно соберете картинку, вы узнаете тему нашего урока.  — Куда же лежит наш путь? (В ледяную пустыню.) Тема урока «В ледяной пустыне» — Что такое ледяная пустыня? — Разгадав  кроссворд  и восстановив  предложение   вы узнаете  какая зона является царством льда и  снега.           «………… — царство льда и снега» 2.1 Кроссворд (приложение ). 1.Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары (чайки) 2.Близкий родственник  тюленя (морж) 3.Птицы откладывают яйца на голые камни (кайры) 4.Это животное бывает  добычей белого медведя (тюлень) 5. Растения полярной зоны (лишайники) 6. Самый крупный обитатель морей и океанов (кит) 7.Пища рыб северных морей (рачки) Слайд Арктика – царство льда и снега. — Что вы представляете, когда слышите  слово ледяная пустыня? От какого слова произошло слово  «Пустыня»? — Прочитайте информацию из словарей. На самом ли деле ледяная пустыня  представляется совершенно безжизненным пространством?  К этому вопрос мы вернёмся в конце урока — Куда же лежит наш путь? (В ледяную пустыню, в «Арктику»). 2.3 Работа с картой. — Ребята, я приглашаю вас в путешествие. — Покажите на картеледяную пустыню. Что вы можете сказать о ней? — Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить?  — И так, представьте мы на борту корабля « Арктика » (на доске название). — Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов. —  Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник.              Арктика – царство льда и снега. — Что вы представляете, когда слышите  слово ледяная пустыня? От какого слова произошло слово  «Пустыня»? — Прочитайте информацию из словарей. На самом ли деле ледяная пустыня  представляется совершенно безжизненным пространством?  К этому вопрос мы вернёмся в конце урока — Куда же лежит наш путь? (В ледяную пустыню, в «Арктику»). 2.3 Работа с картой. — Ребята, я приглашаю вас в путешествие. — Покажите на картеледяную пустыню. Что вы можете сказать о ней? — Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить?  — И так, представьте мы на борту корабля « Арктика » (на доске название). — Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов. —  Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник. 2.4Мозговой штурм(ТРИЗ) —А так ли уж эта Земля неведома для нас? — Что вы уже знаете о ледяной пустыне, запишите в 1 столбик дневника. Обсудите в команде.                    Дневник путешественника (таблицей «З­ Х­У»,«Знаю. Хочу узнать. Узнал»).  Знаю Хочу узнать Узнал Слайд Слайд — Много ли знаем? — А что бы хотели узнать? — Запишите вопросы во 2­й столбик журнала. Обсудите в команде.  Дети заполняют таблицу: какие растения растут в ледяной пустыне, какие животные обитают в  этих местах и т.д)  Проверка, заполнение таблицы на доске первых двух столбиков, третий столбик заполняется в конце урока). Слайд 2.5 Составление кластера. — Что же вас интересует? Составим кластер (ТРИЗ) Жители Арктика (ледяная пустыня) Растения  Климат и природа Слайд Кто  открыл Арктику? Животные 2.6 Оцените работу вашей группы. Слайд Слайд Слайд III этап: Слайд  Слайд Стадия осмысления (ТРИЗ) ­ работа в группах. Цели — выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы,  подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.                                  а) Работа с текстом учебника с.79 ­ 83 (фронтальная работа) — Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что­нибудь узнать об этой местности. — Про Арктику говорят – «этоцарство льда и снега». — Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения. б) Анализ текста. (ТРИЗ) —Так почему же про  Арктику говорят «царство льда и снега?»  Зачитайте доказательства. — Какая информация вас заинтересовала? в) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ) Игра «Робинзон Крузо г) Работа в командах. Вы сейчас будете работать в группах,  в каждой подгруппе выбирают «Ботаников», «Зоологов»,  «Географов», «Краеведов», организуется работа в подгруппах. Вопросы для обсуждения по материалам  кейса: И каждая группа узнает много интересного о ледяной тундре, а потом ­ обменяйтесь информацией. Правила работы в группе: (на доске) 1. Уважать мнение товарищей 2. Слушать и слышать друг друга 3. Не обижать и не обижаться 4. Быть внимательным 5. Участвовать всем — Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание необходимый текстовый материал, план ответа. («Развитие исследовательских умений младших школьников». Под редакцией Н.Б.Шумаковой. Москва «Просвещение» 2011) Инструктаж: Внимательно самостоятельно изучите текст. Обсудите в команде. Полученные сведения кратко запишите в 3­й столбик своего журнала. Выберите докладчика. Доложите. 1. «Ботаники» Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне? 2. «Зоологи» Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне? 3. «Географы» Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 4.«Краеведы, экологи» — За работу! Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику? (Учитель консультирует учащихся, учащиеся в подгруппах обсуждают варианты, объясняют  непонятные моменты друг другу.  Выступления команд. (ТРИЗ) (показ слайдов)   (Итоги подводит учитель). Слайд Слайд — Какой основной вопрос перед нашей экспедицией был поставлен? Сделаем общий вывод. — Найдите на карте природных зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой  зоне. — Каким цветом обозначена на карте зона арктических пустынь? В каком тепловом поясе находится эта  природная зона? — Исходя из сказанного на уроке, Опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите,   Слайд какой вы представляете Арктику. 1.Почему здесь такие суровые зимы? (задача для географов) 2.Какие растения встречаются в зоне арктических пустынь? (задача для ботаников) 3.Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов) 4.Имеется ли здесь коренное  население, и какие экологические проблемы существуют в Арктике по вине человека (задача для экологов) — Можно ли назвать арктическую зону пустыней? Что нового вы узнали о зоне арктических пустынь? — Давайте расскажем, что мы знаем о ледяной пустыне. Самостоятельная работа в группах. Время работы определяет учитель. Слайд Слайд Слайд Подведение итогов. Заполняют кластер. Доложите информацию. Слайд После каждого выступления заносите сведения в журнал «Тест» ­ самостоятельная работа  Слайд —Сейчас проверим, как усвоили полученные знания. Для этого необходимо выполнить тест, который предлагается выполнить каждому из вас. Нужно выбрать только один ответ и записать букву  на листочке д) Тест «Арктика»  1) Природная зона арктических пустынь расположена а) на островах Тихого океана  б) на островах Индийского океана в) на островах Северного Ледовитого океана  2) Территория зоны… а) густо заселена людьми  б) не имеет коренного населения  3. В Арктике для растений и животных сложились…  а) суровые условия  б) комфортные условия  4. В ледяной зоне растут…  а) кедры, береза, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки  в) бузина, орешник, айва  5. В Арктике обитают животные  а) бобры, нутрии, хомяки  б) волки, белые медведи, рыси в) моржи, тюлени, белые медведи  6. Найдите верную цепь питания а) водоросли рачки рыбы гагарки белый медведь  б) водоросли рачки сайки тюлени  7. Арктический заповедник расположен…  а) на земле Франца Иосифа  б) на Северной земле  в) на острове Врангеля  8. Большое скопление птиц на скалах называют…  а) «птичьи рынки»  б) «птичьи базары»   9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:  а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути  б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают  поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники  в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары» Проверка по слайду (слайд) Взаимопроверка. Оценивание работы друг у друга. Ключ: 1 В 2 Б 4 3 А. А. Б 6 7 5 В Б В 9 8 Б В В оценочный лист выставьте оценку  за эту работу. За работу, где нет ни одной ошибки поставьте  – 5, за одну­две ошибки – 4,  если допущено более 2­х  ошибок, поставьте 3. — У кого получилось слово ­ молодцы, справились с тестом, а у кого не совсем получилось ­ не беда.  Давайте похлопаем себе, ведь вы так хорошо поработали — У кого получилось слово ­ молодцы, справились с тестом, а у кого не совсем получилось ­ не беда.  Давайте похлопаем себе, ведь вы так хорошо поработали. 3.1 Физминутка Цель— восстановление физических и духовных сил. Арктика – ты  белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти­ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой! 3.2 Стадия рефлексии. Итог урока Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка  дальнейших целей. 3.3.Обобщение. – Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу! – Подведем итоги нашего путешествия. Как бы вы провели экскурсию по ледяной пустыне? 3.4 Синквейн. (прием технологии РКМЧП) – работа в парах, группах. – А сейчас я прошу свои впечатления об ледяной пустыне выразить, составив синквейн. Ледовая пустыня Холодная, маленькая Удивляет, пугает, зовет Хотелось бы увидеть пингинов! Одиночка. Арктика. Белая, ледяная. Морозит, метёт, удивляет.  Царство льда и снега. Северный полюс. Выставление оценок (Оцениваются выступавшие и активные ученики) – Оцените себя на оценочных листах по шкале знаний и выразите свое настроение. (ТРИЗ) Оценочный лист Ф. И.____________________ Знаю, могу поделиться опытом Знаю, рассказать не могу Многое не запомнил Ничего не запомнил –  Хотелось бы узнать, был ли полезен для вас наш сегодняшний урок? – Где вы можете применить полученные на уроке знания? – Кто желает сказать несколько слов о нашем уроке, пожалуйста,  «закончите предложение»:  О нашем уроке можно сказать…  Мне понравилось на уроке…  Я понял на уроке…  Мне было интересно узнать, что…  Я узнал, что…  Я был удивлён тем, что…  Я понял, что… 3.5Домашнее задание (дефференцированное, индивидуальное задание на выбор) Цель: учиться выполнять задания самостоятельно, применяя знания полученные на уроке. Творческое задание У.Нарисуйте пустыню так, как вы ее себе представляете. Думаю, что это задание будет вам всем  интересно, ведь фантазия человеческая безгранична. У.Составить кроссвордпо теме «ЛЕДЯНАЯ ПУСТЫНЯ» У.Составить вопросы для игры «Верите ли вы, что…….» Разноуровневое задание: 1­й уровень: назвать отличительные признаки пустыни; 2­й уровень: подготовить сообщения о животных и растениях ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНЫ занесенных в  Красную книгу; 3­й уровень: рассказать об экологических проблемах ледяной пустыни и как их можно предотвратить. (Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания, обращая внимания на различные  уровни сложности.) – Спасибо всем за работу 3.6. Оценка работы учащихся, подведение итогов – Урок наш окончен И выполнен план.  Спасибо, ребята,  Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились!  И знания ваши  Нам всем пригодились! Организует выставление отметок за работу на уроке. – Спасибо всем за работу Приложение 1: 1 группа: «Ботаники» Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне? 1.Какие группы растений встречаются в Арктике? 2. Почему в Арктике живут только эти растения? 3.Как они приспособились к суровым условиям жизни? 4.Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера? 3 группа «Географы» Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 1.Где находится Арктика? 2.Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики? 3.Каковы природные условия в этой зоне? 4.Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? 2 группа «Зоологи» Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне? 1.Какие группы животных обитают в Арктике? 2.Как они приспособились к суровым условиям жизни? 3.Экологические связи обитателей Арктики 4.Проблемы охраны животных Крайнего Севера 4 группа «Краеведы, экологи» Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику? 1.Чем всегда была привлекательна Арктика для людей? 2.Чем занимаются люди в Арктике в наши дни? 3.Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера? Приложение 2. Критерии оценивания  устных ответов «5»­ работал хорошо, активно; правильно выполнял задания; «4»­работал хорошо, но допустил ошибки; «3»­ работал неактивно, допустил много ошибок. Шкала оценивания: «5»­все ответы верные; «4»­ верные 4 ответа; «3»­ верные 3 ответа; «2»­верные 2 или 1 ответ.        Задание:  подчеркните слова в данной таблице                                                                             «Для меня сегодняшний урок…»           урок     Я на уроке                 итог 1. интересно  1. работал  1. понял материал  2. скучно  2. отдыхал  2. узнал больше, чем знал  3.безразлично  3.помогал другим  3.не понял Приложение 3                                    Работа в группах. ­ Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть) 1.Географическое положение Северный Ледовитый океан Арктика ­ царство льда и снега северные моря острова полярный   день   и   полярная   ночь   северное сияние лишайники, мхи, полярный мак, водоросли рачки,  рыбы,  чайки,  гагарки, тупики, морж, тюлень, белыймедведь научные   станции,   рыбный   промысел,   охота Северный морской путь 2.Освещенность 3.Растительный и животный  мир 4.Деятельность человека Приложение  4. Тест «Арктика»  1. Природная зона арктических пустынь расположена… а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны… а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились… а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут… а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5.В Арктике обитают животные… а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 7. Арктический заповедник расположен… а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют… а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”. 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба. Запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». Ключ: - Взаимопроверка. Оценивание работы друг у друга. (1.В 2. Б. 3. А. 4. Б. 5. В. 6. Б. 7. В. 8.Б. 9.В.) Ссылки на источники 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ от  06.2009 года №373) Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – 2. ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 77­ 49965. – ISSN 2304­ 120X. 3. 2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. –2012. – № 9  (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл №ФС 77­49965. – ISSN  2304­ 120X. 3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно­ методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011,  ART 11­4­02. – Киров, 2011 г.URL:http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77­46214. – ISSN  2225­1618. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студ. пед. Специальностей / Под общей редакцией        В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ро Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»  п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области Территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп»                                             Номинация конкурса: Современный урок. Автор: Писарева Наталья Михайловна                                                               учитель начальных классов                                                                                            2015­ 16 уч.год                                                                              Краткое описание Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология  ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на  основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно­деятельностного подхода. Работа по данной технологии  способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий),  являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Данный урок проводится как урок с  использованием ИКТ, что особенно актуально в соответствии с требованиями ФГОС. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется  возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к  учебной деятельности. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего,  тренировочного характера.  Данная методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе может быть полезна преподавателям при  подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива" Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»  п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области Территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» Номинация конкурса: Современный урок. Автор: Писарева Наталья Михайловна учитель начальных классов 2015­ 16 уч.год Краткое описание  Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология  ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на  основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно­деятельностного подхода. Работа по данной технологии  способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий),  являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Данный урок проводится как урок с  использованием ИКТ, что особенно актуально в соответствии с требованиями ФГОС. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется  возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к  учебной деятельности. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего,  тренировочного характера.  Данная методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе может быть полезна преподавателям при  подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива" Окружающий мир 4 «Перспектива» В ледяной пустыне Урок комплексного применения знаний и умений Технологическая карта урока Предмет Класс УМК Тема Тип урока по целеполаганию Цель для учителя Способы получения и применения информации при изучении новой Цель урока для обучающихся Цель урока для учителя темы Формирование представления о зоне арктических пустынь; познакомить с географическим положением зоны; с растительным и животным миром; с экологическими проблемами. Создание условия для формирования первичных представлений об арктической пустыне, как природной зоне. Планируемые результаты: Предметные результаты:  находить и показывать на карте зону арктических пустынь;  приводить примеры живых организмов арктических пустынь;  узнавать их на рисунках (фотографиях);  оценивать деятельность людей в зоне арктических пустынь и раскрывать возникшие экологические  проблемы;  давать характеристику зоны арктических пустынь по предложенному плану; Личностные результаты:  осознавать уникальность природы и животного мира арктических пустынь, ответственность человека  за ее состояние;  формировать интерес к учебной деятельности с использованием элементов предметно  исследовательской деятельности;  оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Метапредметные результаты:  понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;  собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;  самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;  устанавливать причинно  следственные связи между явлениями природы, между деятельностью  человека и состоянием окружающей среды; использовать знаково  символические средства (карта, схема, модель, условные знаки) при  выполнении учебных заданий; готовить собственное сообщение по теме урока, используя различные источники информации;  взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;  формулировать выводы из изученного материала;  осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Основные понятия Используемые приемы, методы, технологии обучения Формы работы Ресурсы: основные дополнительные План урока Природные зоны. Ледяная зона. Северный Ледовитый океан, Арктика, Северный полюс. Географические названия. Полярная ночь, полярный день. Полярное сияние. Арктика. Технология системно-деятельностного подхода; практикум; исследования; технология развития критического мышления (синквейн); работа в группах; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология уровневой дифференциации. Работа в парах, в группах, самостоятельная работа, индивидуальная, фронтальная Учебник А.А.Плешаков, М.ЮНовицкий «Окружающий мир. 4 класс». Мультимедийное оборудование; кластеры. Печатный материал; печатный кейс: иллюстрации с изображением животных и растений Арктики; конверты с заданиями. 1. Вызов («Мозговой штурм», Актуализация) – 5 мин. 1.1. Организация класса. 2. Осмысление (работа с новым материалом) – 25мин. 3. Рефлексия (сопоставление полученных знаний с имеющимися) – 10 мин. 3.1 Подведение итогов урока 3.2 Домашнее задание .

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»

Урок окружающего мира  в 4 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме «В ледяной пустыне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2018