Проектная деятельность в начальных классах
Оценка 4.8

Проектная деятельность в начальных классах

Оценка 4.8
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
24.08.2018
Проектная деятельность в начальных классах
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Проектная деятельность в начальных классах.docx
Проектная деятельность в начальных классах «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.»               Образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во­первых,   об   универсальных   учебных   действиях,   составляющих   основу умения   учиться:   навыках   решения   творческих   задач   и   навыках   поиска, анализа   и   интерпретации   информации.   Во­вторых,   речь   идет   о формировании   у   детей   мотивации   к   обучению,   о   помощи   им   в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.         Метод   проекта   –   это   одна   из   личностно­ориентированных технологий,   в   основе   которой   лежит   развитие   познавательных навыков   учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои знания,   ориентироваться   в   информационном   пространстве, развитие критического и творческого мышления.          Проектная   деятельность   может   быть   эффективно   использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично   дополняя,   расширяя   ее.   Учебная   программа,   которая последовательно   применяет   этот   метод,   строится   как   серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От   ребенка   требуется   умение   координировать   свои   усилия   с   усилиями других. Чтобы  добиться  успеха, ему  приходится добывать  необходимые знания   и   с   их   помощью   проделывать   конкретную   работу.   Идеальным считается   тот   проект,   для   исполнения   которого   необходимы   различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Возрастные   психолого­физиологические   особенности   детей младшего школьного возраста При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого­ физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного   на   повторение   и   закрепление   изученного   материала,   может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта,   обеспечивающая   мотивацию   включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить   1­4 неделями   в режиме   урочно­внеурочных   занятий   или   1­ 2 сдвоенными уроками. понадобятся       до определённой Однако   на   традиционных   занятиях,   начиная   с   1   класса,   учитель постепенно   должен   формировать   у   младших   школьников   умения по отдельным   элементам   проектной   и исследовательской   деятельности (целеполагание,   формулирование   вопросов,   рефлексия,   планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).           На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные   проекты   также   могут   быть   собраны   под   эгидой   общей темы   или   формы   презентации   продукта   (например,   книга,   выставка, викторина, панно и т.п.).  Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Для   того   чтобы   создать   условия   для   эффективной самостоятельной   творческой   проектной   деятельности обучающимся необходимо:   1. Провести подготовительную работу. степени Учащемуся сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные). Например,   проблемное   введение   в тему   урока,   постановка   цели урока   совместно   с   учащимися,   совместное   или   самостоятельное планирование   выполнения   практического   задания,   групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Следующие   умения   и   навыки   проектной   деятельности   нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: а)   выдвижение   идеи   (мозговой   штурм),   целеполагание и формулирование   задачи,   выдвижение   гипотезы,   обоснованный выбор   способа   или   метода,   пути   в деятельности,   планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б)   презентационные:   построение   устного   доклада   (сообщения) о проделанной   работе,   выбор   способов   и форм   наглядной презентации   (продукта)   результатов   деятельности,   изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; в)   слушать   и понимать   других,   выражать   себя,   находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, работе над проектом   г)   поисковые:   находить   информацию   по каталогам,   контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д)   информационные:   выделение   главного,   приём   и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;   2.   Учитывать   возрастные   и   индивидуальные   особенности обучающихся. Важно   помнить,   интерес   к работе   и посильность   во многом определяют   успех.   В   рамках   проектной   деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в   условиях   начальной   школы   допустимо   представление   вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.   3. Обеспечить заинтересованность детей в   мотивацию.           Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект,   заинтересовать   проблемой,   перспективой   практической и социальной   пользы.   В ходе   работы   включаются   заложенные в проектную мотивационные механизмы.   4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь   проект   имеет   какой­либо   основополагающий   вопрос.   Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря,   вот   откуда   значимость   проблемы   для   обучающихся.   При необходимости его нужно корректировать.   5. Создавать группу не более 5­ 8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих   групп   будет   работать   над   одним   из   подвопросов,   так называемым «проблемным вопросом».   6.   Учитывать   возможность   учебных   предметов   для   реализации проектной деятельности. Относительно   низкую   эффективность   реализации   проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное   чтение,   Реализация   проектной деятельности   по   этим   дисциплинам   лучше   всего   происходит   во     —   математика. внеклассной   деятельности,   особенно   в   форме   межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий   мир   (природоведение),   иностранные   языки, информатика,   изо,   технология.   Преподавание   данных   дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно­урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.   7. Учесть и избежать «подводных камней». Первая   опасность –   подменить   деятельность   выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого   не   случилось,   учителю   необходимо   работать   в   стиле педагогической поддержки. Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких­ либо   научных   работ,   грамотное   изложение   их   содержания.   Но проектант   должен   иметь   собственную   точку   зрения   на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.          Чтобы   оценка   балы   максимально   объективной   и разносторонней,   необходимо   внимательно   отнестись   к составлению   и   последующему   анализу   самим   ребенком   своей работы   Как подготовить детей к проектно­исследовательской деятельности? Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: •     необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; •     самостоятельной работы.            В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1­ом   классе   основное   внимание   уделяем   развитию   умений   и   навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.         В рамках традиционных учебных занятий используют: •    проблемное введение в тему урока; специфическими   умениями   и навыками   проектирования   для совместное   или   самостоятельное   планирование   выполнения •    постановку цели и задач урока совместно с учащимися; •     практического задания; •     групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; •    выдвижение идеи (мозговой штурм); •    постановку вопроса (поиск гипотезы); •    формулировку предположения (гипотезы); •    обоснованный выбор способа выполнения задания; •    составление аннотации к прочитанной книге, картотек; •    поиск дополнительной литературы; •    подготовку доклада (сообщения); •    самоанализ и самооценку, рефлексию; •    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.             Такими   творческими   работами   могут   быть,   например:   рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,   спектакль,   викторина,   КВНы,   газета,   книга,   модель,   костюм, фотоальбом,   оформление   стендов,   выставок,   доклад,   конференция, электронная презентация, праздник и т.д.              Дети   сами   выбирают   тему,   которая   им   интересна,   или   предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.           При   выполнении   проекта   используется   рабочая   тетрадь,   в   которой фиксируются все этапы работы над проектом            Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят          Каждый   проект   должен   быть   доведен   до   успешного   завершения, оставляя   у   ребенка   ощущение   гордости   за   полученный   результат.   После завершения   работы   над   проектом   детям   нужно   предоставить   возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.   Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом Мотивация   является   незатухающим   источником   энергии   для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной   пользы.   Если   основополагающий   вопрос   проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.   Общие правила для педагогов – руководителей проектов •   Старайтесь   подходить   ко   всему   творчески,   боритесь   с   банальными решениями. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. •   Стремитесь   открыть   и   развить   в   каждом   ребенке   его   индивидуальные наклонности и способности. •   Старайтесь   меньше   заниматься   наставлениями,   помогайте   детям действовать независимо, • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. • Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. •.   Учите   способности   добывать   информацию,   а   не   проглатывать   ее   в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.   Каждый проект должен завершаться получением какого­либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм,   исковое   заявление,   макет,   словарь,   электромагнит,   атлас,   макет, передвижная   выставка,   генеалогическое   древо,   электродвигатель,   сбор лекарственных трав и т.д.   Примерные критерии оценок проектной деятельности: 1.самостоятельность работы над проектом 2.актуальность и значимость темы 3.полнота раскрытия темы 4.оригинальность решения проблемы 5.артистизм и выразительность выступления 6.как раскрыто содержание проекта в презентации 7.использование средств наглядности, технических средств          Какова же роль учителя в ПД?            Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я   выступаю   не   как   толкователь   готовых   знаний   и   их   транслятор,   а   как равноправный   соучастник   их   добывания.   Я   некий   вдохновитель   для исследовательской деятельности учащихся.           Если   на   первом   этапе я предлагаю   ребятам   общую   тему   для   их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую   им   интересно   решить.   Здесь   я   только   помогаю   последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.         Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей   учащихся,   подготовки   их   к   реальным   условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.            Девизом   этой   деятельности   могут   служить   слова   выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах

Проектная деятельность в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2018