Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"
Оценка 4.9

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
27.01.2017
Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"
Урок ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс построен на основе метода TASC. Метод TASC эффективен в рамках предмета ОРКСЭ, так как ориентирован на метапредметный характер обучения, приобретение навыков критического мышления, сопоставления, систематизации и классификации. Работа в группах совершенствует навыки коммуникативного общения.
урок ОРКСЭ 4 класс.docx
Урок ОРКСЭ 4 класс Учитель: Чирко Елена Ивановна Модуль «Основы мировых религиозных культур» Авторы учебника: Р.Б. Амиров, О.В. Воскресенский, Т.М. Горбачева, Б.У.  Китинов, Б.А. Малышев, Н.Г. Пропирный, К.В. Савченко, К.Т. Сергазина, Т.Д. Шапошникова,  Москва «Дрофа» 2015г Класс: 4 Тема: Подвиги мусульман в Великую Отечественную войну. Цель: проанализировать действия мусульман во время ВО войны. Планируемые результаты: Предметные: формирование первоначальных представлений о культуре и  веровании ислама, их роль в истории и современности России; осознание  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Метапредметные: Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости  исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать  критерии оценки своей работы и работы других учащихся. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты  и явления; определять причины явлений и событий; представлять  информацию в виде текста, таблицы. Коммуникативные УУД: Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с  уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,  выполняя разные роли в группе. Оборудование: круг TASC, ручки, учебник, маленькие листочки, тексты  статей 1. Организационный этап. Определение темы, деление на группы (6 групп по 5 человек). 2. Основной (информационно – аналитический) Работа по кругу 1. Поиск (организация) 3­5 мин Учебник стр 121­128, 129­132, статьи. Разделение ролей в группе. 2. Задача (Определение) 1­2 мин Происходит постановка цели Составление плана (проблемно­поисковая задача) 3. Идеи (генерация) 5­7 мин Мозговой штурм (сундучок идей – пишут на листочках, листочки  выкладывают в ряд, затем выбирают самые интересные) 4. Какая идея самая лучшая (решение) 3мин Из ряда идей выбрать те, которые помогут достичь цели и решить  поставленную задачу. 5. Решаем проблему (делаем решение) 7мин Подготовка выступления Принцип: меньше пишем – больше думаем. Здесь важно содержание, а не форма. Ёмкие, небольшие интересные  сообщения. 1 группа – Роль мусульман в тылу (Всё для фронта) 2 группа – Подвиги солдат разных родов войск 3 группа – Помощь мусульман эвакуированным. Слова – призывы имамов для  поднятия боевого духа мусульман. 4 группа – Отношения в мусульманских семьях 5 группа – Отношения к другим национальностям. 6 группа – Примеры из Корана (Сунны) 6. Результат (рефлексия) Оценка своей работы. 2 мин Группы рассказывают о своей деятельности, что реально получилось 7. Расскажи о своей работе (презентация ответов) 9мин Решение коммуникативной задачи, выступление перед аудиторией. Группе  даётся 1,5 мин 8. Чему научились (анализ опыта)1­2 мин Подведение итогов  ­ Чему научились? ­ Какие знания можно использовать в жизни? ­ Что изменилось в сознании? У учителя во время урока роль консультанта. Используя круг TASC можно проходить темы:  ­ Представление о боге в иудаизме, в христианстве, исламе. ­ Семья в разных религиях. ­ Священные города и сооружения ислама, буддизма, христианства. Уроки проходят интересно, на высокой скорости.  Приложение Метод TASC будет эффективным в рамках предмета ОРКСЭ, так как он   ориентирован   на   метапредметный   характер   обучения,   приобретение навыков   критического   мышления,   сопоставления,   систематизации   и классификации. Рассмотрим основные принципы работы с кругом TASC. Круг TASC Работа   с   кругом   TASC   проходит   восемь   этапов,   восемь   цветов. Учащиеся   могут   перемещать   встроенный   указатель   по   часовой   стрелке   по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы самостоятельно и распределять свои силы. Карточки 1) Страшная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом,  явилась серьезным испытанием для народов страны. Гитлер и его окружение  полагали, что нападение на Советский Союз, будет способствовать  обострению межнациональных противоречий и приведет к восстаниям  мусульманских, буддистских, католических, лютеранских общностей против  советской власти, к развалу державы.  При этом особые надежды возлагались на мусульман, как наиболее крупное и  может быть, наиболее обиженное меньшинство. Однако такие ожидания не  оправдались. Сотни тысяч мусульман Советского Союза сразу же после  начала войны, отставив в сторону обиды, нанесенные властью, решительно  влились в ряды защитников своей Родины. Патриотическая позиция рядовых  верующих и их духовных наставников нашла свое выражение в самых разных  формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор  средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением,  продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о  миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий.  Руководители мусульманских религиозных организаций, имамы мечетей в  своих обращениях к верующим, в проповедях призывали правоверных, не  жалея сил сражаться с фашистскими захватчиками, оказывать всемерную  помощь Красной Армии, советскому государству в деле борьбы за освобождение оккупированных врагом земель и разгрома гитлеризма,  молиться за победу.  В мае 1942 года в Уфе состоялся съезд представителей исламских  религиозных деятелей и верующих страны. Выступая на нем, председатель  Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев  говорил: "Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы  сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же,  как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим  трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза,  хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его  Аллах и приветствует): "Хуббуль ватан миналь иман", что означает: "Любовь  к Родине и ее защита являются одним из условий веры". Помощь воину,  идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный  труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов,  равносилен участию в бою". Такие призывы вызывали патриотические чувства  у мусульман, стремление всемерно способствовать разгрому врага, несущего  людям кровь, страдания и смерть.  Мусульмане Поволжья, Урала, Северного Кавказа имели немалый опыт  участия в военных действиях в составе Вооруженных сил еще царской России. У мусульман Средней Азии, Казахстана, Азербайджана не было такого  боевого прошлого. Стремление защитить единую Родину от фашизма,  практика равноправного труда, учебы и жизни в мирные советские годы  достаточно быстро помогли и им овладеть воинским искусством, умением,  плечом к плечу с людьми других национальностей и вероисповеданий, воевать с ненавистными захватчиками. Сыновья и дочери мусульман Советского  Союза показали чудеса героизма, сражаясь с грозным врагом. Письма  земляков воинам­мусульманам поднимали их моральный дух.  2) Приверженцы Ислама передавали семьям фронтовиков кто корову, кто  телку, кто молочную козу. Например, мусульмане­члены колхоза имени У.  Юсупова Янгиюльского района Ташкентской области стали инициаторами  движения по оказанию помощи семьям бойцов, ушедших в Красную Армию.  На общеколхозном собрании было решено выделить в фонд помощи семьям  красноармейцев 17 баранов, 1,5 тонны риса, 1 тонну пшеницы, 4,5 тонны  овощей, 26 тысяч рублей деньгами, колхозники призвали всех трудящихся  Узбекистана последовать их примеру. Благородный почин поддержали миллионы мусульман по всей стране. Кроме того, народы Средней Азии,  Казахстана, Татарии и Башкирии приняли в свои дома миллионы людей,  прибывших с территорий, временно оккупированных врагом. И каждому  нашелся кров, каждый был окружен заботой и согрет теплом сердец народов  восточных районов нашей страны. Особой заботой были окружены сироты.  Так, мусульманская семья ташкентского кузнеца Шамухамедова усыновила  14 детей самых разных национальностей. Их примеру следовали тысячи и  тысячи мусульман восточных районов Советского Союза. Вклад мусульман  нашей страны в дело разгрома германского фашизма не забываем. Вот как о  нем пишет президент Академии военных наук, генерал армии Махмут  Ахметович Гареев: "Наша победа в Великой Отечественной войне имеет  общемировое значение.  3) Мусульманские народы бывшего Советского Союза, как и народы,  придерживающиеся других религий, приняли активное участие в войне и  внесли свою лету в победу. Среди получивших правительственные награды ­  ордена и медали на фронтах Великой Отечественной войны ­ десятки и сотни  тысяч представителей мусульманских народа. Только Героями Советского  Союза из моего родного народа ­ татар ­ стало свыше 200 человек. Много их и  среди других мусульманских народов".   Среди тех, кто воздвиг красное знамя над рейхстагом были: татарин Гази  Загитов, казах Рахимжан Кошкарбаев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и др. С первых дней начала Великой Отечественной войны миллионы наших  граждан приняли участие в ней, и наравне со всеми приняли на себя эту ношу  воины­мусульмане.  В 1942 году Духовное управление мусульман европейской части СССР и  Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну – джихад – германскому  фашизму. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал  мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын,  брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках  нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы  своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним  слова: „Любовь к Родине – это часть твоей веры“», – сказал муфтий на  съезде мусульманского духовенства в Уфе. Муфтий Габдрахман Расулев  лично от себя внёс вклад 50 тысяч рублей на строительство танковой  колонны. Сталин в ответ направил муфтию телеграмму со следующим  содержанием: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах  Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И.  Сталин». Также, в 1942 году в Дагестане, например, было собрано столько средств, что хватило на создание аналогичного танкового подразделения. И.В. Сталин также поблагодарил жителей страны гор за инициативу.  Действовавшая в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны  танковая колонна носила имя имама Шамиля.  Одним из последних защитников Брестской крепости был ингуш Умат­Гирей  Барханоев. Известно, что в этом приграничном гарнизоне почти половина  состава служивших красноармейцев была выходцами из Кавказа и Средней  Азии. В каждой роте, батальоне, полку и т. д. на всех фронтах были  мусульмане разных национальностей наравне со всеми остальными, выполняя  свои воинский долг. Среди тех, кто воздвиг красное знамя над рейхстагом и  принимал участие в его штурме, были: татарин Гази Загитов, казах Рахимжан  Кошкарбаев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и др.  Вспоминает дважды Герой Советского Союза лётчик­штурмовик Талгат  Бегельдинов: «Первый боевой вылет делал на самолёте под номером 13. А  ведь мы, лётчики, суеверные… Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень  меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как­то раз пришёл, а она говорит:  “Сынок, я научу тебя молитве. Будет дождь идти, молния сверкать,  прочитаешь – в тебя молния не попадёт, обойдёт тебя”. Идём к самолёту, а я  всё думаю: “Что делать?” Вспомнил! Снаряд – это тоже молния,  трассирующая молния. Прочёл эту молитву. И потом перед каждым вылетом  её читал и был уверен, что снаряд в меня не попадёт, Аллах сбережёт. И до  сих пор читаю!»  На фронт в годы войны были призваны воины со всех городов, сёл и  республик Советского Союза, и каждый родимый порог, за которым остались  дети, мать, жена, старики, родители, имел своего потенциального защитника.  И именно поэтому враг не прошёл. И разве дело в том, кто и чем награждён,  разве за медали и ордена сражались воины нашей Родины с врагом, воины  разных национальностей и религий? Ведь самая главная награда у Аллаха. В  этой войне все без исключения – герои, как на фронте, так и в тылу. Средняя Азия в годы войны приняла на себя большой поток беженцев, и  многие дети, потерявшие родных и близких, обрели там вторые семьи. Можно повздыхать и сказать, что Советская власть преследовала мусульман, что  многие были комсомольцами или даже коммунистами, но война обнажила то,  что раньше пытались заглушить. Вспоминает командир танка Т­34 ­85 Ион  Деген: «“В Бога на фронте верили?” – спрашивает журналист. “Перед атакой  атеистов нет! Шёпотом перед боем молились все. Ведь нет ничего ужаснее,  чем ждать на исходной позиции приказа на атаку. Вокруг всё замирает.  Пронзительная, жуткая, сводящая с ума тишина. Многие безошибочно  чувствовали, что сегодня их убьют. Перед последним боем, 21 января 1945  года, мой командир орудия, большой балагур, весельчак, Захарья  Загиддуллин, когда мы разливали водку, вдруг закрыл ладонью свою кружку и сурово сказал: «Я мусульманин. Перед смертью пить не буду». Никто ничего  ему не сказал в ответ. Мы понимали, что он не шутит и не ошибается... В тот же день в бою наш танк подбили, и Захарье осколком оторвало обе ноги. Он  умер в танке”». Много мусульман уходило в партизаны, воевали с фашистами на  оккупированных территориях. Вновь вспоминаются прекрасные слова:  «Любовь к Родине – это часть твоей веры». Заметьте, здесь говорится не о  любви к вождям, правителям, чиновникам или любви к какому­то режиму, а  именно о любви к Родине, земле, Отчизне. Об этом также говорится в одном  мудром изречении: «Вожди приходят и уходят, а Родина остаётся». Воины­ мусульмане осознавали это и на личном примере претворяли этот принцип в  жизнь. «О вы, которые уверовали! Когда призывают к сражению за дело  Аллаха, отзывайтесь и выступайте в поход по одному и группами,  каждый, как может: пешими и конными, с лёгким снаряжением или  тяжёлым. Боритесь, не щадя ни имущества, ни жизни, за возвышение Слова Аллаха! Это ­ лучшее для вас, и в этом благо Аллаха для вас,  если вы разумеете!» (сура «Тавба», 41 аят).

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"

Урок ОРКСЭ 4 класс "Подвиги мусульман в Великой Отечественной войне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017