Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Оценка 5

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
Взрослым
12.11.2018
Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Методическая разработка урока.doc
Урок православной культуры в 4 классе Тема урока: Доброта и милосердие христианина   Цель   урока:  формирование   способности   осознания   своих   поступков   на основе представлений о милосердии и доброте в православной культуре. Задачи урока:  Воспитательные:   осознать,  что   дела   милосердия   в  большей   степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Определить суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к людям. Обучающие:   познакомить   с   этимологией   и   смыслом   слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».  Развивающие:   формировать   индивидуальные   компетенции,   умение работать в группе,  вести беседу. Оборудование:   мультимедиа,   презентация,   мультфильм,   карточки   с заданиями, словари: Большой Энциклопедический Словарь, толковый словарь С.И.   Ожегова,   толковый   словарь   В.Даля,   школьный   словарь   православных терминов, кластер­ромашка, листы формата А 2, маркеры. ХОД УРОКА: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром  православной культуры! А также узнаем много важных для нас и для каждого  человека понятий. Как бы жизнь не летела Дней своих не жалей! Делай доброе дело Ради ближних людей!!! I. Актуализация проблемы, присоединение к теме урока.  (Слайд № 1) 1.Ресурсный круг.    Кто же такой ближний? Давайте  попробуем в этом разобраться. Дети встают в круг, учитель предлагает им продолжить фразу, стараясь не повторяться. У:  Ближний для меня – это… Эта форма работы позволяет актуализировать жизненный опыт  детей, выяснить представление о понятии «ближний». Самые  распространенные ответы детей: ближний – тот, кто рядом.  Ближние – родители, родственники; ближние – те, кого я знаю. У: ­ Хотите узнать, кто же такой ближний в православной культуре? Для этого, я  предлагаю вам послушать  одну притчу и попробовать  разобраться в этом вопросе. Но сначала:  2. Словарная работа. (Слайд № 2) Актуализация понятия о притче. У: ­ Давайте вспомним, что такое притча. У: ­ Притча ­ иносказательный рассказ с нравоучением         В притче нам встретятся новые слова, это:         Ливит­  прислуживающий в Храме         Самарянин   ­ житель самарянской земли  II. Погружение в тему. Садитесь поудобнее и мы начинаем…   (учитель читает начало первого абзаца, а дальше включается мультфильм) 1.Знакомство с притчей о добром Самарянине.   (Просмотр мультфильма) (Слайды № 3,4) ­ А так же ­ это как?  (Рассуждения детей – вывести их на тему урока) 2. Объявление темы урока.  Тема нашего урока: Доброта и милосердие христианина. (Слайд № 5) (записана на доске, но перевернута до тех пор, пока дети не выведут ее сами). 3. Работа в тетради.     Запишите тему урока и новые слова.  4. Осмысление притчи (размышление). Работа в группах. (Слайд № 6) Откройте учебники, и попробуйте найти в последнем абзаце объяснение кто  такой ближний? (читают и объясняют) (Повторить правила работы в группах, вся группа размышляет, обсуждает­  один фиксирует ответы и отвечает) Дети получают карточки с заданиями для каждой группы Задание для 1 группы. У: ­ Как вы думаете, кем был избитый для Самарянина? ­родственником ­другом ­знакомым ­соседом ­ незнакомцем Объясните свой выбор.  У: ­ Самарянин и путник были врагами, их народы враждовали и даже  воевали. Задание для 2 группы У: ­ Как вы считаете, почему Самарянин помог человеку, попавшему в беду? На этом этапе важно так  организовать эвристическую беседу, чтобы  дети пришли к выводу о том, что Самарянин совершил этот поступок по  велению своего сердца, бескорыстно.  Задание для 3 группы У: ­ Какими качествами обладал Самарянин? ­ равнодушие ­ милосердие ­ сострадание ­ доброта ­ жадность ­скромность Объясните свой выбор.   Задание для 4 группы У: ­ Кому принес пользу поступок Самарянина? ­ пострадавшему ­ Самарянину ­ владельцу гостиницы Объясните свой выбор.   Надо прийти к выводу о том, что пользу принес пострадавшему (спас его),  пользу принес владельцу гостиницы (получил деньги за постояльца). Здесь   следует обратить внимание на то, что польза бывает разная: материальная и для души. На первый взгляд польза Самарянина не видна,  нужно поразмышлять о пользе для души. В чем она? Итог работы в группах подвел обобщающий вопрос для всех У: ­  Как, одним словом можно охарактеризовать поступок Самарянина?  (МИЛОСЕРДНЫЙ) – табличка с новым словом на доске, запишите это  слово в тетрадь. 5. Толкование слова МИЛОСЕРДИЕ (Слайд № 7) Работа со словарями. У:  ­ Давайте обратимся к толкованию слова в разных источниках.   Каждая группа находит определение слова «милосердие» в своем словаре. Выберите одно   из   определений,   которое   вам   ближе   всего,   аргументируйте   свою позицию. Один ребенок работает по индивидуальному заданию Выход в интернет­ через поисковик ищет значение слова милосердие. Все группы получают разные словари. Задание в группах – выбрать одно определение, которое наиболее полно раскрывает содержание понятия. В ходе его выполнения, дети углубляют своё представление о милосердии. У: ­Мы выбрали определение. «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость». ( Запись  определения в тетради.)  6. Работа со словом. Милосердие. У: ­ Милосердие – обратимся к составу слова.  Оно   образовано   сложением   основ.   Из   каких   слов   образовано   слово милосердие?  (милость сердца) Выделите корни слова (­мил­, ­серд­). Дети работают в группах. Работа по группам Задание для 1 и 2 группы. У: ­ Образуйте имя прилагательное от сущ. ­ Милосердие ( милосердный) Подберите   слова   –   синонимы   к   слову  милосердный.   ПОМНИТЕ,   что синонимы – это слова одной и той же части речи, значит подбираем имена прил.) Запишите полученные слова на большие листы. Задание для 3и 4 группы. МИЛ – О – СЕРД /И/ Е (написать это слово  на листке для групп) У:  ­   Образуйте   слова   –   существительные   с   корнем   –  мил­.   (МИЛОСТЬ, МИЛОСТЫНЯ) Запишите полученные слова на большие листы. У: ­ Что у нас получилось? !!!Группы вывешивают свои листы на доску. При обсуждении этого этапа работы, дети приходят к выводу о том, что в русском языке много слов – синонимов и однокоренных слов ( к слову милосердие) Более подробно остановиться   на   слове   «милостыня».   При  организации   эвристической беседы необходимо обратить внимание на такие вопросы: У: ­ Как можно назвать эти качества? (качества сердца)      ­ Что такое милостыня?      ­Все ли люди подают милостыню?      ­Какими качествами обладают эти люди? Какой мы с вами можем сделать вывод? В результате данного обсуждения дети приходят к выводу о том, что милостыня­ помощь другому человеку из жалости к нему.           III. Актуализация личного отношения к ценности милосердия.  На   предыдущих   этапах   работы   дети   поразмышляли   над   понятиями милосердие,  сострадание,  проявили   и  выразили   свое  отношение   к этим качествам.   Далее   необходимо   актуализировать   эти   понятия   в   связи   с повседневным жизненным опытом ребенка.   С   целью создания условий для   мотивации,   предложить     работу   в   группах   (опять   4   группы)   ­ составление кластера «ромашка» 1. Кластер.  (творческая работа) (Слайд № 8) У:  ­   У   вас   на   столах   лепестки     ромашки.   Запишите   на   них   примеры   дел милосердия в современном мире (не повторяясь) Дети пишут на лепестках от ромашки  примеры дел милосердия каждый на   своем   лепестке.   Следует   обратить   внимание   на   то,   что   именно примеры дел в современном мире, так как, они более понятны детям. Прикрепляют лепестки каждая группа к своей ромашке.  Обсуждение.  У.­ Посмотрите, сколько добрых дел  милосердия мы с вами написали, а  соединив их вместе у нас получился большой букет, который показывает  нам, что мы вместе большая сила, которая может совершать дела  милосердия ради других людей! (Слайд № 9) Кластеры вывешиваются на доску.(получается большой букет, учитель  тоже крепит свою ромашку). Обсуждение дает детям возможность расширить свое представление о делах милосердия, познакомить их с  большим  количеством  примеров добрых дел. ВЫВОД:  В   чем   может   проявляться   милосердие?   (Вывод   делают дети)                               А бывали  ли вы в такой ситуации, где вы проявили милосердие?   Есть замечательная сказка В.Катаева «Цветик ­ семицветик», вы  знакомы с ней? В ней очень хорошо показано проявления милосердия.  (Слайд № 10) 2. Просмотр  мультфильма  «Цветик ­ семицветик». (Слайд № 11) У.­   Какое   доброе   дело   совершила   девочка?   Можно   ли   ее   поступок назвать милосердным?        Чем больше человек совершает добрых дел, тем больше добра к нему возвращается! Вот и к нам сегодня на урок из сказки прилетел цветик­ семицветик (достаю) , который я хочу подарить вам! Пусть все ваши желания будут направлены на совершения добрых дел!  Твори добро на всей земле Твори добро другим на благо Не за красивое спасибо А ради будущего блага!  А хотите его потрогать? Тогда подойдите ко мне и встаньте в круг!    IV. Подведение итогов. Рефлексия.  У: ­ Я вижу… я слышу… я чувствую…(ресурсный круг) (Слайд № 12)    А я чувствую, что у меня  очень  хорошо на душе от нашего общения , что я с вами подружилась, вы мне стали очень близкими.  И знаете, что я хочу вам предложить?   Давайте   вместе   творить   и   совершать   добрые   дела,   дела милосердия.  Спасибо вам большое за работу, вы большие молодцы!!!  Я не говорю вам до свидания, я говорю вам ­ урок окончен!  До новых встреч!!!

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина

Урок ОРКСЭ  4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018