Урок православной культуры в 4 классе
Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Цель урока: формирование способности осознания своих поступков на
основе представлений о милосердии и доброте в православной культуре.
Задачи урока:
Воспитательные: осознать, что дела милосердия в большей степени
изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они
делаются. Определить суть христианского отношения к ближнему; понять,
каким должно быть отношение христианина к людям.
Обучающие: познакомить с этимологией и смыслом слова
«милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающие: формировать индивидуальные компетенции, умение
работать в группе, вести беседу.
Оборудование: мультимедиа, презентация, мультфильм, карточки с
заданиями, словари: Большой Энциклопедический Словарь, толковый словарь
С.И. Ожегова, толковый словарь В.Даля, школьный словарь православных
терминов, кластерромашка, листы формата А 2, маркеры.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром
православной культуры! А также узнаем много важных для нас и для каждого
человека понятий.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей!
Делай доброе дело
Ради ближних людей!!!
I. Актуализация проблемы, присоединение к теме урока. (Слайд № 1)
1.Ресурсный круг.
Кто же такой ближний? Давайте попробуем в этом разобраться.
Дети встают в круг, учитель предлагает им продолжить фразу, стараясь
не повторяться.
У: Ближний для меня – это… Эта форма работы позволяет актуализировать жизненный опыт
детей, выяснить представление о понятии «ближний». Самые
распространенные ответы детей: ближний – тот, кто рядом.
Ближние – родители, родственники; ближние – те, кого я знаю.
У: Хотите узнать, кто же такой ближний в православной культуре?
Для этого, я предлагаю вам послушать одну притчу и попробовать
разобраться в этом вопросе. Но сначала:
2. Словарная работа. (Слайд № 2)
Актуализация понятия о притче.
У: Давайте вспомним, что такое притча.
У: Притча иносказательный рассказ с нравоучением
В притче нам встретятся новые слова, это:
Ливит прислуживающий в Храме
Самарянин житель самарянской земли
II. Погружение в тему.
Садитесь поудобнее и мы начинаем…
(учитель читает начало первого абзаца, а дальше включается мультфильм)
1.Знакомство с притчей о добром Самарянине.
(Просмотр мультфильма) (Слайды № 3,4)
А так же это как? (Рассуждения детей – вывести их на тему урока)
2. Объявление темы урока.
Тема нашего урока: Доброта и милосердие христианина. (Слайд № 5)
(записана на доске, но перевернута до тех пор, пока дети не выведут ее сами).
3. Работа в тетради.
Запишите тему урока и новые слова.
4. Осмысление притчи (размышление). Работа в группах. (Слайд № 6)
Откройте учебники, и попробуйте найти в последнем абзаце объяснение кто
такой ближний? (читают и объясняют)
(Повторить правила работы в группах, вся группа размышляет, обсуждает
один фиксирует ответы и отвечает)
Дети получают карточки с заданиями для каждой группы
Задание для 1 группы. У: Как вы думаете, кем был избитый для Самарянина?
родственником
другом
знакомым
соседом
незнакомцем
Объясните свой выбор.
У: Самарянин и путник были врагами, их народы враждовали и даже
воевали.
Задание для 2 группы
У: Как вы считаете, почему Самарянин помог человеку, попавшему в беду?
На этом этапе важно так организовать эвристическую беседу, чтобы
дети пришли к выводу о том, что Самарянин совершил этот поступок по
велению своего сердца, бескорыстно.
Задание для 3 группы
У: Какими качествами обладал Самарянин?
равнодушие
милосердие
сострадание
доброта
жадность
скромность
Объясните свой выбор.
Задание для 4 группы
У: Кому принес пользу поступок Самарянина?
пострадавшему
Самарянину
владельцу гостиницы
Объясните свой выбор.
Надо прийти к выводу о том, что пользу принес пострадавшему (спас его),
пользу принес владельцу гостиницы (получил деньги за постояльца). Здесь
следует обратить внимание на то, что польза бывает разная: материальная и для души. На первый взгляд польза Самарянина не видна,
нужно поразмышлять о пользе для души. В чем она?
Итог работы в группах подвел обобщающий вопрос для всех
У: Как, одним словом можно охарактеризовать поступок Самарянина?
(МИЛОСЕРДНЫЙ) – табличка с новым словом на доске, запишите это
слово в тетрадь.
5. Толкование слова МИЛОСЕРДИЕ (Слайд № 7)
Работа со словарями.
У: Давайте обратимся к толкованию слова в разных источниках. Каждая
группа находит определение слова «милосердие» в своем словаре. Выберите
одно из определений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою
позицию.
Один ребенок работает по индивидуальному заданию Выход в интернет через
поисковик ищет значение слова милосердие.
Все группы получают разные словари. Задание в группах – выбрать одно
определение, которое наиболее полно раскрывает содержание понятия. В
ходе его выполнения, дети углубляют своё представление о милосердии.
У: Мы выбрали определение. «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь
на деле, готовность делать добро всякому, милостливость». ( Запись
определения в тетради.)
6. Работа со словом. Милосердие.
У: Милосердие – обратимся к составу слова.
Оно образовано сложением основ. Из каких слов образовано слово
милосердие? (милость сердца) Выделите корни слова (мил, серд).
Дети работают в группах.
Работа по группам
Задание для 1 и 2 группы.
У: Образуйте имя прилагательное от сущ. Милосердие ( милосердный)
Подберите слова – синонимы к слову милосердный. ПОМНИТЕ, что
синонимы – это слова одной и той же части речи, значит подбираем имена
прил.) Запишите полученные слова на большие листы.
Задание для 3и 4 группы.
МИЛ – О – СЕРД /И/ Е (написать это слово на листке для групп)
У: Образуйте слова – существительные с корнем – мил. (МИЛОСТЬ,
МИЛОСТЫНЯ) Запишите полученные слова на большие листы.
У: Что у нас получилось?
!!!Группы вывешивают свои листы на доску. При обсуждении этого этапа
работы, дети приходят к выводу о том, что в русском языке много слов
– синонимов и однокоренных слов ( к слову милосердие) Более подробно
остановиться на слове «милостыня». При организации эвристической
беседы необходимо обратить внимание на такие вопросы:
У: Как можно назвать эти качества? (качества сердца)
Что такое милостыня?
Все ли люди подают милостыню?
Какими качествами обладают эти люди?
Какой мы с вами можем сделать вывод?
В результате данного обсуждения дети приходят к выводу о том, что
милостыня помощь другому человеку из жалости к нему.
III. Актуализация личного отношения к ценности милосердия.
На предыдущих этапах работы дети поразмышляли над понятиями
милосердие, сострадание, проявили и выразили свое отношение к этим
качествам. Далее необходимо актуализировать эти понятия в связи с
повседневным жизненным опытом ребенка. С целью создания условий
для мотивации, предложить работу в группах (опять 4 группы)
составление кластера «ромашка»
1. Кластер. (творческая работа) (Слайд № 8)
У: У вас на столах лепестки ромашки. Запишите на них примеры дел
милосердия в современном мире (не повторяясь)
Дети пишут на лепестках от ромашки примеры дел милосердия каждый
на своем лепестке. Следует обратить внимание на то, что именно
примеры дел в современном мире, так как, они более понятны детям.
Прикрепляют лепестки каждая группа к своей ромашке.
Обсуждение.
У. Посмотрите, сколько добрых дел милосердия мы с вами написали, а
соединив их вместе у нас получился большой букет, который показывает
нам, что мы вместе большая сила, которая может совершать дела
милосердия ради других людей! (Слайд № 9)
Кластеры вывешиваются на доску.(получается большой букет, учитель
тоже крепит свою ромашку). Обсуждение дает детям возможность расширить свое представление о делах милосердия, познакомить их с
большим количеством примеров добрых дел.
ВЫВОД: В чем может проявляться милосердие? (Вывод делают
дети)
А бывали ли вы в такой ситуации, где вы проявили
милосердие?
Есть замечательная сказка В.Катаева «Цветик семицветик», вы
знакомы с ней? В ней очень хорошо показано проявления милосердия.
(Слайд № 10)
2. Просмотр мультфильма «Цветик семицветик». (Слайд № 11)
У. Какое доброе дело совершила девочка? Можно ли ее поступок
назвать милосердным?
Чем больше человек совершает добрых дел, тем больше добра к нему
возвращается! Вот и к нам сегодня на урок из сказки прилетел цветик
семицветик (достаю) , который я хочу подарить вам! Пусть все ваши
желания будут направлены на совершения добрых дел!
Твори добро на всей земле
Твори добро другим на благо
Не за красивое спасибо
А ради будущего блага!
А хотите его потрогать? Тогда подойдите ко мне и встаньте в круг!
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
У: Я вижу… я слышу… я чувствую…(ресурсный круг) (Слайд № 12)
А я чувствую, что у меня очень хорошо на душе от нашего общения , что я
с вами подружилась, вы мне стали очень близкими. И знаете, что я хочу вам
предложить? Давайте вместе творить и совершать добрые дела, дела
милосердия.
Спасибо вам большое за работу, вы большие молодцы!!!
Я не говорю вам до свидания, я говорю вам урок окончен!
До новых встреч!!!
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема урока: Доброта и милосердие христианина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.