Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс
Оценка 4.6

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2017
Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" содержит цели и задачи, поставленные на уроке, предметные, метапредметные и личностные результаты, которыми должны овладеть учащиеся в ходе данного урока. Тема актуальна , т.к. понятия "стыд", "вина", "покаяние" в современном обществе утратили свою значимость.
УРОК ОРКСЭ Стыд вина извинение.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия» Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема «Стыд, вина и извинение» Подготовила и провела: учитель начальных классов Черных Нина Николаевна Сыктывкар 2014 Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество (полностью) Район Место работы Должность Черных Н. Н. г. Сыктывкар Республика Коми МОУ «Русская гимназия» Учитель начальных классов Общая информация Модуль УМК Тема урока Тип урока Основы  светской  этики Стыд, вина и извинение Изучение нового материала Цель, задачи Цель: 1. формировать представления о стыде, вине и извинении, показывая их сходство и  различие, важность их осознания и пути избежания или выхода из ситуаций,  связанных с этими понятиями; 2. формировать способности эффективно действовать не только в учебной, но и в  других сферах деятельности; 3. формирование   способности   к   самостоятельным   поступкам   и   действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. Задачи: 1.   Развитие умения анализировать собственные поступки, связанные с понятиями «стыд», «вина». «извинение», «раскаяние», «прощение». 2. Развитие умения признавать собственные ошибки. 3. Воспитание уважительного отношения к окружающим. 4. В ходе беседы способствовать пониманию значения умения прощать и быть  прощённым в жизни человека. 5. Способствовать формированию  умения вести диалог, договариваться. Необходимое оборудование Дидактическое обеспечение Проектор, экран, компьютер, колонки  Рабочие листы, карточки, (маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч) Планируемые результаты  урока  личностные  предметные  метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)  смыслоопределение, самоопределение, умение просить прощение, прощать других и  отличать стыд от ложного стыда. формирование изучаемых понятий, осмысление понятий: стыд, вина, раскаяние,  прощение, извинение.  целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление  информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого  высказывания, анализ , сравнение, установление причинно­следственных связей,  уважительное отношение к окружающим Формы контроля и диагностики достижения  результатов обучения* Литература и Интернет­ресурсы.   Основная Дополнительная Интернет­ресурсы ЭОРы Рабочие листы, план и карты контроля работы групп, представление продукта работы  группы. Учебник «Основы светской этики», издательство «Просвещение», 2012 год Толковый словарь, словообразовательный словарь http://flaminguru.narod.ru/posldru.htm Пословицы о дружбе Детские песни: «Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Настоящий друг», «Про  дружбу» План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и Деятельность обучающихся с указанием форм 1.Мотивация   (самоопределение)   к учебной   деятельности.   Этап предполагает   осознанное   вхождение учащегося   в   пространство   учебной деятельности   на   уроке;   создание Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка» ­ Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла ­ Начнём работу с очень простой фразы, которую попробуем произнести все вместе: приемы работы организации Дети улыбаются одноклассникам Учащиеся в командах берутся за руки, произносят  слова. для предполагает условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность   («хочу»),   выделения содержательной области («могу»).   Актуализация   знаний   и 2. фиксация индивидуального затруднения   в   пробном   действии. Этап создание мотивации   к   самостоятельному выполнению   пробного   учебного действия;   актуализацию   знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных   операций;   создание затруднения   в   индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.     3.   Выявление   места   и   причины затруднения.  Этап   предполагает выявление   и   фиксацию   учащимися места, где   возникло затруднение;   определение   причины затруднения   ­   каких   конкретно   шага,   «Мы весёлый дружный класс Всё получится у нас!» ­Как звучит основное правило нравственности? ­А что чувствует человек, который нарушил это правило вольно или невольно?                                                                                                                                       тяжесть на душе грусть стыд                                                                чувства огорчение вина                                                                ­ Какие чувства испытывает человек после неправильного  поступка? ­ Что делать, если поступок неправильный уже случился?  Чувства неприятные нахлынули и вы понимаете, что с  этим грузом жить очень трудно. ­ Сегодня я хочу помочь вам научиться справляться с  подобными ситуациями.     ­ На уроке мы будем говорить о таких нравственных  понятиях как стыд, вина, извинение. Вы слышали эти  слова много раз, сегодня мы уточним их значение, какой  смысл вложен в эти слова. . Работа над репродукцией картины «Опять двойка». ­ Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте  попробуем определить по репродукции картины  А.Ф.Решетникова ­ Кто является главным героем?  («Не делай другим того, что сам считаешь злом» Работа в группах. Дети вписывают слова, обозначающие чувства, в готовую схему. (Слова: грусть, стыд, огорчение, вина) Дети высказываются знаний,   умений   не   хватает   для решения   исходной   задачи   такого класса или типа.    ­ Какие чувства испытывает мальчик?     ­ Как вы думаете, почему?      ­ А что это за чувство? ­ Можете ли вы дать определение этому чувству? ­ Уточним определение в учебнике. ­ А испытывали ли вы чувство стыда и при каких ситуациях?  ­ Перед кем вам было стыдно? ­ А перед кем стыдно герою картины? ­Что выражает взгляд матери? ­ Что выражает взгляд сестры? Как она учится?    ­ Что можете сказать о младшем брате? ­А теперь представьте, что дома никого не было? ­Как он шёл домой? ­  Какие чувства могут быть у нашего героя? ­ Тогда давайте уточним какое чувство испытывал герой , если стыд, то перед кем­то, а тут никого нет? Изображен ли на картине диалог? Из чего же видно, что мальчик виноват? (он подавлен, раскаивается)  3) понятие «ложного стыда» Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,   извинение, прощение. Учитель организует работу в группах. ­ Продолжите схему  Стыд  вина … Появляется 2 варианта:  Стыд  вина  извинение 4.   Построение   проекта   выхода   из затруднения  ("открытие"   детьми нового   знания).   Этап   предполагает обдумывание в коммуникативной   форме   проекта будущих действий: постановку   цели,   построение   плана достижения   цели,   выбор   метода   и учащимися       учебных   ­Мальчик  ­Стыда ­Когда сделаешь что­то плохое. ­ Да (комментирование нескольких детских ситуаций)…. ­ Перед мамой, сестрой, братом. ­ На стуле сидит мама с грустным лицом. Она очень  расстроена. ­ Осуждающим взглядом смотрит сестра. ­На трехколесном велосипеде едет младший брат,  смотрит на старшего   ехидным взглядом. Мнения могут разойтись:  ­ не почувствовал себя виноватым; ­ почувствовал себя виноватым. Работа в малых группах : 1) Учебник– найдите научное толкование слова 2) Справочная литература – толковый словарь «стыд» толкование слова «стыд». 3) На основе личного опыта толкование слова Демонстрация достижений групп «стыд». средств   разрешения   проблемной ситуации   (алгоритмы   модели, учебник). Выход на схему Расположите слова по порядку ­ Сравним эти две цепочки. В чём разница? ­ Стыд связан с переживаниями  страха, обиды, вины. ­Стыд­ ответственность перед людьми. ­ Вина­ ответственность перед собой. Вина Раскаяние Извинение Прощение Стыд Коллективная деятельность. Чтение текста учебника Работа на рабочих страничках. «Проталинки» ­ вставьте пропущенные слова. СТЫД ­ чувство сильного смущения от сознания  предосудительности поступка, вины (сгорать от  стыда, ни стыда, ни совести) Читают пример на с. 45 уч., рассуждают Заслушиваются примеры учащихся.   задачи   построенного 5.Реализация проекта. Этап предполагает решение исходной   (обсуждение различных   вариантов,   предложенных учащимися,   выбор   оптимального варианта);   фиксацию   преодоления затруднения;   уточнение   характера нового знания. Учитель организует презентацию работ групп и  выводит основные правила на экран ­ После признания   чувства вины, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок. ­ Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо  извиниться. ­ Когда человек извиняется, наступает прощение. Работа в группах: Составляют схему. Записывают  в  тетрадь. ­Испытываем чувство вины. ­Признать свою вину, извиниться.  ­Прощать ­это значит не держать обиды на другого  человека. ­Извиниться перед тем, кого обидел.  Первичное   закрепление   с 6. проговариванием во внешней речи. Этап   предполагает   усвоение   детьми нового   способа   действий   при решении   типовых   задач   с   их проговариванием   во   внешней   речи (фронтально, в парах или группах). 7.   Самостоятельная   работа   с самопроверкой   по   эталону.   Этап предполагает самостоятельное выполнение   учащимися   задания   с   Рассказ П. Засодимский «Гришина милостыня» ( чтение с остановкой до слов _______) ­ Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами? ­ Для чего он хотел догнать девочку? ­ А как бы вы поступили на месте этого мальчика?  ­ Надо уметь найти правильные слова для того, чтобы  попросить прощения. Учитель организует  самостоятельную работу учащихся. Практикум­игра «Корзина ситуаций». ­Его тоже будут прощать. Дети высказываются с использованием   нового   способа действия,   самопроверку   на   основе сопоставления эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации,   для   каждого по   возможности, ученика успеха, мотивирующей   его   к   включению   в дальнейшую познавательную деятельность. ситуации       Высказывают свои мнения ­Извините, пожалуйста? ­Я не хотел тебя обидеть? ­Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.  В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем  найти выход из них.  Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в  группе или в парах и проигрывают их. (Возможные ситуации: ­ забыл покормить котенка; ­не выучил заданное стихотворение; ­не позвонил маме; ­прогулял урок; ­взял игрушку друга и т.д. ­ В жизни каждый из вас сам будет принимать решения,  как поступить в определённой ситуации. Но нам бы  хотелоь, чтобы ситуаций, когда становится стыдно было  как можно меньше. ­ Существует несколько правил извинения. ­Все правила извинения собраны в памятке, которую я  вам предлагаю. Читают по очереди.  Делайте это искренне.  Не оправдывайте свои действия.  Примите обязательство измениться  Выражайте свои извинения осторожно.  Будьте готовы к неловкости и неудобству. Чтение памятки, вложение в тетерадь. повторение 8.   Включение  в  систему   знаний  и повторение.   Этап   предполагает выявление границ применения нового знания,   учебного   необходимого   для содержания, обеспечения содержательной непрерывности. 9. учебной деятельности.   Этап   предполагает оценивание   учащимися   собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как   направлений   будущей   учебной деятельности,   обсуждение   и   запись домашнего задания.     Рефлексия     Учитель организует работу по обсуждению усвоенных  понятий.  1.Можем стать мудрецами, продолжим высказывания.  Легче на душе становится, когда тебя ….   (прощают)  Прощение дает нам свободу от чувства…(вины) …прощают …вины Дети участвуют в игре. Высказывают свои впечатления об уроке. Послушайте небольшую историю  Жил мальчик Максим, которому очень трудно было просить  прощения, даже если он знал, что не прав. У него просто язык не поворачивался сделать это. В результате многие считали его бесчувственным, думали, что  он не умеет признавать своих ошибок. А Максим в глубине души очень страдал от своей неправоты, но  ничего не мог с собой поделать. Так продолжалось до тех пор,  пока ему не попалась одна красивая книжка. В ней была сказка о принце Эдгаре. Если вас заинтересовала эта сказка я дам вам её прочитать.  После  того, как мальчик Максим прочел эту книгу, он понял,  что злом нельзя победить зло, оно от этого становится только  сильнее. Зло можно победить только любовью. Иногда невольно  обижаем друг друга и важно иметь мужество попросить  прощения, посмотрев при этом в глаза человеку и, по  возможности, обняв его. Прощая тех, чьи слова или поведение нас задели, мы приносим  пользу не только нашим обидчикам, но только самим себе.  Прощение обид дарит легкость. Мы освобождаемся от  психологического груза и можем снова радоваться жизни. Обиды и оскорбления, которые мы не отпускаем, калечат нас,  отравляют наше духовное благополучие и мешают нам в  умственном развитии. ­ Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня  …» ­Нам бы хотелось, чтобы ситуаций, где нам становится  стыдно, было как можно меньше. Каждый из вас сам будет принимать решение, как поступить в той или иной  ситуации. ­ Я желаю вам найти в себе силы простить человека, который вас обидел.  Простите и вы меня, если я кого­то невольно обидела. Благодарю вас за разговор. А закончить наш разговор я бы хотела стихотворением Э. Асадова «Цветы прощения», послушайте его.  ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ. В белоснежном платье, как снежинка, То ли в гости, то ли в отчий дом, Шла девчонка вьющейся тропинкой И несла букет живых цветов. Стройная, как тополь серебристый, Весела, как звонкий ручеек, Что­то нежно ей шептали листья, Улыбался каждый лепесток. Гладили кудрявую головку Солнышка волшебные лучи. А она счастливая девчонка, Целовала розы лепестки. И в глазах – лучащихся росинках, Полыхала цветью неба синь, И вот­вот, казалось, что пушинкой Вдруг взлетит над шелестом осин. Шла и пела голосом счастливым Вторила ей музыка весны, И кругом светлее становилось От сверкавшей платья белизны. Что­то замаячило в сторонке, И, жестко брошенной рукой, К платью белоснежному девчонки Вдруг прилип с травою грязный ком. Словно ничего не понимая, Девочка рассматривала грязь, И мальчишка, руки потирая, Нагло улыбался, щуря глаз. Не всплакнула, не назвала хамом Гордого виновника в ответ, А с улыбкой светлой хулигану Бросила душистый свой букет. И мотнув короткой рыжей стрижкой (Сердце есть и у озорника), Отбежал пристыженный мальчишка С пересохшей грязью на руках. Если злые люди в вашей жизни Вдруг оставят грязные следы, Вы подобно девочке­снежинке Бросьте в них прощения цветы. Представьте, что обида это огромный камень, который лежит на жизненном пути человека, и только нежный цветок прощения  может расколоть этот камень. Нарисуйте цветок прощения, раскалывающий камень обиды.

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс

Урок ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017