Тема: Различия культуры народов.
Цель:образовательная: познакомить детей с культурой русского народа, его народным
костюмом, народным искусством;
развивающая: развивать толерантное отношение между детьми разных культур, повышать
интерес детей к культуре русского народа;
воспитательная: воспитывать уважение к традициям народа, с которым
проживаешь,формирование положительного отношения к культуре других народов.
Тип урока: изучение нового материала
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с источниками информации .
Основные термины и понятия: народ, культура, нравственность.
Оборудование: экран, проектор, учебники, карточки с пословицами разных народов ,
словарь, фонограмма песни С. Ротару «Родина моя», видеоклип «Чукотка», презентация к
уроку.
План урока:
1. Создание психологического комфорта.
2. Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.
3. Постановка проблемной ситуации.
4. Совместное открытие нового знания
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление и расширение нового знания.
7. Итог урока
8. Домашнее задание.
1 Ход урока
1. Создание психологической комфортности.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Пожелайте здоровья, успеха.
2. Актуализация необходимых знаний
Введение в тему. Беседа о Родине (сл.1)
У: Родина для любого из нас неотделима от мест, где родился и рос, где с любовью к
родной деревне, городу, лесу, озеру зарождалась большая и вечная любовь к большой
Родине – России.
Родина! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Наша Родина – Россия – многонациональная страна. Более 160 народов проживает на ее
территории. Здесь принимают и уважают традиции и обычаи всех народов.
2 3. Тема и цель урока.
Слайд 2.
У: Давайте вспомним, какую проблему вы поставили перед собой на прошлом уроке?
Д: Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
У: Уточним, что такое нравственные правила.
Д: Это правила поведения человека, продиктованные его добрыми качествами и
одобренные людьми.
У: На основании чего мы сформулировали такую проблему?
Д: Дети поссорились, потому что они не знали, что у каждого народа разные правила
поведения.
У: Как вы думаете, что надо делать, чтобы люди разных национальностей жили в мире и
понимали друг друга?
Д: Чтобы лучше понимать друг друга надо лучше знать и изучать культуру разных народов.
Слайд 3.
У: Какова цель урока?
Д: изучение культуры разных народов;
Слайд 4.
У: Для этого попробуем разобраться, почему у народов разная культура и есть ли чтото
общее в культуре разных народов (чем отличается культура разных народов и что общего),
также сделаем вывод по проблеме урока.
Слайд 5.
У:Какова тема урока?
Д: Различие культуры народов.
3 4. Совместное открытие нового знания.
Беседа с учащимися.
У: Что, повашему, обозначает слово культура?
(Ответы детей)
У: Найдите определение в словаре учебника. (с.78)
Культура – всё полезное и красивое, что сделано людьми, а не природой.
У: Что означает слово « народ»?
состоит
народ
Слово
«род».
Вспомните, раньше люди жили родами и в каждом роде устанавливали общие для своего
рода правила поведения – что признавать хорошим, а что плохим.
Эти
становились основой
культуры
народов.
правила
частей
двух
«на»
из
и
и
Ребята,
скажите,
У:
–Давайте,
Прочтем 2й абзац статьи из учебника (стр.50 .)
вместе попытаемся понять,
отличаются ли культуры разных народов?
почему они отличаются ?
У:Так почему отличаются культуры разных народов? (работа в паре)
Д: Потому что они жили в разных условиях.
У: Какие народы, населяющие Россию, вы знаете?
Д: Русские, татары, чеченцы, чуваши, мордва и т.д
У: Каждый народ имеет свои ценности. Это – его мудрость, его культура, его правила
жизни, его обычаи и праздники. У всех свои костюмы, любимые блюда. Много лет тому
назад наши прапрапрабабушки и дедушки перенимали от соседних народов то, что им
казалось полезным и интересным. Так и каждый из вас возьмет у народов из их бездонных
копилок то, что понравится. И вы станете богаче, умнее, добрее, захотите жить в мире и
согласии со всеми людьми. А мир и согласие, добро и любовь – это и есть главное
богатство и счастье в жизни каждого человека.
У: Давайте познакомимся поближе с культурой некоторых народов России.
4 Рассказ учителя о культуре народов России, его различии
А.У:Самый многочисленный народ России – русские, и именно представителей этого
народа в вашем классе больше всего.
Слайды 610
Презентация
Костюм
Изба
Утварь
Еда
Танцы
Праздник Масленица
Масленица один из самых древних славянских праздников, он символизирует переход от
зимы к лету и начало весенних полевых работ. Продолжается он целую неделю, в первый
день которой наряжают куклуМасленицу. Она символизирует зиму. Давайте и мы это
сделаем. Масленица праздник весёлый, поэтому постоянно звучала музыка.
У вас на парте есть заготовки: туловище куколки и её одежда. Наденьте платок на
верхнюю часть туловища и завяжите ленточкой.
Вот такая у нас получилась Масленица.
На празднике поют народные песни заклички. Я знаю, что вы знакомы с одной из них.
Сейчас её и споём.
В последний день праздника куклу-Масленицу сжигают, а пепел развеивают по ветру,
чтобы собрать осенью богатый урожай. А символом весны и солнца считается…круглый
блин. Поэтому в этот праздник пекут блины и приглашают к себе гостей!
Масленицу празднуют в конце февраля начале марта. Мы чтим традиции своего
народа. Я думаю, что ваши мамы будут печь блины, вы будете их сами кушать и
угощать близких и знакомых.
5 Б.У: Одним из субъектов Российской федерации является Республика Башкортостан.
Основным населением республики являются башкиры.
Слайды 1116.
Костюм
Жилище
Традиционные блюда
Танец
Сабантуй
САБАНТУЙ праздник плуга, проводили после полевых работ. Кульминация праздника –
состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости.
Послушайте башкирскую народную музыку. Инструмент ,на котором исполняли
музыку,называется курай.
Слайд1920
6 В.У: Рябята, как называется субъект России, в котором мы с вами живем?
Д: Чукотский АО.
У: Какой коренной народ издавна населяет Чукотку.
Д: чукчи.
У: Поговорим о культуре чукчей.
Слайд 2126
ВСЮ СВОЮ ОДЕЖДУ ЛЮДИ ШИЛИ ИЗ МЕХА. МЕХОВЫЕ ШТАНЫ, МЕХОВАЯ РУБАШКА МЕХОМ ВНУТРЬ. ПОВЕРХ НЕЁ
МЕХОВАЯ ШУБА МЕХОМ НАРУЖУ КУХЛЯНКА. МЕХОВЫЕ САПОГИ ТОРБАСА.
Жилище
Традиционные блюда
У: У нас на уроке представители чукотского народа. Они покажут вам чукотский танец.
Самый любимый народный праздник чукчей кильвэй праздник первого теленка. Вы
знаете, что одно из основных занятий чукчей – разведение оленей. Готовят праздничные
блюда: кашу из молодых листьев вперемешку с оленьей кровью и нерпичьим жиром,
отварное мясо. Пламя костра «кормят» мелко нарезанной едой, чтобы ублажить духа огня.
Все радуются, смеются, угощаются.
7 У: Мы говорили о культуре 3х народов. Сделаем вывод: отличается ли культура разных
народов? Чем отличается?
У: Осталось выяснить, есть ли чтото общее в культуре разных народов? Поработаем с
пословицами, почему именно с пословицами, вы потом попробуете мне сказать. (Раздаю
на карточках пословицы).
– Попробуйте распределить их по группам (подсказка – 3 группы).
О добре и зле:
1. Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
2. За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская)
3.Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
О правде и честности.
1. Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
2. Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)
3. Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская).
О труде и упорстве.
1. Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская)
2. Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
4. Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
– Какие группы у вас получились?
Показываю слайды:2122
Пословицы разных народов:
О добре и зле.
О правде и честности.
О труде и упорстве
– Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим.
– А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего?
–Да, ребята, их создавал народ, это мудрость народа, на каком бы языке они не звучали в
основе лежат главные человеческие ценности: добро, честность, правда, справедливость,
труд, дружба, взаимопомощь.
– Что же получается, у каждого народа свой язык, обычаи, устное народное творчество –
своя культура, но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих
ценностях – добро, честность, правда, справедливость, милосердие, дружба, труд,
взаимопомощь и взаимопонимание.
8 5.Подведение итогов.
У: Давайте, вернёмся к основному вопросу нашего урока.
– Так могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
Зачитываю строки из учебника (стр. 51 «Культура каждого народа … даже если они
не похожи на нас»).
Сделаем вывод. (учебник с. 53)
У: Для человека национальность – и не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна!
( об Украине)
9 Литературномузыкальная композиция «Всемирный хоровод».
У: Давайте попробуем создать импровизированную композицию «Всемирный хоровод»
Р. Рождественский
1. Стихи для ребят всех народов страны:
Дети в России жить дружно должны,
Для белорусских детей, и для русских,
Башкирских, бурятских, ненецких, удмуртских.
2. Для украинцев, татар, камчадалов,
Евреев, армян и чеченцев удалых.
Для чукчей, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
3. Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и селах…
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Под фонограмму песни С. Ротару «Родина моя» все дети хором поют припев песни
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья ….
10 У: Я призываю вас, ребята, уважать людей всех национальностей, жить с ними в дружбе и
согласии, учиться у них всему тому, что у них есть хорошего.
Любите свою родину, любите край в котором вы живёте. Посмотрите клип и послушайте с
какой теплотой и любовью человек рассказывает о своей родине, о том месте, где мы с
вами живём.
6. Задание на дом.
Стр.53ответить на вопр., подготовить проект ( по желанию)
7. Рефлексия
Подведем итоги урока. (слайд 11)
Если занятие было интересным, я принимал активное участие, то поднимаю карточку
зелёного цвета.
Если занятие было полезным для меня, но мне было немного трудно карточка желтого
цвета;
Если я пользы получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь карточка красного цвета.
У: Я рада, ребята, что вам понравился урок. Я довольна тем, как вы работали на уроке.
Большое вам спасибо.
11 О добре и зле:
12 О правде и честности.
13 О труде и упорстве.
14 Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская)
За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская)
Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская).
Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
15 16
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.