Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."
Оценка 5

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
воспитательная работа
4 кл
28.03.2017
Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."
Различия культуры народов.docx
Тема: Различия  культуры народов. Цель:образовательная: познакомить детей с культурой русского народа, его  народным  костюмом, народным искусством; развивающая: развивать толерантное отношение между детьми разных культур, повышать  интерес детей к   культуре русского народа;  воспитательная: воспитывать   уважение к традициям народа, с которым  проживаешь,формирование положительного отношения к культуре других народов. Тип  урока: изучение нового материала Виды   деятельности:  беседа,   комментированное   чтение,   работа   с   иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации .  Основные термины и понятия: народ,  культура, нравственность. Оборудование: экран, проектор, учебники, карточки с пословицами разных народов ,  словарь, фонограмма песни С. Ротару «Родина моя», видеоклип «Чукотка», презентация к  уроку. План урока:  1. Создание психологического комфорта. 2.  Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемной ситуации. 4. Совместное открытие нового знания 5. Физкультминутка. 6. Первичное закрепление и расширение нового знания. 7. Итог урока 8. Домашнее задание. 1 Ход урока 1. Создание психологической комфортности. ­ Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. ­ Пожелайте здоровья, успеха.  2. Актуализация необходимых знаний  Введение в тему. Беседа  о Родине (сл.1)     У: Родина для любого из нас неотделима от мест, где родился и рос, где с любовью к  родной деревне, городу, лесу, озеру зарождалась большая и вечная любовь к большой  Родине – России.       Родина! Что это значит? Это цветы, что растут в нашем крае. Это река, что в горах наших скачет.  Это заря, что горит не сгорая…       Родина – это глаза твоей мамы, Полные слез или в искорках смеха.  Родина – это закат над полями,  Гор наших милых звонкое эхо.       Родина – слова не знаю чудесней, В нем – наши сказки и славные были,  Дедов далекие грустные песни, Те, что и мы до сих пор не забыли.  Наша Родина – Россия – многонациональная страна. Более 160 народов проживает на ее  территории. Здесь принимают и уважают традиции и обычаи всех народов. 2 3. Тема и цель урока.  Слайд 2. У: Давайте вспомним, какую проблему вы поставили перед собой на прошлом уроке?  Д: Могут ли разные народы найти общие нравственные правила? У: Уточним, что такое нравственные правила. Д: Это правила поведения человека, продиктованные  его добрыми качествами  и  одобренные людьми. У: На основании чего мы сформулировали  такую проблему? Д: Дети поссорились, потому что они не знали, что у каждого народа разные правила  поведения. У: Как вы думаете, что надо делать, чтобы люди разных национальностей жили в мире и  понимали друг друга? Д: Чтобы лучше понимать друг друга надо лучше знать и изучать культуру разных народов. Слайд 3. У: ­Какова цель урока? Д: изучение культуры разных народов; Слайд 4. У:  Для этого попробуем разобраться, почему у народов разная культура и есть ли что­то  общее в культуре разных народов (чем отличается культура разных народов и что общего),  также сделаем вывод по проблеме урока.  Слайд 5. У:Какова тема урока? Д: Различие культуры народов. 3 4. Совместное открытие нового знания. Беседа с учащимися.  У: Что, по­вашему,  обозначает слово культура?  (Ответы детей) У: Найдите определение в словаре учебника. (с.78) Культура – всё полезное и красивое, что сделано людьми, а не природой. У: Что означает слово « народ»?   состоит народ           Слово «род». Вспомните, раньше люди жили родами и в каждом роде устанавливали общие для своего рода правила поведения – что признавать хорошим, а что плохим.  Эти становились основой культуры   народов. правила частей двух «на» из и     и            Ребята, скажите, У: –Давайте, Прочтем 2­й абзац статьи из  учебника (стр.50 .)   вместе   попытаемся   понять,   отличаются   ли   культуры   разных   народов?   почему   они   отличаются   ? У:Так почему отличаются  культуры разных народов? (работа в паре) Д: Потому что они жили в разных условиях. У: Какие народы, населяющие Россию, вы знаете?   Д: Русские, татары, чеченцы, чуваши, мордва и т.д  У: Каждый народ имеет свои ценности. Это – его мудрость, его  культура, его правила  жизни, его обычаи и праздники. У всех свои костюмы, любимые блюда. Много лет тому  назад наши пра­пра­прабабушки и дедушки перенимали от соседних народов то, что им  казалось полезным и интересным. Так и каждый из вас возьмет у народов из их бездонных  копилок то, что понравится. И вы станете богаче, умнее, добрее, захотите жить в мире и  согласии со всеми людьми. А мир и согласие, добро и любовь – это и есть главное  богатство и счастье в жизни каждого человека. У: Давайте познакомимся поближе с культурой некоторых народов России. 4 Рассказ учителя о культуре народов России, его различии А.У:Самый многочисленный народ России – русские, и именно представителей этого  народа в вашем классе больше всего. Слайды 6­10 Презентация Костюм Изба Утварь Еда Танцы  Праздник Масленица Масленица ­ один из самых древних славянских праздников, он символизирует переход от зимы к лету и начало весенних полевых работ. Продолжается он целую неделю, в первый день которой наряжают   куклу­Масленицу. Она символизирует зиму. Давайте и мы это сделаем. Масленица праздник весёлый, поэтому постоянно звучала музыка. У вас на парте есть заготовки: туловище куколки и её одежда. Наденьте платок на  верхнюю часть туловища и завяжите ленточкой. Вот такая у нас получилась Масленица. На празднике поют народные песни ­ заклички. Я знаю, что вы знакомы с одной из них.  Сейчас её и споём. В последний день праздника  куклу-Масленицу  сжигают, а пепел развеивают по ветру,  чтобы собрать осенью богатый урожай. А символом весны и солнца считается…круглый  блин. Поэтому в этот праздник пекут блины и приглашают к себе гостей! Масленицу празднуют в конце февраля ­ начале марта. Мы чтим традиции своего  народа. Я думаю, что ваши мамы будут печь блины, вы будете их сами кушать и  угощать близких и знакомых.  5 Б.У: Одним из субъектов Российской федерации является Республика Башкортостан.  Основным населением республики являются башкиры. Слайды 11­16. Костюм Жилище  Традиционные блюда Танец Сабантуй САБАНТУЙ ­ праздник плуга, проводили после полевых работ. Кульминация праздника –  состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости. Послушайте башкирскую народную музыку. Инструмент ,на котором исполняли  музыку,называется курай. Слайд19­20 6 В.У: Рябята, как называется субъект России, в котором мы с вами живем? Д: Чукотский АО. У: Какой коренной народ издавна населяет Чукотку. Д: чукчи. У: Поговорим о культуре  чукчей. Слайд 21­26 ВСЮ СВОЮ ОДЕЖДУ ЛЮДИ ШИЛИ ИЗ МЕХА. МЕХОВЫЕ ШТАНЫ, МЕХОВАЯ РУБАШКА МЕХОМ ВНУТРЬ. ПОВЕРХ НЕЁ  МЕХОВАЯ ШУБА МЕХОМ НАРУЖУ ­  КУХЛЯНКА. МЕХОВЫЕ САПОГИ ­ ТОРБАСА. Жилище  Традиционные блюда У: У нас на уроке представители чукотского народа. Они покажут вам чукотский танец. Самый любимый народный праздник чукчей ­ кильвэй ­ праздник первого теленка. Вы  знаете, что одно из основных занятий чукчей – разведение оленей. Готовят праздничные  блюда: кашу из молодых листьев вперемешку с оленьей кровью и нерпичьим жиром,  отварное мясо. Пламя костра «кормят» мелко нарезанной едой, чтобы ублажить духа огня.  Все радуются, смеются, угощаются. 7 У: Мы говорили о культуре 3­х народов. Сделаем вывод: отличается ли культура разных  народов? Чем отличается? У: Осталось выяснить, есть ли что­то общее в культуре разных народов? Поработаем с  пословицами, почему именно с пословицами, вы потом попробуете мне  сказать. (Раздаю  на карточках пословицы). – Попробуйте распределить их по группам (подсказка – 3 группы). О добре и зле: 1. Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская) 2. За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская) 3.Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская) О правде и честности. 1. Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская) 2. Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская) 3. Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская). О труде и упорстве. 1. Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская) 2. Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская) 3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская) 4. Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская) – Какие группы у вас получились? Показываю слайды:21­22 Пословицы разных народов:  О добре и зле.  О правде и честности.  О труде и упорстве  – Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим. – А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего? –Да, ребята, их создавал народ, это мудрость народа, на каком бы языке они не звучали в  основе лежат главные человеческие ценности: добро, честность, правда, справедливость,  труд, дружба, взаимопомощь. – Что же получается, у каждого народа свой язык, обычаи, устное народное творчество –  своя культура, но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих  ценностях – добро, честность, правда, справедливость, милосердие, дружба, труд,  взаимопомощь  и взаимопонимание. 8 5.Подведение итогов. У: Давайте, вернёмся к основному вопросу нашего урока. – Так могут ли разные народы найти общие нравственные правила?  Зачитываю строки из учебника (стр. 51 «Культура каждого народа … даже если они  не похожи на нас»). Сделаем вывод. (учебник с. 53)  У:      Для человека национальность – и не заслуга, и не вина. Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна!   ( об Украине) 9 Литературно­музыкальная композиция «Всемирный хоровод». У:  Давайте попробуем создать импровизированную композицию «Всемирный хоровод» Р. Рождественский 1. Стихи для ребят всех народов страны: Дети в России жить дружно должны, Для белорусских детей, и для русских, Башкирских, бурятских, ненецких, удмуртских.  2.  Для украинцев, татар, камчадалов, Евреев, армян и чеченцев удалых.  Для чукчей, что в стужу и снег Лезут в мешок меховой на ночлег; 3.  Для ребятишек одетых и голых – Тех, что живут в городах и селах… Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Под фонограмму песни С. Ротару «Родина моя» все  дети хором поют  припев песни  Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья ….  10 У: Я призываю вас, ребята, уважать людей всех национальностей, жить с ними в дружбе и  согласии, учиться у них всему тому, что у них есть хорошего. Любите свою родину, любите край в котором вы живёте. Посмотрите клип и послушайте с  какой теплотой и любовью человек рассказывает о своей родине, о том месте, где мы с  вами живём. 6. Задание на дом. Стр.53­ответить на вопр., подготовить проект ( по желанию) 7. Рефлексия Подведем итоги урока. (слайд 11) Если занятие  было интересным, я принимал активное участие, то поднимаю карточку  зелёного цвета. Если занятие было полезным для меня, но мне было немного трудно ­ карточка желтого  цвета; Если я пользы получил мало,  не очень понимал, о чём идёт речь ­ карточка красного цвета. У: Я рада, ребята, что вам понравился урок. Я довольна тем, как вы работали на уроке.  Большое вам спасибо. 11 О добре и зле: 12 О правде и честности. 13 О труде и упорстве. 14 Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)   Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)  Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская) За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская) Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)   Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская) Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская) Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская).  Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская) 15 16

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия культуры народов."

Урок ОРКСЕ (светской этики). Тема: "Различия  культуры народов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017