Урок ОРКСЭ "Вина, стыд, извинения"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок ОРКСЭ "Вина, стыд, извинения " входит в модуль Основы светской этики. Урок построен в виде диалога с учащимися. Присутствуют разборы проблемных ситуаций, разбор рассказа "Косточка", а так же работа с репродукцией картины "Опять двойка". Учащиеся в конце урока приходят к выводу о том, что такое стыд, вина.
Иконка файла материала орксэ стыд вина.doc
Тема: «Стыд, вина и извинение» Ход урока I.Организационный момент. II.Проверка домашнего задания ­ тест ­ как вы думаете, ребята, почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? III. Актуализация знаний. ­А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?  грусть,тяжесть на душе, стыд ,огорчение, вина  IV. Создание проблемной ситуации Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка». Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и  всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого  не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.      Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто­нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто­нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и  если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал. ­ Почему мальчик заплакал?­ Как вы понимаете слово стыд? ­ О  каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?  ­ Почему заплакал Ваня? ­ Какое чувствоон испытал? ­ Испытывали ли вы когда­нибудь чувство стыда?  ­ Какие поступки вызывают такое чувство?  V. Сообщение темы урока.     ­На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение,  попробуем  раскрыть смысл этих слов. ­А что может вызвать у человека чувство стыда? VIПолучение новой информации. 1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». ­ Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины  А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.  ­Что выражает взгляд матери? ­ Что выражает взгляд сестры?  ­ Что можем сказать о младшем брате? ­ Кто является главным героем?     ­ Какие чувства испытывает мальчик?     ­ Как вы думаете, почему?      ­ Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? 2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение. Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря. ­Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?  ­Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? ­Что значит прощать других людей? ­Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? ­ Почему важно прощать других? 3.Работа над этикетными словами.­Ребята, когда принято извиняться?    ­ Какие слова можно сказать извиняясь? VII.Закрепление Игра «Доскажи словечко»  Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)  Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)  Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?  (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика,  затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам… VIII. Домашнее задание.  1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях . 2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока. IX. Итог урока.