Урок ОРКСЭ "Вина, стыд, извинения " входит в модуль Основы светской этики. Урок построен в виде диалога с учащимися. Присутствуют разборы проблемных ситуаций, разбор рассказа "Косточка", а так же работа с репродукцией картины "Опять двойка". Учащиеся в конце урока приходят к выводу о том, что такое стыд, вина.
орксэ стыд вина.doc
Тема: «Стыд, вина и извинение»
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания
тест
как вы думаете, ребята, почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
III. Актуализация знаний.
А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
грусть,тяжесть на душе, стыд ,огорчение, вина
IV. Создание проблемной ситуации
Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и
всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого
не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли ктонибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел ктонибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и
если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал. Почему мальчик заплакал? Как вы понимаете слово стыд? О
каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?
Почему заплакал Ваня?
Какое чувствоон испытал? Испытывали ли вы когданибудь чувство стыда?
Какие поступки вызывают такое чувство?
V. Сообщение темы урока.
На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, попробуем
раскрыть смысл этих слов.
А что может вызвать у человека чувство стыда?
VIПолучение новой информации.
1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины
А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.
Что выражает взгляд матери?
Что выражает взгляд сестры?
Что можем сказать о младшем брате?
Кто является главным героем?
Какие чувства испытывает мальчик?
Как вы думаете, почему?
Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?
2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.
Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря.
Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?
Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?
Что значит прощать других людей?
Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?
Почему важно прощать других?
3.Работа над этикетными словами. Ребята, когда принято извиняться?
Какие слова можно сказать извиняясь?
VII.Закрепление
Игра «Доскажи словечко»
Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)
Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)
Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?
(Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика,
затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам…
VIII. Домашнее задание.
1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .
2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
IX. Итог урока.
Урок ОРКСЭ "Вина, стыд, извинения"
Урок ОРКСЭ "Вина, стыд, извинения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.