Урок Памяти (3-11 классы)
Оценка 4.6

Урок Памяти (3-11 классы)

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
3 кл—11 кл
01.06.2017
Урок Памяти (3-11 классы)
Презентация "И стал тыл фронтом. г.Алатырь и Алатырский район в годы ВОв"
Публикация является частью публикации:
И СТАЛ ТЫЛ ФРОНТОМ.г.Алатырь и Алатырский р-н в годы ВОв.docx
Чиняева Елена Сергеевна учитель ИЗО, обществознания, права Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Алатыря Город Алатырь и Алатырский район в годы Великой Отечественной войны. И СТАЛ ТЫЛ ФРОНТОМ. Вид деятельности:  урок Памяти Направление:  военно­патриотическое Аудитория: 3­11 классы Цель: дать полное представление о  жизни города Алатыря и Алатырского района в 1941 — 1945 гг. Задачи: Обучающие: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны:  о мужественном и героическом труде, патриотизме, лишениях, голоде и бесконечной вере в Победу; формирование признания   равноценного   вклада   в   Победу,   как   участников   Великой   Отечественной   войны,   так   и тружеников тыла. Развивающие:  развивать   ценностно­смысловую   сферу   личности   обучающихся,  интерес   к историческим   фактам   и   событиям;   формировать   представление   учащихся   о   гражданском   долге, мужестве, героизме. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение ко всем, кто защищал нашу   страну   от   фашизма;   вызывать   чувство   восхищения   и   гордости   подвигами,   совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны; показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом. Ожидаемые   результаты:   формирование  у   учащихся   правильного   представления   о   настоящем гражданском  и патриотическом долге, мужестве, героизме, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, сострадание и сочувствие к   погибшим, подвигу всего Советского народа. Форма реализации: выступление учащихся, мультимедийная презентация. В   основе   урока   Памяти  ­   воспоминания   жителей   г.   Алатыря   и   Алатырского   района   об   истории трудового   фронта   (И   стал   тыл   фронтом,   город   Алатырь   и   Алатырский   район   в   годы   Великой Отечественной войны. — Алатырь: ГУП Чувашской Республики «Алатырский издательский дом», 2010.). Примечание: текст выделенный курсивом (воспоминания тружеников тыла) озвучивают учащиеся. Слайд 1 Ход урока: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. Прошло 72 года с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая   праздник   “с   сединою   на   висках”,   “радость   со   слезами   на   глазах”,   праздник,   на   котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками… Слайд 2 На   рассвете   22   июня   1941   года,   тысячи   фашистских   орудий   открыли   огонь   по   нашим пограничным   заставам,   железным   дорогам,   городам.   Стремительно   пересекали   границы   сотни самолетов с фашистской свастикой ­ знаком в виде креста с загнутыми концами. Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.  Началась война, которая длилась 1418 дней, долгих 4 года. ( аудиозапись « от советского информбюро…) Тот самый длинный день в году  С его безоблачной погодой  Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.  Она такой вдавила след  И стольких наземь положила,  Что двадцать лет и тридцать лет  Живым не верится, что живы.  (К. Симонов)    Слайд 3 Сегодня мы перелистаем книгу Памяти, поговорим о тех, кто наравне с солдатами вёл нашу страну к Великой Победе. Эти люди не держали оружия, не были на передовой, не участвовали в боях, потому что во время войны  они не стреляли.  Кто эти люди?  (старики, женщины, дети)  – одним словом ТЫЛ.  И стал тыл фронтом. Город Алатырь и Алатырский район в годы Великой Отечественной войны. А вспомним мы это время благодаря тем, кто был сопричастен Победе, кто жил и трудился на благо Родины и нашего счастливого будущего. Слайд 4 ­ Алатырский рассвет  Первая страница нашей книги Памяти связана с началом войны. Называется она «22 июня: до и после». Предвоенный Алатырь. Его аккуратные домики в вишнево — яблоневых садах с весенними соловьиными трелями создавали впечатление покоя, уюта и старины. И вот в таком городке и в такое время жили, оканчивали школу, мечтая послужить Отечеству ваши ровесники. (аудиозапись «Священная война ­ Вставай, страна огромная», музыка: А. Александров, слова: В.Лебедев­Кумач. 1941.) Слайд 5  ­ Советские граждане слушают правительственное заявление. 22 июня 1941 г.  Юлий Львович. Последний   выпускной   экзамен   за   10­й   класс   Алатырской   средней   школы   №6,   вручение аттестатов,   групповое   фотографирование   вместе   с   учителями,   выпускной   вечер,   пикник   — «мальчишник»   в   Духовой   роще,   подготовка   документов   в   институт,   все   эти   события спрессовались в недельный срок, предшествующий роковому 22 июня. Утром   меня   разбудили   крики,   причитания,   плач,   рыдания.   «Неужели   кто   умер?»   — подумалось. Я выглянул в дверь и увидел всех женщин нашего двухэтажного деревянного дома, в том числе и мою мать, и несколько мужчин, пытающихся их успокоить. Но когда прибежал дядя Боря, Борис Дмитриевич Муравцев, балагур и сквернослов, стало всё ясно. Он кричал: «Ведь это   не   первая   война,   бабоньки.   Вспомните,   как   было   на   финской.   А   этих   фашистов   через несколько дней вышвырнем в ихнюю Германию». В последние дни июня, когда на западе бушевала война, жизнь в городе перестраивалась на другой лад. Начали расхватывать,  не раскупать, а именно расхватывать соль, сахар, крупы, макароны, спички, мыло, хлеб (для сухарей), дешёвые конфеты, другие товары, а главное — керосин. Он был нужен для ламп и примусов. Появилось два центра притяжения: военкомат на ул. Ленинской, около которого   толпы   призывников,   добровольцев,   провожающих,   и   вокзал,   оттуда   ежедневно   уходили вагоны с новобранцами на пересыльный пункт станции Канаш. Из военкомата до вокзала призывников сопровождали женский плач, рыдания… Сало А.П., г. Алатырь В феврале 42­го наша школа провожала последних взрослых мальчишек. Был школьный вечер,   для   них,   может,   последний.   На   вокзале   мать   Вали   Снегирёва   побежала   за   вагоном. Истошно крича: «Валя! Валечка! Сынок!» Мы завидовали мальчишкам, мы все хотели на фронт.  Этот истошный материнский крик я поняла сама, став матерью двух сыновей. Он звучит во мне с тех пор, как набат. Валька Снегирёв, гордость школы, погиб под Будапештом. Слайд 6  ­ Выпускники Алатырского аэроклуба. 1941 г. В   начале   войны   встал   вопрос   организации   массового   обучения   населения   военному   делу, противовоздушной   и   противохимической   обороне,   военным   специальностям   без   отрыва   от производства. Большую роль сыграл Алатырский аэроклуб в начальной подготовке лётных кадров. Только в августе 1941 года аэроклуб выпустил 107 человек. Почти все они были зачислены в лётные школы ВВС. Все лётчики из Алатыря и Алатырского района, ставшие Героями Советского союза, предварительную лётную подготовку получили в этом аэроклубе. Из   воспоминаний   Героя   Советского   Союза  П.Г   Макарова  о   своем   инструкторе   Герое Советского Союза А.Я.Суворове: «Я часто вспоминал своего первого инструктора в тяжёлые минуты Великой Отечественной войны, говоря ему спасибо за то, что воспитал меня стойким, спокойным, каким был он сам». Слайд 7  ­ Плакат Великой Отечественной войны  Вторая страница посвящена всем тем, кто заменили ушедших на фронт отцов, мужей, братьев, сыновей на заводах и фабриках. Называется она «Всё для фронта». В 1942 году шли кровопролитные бои   на   всех   фронтах.   Из   городов   и   сёл   страны   шло   пополнение   армии   людьми,   техникой, продовольствием.   Женщины,   дети,   старики   трудились   в   тылу:   работали   на   заводах   и   фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт… Будет холодно ­ перетерпим. Будет голодно ­ туже затянем ремни. Будет трудно ­ выдержим. Выдержим и победим! – девиз того времени.               «Неужели опять»   В. Липкина Постучали в окно в сорок первом году — Самый старший мой брат уходил на войну. Постучали в окно — год шёл сорок второй — Брат ушёл на войну — от рожденья второй. В сорок третьем году присылали гонца — Он с порога сказал: «Не хватает отца». Неужели в окно к нам опять постучат? Позовут на войну моих славных внучат? Слайд 8  ­ Будущие вдовы села Иваньково (Алатырский район) на свадьбе у подруги. 1938 г. М. Вдовина, с. Кувакино. Дни ожиданий вестей с фронта от своих близких, дорогих людей, тянулись мучительно, согревая надеждой, что скоро все кончится.  Но не так скоро все кончилось. Война шла и делала свое дело, принося боль утрат в семьи. Стали приходить похоронки. Многие семьи потеряли отцов, братьев, которые отдали свои жизни за Родину, за нас, оставшихся в тылу женщин и детей. Вся работа легла на их плечи. Избы на селе и сараи были покрыты соломой, вот эту солому с крыш всю съели, пекли из гнилой соломы хлеб. Летом было легче. В дело шли все травы, которые сушили, потом мололи и пекли хлеб. Самым хорошим хлебом был хлеб из лебеды и липовых листьев. Суп был из одной крапивы. Многие не переносили голод и умирали. Слайд 9  ­ Подарки алатырцев ­ фронту  Н. Жуков Помнится,   как   во   время   войны   не   хватало   спичек,   но   люди   выходили   из   положения. Нужда заставляла быть изобретателями. Добычей огня занимались обычно подростки. Брали камень   (кремень),  находили  железяку.   Ею  ударяли  скользящим  ударом  по  камню  и  высекали искру. Искра попадала на пепел обгоревшего шнура, и шнур тлел, дымился. От него «прикуривали» свёрнутую из тетрадной бумаги цигарку. Затем к огню подставляли лучинку, от неё зажигали другую. Пучок горящих лучин клали в печку. Затем разгорались дрова.  Так, помнится, растапливали мы печки. Тем, у кого не было «высекалки», несли горящих углей. Такая нехитрая вещь, простая «высекалка», должна быть экспонатом музея. Высеченная искра давала жизнь, укрепляла веру в победу. И наш народ с этой верой всё одолел, пережил, выстрадал, победил. Слайд 10  ­ Подарки алатырцев ­ фронту  Чурилова (Бодрова) Антонина Алексеевна, 1922 г.р., г. Алатырь. Зимой с учениками старших классов заготавливали для школы дрова. Грузили хворост на розвальни и впрягались в них. Дети голодные, насилу везли этот груз. Остановятся отдохнуть, а розвальни пристынут к земле, и мы их никак не можем сдвинуть. Потом сами рубили дрова и топили класс. Отправляли   посылки   на   фронт:   носки,   варежки,   кисеты,   тетради,   ручки,   махорку. Лампой для подготовки к урокам вечером служил пузырёк с керосином, который накрывался кружочком картошки с вставленным в него фитильком. Вот зрение и испортили… Слайд 11 ­  Алатырская пекарня № 1, Лесной переулок, 6. Здание бывшей Рождественской церкви   «Идёт борьба!»   В. Лапшина.1942 г. Идет борьба! В боях ожесточённых Мы отражаем натиски врага. И фронт, и тыл единой мыслью полны: Изгнать фашистских гадов навсегда! Идёт борьба! И сердце жжёт ненависть, И злоба адская кипит в груди. Заплатит враг за зверства, за насилье И захлебнётся в собственной крови. Им не уйти от мести беспощадной, Им не уйти от нашего суда! Идет борьба! В боях ожесточённых, Идёт к победе Родина моя! Слайд 12  ­ Строительство оборонительных укреплений. Сурский рубеж 28   октября   1941   г.   началось   строительство   оборонительного   Сурско­Казанского   рубежа. Строительство началось по приказу Государственного комитета Обороны в момент ожесточенных боев за Москву.  Сурский   рубеж   проходил   по   территории   Ядринского,   Порецкого,   Шумерлинского, Алатырского районов. Ежедневно, несмотря на сорокаградусный мороз, на строительство Сурского и Казанского рубежа выходило в среднем по 85 тысяч, в некоторых случаях — до 110 тысяч человек. Все   силы   республики   были   брошены   на   эту   работу,   которую   необходимо   было   выполнить   в кратчайший срок. «Мама, вышлите мне бельё, хлеба и картошки. Вы меня больше не увидите. Люди говорят, что и раньше во время рытья окопов люди умирали. Видно и мне не придётся вернуться домой», — писала в ноябре 1941 года родным в деревню Шоркасы Шихазанского (ныне Канашского) района 17­летняя колхозница   Степанова,   мобилизованная   на   строительство   оборонительных   рубежей.   Девушка   не преувеличивала:   ей   приходилось   выполнять   ежедневную   норму   —   вынуть   вручную   3   кубометра промёрзшей,   как   камень,   земли.   Вначале   это   казалось   невозможным.   И   не   только   ей.   Но   время доказало обратное. Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей, которые должны были задержать фашистов на подступах к Казани, началось в конце октября 1941 года. Общая длина сооружений в республике составляла примерно 380 километров. Василий Иванович Фиркин, с. Кувакино Алатырского района. Я видел, как женщины и старики, оторванные от дома, плохо одетые, в лаптях, при тридцатиградусном   морозе,   рыли   окопы  и   противотанковые   рвы,   строили  доты   и  дзоты   на берегах Суры. В 1941—1942 годах я тоже работал с ними, пока не ушёл на фронт. После войны труженики тыла стали едва ли не главной силой в восстановлении народного хозяйства. Слайд 13 ­ Обоз с хлебом для фронта Слайд 14  ­ Сдача хлеба в фонд обороны За годы войны было сшито 100 млн. гимнастерок, 35 млн. шинелей, 64 млн. пар обуви. Если бы удалось найти весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг, то чаши весов стояли бы вровень, как стояли не дрогнув в одном строю с мужьями, братьями, отцами их близкие, их ТЫЛ. Слайд 15  ­ Воспитанники Явлейского детского дома за работой Следующая страница посвящена тем, кто наравне с взрослыми несли на себе тяготы войны ­ детям. Название  этой страницы «Дети войны». Счастливое   детство   зачастую   прерывается   войнами.   Ещё   не   переступив   порог совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными звания Героя Советского   Союза,   орденов,   медалей.   Их   воинская   и   трудовая   доблесть   не   была   доблестью   «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Рабочий день детей, стоявших у станка длился по 12 часов и сопровождался тяжелейшим трудом, от которого немела спина, не слушались руки, смыкались от усталости веки. Но спешить в работе нельзя, ведь чтобы сделать снаряд необходимы мастерство и точность. Так дети приближали Победу и били врага прямо в цель своим героическим трудом.  Слайд 16  ­ Снаряды для фронта Екатерина Александровна Митина, г. Алатырь. Мне исполнилось 12 лет. Нас, мальчишек и девчонок, окончивших всего­то шесть классов, направили работать на Алатырский паровозоремонтный завод. Многие из нас даже не доставали до станка, чтобы его включить в работу.   Чтобы поднять 12­килограммовую металлическую болванку, от мальчишек и девчонок требовались непомерные моральные и физические силы. Шли месяцы, годы. Фронтовых мальчишек и девчонок уже называли рабочим классом. И не  зря.  Они, как и все взрослые,  выполняли и перевыполняли плановые задания.  За смену им приходилось обрабатывать по 15—20 снарядов. Они осознанно понимали, что их работа очень нужна фронту. Снаряды шли туда, как в прорву. Суворкова М. В 1943 г. я ушла в ФЗО (школа фабрично­заводского обучения) г. Алатырь. В 14 лет я токарь 3 разряда. Работала на военном заводе «Арсенал» в г. Алатырь. Стояла у станка на двух деревянных   подставках   из­за   малого   роста.   На   заводе   работали   и   дети,   начиная   с   8   лет   и старше. Кто снаряды подносил, кто пустые ящики. Хлеб мы получали по 600 грамм. Слайд 17  ­ Хлебные карточки. 1945 г. Тюряхина Надежда Семёновна,1932 г.р., с. Ичиксы Алатырского района. Война… С этим словом я познакомилась ещё в раннем детстве. Она отняла близких мне людей. Заставила страдать и проливать слёзы. И эти роковые годы мне не забыть никогда. Наше детство   было   очень   суровым.   Мы   мало   играли,   и   лишь   помогали   родителям.   А   когда   мне исполнилось 12 лет, я пошла работать в колхоз. За работу мы получали хлеб. Летом я работала в поле, а зимой, когда мне исполнилось 14 лет, меня и моих подружек отослали на 10 дней в лес, чтобы мы рубили лес и пилили дрова. Мне приходилось идти в лаптях по снегу. Штанов у меня не было, и мама, сняв с себя юбку, сшила из неё мне штаны. Зимы были очень холодными, а мы шли на работу и работали с утра до вечера. Ночевали в бараке, спали на нарах. У нас не было ни одеяла, ни подушек, а лишь солома и наши вещи, которые мы клали под голову. Война вынудила жителей оккупированных районов покинуть родные места. Первый поезд с эвакуированными прибыл на станцию Чебоксары 29 июня 1941 года. А уже к январю в республике насчитывалось   17085   эвакуированных   детей,   из   которых   705   —   прибыло   с   детскими   домами   и детсадами и 7,6 тыс. школьников. Слайд 18  ­ Фронтовые письма Письма юных алатырцев фронтовикам. Дядя,   я   очень   люблю   Красную   Армию   и   Вас,   фронтовиков.   А   как   вырасту   большим, обязательно буду или связистом, или танкистом, или лётчиком. Я ещё не знаю, кем я буду. Дядя­боец,   скорее   прогони   фашистов   с   нашей   земли.   Возвращайтесь   с   победой   к   своим ребятишкам — они Вас очень ждут. После войны приезжайте к нам в гости. И мама, и бабушка, и я, и мои сёстры, и братья будут очень рады. Валя Кудряшов. Сегодня   я   посылаю   Вам  посылочку,   дорогой   боец.   Мне   радостно  при   мысли,  что  моя посылочка ободрит и напомнит о нас, советских школьниках. А мы ни на минуту не забываем о доблестных наших защитниках, напрягаем все силы в помощь фронту. Мы уверены, что наша помощь и ваша стойкость, мужество и отвага приблизит час победы. Мы твёрдо убеждены — победа будет за нами. Люба Кофман. Слайд 19   Последняя страница пропитана слезами потерь и радостью Победы (страница «Победа»). (аудиозапись «День Победы», музыка: Д. Тухмановов, слова: В.Харитонов. 1975.) О. Дудняк, заслуженный художник ЧР. …День Победы 9 мая запомнился даже мне, тогда четырёхлетнему ребёнку: шум, ликование взрослых, беготня детей, многие из которых устремились к заведующей детским садом за пряниками. Она как­то сказала им, что, когда закончится война, будет много конфет и пряников. Но что она могла дать в тот момент наивным ребятишкам, кроме своих объятий и слёз радости… Н.Сарайкин, г.Алатырь. Никогда не забуду, как в День Победы — 9 мая, я лежал полумёртвый от голода. Мама плакала и шептала: «Сыночек, Коленька, не умирай! Сегодня День Победы. Теперь жизнь лучше будет, и у нас появится хлеб!» Слайд 20  ­ Митинг на площади Октябрьской Революции г.Алатырь. 9 мая 1945 года Дневник неизвестного мальчика 9   мая   1945   года.   Победа!   Сегодня   в   пять   часов   утра   было   передано   «особо   важное сообщение»:   «Германия   безоговорочно   капитулировала!».   Сразу   и   не   поймёшь   всей   радости, ходишь и не веришь: «Неужели, правда?! Неужели война закончилась?!». Но городской митинг и речи на нём говорят, что это реально, не сон, что мы победили! Ходил на митинг. Праздник был особенно хорош, все плакаты были сделаны на скорую руку, но это не было заметно. Никакой шик не может заменить душевную радость. Ну, а под конец,   русская   душа   разгулялась,   всё   смешалось:   слёзы,   смех,   разудалые   песни   и   пляски   под гармонь… Слайд 21  «Святое поколение»   Валентина Жегис Уходим мы не слышными шагами, Святое поколение войны… Уж расставанья горькими слезами Незримо мы от вас отдалены. Ещё мы живы — протяните руки — Мы здесь, мы с вами, в горе и в беде. Прислушайтесь: мы в каждом тихом звуке, И в животворном, яростном дожде. Не все из нас участвовали в схватках, Не все в атаку мчались, как в кино. Мы просто жили. И закон был краток — России быть! Иного не дано. Слайд 22 У   времени   есть   своя   память   –   история.   Прошло   уже   72   года,   как   закончилась   Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в душах людей. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, что бы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех, кто сделал всё для того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить…

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)

Урок Памяти (3-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017