Разработка классного часа Урока Памяти по теме: "Дети войны" в 7 классе, целью которого является создание условий для развития и воспитания патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Классный час построен на выступлениях детей.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елизаветовская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Разработка классного часа по теме: «Дети войны».
Разработала:
классный руководитель 7 класса
Косицына Т.Н.
Елизаветовка 2018г.
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах
героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и
уважения к памяти защитников Отечества.
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гордость за свою
Родину, стремление к миру.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных
лет, презентация, «Книга Памяти».
Слайды презентации
Ход классного часа:
Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.: Как
то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой
Отечественной войны, мы говорим об убитых
солдатах, военнопленных, истреблении и унижении
мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну
категорию безвинно пострадавших – дети. Из
осколков памяти мы увидим другую войну, войну
которую видел маленький человек.
Мы сегодня узнаем, как жили:
Дети в блокадном Ленинграде;
Дети под оккупацией у немцев;
Дети в концлагерях;
Дети пионеры – герои;
Дети в тылу.
Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.:
Многие дети остались на захваченных землях, и среди
них находилось немало отважных героев, которые
боролись с врагом с оружием в руках. Пионеры
участвовали в партизанских отрядах,
где
использовались нередко в качестве разведчиков и
диверсантов, а также при проведении подпольной
деятельности; из юных партизан особо известны
Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков и Валя
Котик (все они погибли в боях, кроме Володи
Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме
более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели
было 13—14 лет).
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок.Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.: До
войны это были самые обыкновенные мальчишки и
девчонки. Учились, помогали старшим, играли,
бегалипрыгали, разбивали носы и коленки. Их имена
знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ
ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ
ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ
СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И
НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки.
На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод,
бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под
этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее,
выносливее. Маленькие герои большой войны. Они
сражались рядом со старшими отцами, братьями,
рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались
повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как
Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня
Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В
керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В
подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не
дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство
было наполнено такими испытаниями, что, придумай
их даже очень талантливый писатель, в это трудно
было бы поверить. Но это было. Было в истории
большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких
ребят обыкновенных мальчишек и девчонок.
Выступает с докладом Ковалева Елена: Война
обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где
жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей,
ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось
идти в школу в пятый класс. Школьное здание
фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна
Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что
маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к
врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с
сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей
ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал
разведчиком в штабе партизанской бригады.
Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял
командованию ценные сведения. Используя эти
данные, партизаны разработали дерзкую операцию и
разгромили фашистский гарнизон в городе
Дзержинске...Марат участвовал в боях и неизменно
проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными
подрывниками минировал железную дорогу. Марат
погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а
когда у него осталась лишь одна граната, подпустил
врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество иотвагу пионер Марат Казей был удостоен звания
Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен
памятник юному герою.
Выступает с докладом Шестопалова Екатерина:
Война застала ленинградскую пионерку Зину
Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на
каникулы, это неподалеку от станции Оболь
Витебской области.
В Оболи была создана
подпольная комсомольскомолодежная организация
"Юные мстители", и Зину избрали членом ее
комитета. Она участвовала в дерзких операциях
против врага, в диверсиях, распространяла листовки,
по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с
задания. В деревне Мостище ее выдал предатель.
Фашисты схватили юную партизанку, пытали.
Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и
ненависть, решимость бороться до конца. Во время
одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со
стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит
наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли
ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена,
но до последней минуты оставалась стойкой,
мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно
отметила ее подвиг высшим своим званием званием
Героя Советского Союза.
Выступает с докладом Сетракова Виктория: Рос в
деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в
легендарное Ильменьозеро. Когда его родное село
захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он
ходил в разведку, приносил важные сведения в
партизанский отряд. И летели под откос вражеские
поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские
склады...Был в его жизни бой, который Леня вел один
на один с фашистским генералом. Граната, брошенная
мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался
гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь,
бросился бежать. Леня за ним. Почти километр
преследовал он врага и, наконец, убил его. В
портфеле оказались очень важные документы. Штаб
партизан немедленно переправил их самолетом в
Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни!
И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся
плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом
Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно
лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у
него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944
года был опубликован указ Президиума Верховного
Совета СССР о присвоении пионерупартизану ЛенеПионер,
Голикову звания Героя Советского Союза.
Выступает с докладом Диденко Максим: Он родился
11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского
района Хмельницкой области. Учился в школе №4
города Шепетовки, был признанным вожаком
пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку
ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями
решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте
боев оружие, которое потом партизаны на возе с
сеном переправили в отряд. Присмотревшись к
мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и
разведчиком в своей подпольной организации. Он
узнавал расположение вражеских постов, порядок
смены караула. Присмотревшись к мальчику,
коммунисты доверили Вале быть связным и
разведчиком в своей подпольной организации. Он
узнавал расположение вражеских постов, порядок
смены караула. Фашисты наметили карательную
операцию против партизан, а Валя, выследив
гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей,
убил его... Когда в городе начались аресты, Валя
вместе с мамой и братом Виктором ушел к
партизанам.
которому толькотолько
исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к
плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На
его счету шесть вражеских эшелонов, взорванных на
пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом
отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану
Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб
как герой, и Родина посмертно удостоила его званием
Героя Советского Союза. Перед школой, в которой
учился этот отважный пионер, поставлен ему
памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Выступает с докладом Мандык Полина: Когда
началась война, и фашисты приближались к
Ленинграду, для подпольной работы в поселке
Тарновичи на юге Ленинградской области была
оставлена вожатая средней школы Анна Петровна
Семенова. Для связи с партизанами она подобрала
самых надежных своих пионеров, и первой среди них
была Галина Комлева.
смелая,
любознательная девочка за шесть своих школьных лет
была шесть раз награждена книжками с подписью: "За
отличную учебу". Юная связная приносила от
партизан задания своей вожатой, а ее донесения
переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой,
продуктами, которые доставали с большим трудом.
Однажды, когда посыльный из партизанского отряда
не пришел в срок на место встречи, Галя,
полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала
Веселая,донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся
новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой
Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью
разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили,
схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в
гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром
снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу
Галя, никого не выдала. Юная патриотка была
расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила
орденом Отечественной войны 1 степени.
Выступает с докладом Кошевой Николай: Брестская
крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались
бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в
крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в
бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем,
как многие защитники Брестской крепости. А Валю
фашисты заставили под огнём пробираться в
крепость, чтобы передать её защитникам требование
сдаться в плен. Валя в крепость пробралась,
рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у
них орудия, указала место их расположения и
осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала
раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В
крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить
хотелось мучительно, но Валя снова и снова
отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым.
Когда командование Брестской крепости приняло
решение вывести детей и женщин изпод огня,
переправить на другой берег реки Мухавец иной
возможности спасти их жизнь не было, маленькая
санитарка Валя Зенкина просила оставить её с
бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она
поклялась продолжить борьбу с врагом до полной
победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания
выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И
свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде.
Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и
мужество орденом Красной Звезды наградила Родина
свою юную дочь.
Выступает с докладом Черкашина Алена: В марте
1943 года Саша с другом сбежали со школьных
уроков и отправились на фронт.
Им удалось
забраться в товарный поезд в вагон с прессованным
сеном. Но на одной из станций их обнаружили и
отправили обратно в Москву. На обратном пути Саша
снова удрал на фронт к отцу, служившему
заместителем командира механизированного корпуса.
Где Саша только не был, сколько дорог пришлось
пройти пешком, проехать на попутных машинах...
Недолго думая, он пристроился к танкистам, которыеВнезапно
атаковав
Состав остановился,
направлялись на переформирование в тыл. Рассказал
им, что отец у него тоже танкист, что маму потерял
во время эвакуации, что остался совсем один... Ему
поверили, приняли в часть сыном полка в 50й полк
11го танкового корпуса. Так в 12 лет Саша
Колесников стал солдатом. Дважды он ходил на
разведку во вражеский тыл, причем оба раза с
заданием справился. После чего Сашу с уважением
называли не иначе, как Сан Санычем. Однажды
подошел необычный эшелон, в котором везли
боеприпасы!
пропуская
встречный санитарный поезд. И тут его осенило: он
решил взорвать его! Но когда до взрыва остались
считанные минуты,
Саша понял, что его сейчас
разорвет на куски! И он сразу же бросился в воду,
проскочив между часовыми. Как Саша ни старался
отплыть подальше, его настиг и подобрал катер
фашистской охраны. Мальчик потерял сознание от
побоев, и к тому же озверевшие гитлеровцы распяли
Сашу у входа в лесную сторожку: прибили руки и
ноги гвоздями к стене. Но, к счастью его спасли наши
разведчики.
сторожку,
красноармейцы отбили маленького солдата у немцев.
Очнулся Саша под печкой сожженного белорусского
села. Сколько времени он там пробыл, не знает…
Саша кричал, звал на помощь, но его никто не
слышал. Он вновь терял сознание. И в скором
времени его нашли и отправили в медсанбат. К 29
апреля Саша снова был на фронте, уже был в пятом
по счету танке. Из его экипажа спасли лишь только
его одного. Механик успел выбросить его через
передний люк, а сам выбраться не успел, потому что
начали рваться снаряды. Очнулся в госпитале 8 мая.
Этот Госпиталь находился напротив здания, где
подписывали Акт о капитуляции Германии. Уложив
Сашу на простыню, его подтащили к окну, чтобы
показать, как после подписания капитуляции выходит
маршал Жуков. Этот день не забыть никому! Раненые
не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер,
ни на собственные раны — прыгали, плясали,
обнимали друг друга. В Москву Саша вернулся летом
1945 года… Через много лет побывал на том месте,
где был взорван мост, разыскал сторожку на берегу.
Она вся разрушена одни развалины. Ничто не
напоминало о страшной трагедии, разыгравшейся
здесь в годы войны.
Слово классного руководителя Косицыной Т.Н.: Мы
с вами сейчас все увидели, что до войны это были
обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились,помогали старшим, играли, разбивали носы и
коленки. Их имена знали только родные и друзья.
Пришёл час, и они показали, каким огромным может
стать маленькое детское сердце, когда разгорается в
нём любовь к Родине и ненависть к её врагам. Возле
Санкт Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит
памятник «Цветок жизни», в память о детях
блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На
каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет
солнце».
Подведение итогов. Рефлексия: слово классного
руководителя Косицыной Т.Н.: Благодаря подвигам
этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и
радуемся теплу, свету…Так давайте же почтим
память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ…
Сейчас я предлагаю сделать «Книгу Памяти» о
погибших детяхгероях.