Урок Памяти по теме "Дети войны"(7 класс)

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка классного часа Урока Памяти по теме: "Дети войны" в 7 классе, целью которого является создание условий для развития и воспитания патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Классный час построен на выступлениях детей.
Иконка файла материала Урок Памяти по теме.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Елизаветовская средняя общеобразовательная школа Азовского района                                                                         Разработка классного часа по теме: «Дети войны». Разработала:  классный руководитель 7 класса  Косицына Т.Н. Елизаветовка 2018г.   Цель: развитие   и   воспитание   патриотических   чувств   на   ярких   примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Задачи: Воспитывать   у   подрастающего   поколения   чувства   патриотизма   и уважения к памяти защитников Отечества. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Развивать   лучшие   качества   человека:   патриотизм,   гордость   за   свою Родину, стремление к миру. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, презентация, «Книга Памяти». Слайды презентации Ход классного часа: Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.: Как­ то   так   сложилось,   что,   вспоминая   ужасы   Великой Отечественной   войны,   мы   говорим   об   убитых солдатах,   военнопленных,   истреблении   и   унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию   безвинно   пострадавших   –   дети.   Из осколков   памяти   мы   увидим   другую   войну,   войну которую видел маленький человек.  Мы сегодня узнаем, как жили: Дети в блокадном Ленинграде; Дети под оккупацией у немцев; Дети в концлагерях; Дети пионеры – герои; Дети в тылу. Слова   классного   руководителя   Косицыной   Т.Н.: Многие дети остались на захваченных землях, и среди них   находилось   немало   отважных   героев,   которые боролись   с   врагом   с   оружием   в   руках.   Пионеры участвовали   в   партизанских   отрядах,   где использовались   нередко   в   качестве   разведчиков   и диверсантов,   а   также   при   проведении   подпольной деятельности;   из   юных   партизан   особо   известны Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков и Валя Котик   (все   они   погибли   в   боях,   кроме   Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более   взрослого   Лёни   Голикова,   к   моменту   гибели было 13—14 лет). Вдумайтесь в эти цифры:  ­ Каждый день теряли 9168 детей, ­ Каждый час – 382 ребенка, ­ Каждую минуту – 6 детей, ­ Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок.Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.: До войны   это   были   самые   обыкновенные   мальчишки   и девчонки.   Учились,   помогали   старшим,   играли, бегали­прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали   только   родные,   одноклассники   да   друзья. ПРИШЕЛ   ЧАС   ­   ОНИ   ПОКАЗАЛИ,   КАКИМ ОГРОМНЫМ   МОЖЕТ   СТАТЬ   МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ   ЛЮБОВЬ   К   РОДИНЕ   И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На   их   хрупкие   плечи   легла   тяжесть   невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.   Маленькие   герои   большой   войны.   Они сражались   рядом   со   старшими   ­   отцами,   братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских   катакомбах,   как   Володя   Дубинин.   В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули   юные   сердца!   Их   повзрослевшее   детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их  даже  очень талантливый писатель,  в это трудно было   бы   поверить.   Но   это   было.   Было   в   истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят ­ обыкновенных мальчишек и девчонок. Выступает   с   докладом   Ковалева   Елена:   Война обрушилась   на  белорусскую   землю.   В  деревню,  где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти   в   школу   в   пятый   класс.   Школьное   здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За   связь   с   партизанами   была   схвачена   Анна Александровна   Казей,   и   вскоре   Марат   узнал,   что маму   повесили   в   Минске.   Гневом   и   ненавистью   к врагу   наполнилось   сердце   мальчика.   Вместе   с сестрой,   комсомолкой   Адой,   пионер   Марат   Казей ушел   к   партизанам   в   Станьковский   лес.  Он   стал разведчиком   в   штабе   партизанской   бригады. Проникал   во   вражеские   гарнизоны   и   доставлял командованию   ценные   сведения.   Используя   эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили   фашистский   гарнизон   в   городе Дзержинске...Марат  участвовал   в  боях   и   неизменно проявлял   отвагу,   бесстрашие,   вместе   с   опытными подрывниками   минировал   железную   дорогу.   Марат погиб   в   бою.   Сражался   до   последнего   патрона,   а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество иотвагу   пионер   Марат   Казей   был   удостоен   звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. Выступает   с   докладом   Шестопалова   Екатерина: Война   застала   ленинградскую   пионерку   Зину Портнову   в   деревне   Зуя,   куда   она   приехала   на каникулы,   ­   это   неподалеку   от   станции   Оболь Витебской   области.   В   Оболи   была   создана подпольная   комсомольско­молодежная   организация "Юные   мстители",   и   Зину   избрали   членом   ее комитета.   Она   участвовала   в   дерзких   операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по   заданию   партизанского   отряда   вела   разведку. ...Стоял   декабрь   1943   года.   Зина   возвращалась   с задания.   В   деревне   Мостище   ее   выдал   предатель. Фашисты   схватили   юную   партизанку,   пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола   пистолет   и   в   упор   выстрела   в   гестаповца. Вбежавший   на   выстрел   офицер   был   также   убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но   до   последней   минуты   оставалась   стойкой, мужественной,   несгибаемой.   И   Родина   посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием ­ званием Героя Советского Союза. Выступает   с   докладом   Сетракова   Виктория:   Рос   в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное   Ильмень­озеро.   Когда   его   родное   село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил   в   разведку,   приносил   важные   сведения   в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком,   подбила   машину.   Из   нее   выбрался гитлеровец   с   портфелем   в   руках   и,   отстреливаясь, бросился   бежать.   Леня   ­   за   ним.   Почти   километр преследовал   он   врага   и,   наконец,   убил   его.   В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан   немедленно   переправил   их   самолетом   в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И   ни   разу   не   дрогнул   юный   герой,   сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая   Лука   зимой   1943   года,   когда   особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру­партизану ЛенеПионер, Голикову звания Героя Советского Союза. Выступает с докладом Диденко Максим: Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района   Хмельницкой   области.   Учился   в   школе   №4 города   Шепетовки,   был   признанным   вожаком пионеров,   своих   ровесников.   Когда   в   Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев   оружие,   которое   потом   партизаны   на   возе   с сеном   переправили   в   отряд.   Присмотревшись   к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком   в   своей   подпольной   организации.   Он узнавал   расположение   вражеских   постов,   порядок смены   караула.  Присмотревшись   к   мальчику, коммунисты   доверили   Вале   быть   связным   и разведчиком   в   своей   подпольной   организации.   Он узнавал   расположение   вражеских   постов,   порядок смены   караула.   Фашисты   наметили   карательную операцию   против   партизан,   а   Валя,   выследив гитлеровского   офицера,   возглавлявшего   карателей, убил   его...   Когда   в   городе   начались   аресты,   Валя вместе   с   мамой   и   братом   Виктором   ушел   к партизанам.   которому   только­только исполнилось   четырнадцать   лет,   сражался   плечом   к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету ­ шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился   этот   отважный   пионер,   поставлен   ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют. Выступает   с   докладом   Мандык   Полина:  Когда началась   война,   и   фашисты   приближались   к Ленинграду,   для   подпольной   работы   в   поселке Тарновичи   ­   на   юге   Ленинградской   области   ­   была оставлена   вожатая   средней   школы   Анна   Петровна Семенова.   Для   связи   с   партизанами   она   подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была   Галина   Комлева.   смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную   учебу".   Юная   связная   приносила   от партизан   задания   своей   вожатой,   а   ее   донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не   пришел   в   срок   на   место   встречи,   Галя, полузамерзшая,   сама   пробралась   в   отряд,   передала   Веселая,донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей   Яковлевой   Галя   писала   листовки   и   ночью разбрасывала   их   по   поселку.   Фашисты   выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя,   никого   не   выдала.   Юная   патриотка   была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени. Выступает с докладом Кошевой Николай: Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы,   снаряды,   рушились   стены,   гибли   люди   и   в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты   заставили   под   огнём   пробираться   в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться   в   плен.   Валя   в   крепость   пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них   орудия,   указала   место   их   расположения   и осталась помогать нашим бойцам.  Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось   мучительно,   но   Валя   снова   и   снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда   командование   Брестской   крепости   приняло решение   вывести   детей   и   женщин   из­под   огня, переправить   на   другой   берег   реки   Мухавец   ­   иной возможности спасти их жизнь не было, ­ маленькая санитарка   Валя   Зенкина   просила   оставить   её   с бойцами.   Но   приказ   есть   приказ,   и   тогда   она поклялась   продолжить   борьбу   с   врагом   до   полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала   смело,   наравне   со   взрослыми.   За   отвагу   и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь. Выступает   с   докладом   Черкашина   Алена:  В   марте 1943   года   Саша  с   другом   сбежали   со   школьных уроков   и   отправились   на   фронт.  Им  удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном.   Но   на   одной   из   станций  их  обнаружили   и отправили обратно в Москву. На обратном пути Саша снова   удрал   на   фронт  ­  к   отцу,   служившему заместителем командира механизированного корпуса. Где   Саша  только   не   был,   сколько   дорог   пришлось пройти   пешком,   проехать   на   попутных   машинах... Недолго думая, он пристроился к танкистам, которыеВнезапно   атаковав     Состав   остановился, направлялись на переформирование в тыл. Рассказал им, что отец у него тоже танкист, что маму потерял во время эвакуации, что остался совсем один... Ему поверили, приняли в часть сыном полка ­ в 50­й полк 11­го  танкового   корпуса.   Так   в   12   лет   Саша Колесников  стал   солдатом.    Дважды   он   ходил   на разведку   во   вражеский   тыл,   причем   оба   раза   с заданием справился. После чего Сашу  с уважением называли   не   иначе,   как   Сан   Санычем.    Однажды подошел   необычный   эшелон,   в   котором   везли боеприпасы!   пропуская встречный санитарный поезд. И тут  его  осенило: он решил   взорвать   его!  Но   когда   до   взрыва   остались считанные   минуты,  Саша   понял,   что   его   сейчас разорвет на куски! И он сразу же бросился в воду, проскочив между часовыми.    Как Саша  ни старался отплыть   подальше,   его  настиг   и   подобрал   катер фашистской   охраны.   Мальчик  потерял   сознание   от побоев, и к тому же озверевшие гитлеровцы распяли Сашу  у входа  в лесную  сторожку:  прибили  руки и ноги гвоздями к стене. Но, к счастью его спасли наши разведчики. сторожку, красноармейцы отбили маленького солдата у немцев. Очнулся Саша под печкой сожженного белорусского села.  Сколько   времени   он   там   пробыл,   не   знает… Саша   кричал,  звал  на  помощь,   но   его   никто   не слышал.   Он   вновь   терял   сознание.   И   в   скором времени  его нашли  и  отправили  в  медсанбат.  К 29 апреля  Саша  снова был на фронте, уже был в пятом по счету танке. Из  его экипажа спасли лишь только его   одного.   Механик   успел   выбросить   его   через передний люк, а сам выбраться не успел, потому что начали рваться снаряды. Очнулся в госпитале 8 мая. Этот  Госпиталь   находился  напротив   здания,   где подписывали Акт о капитуляции Германии. Уложив Сашу   на   простыню,  его   подтащили   к   окну,   чтобы показать, как после подписания капитуляции выходит маршал Жуков. Этот день не забыть никому! Раненые не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер, ни   на   собственные   раны   —  прыгали,   плясали, обнимали друг друга. В Москву Саша вернулся летом 1945 года…  Через много лет побывал на том месте, где был взорван мост, разыскал сторожку на берегу. Она   вся   разрушена  ­  одни   развалины.   Ничто   не напоминало   о   страшной   трагедии,   разыгравшейся здесь в годы войны.  Слово классного руководителя Косицыной Т.Н.:  Мы с вами сейчас все увидели, что до войны это были обыкновенные   девчонки   и   мальчишки.   Учились,помогали   старшим,   играли,   разбивали   носы   и коленки.   Их   имена   знали   только   родные   и   друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.  Возле Санкт­   Петербурга   (бывшего   Ленинграда)   стоит памятник   «Цветок   жизни»,   в   память   о   детях блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце».  Подведение   итогов.   Рефлексия:   слово   классного руководителя Косицыной Т.Н.: Благодаря подвигам этих   детей   мы   с   вами   сейчас   спокойно   живем   и радуемся   теплу,   свету…Так   давайте   же   почтим память   этих   героев   МИНУТОЙ   МОЛЧАНИЯ… Сейчас  я   предлагаю   сделать   «Книгу   Памяти»   о погибших детях­героях.