Разработка классного часа Урока Памяти по теме: "Дети войны" в 7 классе, целью которого является создание условий для развития и воспитания патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Классный час построен на выступлениях детей.
            
        
        
        
                    
                
                    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елизаветовская средняя общеобразовательная школа Азовского района
   
                                                                   
Разработка классного часа по теме: «Дети войны».
Разработала: 
классный руководитель 7 класса 
Косицына Т.Н.
Елизаветовка 2018г.
Цель: развитие   и   воспитание   патриотических   чувств   на   ярких   примерах
героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Воспитывать   у   подрастающего   поколения   чувства   патриотизма   и
уважения к памяти защитников Отечества.
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивать   лучшие   качества   человека:   патриотизм,   гордость   за   свою
Родину, стремление к миру.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных
лет, презентация, «Книга Памяти».
Слайды презентации
Ход классного часа:
Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.: Как
то   так   сложилось,   что,   вспоминая   ужасы   Великой
Отечественной   войны,   мы   говорим   об   убитых
солдатах,   военнопленных,   истреблении   и   унижении
мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну
категорию   безвинно   пострадавших   –   дети.   Из
осколков   памяти   мы   увидим   другую   войну,   войну
которую видел маленький человек. 
Мы сегодня узнаем, как жили:
Дети в блокадном Ленинграде;
Дети под оккупацией у немцев;
Дети в концлагерях;
Дети пионеры – герои;
Дети в тылу.
Слова   классного   руководителя   Косицыной   Т.Н.:
Многие дети остались на захваченных землях, и среди
них   находилось   немало   отважных   героев,   которые
боролись   с   врагом   с   оружием   в   руках.   Пионеры
участвовали   в   партизанских   отрядах,
  где
использовались   нередко   в   качестве   разведчиков   и
диверсантов,   а   также   при   проведении   подпольной
деятельности;   из   юных   партизан   особо   известны
Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков и Валя
Котик   (все   они   погибли   в   боях,   кроме   Володи
Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме
более   взрослого   Лёни   Голикова,   к   моменту   гибели
было 13—14 лет).
Вдумайтесь в эти цифры: 
 Каждый день теряли 9168 детей,
 Каждый час – 382 ребенка,
 Каждую минуту – 6 детей,
 Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок.Слова классного руководителя Косицыной Т.Н.:  До
войны   это   были   самые   обыкновенные   мальчишки   и
девчонки.   Учились,   помогали   старшим,   играли,
бегалипрыгали, разбивали носы и коленки. Их имена
знали   только   родные,   одноклассники   да   друзья.
ПРИШЕЛ   ЧАС      ОНИ   ПОКАЗАЛИ,   КАКИМ
ОГРОМНЫМ   МОЖЕТ   СТАТЬ   МАЛЕНЬКОЕ
ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ
СВЯЩЕННАЯ   ЛЮБОВЬ   К   РОДИНЕ   И
НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки.
На   их   хрупкие   плечи   легла   тяжесть   невзгод,
бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под
этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее,
выносливее.   Маленькие   герои   большой   войны.   Они
сражались   рядом   со   старшими      отцами,   братьями,
рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались
повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как
Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня
Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В
керченских   катакомбах,   как   Володя   Дубинин.   В
подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не
дрогнули   юные   сердца!   Их   повзрослевшее   детство
было наполнено такими испытаниями, что, придумай
их  даже  очень талантливый писатель,  в это трудно
было   бы   поверить.   Но   это   было.   Было   в   истории
большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких
ребят  обыкновенных мальчишек и девчонок.
Выступает   с   докладом   Ковалева   Елена:   Война
обрушилась   на  белорусскую   землю.   В  деревню,  где
жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей,
ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось
идти   в   школу   в   пятый   класс.   Школьное   здание
фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За   связь   с   партизанами   была   схвачена   Анна
Александровна   Казей,   и   вскоре   Марат   узнал,   что
маму   повесили   в   Минске.   Гневом   и   ненавистью   к
врагу   наполнилось   сердце   мальчика.   Вместе   с
сестрой,   комсомолкой   Адой,   пионер   Марат   Казей
ушел   к   партизанам   в   Станьковский   лес.  Он   стал
разведчиком   в   штабе   партизанской   бригады.
Проникал   во   вражеские   гарнизоны   и   доставлял
командованию   ценные   сведения.   Используя   эти
данные, партизаны разработали дерзкую операцию и
разгромили   фашистский   гарнизон   в   городе
Дзержинске...Марат  участвовал   в  боях   и   неизменно
проявлял   отвагу,   бесстрашие,   вместе   с   опытными
подрывниками   минировал   железную   дорогу.   Марат
погиб   в   бою.   Сражался   до   последнего   патрона,   а
когда у него осталась лишь одна граната, подпустил
врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество иотвагу   пионер   Марат   Казей   был   удостоен   звания
Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен
памятник юному герою.
Выступает   с   докладом   Шестопалова   Екатерина:
Война   застала   ленинградскую   пионерку   Зину
Портнову   в   деревне   Зуя,   куда   она   приехала   на
каникулы,      это   неподалеку   от   станции   Оболь
Витебской   области.
  В   Оболи   была   создана
подпольная   комсомольскомолодежная   организация
"Юные   мстители",   и   Зину   избрали   членом   ее
комитета.   Она   участвовала   в   дерзких   операциях
против врага, в диверсиях, распространяла листовки,
по   заданию   партизанского   отряда   вела   разведку.
...Стоял   декабрь   1943   года.   Зина   возвращалась   с
задания.   В   деревне   Мостище   ее   выдал   предатель.
Фашисты   схватили   юную   партизанку,   пытали.
Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и
ненависть, решимость бороться до конца. Во время
одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со
стола   пистолет   и   в   упор   выстрела   в   гестаповца.
Вбежавший   на   выстрел   офицер   был   также   убит
наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли
ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена,
но   до   последней   минуты   оставалась   стойкой,
мужественной,   несгибаемой.   И   Родина   посмертно
отметила ее подвиг высшим своим званием  званием
Героя Советского Союза.
Выступает   с   докладом   Сетракова   Виктория:   Рос   в
деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в
легендарное   Ильменьозеро.   Когда   его   родное   село
захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он
ходил   в   разведку,   приносил   важные   сведения   в
партизанский отряд. И летели под откос вражеские
поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские
склады...Был в его жизни бой, который Леня вел один
на один с фашистским генералом. Граната, брошенная
мальчиком,   подбила   машину.   Из   нее   выбрался
гитлеровец   с   портфелем   в   руках   и,   отстреливаясь,
бросился   бежать.   Леня      за   ним.   Почти   километр
преследовал   он   врага   и,   наконец,   убил   его.   В
портфеле оказались очень важные документы. Штаб
партизан   немедленно   переправил   их   самолетом   в
Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни!
И   ни   разу   не   дрогнул   юный   герой,   сражавшийся
плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом
Острая   Лука   зимой   1943   года,   когда   особенно
лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у
него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944
года был опубликован указ Президиума Верховного
Совета СССР о присвоении пионерупартизану ЛенеПионер,
Голикову звания Героя Советского Союза.
Выступает с докладом Диденко Максим: Он родился
11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского
района   Хмельницкой   области.   Учился   в   школе   №4
города   Шепетовки,   был   признанным   вожаком
пионеров,   своих   ровесников.   Когда   в   Шепетовку
ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями
решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте
боев   оружие,   которое   потом   партизаны   на   возе   с
сеном   переправили   в   отряд.   Присмотревшись   к
мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и
разведчиком   в   своей   подпольной   организации.   Он
узнавал   расположение   вражеских   постов,   порядок
смены   караула.  Присмотревшись   к   мальчику,
коммунисты   доверили   Вале   быть   связным   и
разведчиком   в   своей   подпольной   организации.   Он
узнавал   расположение   вражеских   постов,   порядок
смены   караула.   Фашисты   наметили   карательную
операцию   против   партизан,   а   Валя,   выследив
гитлеровского   офицера,   возглавлявшего   карателей,
убил   его...   Когда   в   городе   начались   аресты,   Валя
вместе   с   мамой   и   братом   Виктором   ушел   к
партизанам.
  которому   толькотолько
исполнилось   четырнадцать   лет,   сражался   плечом   к
плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На
его счету  шесть вражеских эшелонов, взорванных на
пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом
отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану
Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб
как герой, и Родина посмертно удостоила его званием
Героя Советского Союза. Перед школой, в которой
учился   этот   отважный   пионер,   поставлен   ему
памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Выступает   с   докладом   Мандык   Полина:  Когда
началась   война,   и   фашисты   приближались   к
Ленинграду,   для   подпольной   работы   в   поселке
Тарновичи      на   юге   Ленинградской   области      была
оставлена   вожатая   средней   школы   Анна   Петровна
Семенова.   Для   связи   с   партизанами   она   подобрала
самых надежных своих пионеров, и первой среди них
была   Галина   Комлева.
  смелая,
любознательная девочка за шесть своих школьных лет
была шесть раз награждена книжками с подписью: "За
отличную   учебу".   Юная   связная   приносила   от
партизан   задания   своей   вожатой,   а   ее   донесения
переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой,
продуктами, которые доставали с большим трудом.
Однажды, когда посыльный из партизанского отряда
не   пришел   в   срок   на   место   встречи,   Галя,
полузамерзшая,   сама   пробралась   в   отряд,   передала
  Веселая,донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся
новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой
Тасей   Яковлевой   Галя   писала   листовки   и   ночью
разбрасывала   их   по   поселку.   Фашисты   выследили,
схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в
гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром
снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу
Галя,   никого   не   выдала.   Юная   патриотка   была
расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила
орденом Отечественной войны 1 степени.
Выступает с докладом Кошевой Николай: Брестская
крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались
бомбы,   снаряды,   рушились   стены,   гибли   люди   и   в
крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в
бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем,
как многие защитники Брестской крепости. А Валю
фашисты   заставили   под   огнём   пробираться   в
крепость, чтобы передать её защитникам требование
сдаться   в   плен.   Валя   в   крепость   пробралась,
рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у
них   орудия,   указала   место   их   расположения   и
осталась помогать нашим бойцам.  Она перевязывала
раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В
крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить
хотелось   мучительно,   но   Валя   снова   и   снова
отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым.
Когда   командование   Брестской   крепости   приняло
решение   вывести   детей   и   женщин   изпод   огня,
переправить   на   другой   берег   реки   Мухавец      иной
возможности спасти их жизнь не было,  маленькая
санитарка   Валя   Зенкина   просила   оставить   её   с
бойцами.   Но   приказ   есть   приказ,   и   тогда   она
поклялась   продолжить   борьбу   с   врагом   до   полной
победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания
выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И
свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде.
Воевала   смело,   наравне   со   взрослыми.   За   отвагу   и
мужество орденом Красной Звезды наградила Родина
свою юную дочь.
Выступает   с   докладом   Черкашина   Алена:  В   марте
1943   года   Саша  с   другом   сбежали   со   школьных
уроков   и   отправились   на   фронт.
 Им  удалось
забраться в товарный поезд в вагон с прессованным
сеном.   Но   на   одной   из   станций  их  обнаружили   и
отправили обратно в Москву. На обратном пути Саша
снова   удрал   на   фронт    к   отцу,   служившему
заместителем командира механизированного корпуса.
Где   Саша  только   не   был,   сколько   дорог   пришлось
пройти   пешком,   проехать   на   попутных   машинах...
Недолго думая, он пристроился к танкистам, которыеВнезапно  
атаковав  
  Состав   остановился,
направлялись на переформирование в тыл. Рассказал
им, что отец у него тоже танкист, что маму потерял
во время эвакуации, что остался совсем один... Ему
поверили, приняли в часть сыном полка  в 50й полк
11го  танкового   корпуса.   Так   в   12   лет   Саша
Колесников  стал   солдатом.    Дважды   он   ходил   на
разведку   во   вражеский   тыл,   причем   оба   раза   с
заданием справился. После чего Сашу  с уважением
называли   не   иначе,   как   Сан   Санычем.    Однажды
подошел   необычный   эшелон,   в   котором   везли
боеприпасы!
  пропуская
встречный санитарный поезд. И тут  его  осенило: он
решил   взорвать   его!  Но   когда   до   взрыва   остались
считанные   минуты,
 Саша   понял,   что   его   сейчас
разорвет на куски! И он сразу же бросился в воду,
проскочив между часовыми.    Как Саша  ни старался
отплыть   подальше,   его  настиг   и   подобрал   катер
фашистской   охраны.   Мальчик  потерял   сознание   от
побоев, и к тому же озверевшие гитлеровцы распяли
Сашу  у входа  в лесную  сторожку:  прибили  руки и
ноги гвоздями к стене. Но, к счастью его спасли наши
разведчики.
сторожку,
красноармейцы отбили маленького солдата у немцев.
Очнулся Саша под печкой сожженного белорусского
села.  Сколько   времени   он   там   пробыл,   не   знает…
Саша   кричал,  звал  на  помощь,   но   его   никто   не
слышал.   Он   вновь   терял   сознание.   И   в   скором
времени  его нашли  и  отправили  в  медсанбат.  К 29
апреля  Саша  снова был на фронте, уже был в пятом
по счету танке. Из  его экипажа спасли лишь только
его   одного.   Механик   успел   выбросить   его   через
передний люк, а сам выбраться не успел, потому что
начали рваться снаряды. Очнулся в госпитале 8 мая.
Этот  Госпиталь   находился  напротив   здания,   где
подписывали Акт о капитуляции Германии. Уложив
Сашу   на   простыню,  его   подтащили   к   окну,   чтобы
показать, как после подписания капитуляции выходит
маршал Жуков. Этот день не забыть никому! Раненые
не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер,
ни   на   собственные   раны   —  прыгали,   плясали,
обнимали друг друга. В Москву Саша вернулся летом
1945 года…  Через много лет побывал на том месте,
где был взорван мост, разыскал сторожку на берегу.
Она   вся   разрушена    одни   развалины.   Ничто   не
напоминало   о   страшной   трагедии,   разыгравшейся
здесь в годы войны. 
Слово классного руководителя Косицыной Т.Н.:  Мы
с вами сейчас все увидели, что до войны это были
обыкновенные   девчонки   и   мальчишки.   Учились,помогали   старшим,   играли,   разбивали   носы   и
коленки.   Их   имена   знали   только   родные   и   друзья.
Пришёл час, и они показали, каким огромным может
стать маленькое детское сердце, когда разгорается в
нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.  Возле
Санкт   Петербурга   (бывшего   Ленинграда)   стоит
памятник   «Цветок   жизни»,   в   память   о   детях
блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На
каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет
солнце». 
Подведение   итогов.   Рефлексия:   слово   классного
руководителя Косицыной Т.Н.: Благодаря подвигам
этих   детей   мы   с   вами   сейчас   спокойно   живем   и
радуемся   теплу,   свету…Так   давайте   же   почтим
память   этих   героев   МИНУТОЙ   МОЛЧАНИЯ…
Сейчас  я   предлагаю   сделать   «Книгу   Памяти»   о
погибших детяхгероях.