Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
астрономия
4 кл
08.10.2019
Урок был разработан для учащихся 4 класса начальной школы по предмету астрономия (внеурочная деятельность). Рассматривается преобладающая форма рельефа Луны - кратеры. Изучается история вопроса о кратерах, их происхождении: вулканическом и метеоритном. Проводится исследование: моделирование процесса возникновения ударных кратеров на Луне.
Кратеры урок по астрономии.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр образования имени
Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
Урок по астрономии (внеурочная деятельность)
Тема: Образование кратеров на Луне.
4 класс, 1 год обучения
естественнонаучное
Личенко Татьяна Юрьевна
Учитель начальных классов КомсомольскнаАмуре
2019
Введение
В двадцать первом веке человек не просто изучает, но и широко
осваивает космос. Человек должен знать мир, в котором он живет. А наш мир
это уже не просто планета Земля. Это и наша Солнечная система и просторы
далекого космоса. Без астрономических знаний невозможно дать человеку
представление о целостной картине жизни мира, о закономерностях и
взаимосвязях явлений и процессов, происходящих во Вселенной. Астрономия
– удивительная наука. Она интересует не только взрослых, но и детей.
Астрономия содержит очень много интригующих загадок мироздания.
Астрономия – наука тайн и открытий. А дети так любят все загадочное и
таинственное. Их очень волнуют вопросы конца света, и пугает то, что они не
могут объяснить. Астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью
становления правильного мировоззрения детей, формирования правильного
умозаключения о наблюдаемых ими явлениях.
Одним из космических объектов, которым очень интересуются дети,
является Луна. Луна – естественный спутник Земли и самый яркий объект на
ночном небе. Самое близкое к нам космическое тело. Детали поверхности
Луны различимы для невооруженного глаза. Люди рассматривали и изучали
Луну задолго до появления телескопа. В полнолуние на лунном диске можно
легко различить характерные пятна, природа которых не всегда была понятна.
Старейшему рисунку Луны, из дошедших до нас, всего четыреста лет. Но
возможно, что и в более древние времена люди изображали лик Луны на стене
своей пещеры.
Преобладающая форма рельефа Луны – кратеры. Фотографии,
полученные космическими аппаратами, позволяют детально рассмотреть
фантастические лунные пейзажи. Кратеры, различного размера, от гигантских
до малюток завораживают своей красотой. Сразу возникает вопрос, как
появился этот волшебный пейзаж? Как возникли кратеры? В какое время?
Есть ли кратеры на других планетах или это особенность рельефа Луны.
Что особенно важно, наш спутник доступен для свободного
наблюдения и изучения детям младшего школьного возраста. Но, к
сожалению, у детей обычно бывают достаточно смутные представления об
объектах природы и космоса, которые нас окружают. О Солнце, планетах,
Луне, об изменении положения на небе Луны. Необходимо развивать у детей
наблюдательность, умение описывать и анализировать, задавать вопросы и
находить на них ответы, желание познавать окружающий мир.
При ознакомлении детей с особенностями рельефа Луны необходимо
учить детей обнаруживать взаимосвязи в неживой природе и подвести детей к
моделированию рельефообразующих процессов на Луне. Учитывая
возрастные особенности младшего школьного возраста изучение вопроса рельефообразующих процессов на Луне целесообразно подкреплять
проведением опыта или демонстрацией.
Цель урока: познакомить с формой рельефа планетных тел кратером,.
Цель урока: дать представление о форме рельефа на Луне – кратере,
познакомить с теориями возникновения кратеров на Луне, обнаружить
взаимосвязи в неживой природе. Подойти к моделированию
рельефообразующего процесса на Луне.
Задачи:
Образовательные: дать представление о форме рельефа Луны, рассмотреть
кратеры на Луне с точки зрения их происхождения: вулканические и ударные,
провести моделирование процесса возникновения ударных кратеров на Луне.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность,
внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование: фотографии поверхности Луны, компьютер, презентация.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка Д/З. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы. Совместное открытие знаний.
4.Физкультминутка
5. Проведение опыта.
6. Индивидуальная работа.
7. Д/З
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята, все ли готовы к уроку?
Рабочие принадлежности на месте? Все правильно сидят?
Все внимательны и готовы слушать?
2. Проверка Д/З. Актуализация знаний.
Назовите чем отличается планета от звезды? ( планета холодная, не имеет
собственного света)
Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела,
шарообразные)
В чем отличие Луны от Земли? ( Луна – спутник планеты Земля, Луна
меньше Земли, обращается вокруг своей планеты, вращения вокруг своей оси
не имеет, не имеет атмосферы, безжизненна)
Как люди изучают планеты и их спутники? ( наблюдение, полеты
космических исследовательских аппаратов).
Какие еще спутники планет вы знаете? (Деймос, Фобос, Ио, Титан,
Европа, Энцелад и т.д.)
У каких планет Солнечной системы нет спутников? (Меркурий, Венера)
3. Постановка проблемы. Совместное открытие знаний.
– Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение.
Я попал в лунный кратер
И не выбраться мне
Просто кратер он круглый
Я хожу по луне
Я попал в лунный кратер
Я на землю хочу
Вот куплю себе крылья
И туда улечу
Я попал в лунный кратер
Может быть это сон
Только вот почему же
Не кончается он
Я попал в лунный кратер
Здесь гуляю и сплю
И на землю родную
Уж не очень хочу Я попал в лунный кратер
Здесь понравилось мне
Что ж прощайте ребята
Остаюсь на луне!
Вам понравилось стихотворение? Его написал Тимур Атовуллаев, о чем
оно?
Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся? ( с лунными кратерами)
Что вы знаете о Луне?
Подберите прилагательное к слову Луна. (загадочная, огромная,
волшебная, полная и т.д.)
Наблюдали ли вы Луну в бинокль, телескоп?
Что вы увидели на поверхности Луны? Что удивило?
Чем отличается лунная поверхность от поверхности Земли? (на Земле есть
кратеры, но их очень мало и они очень древние, остались от падения больших
космических тел, которые не смогли сгореть в атмосфере)
Что такое кратеры?
Как появились на Луне кратеры?
Какие у вас версии, идеи?
Рубрика «Это интересно». Заранее подготовленные учащиеся делают
небольшие сообщения о кратерах ( с демонстрацией слайдов презентации
о кратерах).
1. В основном поверхность Луны покрыта круглыми впадинами разного
диаметра – кратерами (сл. 1). Диаметр некоторых достигает 500 км.
Существуют различные гипотезы возникновения кратеров (сл. 2). Кратер
воронкообразное образование на поверхности небесного тела (сл. 3).
2. Ударный кратер образовывается в результате падения метеорита,
вулканический кратер является остатком потухшего вулкана или
действующим вулканом (сл. 4).
3. Название «кратер» введено Галилео Галилеем и позаимствовано из
древнегреческого языка, где слово кратер обозначало сосуд для воды (сл. 5).
4. В 1609 г. Галилей построил первый телескоп с приблизительно
трёхкратным увеличением и провел первые астрономические наблюдения
Луны. 5. Наблюдения показали, что Луна имеет детали рельефа — горы и
чашеобразные углубления, которые Галилей и назвал кратерами (сл. 6).
Мы прослушали сообщения ребят о кратерах. Продолжаем работу над
нашей темой.
Попытки объяснить происхождение кратеров на Луне начались с конца
18 века. Было выдвинуто две основные теории возникновения кратеров на
Луне: вулканическая и метеоритная (сл.7). У истоков вулканической теории
стоял немецкий астроном Иоган Шрётер (сл. 8). По его мнению, лунные
кратеры были образованы на поверхности Луны вследствие мощных
землетрясений (сл. 9).
4. Физкультминутка
По мнению ученых вулканическая деятельность прекратилась на Луне
примерно 3 млрд лет назад. В 1824 году также немецкий астроном Груйтуйзен
сформулировал метеоритную теорию (сл.10). Согласно этой теории Луна не
окружена газовой оболочкой наподобие той, которую имеет Земля и
небесные тела из космоса, не встречая сопротивления газов, сталкиваются с
поверхностью Луны, оставляя след в виде кратеров (сл. 11). В данное время
считается верной именно метеоритная теория (сл. 12).
На видимой стороне Луны особенно выделяются кратер Коперник и
кратер Тихо.
Изучением метеоритной теории занимался русский инженер, ученый
Александр Николаевич Вегенер в физическом институте Марбургского
университета. Он проводил опыты, моделируя лунную поверхность и
метеоритные тела из цемента. «Лунная поверхность» бомбардировалась
«метеорами», затем цемент смачивался водой. Застывшие следы были очень
похожи на кратеры.
Я попыталась повторить этот опыт, используя цемент. Это вещество,
которое застывает от соприкосновения с водой. Его пыль достаточно вредна.
Работать с цементом необходимо приняв меры защиты дыхательных путей.
Посмотрите, что у меня получилось. Мой макет очень похож на лунную
поверхность. (Демонстрация макета из лунной поверхности из цемента)
5. – Ребята, предлагаю опытным путем проверить правильность метеоритной
теории. Мы попробуем повторить опыт по образованию кратеров на Луне. В
ходе проведения опыта мы попытаемся определить, возможно ли образование
кратеров при падении на поверхность Луны метеоритных тел.
Проведение опыта. Оборудование: коробка с сухой мукой (манной крупой), имитирующая
поверхность Луны, «метеориты», изготовленные из цемента, перчатки,
фартуки, (мука в емкости должна быть рыхлой).
Мы с вами возьмем вещество – муку, она рыхлая и легкая.
Представьте, что мука в нашей емкости – это лунная поверхность. Наши
«метеоритные» тела различного размера мы будем бросать по одному с
некоторой высоты в емкость и наблюдать, что происходит. Мы видим, что
падая на нашу «лунную поверхность» тело оставляет след очень похожий на
лунные кратеры. Обратите внимание,
при разлете муки образуется
характерный для кратеров валик. Чем больше «метеорит», тем больше и
глубже след от удара. Если аккуратно извлечь камень с места падения, то мы
увидим оставшийся след от удара, увидим углубление и стенки.
– Какую задачу мы ставили? Удалось нам ее решить? Нашли мы
подтверждение тому, что метеоритная теория возникновения кратеров на
Луне верна? К какому выводу мы пришли? Похожи следы от ударов
«метеоритов» в нашем опыте на кратеры?
Какой вывод можем сделать?
Вполне возможно, что кратеры на Луне образованы в результате падения
метеоритных тел. Мы опытным путем доказали, что падение тяжелого тела
вызывает продавливание поверхности и оставляет след, подобный кратеру.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Планета – это…(шарообразное) твердое космическое тело. Бывают планеты
юпитерианской и …(земной) группы. Планета Земля имеет…(третью) орбиту
от Солнца. Глобус является…(моделью) Земли. Луна – естественный…
(спутник) Земли. Солнце это раскаленный…(газовый) шар.
Атмосфера – газовая…(оболочка) Земли. Астероид это малое…(тело)
солнечной системы.
7. Д/З
Предлагаю вам дома нарисовать спутник Земли Луну. Составить кроссворд
КРАТЕР. Заключение
Основным результатом работы является:
1. Продолжали развивать интерес к астрономии, проявляемый учащимися
младшего школьного возраста.
2. Расширили и углубили знания о естественном спутнике Земли – Луне.
Рассмотрели особенности рельефа Луны.
3. Получили представление о кратерах. Их многообразии, возрасте, размерах.
4. Приобщили учащихся к проведению эксперимента (опыта).
5. Познакомили с учеными, которые внесли свой вклад в изучение
поверхности нашего спутника. Литература
Большие детские энциклопедии по астрономии. М.: Аванта+, 2002; М.:
Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
Гаврина С.Е. и др. Загадки космоса. Книга из серии «Шевели мозгами»
Левитан Е.П. Твоя Вселенная. М.: Просвещение, 2007.
(ребусы, загадки, кроссворды, головоломки). М.: РОСМЭНПРЕСС,2003
Коротцев О.Н. Астрономия. СПб: Азбука классика, 2003.
Космос (энциклопедия + Интернет). Перевод с английского. М.: РОСМЭН
ПРЕСС, 2002..
Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для
детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).
Русское энциклопедическое общество, 1999.
Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Издво
Эксмо, 2005.
Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты»,
занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Урок по астрономии (внеурочная деятельность) на тему "Образование кратеров на Луне" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.