Урок 20.
Тема: Искусство этрусков и Древнего Рима: особенности архитектуры.
Цель: выяснить с обучающимися, на основе какой архитектуры возникла
архитектура Древнего Рима?
Ход урока
I. Рядом с греками жил народ, который назывался этрусками. Они переняли у
своих соседей многие детали, но создали свое искусство, свою архитектуру.
Например, храмы у них особого значения не имели, поэтому были маленькие.
Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому
возможно,
примеру,
поэтому Римская
архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму
даже этрусскими мастерами;
этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное
покрытие, перекинутое с одного устоя на другой.
Употребление этой архитектурной формы и происходящих от
неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало
римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям,
воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним
помещениям и смело строить этаж над этажом.
Однако в целом,
римская архитектура испытала сильное
влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились
подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений
множество
характерны монументальность,
украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным
пышная отделка зданий,
сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых
комплексов, а зданий для практических нужд.
1Архитектурные ордера
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного
изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не
годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких
горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чемлибо более
солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие
почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают,
вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем
устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них
преимущественно декоративное значение.
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой
части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по
своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
тосканский
римскодорический,
римскоионический,
римскокоринфский,
композитный
Оба ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным
к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они
употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его посвоему и
сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они
увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид,
скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они
примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали
эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме
2роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести
фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и
листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это
обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского
искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.
Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в
капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно
поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты
второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название
«римского» или «композита». Произвольно переделывая архитектурные
стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так,
например, для одного и того же здания они употребляли различные стили,
причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже,
ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах.
Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не
соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между
колоннами.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного
мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем
богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения
многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет
собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м,
через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма,
поражающую величием и простотой отделки.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу
составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней
Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В
3центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих.
Колизей был построен в 70 — 90х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.
4