Открытый урок по биологии 5 класса. Урок подготовлен, как закрепление изученного раздела. Применила множество методов, чтобы развить познавательную активность учащихся, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать и закреплять знания на уроках биологии. Урок был очень насыщенным и плодотворным. Присутствовавшие на уроках гости, благодарили за урок.Открытый урок по биологии 5 класса
Открытый урок био 5.doc
Урок по ФГОС в 5 классе
Автор: Чигаева Тамара Рукмановна, учитель биологии ОПФ МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок» в с.
Куликовка Татищевского района Саратовской области.
Тема урока: Многообразие живой природы. Охрана природы.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием природы и ее классификацией; рассмотреть
взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Универсальная учебная деятельность:
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Личностные: стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений.
Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой
природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе
Оборудование: карточки( раздаточный материал на парту), презентация.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока: СЛАЙД 1
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светлоголубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года Это все вокруг...(природа)
Правильно, тема нашего урока: «Многообразие живой природы. Охрана природы». Сегодня мы
ознакомимся с многообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и
значение природы для человека. Как бережно к ней относиться и как сохранить ее.
«Природа – единственная книга, каждая страница которой
полна глубокого содержания».
И. В. Гете
II. Работа по плану:
1. Многообразие живой природы и ее классификация.
Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.) СЛАЙД 2
Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу
2. Как отличить живую природу от неживой? СЛАЙД 39
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из
этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре
царства живой природы. СЛАЙД 10 15
Назовите какие?
Игра – загадки:
1. Белые горошки на зеленой ножке? (ландыш).
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет?(рыба) 3. Синенькая шубенка весь мир покрыла? (небо)
4. По синему морю белые гуси плывут? (облака)
5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается? (муха)
6. Маленький шарик под лавкой шарит? (мышь)
7. Без него плачемся, появится – все прячемся?(солнце)
8. После ливня и грозы, мост не виданной красы
Не потрогать, ни забраться можно только любоваться? (радуга)
9. Он с усами, но не кот
Ходит задом наперед .
Он не плотник, но с клещами…
Догадайтесь, дети, сами? (рак)
10. Утром бусы засверкали,
Всю траву с собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем, не найдем?(роса)
Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?
По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?
Нас окружают множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?
Выполнение задания 1(в тетрадях, взаимопроверка и карандашом написать фамилию, кто проверял).
Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос»
жизнь, «логос»наука.
Выполним задание 2 (на доске кроссворд)
Занимательная страничка.
1. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.(Огурцы)
2. Вечером наземь слетает,
Ночью на земле пребывает,
Утром опять улетает.(Роса).
3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан (Баран).
4. Летит – говорит, а сядет – молчит (Оса).
5. Без рук, без ног, а ворота открывает.(Ветер).
6. Дает время молодцу
Ежегодно по кольцу.
7. Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз).
Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце (Царство).
Как вы представляете себе «царство»?
Все живое ученые –биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство
грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели
увеличительный прибор – микроскоп. Это царство бактерий. Выполнить задание 3 (прочитать вывод, текст учебника на стр.86, кратно рассказать о царствах)
Физкультминутка.
Давайте ребята теперь на внимательность прослушайте, сколько грибов мы собрали:
1. В лес осенний по тропинке
Мы несём свои корзинки.
Соберём грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры,
Рыжик прячется в листочках
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали. (5)
2. Игра «Живое – неживое»
Я называю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой
природы – стоите на месте.
(Снег, ласточка, дождь, заяц, утка, гора, медведь, лошадь, солнце, собака, мышка).
3. Беседа на тему «Значение природы для людей». СЛАЙД 16 22
А к какой природе относится человек: к живой или неживой?(Человек относится к живой природе.)
Если человек придет в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет
чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзинкой.
А если человек придет в лес со злом, сломает ветки или изрежет ствол дерева ножом, что произойдет?
(Дерево погибнет. Не будет грибов, белке нечего будет есть.)
Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и
растениям, он необходим для дыхания. И для человека окружающая природа имеет огромное значение.
Если мы с вами смотрим на букет цетов. Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам.) Значит,
природа источник красоты(устанавливается второй опорный знак). Что вам еще нравится в природе?
Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее , укрепляется мускулатура.)
Значит, природа источник здоровья (устанавливается третий опорный знак).
Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость , а иногда и печаль. Когда мы видим
сломанную ветку, засоренный родник, какие чувства у вас возникают? (Нам их жаль, хочется помочь.)
А когда вы полюбовались красотой леса, какое чувство у вас появилось? (Радости, удивления.)
Смогли бы вы нанести вред природе? (Хочется сделать чтото хорошее, не хочется ни с кем ссориться.
Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.).
Учитель читает отрывок из стихотворения азербайджанского поэта Самета Вургуна:
Давайте пройдемся медленно по лугу.
И здравствуйте скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Отрывок из книги Б. Зубкова
Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться А ветер крепчает,
норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой
свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочкалист, ветер на нее со всех сторон дует, а сорвать не
может. Почему?
Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется.
Сверните бумагу трубочкой. Туготуго сверните. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать.
Трудно? Тото же! Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И додумался мост через реку тоже вроде листатрубочки. Большой
мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева,
свернутый в прочную, жесткую трубочку». СЛАЙД 23
3. Охрана природы
Скажите ребята, а для чего люди ходят в лес? (Собирать грибы, ягоды, любоваться природой).
А кто живет в лесу? (Деревья, цветы, птицы, и различные животные).
Чем для них является лес, природа? (Домом)
В лесу бывает очень красиво, люди приходят в гости, любуются природой, слушают пени птиц.
Давайте и мы послушаем пение птиц. Запись «Голоса птиц».
Вы узнали каких –либо птиц? (дятел, кукушка, соловей).
Вот мы с вами подошли к 1му закону охраны природы «Закон певчего соловья».
Этот закон воспевает красоту родной природы.
А как люди могут воспевать красоту природы: (В стихах, в художественных произведениях (С.Есенин
«Белая береза»), в музыкальных произведениях, в танцах «Во поле березонька стояла»)
А сейчас я расскажу историю про двух девочек «Стыдно перед соловушкой» (На отдельном листке).
«Закон мудрой совы» говорит о том, что нужно нести ответственность за свои поступки.
Игра «Запрещающие знаки» (Прочитать).
ПОМНИ: и в лесу и в поле и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
III. Закрепление
Рассмотрите рисунки и подберите предложение, соответствующее этому рисунку. СЛАЙД 2429
Природа охраняет наше здоровье.
Природа восхищает нас своей красотой.
Природа дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу.
Природа дает нам разные материалы для хозяйства.
Природа дарит нам радость открытий.
Природа учит нас доброте.
IV. Д/з сделать рисунок, отражающий чувства человека к природе, придумать и нарисовать знак запрета.
V Рефлексия.
Я узнал
Мне было интересно
Хочу узнать
V. Оценки.
Урок по биологии 5 класса
Урок по биологии 5 класса
Урок по биологии 5 класса
Урок по биологии 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.