конспект данного урок позволяет познакомить учащихся с внешним строением птиц, а именно с особенностями внешнего строения, которые позволяют им обитать в наземно-воздушной среде, а также с внутренним строением, с системами органов, их особенностями, которые позволяют им поддерживать постоянную температуру тела и обеспечивают полет
птицы.doc
Тема урока: "Класс птицы. Общая характеристика класса". 7й класс
Цель урока: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним
строением птиц, отметив особенности связанные с полетом.
Задачи:
Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с
происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности
их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания,
провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.
Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать
изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с
дополнительными источниками информации;
делать выводы,
анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно
следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса
детей.
обобщать,
Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания;
воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к
самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к
птицам.
Тип урока: объяснение новых знаний.
Форма урока: обучающая.
Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частичнопоисковый,
опережающего обучения, объяснительноиллюстративный.
Оснащение урока: мультимедийная установка, учебная презентация.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он
включает в себя около 8,5 тысяч видов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они
радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы
скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.
3. Объяснение новых знаний
Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы. Какие части тела отличают птицу
от пресмыкающихся? (Цевка, крылья) Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у
них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное
отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц,
наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва,
острые когти.
Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какието черты
класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.
– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура
их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды. Они относятся
к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)
– А какое же отличие внешнего строения является все же главным? (Крылья, перьевой
покров)
– Один раз я стала свидетельницей разговора двух сестер. Младшая интересовалась у
старшей, можно ли летучую мышь назвать птицей? Как вы думаете, что старшая
сестра ей ответила? (Ответы).
– Итак, кто такие птицы? (Ответы) – Задумывались ли вы, почему птицы летают
Прогрессивные черты организации птиц, принципиально отличающие их от рептилий,
заключаются:
— в более высоком уровне развития нервной системы, а в связи с этим и в более
разнообразном и совершенном приспособительном поведении;
— в высокой и постоянной температуре тела;
— в способности к полету;
— в значительном более совершенном размножении — высиживании и выкармливании
птенцов.
Морфологически птицы характеризуются тем, что тело их покрыто перьями, передние
конечности превращены в крылья, кости пневматические (воздушные), сердце
четырехкамерное с одной правой дугой аорты, зубы отсутствуют и функционально
замещаются роговым клювом.
Современные птицы представлены тремя надотрядами: Бескилевые, Пингвины, Килевые.
Краткая характеристика
Покровы
Скелет
Мышечная система
Пищеварительная
система
Кожа тонкая. Кожных желез нет, кроме копчиковой железы.
Характерно наличие разнообразных роговых образований —
производных эпидермиса: роговые чехлы на клюве, роговые
чешуи на задних конечностях, когти на пальцах, перья.
Периодическая смена перьев называется линькой
Кости — пневматические (воздушные) и отличаются легкостью.
На грудине имеется киль для прикрепления мышц, приводящих
крылья в движение. Все позвонки срастаются и неподвижны,
кроме шейных. Кости черепа срастаются без швов. Зубы
отсутствуют. Пояс верхних конечностей представлен парными
костями: лопатками, ключицами, вороньими костями. Кости
плюсны и предплюсны образуют цевку (покрыта роговыми
чешуями)
Мускулатура хорошо развита. Характерно наличие огромных
грудных мышц (отвечают за опускание крыльев) и хорошо
развитых подключичных мышц (отвечают за подъем крыльев).
Хорошо развита мускулатура шеи и конечностей
Зубов нет. Желудок состоит из двух отделов: мускульный, или
мышечный, и железистый. Имеется зоб. В тонком кишечнике
слизистая оболочка образует ворсинки. Задний отдел кишечника
не дифференцирован на толстую и прямую кишку и значительно
укорочен. Непереваренные остатки выводятся через клоаку
Дыхательная система Легкие имеют губчатое строение. Двойное дыхание. Хорошо
развиты воздушные мешки Кровеносная система
Сердце четырехкамерное. Сохраняется одна дуга аорты — правая
артериальная. Теплокровные
Выделительная система Тазовые почки с мочеточниками, открывающимися в клоаку.
Нервная система
Органы чувств
Половая система
Мочевой пузырь отсутствует
Головной мозг имеет относительно большие полушария и
зрительные доли. Промежуточный мозг слабо развит. Мозжечок
очень большой. Имеются 12 пар черепномозговых нервов. Формы
поведения птиц — гнездостроение, забота о потомстве, миграции
Внутреннее и среднее ухо. Слуховая косточка одна. Зрение
развито очень хорошо. Хорошо развита аккомодация. Имеются
верхние и нижние веки, а также третье веко. Органы обоняния
развиты слабо
У самцов парные половые органы. У самок только левый яичник и
левый яйцевод, открывающийся в клоаку. Копулятивные органы
есть только у некоторых видов. Оплодотворение внутреннее
и
типа,
являются
вариантом
контурных
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются
перьев.
кроющими
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у
пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья
промежуточного
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки
сильно отходят пучком от очина.
– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы
их
функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с
пером).
–
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.
контурным
пухом
(Ответы)
между
похожи
пером.
перья?
и
Чем
все
Лабораторная работа "Строение перьев"
с
рисунками
Прошу соблюдать технику безопасности и использовать иглы только по назначению.
Перед вами лежат различные перья, лупы и как я уже говорила препаровальные иглы. Я
предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся
сравнивая
экране.
Давайте прочитаем инструктивную карточку.
1. Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол, его основание – очин,
опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и
бородки 1го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
2. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите
его тип и функции.
Опрос по выполненной работе.
Ребята. Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы
красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много
болезней, передающихся от птиц к человеку. Перья, которые вы рассматривали,
обработаны мною паром.
Запишите.
на – А могут ли все эти перья принадлежать одной птице? (Ответы) Почему, они же все
разные? (Ответы) Верно, у каждого пера своя функция. Но все вместе они образуют
покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия.
Самый высокий полет. Обладатель этого рекорда — гриф Рюппеля. Зафиксирован
случай столкновения с самолетом на высоте 11 274 метра.
Самая летающая птица. Черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В
течение всего этого времени он спит, пьет, ест.
Самый долгий перелет. Обыкновенная крачка покинула свое гнездо на берегу озера
в Финляндии и приземлилась вблизи озер в Австралия. Она пролетела 25750 км.
Самая тяжелая из летающих птиц. Самая тяжелая летающая птица – африканская
большая дрофа, вес ее около 18 кг. Еще одна тяжелая хищная птица – это андский
кондор. Самцы в среднем весят 912 кг при размахе крыльев 3 м и более.
Самый большой размах крыльев отмечен у странствующего альбатроса, размах его
крыльев составляет около 4 метров.
Птица – самый быстрый летун. Сапсан. Он способен развивать максимальную
скорость до 200 км/ч.
4. Домашнее задание
Стр. 208216, читать РТ стр.
5. Подведение итогов
– Вы сегодня многое узнали, теперь вы можете продолжить предложение: Птицы – это…
(ответы
детей)
– Сов называют в народе мудрыми, благодаря своему задумчивому взгляду.
Порадуйте и мудрую сову своими знаниями:
Какая называется часть тела птицы не покрытая перьями?
Когда температура тела воробья выше – зимой или летом?
Хитрый вопрос: какой ветер для птицы попутный? (встречный. Он дает опору
крыльям, ускоряет и облегчает полет, а ветер сзади замедляет и останавливает птиц.
При перелетах они иногда вынуждены на несколько дне делать перерывы)
Урок по биологии на тему "Птицы"
Урок по биологии на тему "Птицы"
Урок по биологии на тему "Птицы"
Урок по биологии на тему "Птицы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.