Урок по чтению
Оценка 5

Урок по чтению

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
05.06.2017
Урок по чтению
Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходиться общаться -А без чего невозможно жить в мире, какие слова вы могли бы добавить . Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень часто появляется возможность сделать много хорошего. Надо не ждать, а учиться проявлять милосердие .
Невозможно жить в мире без...Милосердия Терентьева.doc
1 Открытый урок по теме:               «Невозможно в мире жить без…»             Учитель      Терентьева Н.П. Школа     с углублённым изучением английского и французского языков № 1358             Класс             4 «Б» Урок по развитию речи : «Невозможно в мире жить без…(милосердия) Цели:  Ввести учеников в процесс познания. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении,  формировать умение  отстаивать свою позицию.  Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить  заинтересованность каждого в изучении данного произведения.  Подвести ребят к осознанию того, что природа и человек едины; показать  необходимость для  человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям,  осмыслить понятие “милосердие”.  Продолжить работу над литературоведческими понятиями тема и идея, способы выражения  авторского отношения к персонажу произведения, к милосердию 2                                              Г.Москва, апрель 2016г. Этапы урока 1. Вступите­ льное слово  учителя Ход урока ­ учитель          Посмотрите друг  на друга, улыбнитесь и загляните в глаза.  Недаром говорят, что глаза – зеркало души.    Пожелаем же  друг другу удачи и начнем работать. 2.Постановка  проблемы 3.Тема урока 3. Приоткры­ тие знаний          Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходиться  общаться                        Жить без общения невозможно.   ­А без чего невозможно жить в мире, какие слова вы  могли бы  добавить в предложение?    На доске,        Невозможно в мире жить  без ….  Я думаю, вы все правы. Но чтобы определить тему урока  и ответить без чего же  еще в мире  нельзя жить, предлагаю послушать притчу.       (показ видео)                    Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что­то с песка и  бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на  берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был  буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что­то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес ­Какой вопрос возник у вас и  вы хотели бы задать мальчику? ­А как бы вы на него ответили? ­Как вы понимаете слова мальчика? :                                ( на экране ) Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды                        А,  Хотите узнать продолжение притчи?  Философ подумал:             Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень часто  появляется возможность сделать много хорошего. Надо не  ждать, а учиться проявлять милосердие .  ­Как вы понимаете слова философа(учиться проявлять милосердие) ­Какое  слово нужно добавить в предложение?                                    Невозможно в мире жить без                                              добавить в предложение                         милосердия                  ­  Кто догадался, какая же тема нашего урока? Тема урока    ­ Как вы понимаете слово  ­     Могу дать вам подсказку Милосердие – это слово, которое обобщает и объединяет все  эти качества. Оно состоит из корней двух слов (каких?) ­ милое и   милосердие? Творческая  работа          по рядам работа на  доске сердце  3 Сегодня на уроке раскроем  это понятие  .           СИНКВЕЙН   Возьмите 1 лист. Мы будем на протяжении всего урока  составлять синквейн    .  ­ Какое ключевое слово запишем?(милосердие)  Запишите и отложите в сторонку лист. (На столах карточки и на экране слова) Переверните следующий листок, прочитайте тихонько слова. ­ Значение какого слова вам непонятно? Кто догадался, на какие  группы нужно разделить слова? \ Будем работать по рядам, 1,3 ряд милосердие, а 2 ряд подчеркнет антонимы.    ( Доброта, черствость, сопереживание, бездушие, бескорыстие, сочувствие,  человечность, чуткость, жестокость,  высокомерие, человеколюбие,  равнодушие,  великодушие, эгоизм, сострадание.    Кто выполните задание,  подойдите к доске, а все остальные проверяют                                                табличка:  синонимы, синонимы  –У всех так, так как на доске.                                                           ­Какие слова включают понятие милосердия – антонимы или  синонимы? 1.СИНКВЕЙН       Запишите  2  прилагательных к слову             милосердие, вы можете воспользоваться  синонимами.   подчеркнет синонимы к слову                  А теперь сверим наше понимание с толкованием  слова ­  милосердие, которое дается в словаре.  В.И. Даля  «Милосердие  ­ это сочувствие, любовь на деле, готовность делать  добро.»                 А вот как трактуется в словаре     С.И.Ожегова « Милосердие –  это готовность помочь кому­либо или  простить из сочувствия и человеколюбия.»    ­Какие слова являются в определении главными?                                                                               1.готовность помочь                                                                                2.сочувствие  ­В чем различие?                                                3. слово, дело                Лексич.знач. слова сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к  переживаниям других                                          ­В слове милосердие, что вы чувствуете?        4.чувство Ребята, а ведь многие русские пословицы посвящены милости и  милосердию: (появляются на экране пословицы        (Работа  в парах,У вас на столах карточки, возьмите, будем  читать цепочкой ,                                    Доброе слово, что ясный день. 4.Пословицы  и поговорки работа в  парах 4 Доброе дело радость приносит Добрые слова дороже богатства Не одежда красит человека, а его добрые дела. а теперь прочитайте  самостоятельно пословицы, а  затем  разделите  их на группы в зависимости  от заложенного в них  смысла.               слово  дело Вижу, что некоторые выполнили, подоидите к доске, покажите, что у вас получилось, остальные проверяют. ­Так какой сделаем вывод, что важнее слово или дело?                                                                             Мы   познакомились и поработали с пословицами, но есть еще  высказывания великих, мудрых людей.      Внимание! Возьмите следующий листок. Продолжим читать  цепочкой      1.  Недостаточно не приносить вреда – нужно помогать своим братьям  (Мадзини)   2.  Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его  положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Писарев)  3.  Самый большой грех по отношению к ближнему  не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности. (В.Шоу)  4.Быть милосердным – значит делать все, что в наших силах.(Джон Донн)  5.Милосердие – это желание приносить пользу другим людям, без мысли о  выгоде и вознаграждении  (Хелен  Келлер) Прочитайте самостоятельно высказывания и подчеркните  главные  слова, которые наиболее ярко характеризуют  милосердие. ­Кто готов зачитать ключевые слова слова? 3.СИНКВЕЙН    ­Докажите к какому  проявлению милосердия можно отнести эти  высказывания.( к слову или к делу) ­Все ли высказывания подходят к   теме нашего урока? ­Объясните.         Домашнее милосердии, добавляя подчеркнутые слова.                 Тема милосердия присутствует  и в повести Аркадия  Петровича Гайдара, которую читали на уроках литературного  чтения .  ­­Назовите ее?                 Мир становился чудесным и новым                                                                    Сердцу хотелось взлететь самому,                                                                    Когда молодым удивительным словом                                                                    Аркадий Гайдар прикасался к нему ­Как вы считаете, Аркадий  Гайдар был милосердным человеком?       задание. Составьте свое  высказывание о      Запишите 3 глагола к слову милосердие 5.Работа с  высказывани­ ями творче­ ская работа индивидуаль н. Составл.выс казывания 6.Работа над  произведение м  А.П.Гайдара Творческая  работа           в парах  5                    Ребята, поделитесь своими впечатлениями от повести  А.Гайдара «Тимур и его команда» ­В какое  время жили Тимур и его команда? ­Какая помощь нужна была тем людям, которые жили рядом с  тимуровцами? Почему. ­Что объединяло этих ребят, почему им было интересно вместе?         Вы  уже знакомы с текстом, поэтому обратимся к  отрывкам из повести.  Работаем в парах. Откройте учебник на стр.139 Внимание! 1р  будет читать 3 ч,   2р – 4ч,         3р. – 5ч.       Задание:   Прочитайте и найдите эпизоды, где проявляется  милосердие делом и словом.  Кто будет готов, поднимите руку. ­Как вы думаете, почему тимуровцы делали свои дела тайно,  скрывали их от взрослых? ­Кто думает по другому? ­Чего  хотели добиться своим поступком  ребята? ­Сами дети испытывали радость? ­Ждали ли они награды? А чего ждали? ­Какое высказывание вы сделали бы  эпиграфом к этим частям  повести?                                          Все высказывания. Прочитайте синонимы, выберите одно слово, которое точно  определяет смысл высказывания.  желание приносить пользу другим людям, без мысли о выгоде и вознаграждении  Доброта, сопереживание, бескорыстный,  сочувствие, человечность, чуткость, человеколюбие,  великодушие, сострадание,            бескорыстие                                                                  4.СИНКВЕЙН       Запишите короткое предложение, в котором высказывается,  отношение к милосердию.                                          Для проявления милосердия особых способностей не надо.             Милосердных людей не больше и не меньше, чем было много лет  назад.              А знаете ли вы, что правление Екатерина II вошло в историю,   как золотой век Российской империи, поднялась экономика,  культура, были проведены своевременные реформы, она же  написала устав благочиния?   И сейчас мы с ним познакомимся. Я попрошу  вас помочь  прочитать его. Устав благочиния Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь   Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь.   В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю не имеющему, напой  жаждущего   Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.   Буде кто ближнему сотворил обиду личную,  или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.   Подыми руку да опусти!   Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее 6 ­Как вы думаете, а нужен ли он был в то время? ­А в наше время нужен такой или другой устав?             Да, милосердие нужно проявлять во все времена. У Екатерины II назывался устав благочиния, а как вы назвали бы  устав для нашего класса?                             Устав милосердия                            Попробуем составить такой  устав?  Работа в парах .А для этого, переверните следующий листок с  заданием. Соотнесите  стрелочкой предложения написанные Екатериной  II  с предложениями,  написанными современным языком. Устав благочиния Не чини ближнему, чего сам терпеть не  можешь   Не токмо ближнему не твори лиха, но  твори ему добро, колико можешь.   В добром помогите друг другу, веди  слепого, дай кровлю не имеющему, напой  жаждущего   Сжалься над утопающим, протяни руку  помощи падающему.   Буде кто ближнему сотворил обиду  личную,  да удовлетворит по возможности.   Подыми руку да опусти! Устав милосердия. Не поступай так, как не хочешь, чтобы  поступали с тобой. Не делай  зла, твори добро. Помогай друг другу в добрых делах. Помоги попавшему в беду, прояви  сострадание. Если обидел человека, то извинись. Если тебя обидели, реши конфликт словом.   Блажен кто и скот милует, буде скотина и  злодея твоего спотыкнется, подыми ее Прости того, кто попросил прощения. Проверим, что у вас получилось. ( Читают по очереди, а я открываю на   экране.) ­Кто первый начнет читать? У кого так как на экране? Вывод: Что же получается?  у Екатерины II  устав,  у нас устав. ­ Для чего устав издавался во времена Екатерины? ­А нам для чего нужен? ­А в будущем он пригодится?  Значит  устав необходим  на  ………..все времена?    ­Что может сделать каждый из вас, чтобы милосердия в мире было  больше? ­ Мы будем к этому стремиться, а поможет нам устав.              Каждый из нас – капелька добра, и только все вместе мы ­ река!     Обратимся к теме урока.  Прочитайте, ………..    предлагаю           посмотреть видеосюжет «Пальто», а затем ответим на вопрос  «Можно ли в мире жить без милосердия?» »Пальто» ­ Почему мама не стала ругать мальчика за его поступок, а наоборот похвалила? ­Можно ли жить без милосердия?   7.Написание  Указа о милосердии Творческая  работа в  парах 8. Итог  урока       обращ.  к доске 7 ­На ваш взгляд, что испытывает человек, проявивший милосердие? ­Что включает понятие  милосердие    зачитайте  хором                   сочувствие              слово            на все времена                      готовность                          помочь                   дело               бескорыстно         чувство  ­Нужно ли милосердие в наше время? ­Какое вы для себя сделали открытие? ­Чем помог вам урок? ­Какие струны души затронул? ­Захотелось ли вам сделать доброе дело? ­Если бы  вам дали задание нарисовать милосердие, чтобы вы  нарисовали.                          Дома, с обратной стороны синквейна  нарисуете, а  если останется время, то в конце урока . 5.СИНКВЕЙН   Запишите одно  слово или  предложение  выражающее чувство. ­Кто хочет зачитать синквейн?  Ведь недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»                                                                                                    Добрые слова – корни                                                             Добрые мысли – цветы                                                            Добрые дела плоды                                                            Добрые сады – это ваши сердца.               Все живое нуждается в милосердном отношении.  Нельзя проявить его умом оно проявляется только сердцем. Хочу подарить каждому из вас маленькое сердечко. Оно не простое, а волшебное… и  пусть частичка этого сердца поможет вам увидеть тех, кто  нуждается в вашей помощи. «Доброта спасет мир» ­видео 8

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению

Урок по чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017