урок по физике 8 кл по теме"Отражение света.Закон отражения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока"Отражение света.Закон отражения света" Тип урока:открытие нового знания.Цель урока:познакомить с явлением отражения света и законами,которым подчиняется это явление. Задачи урока-образовательные,воспитательные развивающие.На уроке дается определение что такое свет,источники света.На природных явлениях объясняется появление тени,отражение света и распространение света в различных средах.Проводится практическая работа на изучение закона отражения света.Изучается понятия зеркального и диффузного отражения.В конце урока проводится самостоятельная работа.разработка урока по физике 8 кл
Иконка файла материала урок по физике.docx
урок по физике 8 класс "Отражение света. Закон отражения" Тема урока: «Отражение света. Закон отражения». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление. Задачи: образовательная: -обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической плотностью, закон преломления света; -формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы; -формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля. воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно- следственных связей явлений, практической направленности данной темы. развивающая: способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию. Планируемые результаты: Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света. Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других. Форма: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, зеркало, лазерный луч, транспортир, карандаш. План урока: 3. Подготовка к восприятию нового материала (7м) 4. Изложение нового материала (20м) 5.Закрепление изученного материала (10м) 6. Итог урока. Рефлексия (2м) 7. Домашнее задание к следующему уроку (1м) Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку. 2. Актуализация знаний Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступим к изучению новой темы, вамнужно ответить на вопросы по материалу прошлого урока. 1. Что такое оптика? (Оптика- это раздел физики, изучающий световые явления) 2. Что такое свет? ( Свет – это излучение, которое воспринимается глазом) 3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн). 4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные) 5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит) 6. Сформулируйте определение светового луча. (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света) 7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно) 8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней) 9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника) 10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца) Учитель: Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская солнечных зайчиков. Я поверну зеркальце таким образом, чтобы на него попадали солнечные лучи. Так мы получим пучок света, который можно направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце. Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало. Учитель: А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его законы? Ученики: Не знаем.3. Постановка цели и задач урока учащимися. Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия? Ученики: Отражение света. Закон отражения света Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок? Ученики: Получить новые знания об отражении света. 4. Изучение нового материала В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет. По рисунку( чертеж выполняю на доске) показываю падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения. Закрепляю по слайдам.1.Линия MN – поверхность раздела двух сред. 2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч. 3.Луч OB – отраженный луч 4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхностиMN. 5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения 6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения 5. Практическая работа Цель работы: изучить закон отражения света. Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш. Изучение отражения света с помощью плоского зеркала. 1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый луч. 1.2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О1О2. Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало.Также отметьте т. A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и отражённый лучи. Сделайте вывод, о том в какой плоскости располагаются падающий и отражённый лучи. Вывод: (предполагаемый) Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости. 1.3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к линии О1О2 (то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из т. O. 1.4. Измерьте угол падения луча (Угол падения – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также угол отражения луча (Угол отражения – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом). Запись закона отражения в тетрадь. Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения: . Диффузное и зеркальное отражения Отражение бывает двух видов. Есть отражение диффузное, есть отражение  зеркальное.Что такое диффузное отражение? Диффузное отражение – это отражение от достаточно шероховатых поверх­ ностей. Ярким примером диффузного отражения можно назвать отражение  от белой бумаги  Для каждого луча в отдельности закон отражения выполняется. А группа  лучей в итоге отражается в разных направлениях.  Зеркальное отражение – это отражение, когда все лучи, упавшие на данную  поверхность параллельно друг другу, также отразились Ученик демонстрирует опыт диффузного изображения, при помощи зеркала , учебника и лазерного фонарика. 5.Закрепление изученного материала Тест В.1 1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200. 2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен: А) 150; Б) 300; В в) 450; Г г) 750. 3. Углом падения светового луча называют … А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает; Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности; В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча; Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом. 4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало: А) 300; Б) 900; В в) 600; Г г)1200. 5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности? 1 2 3 4 А) 1;Б) 2; В) 3; Г) 4. Тест В.2 1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами: А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200. 2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен: А) 150; Б) 300; В) 450; Г) 750. 3. Углом отражения светового луча называют … А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает; Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча; В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча; Г) …угол между падающим и отраженным лучом. 4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало: А) 300; Б) 900;В) 600; Г) 1200. 5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности? 1 2 3 4 А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4. По итогам теста поставьте в маршрутный лист по одному баллу за каждое верно выполненное задание. Вариант 1: Г А В В А Вариант 2: Б А Б А А 6. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке? Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей. Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока? Ученики: Да Учитель: Молодцы, спасибо за урок! 7.Домашнее задание: §63 упражнение 30, №3