Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел
Оценка 4.8

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
физика
7 кл
08.06.2017
Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел
Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое. На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко, азот (данные вещества даны при комнатной температуре). Вы разделили вещества на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, КАКИЕ? например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, чем эти вещества отличаются друг от друга.
св-ва тв, жид, газ.docx
7 классы ТЕМА:Свойства газов. жидкостей и твердых тел Цель урока: Сформировать представления о строении вещества в различных агрегатных  состояниях. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности  внутреннего строения веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. Задачи урока: Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на  основе представлений о молекулярном строении вещества. Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно­следственные  связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их  обосновывать и проверять достоверность. Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика» Тип урока: изучение нового материала ХОД УРОКА I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим… II. Целеполагание и мотивация Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое. На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово,  спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко,  азот (данные вещества даны при комнатной температуре). Вы разделили вещества на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Многие из них мы  привыкли видеть в каком­либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни  встречаются сразу в трех состояниях, КАКИЕ? например, вода: твердое состояние воды –  лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, чем эти  вещества отличаются друг от друга. Как, по вашему мнению может звучать тема нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства газов. жидкостей и твердых тел».­запись в тетради  Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке? Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: выяснить какими свойствами обладают  твёрдые тел, жидкости и газы, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в  расположении, движении и притяжении молекул. Запись на доске (цель для учащихся) Свойства твердых, жидких и газообразных тел Расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах Движение молекул в твердых, жидких и газообразных телах Взаимодействие молекул твердых, жидких и газообразных телах III. Первичное усвоение новых знаний Чтобы систематизировать наши полученные знания о строении вещества, свойствах тел  в разных агрегатных состояниях, заполним таблицу: (в тетрадях) Задание 1: «Исследование свойств газов». Оборудование: воздушный шарик, медицинский  шприц. Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа? 2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась  ли его форма? 3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте  его сжать. Легко ли сжать газ? Задание 2: «Исследование свойств жидкостей». Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2­3  сосуда разной формы, медицинский шприц. Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки? 2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость?  Сохраняет ли жидкость свою форму? 3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём? 4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли  сжать жидкость? Задание 3: «Исследование свойств твердых тел». Оборудование: набор твердых тел из  разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.) Проведите эксперимент и ответьте на  вопросы: Имеют ли твердые тела свою форму?  2. Сохраняют ли они свой объём? 3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать? По результатам исследовательской работы заполняем таблицу Газ Не имеет формы Не сохраняет объем Сжимаем Твердое тело Жидкость 1. Не имеет формы 2. Сохраняет объём 3. Не сжимаема 4. Текуча 1. Сохраняет форму 2. Сохраняет объем 3. Не сжимаемо Расположение молекул На большом расстоянии друг от друга, хаотично Плотно упакованы, т.е. на небольшом расстоянии друг от друга Упорядоченно, образуя кристаллическую решётку Характер движения молекул Движутся свободно по всему объему Колеблются на месте, перескакивая с места на Колеблются на месте, около одного положения место равновесия Взаимодействие молекул Слабое Сильное Очень сильное  Какие свойства твёрдых тел вам известны? Сохраняют форму и объём  Какие свойства жидкостей вы знаете? Сохраняют объём, но легко меняют свою  форму  Какие свойства газов вам известны? Не сохраняют форму и объём  Свойства твердых тел.  В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради?  (твердом) Рассмотрим несколько твердых тел.  Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)  Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)  Можем мы определить объем твердых тел? Определим объем параллелепипеда. Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода на доске и в таблице). Свойства жидкостей.  Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды.  (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в  мензурки, для определения объема)  Что происходит с формой жидкости? (она меняется)  Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)  Изменился ли при этом объем жидкости? (нет) Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. (Запись вывода на доске и в  таблице). Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла. Свойства газов.  Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком:  перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем  разрезают нить. Воздух занимает весь шарик. Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам  легко удалось.  Что можем сказать о свойствах газов? Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в  таблице)  Как же можно объяснить эти свойства? Ведь вода, лед, водяной пар – это  состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как  они движутся. Газы. Так как газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко  сжимаются, то следует предположить, что расстояние между молекулами во много раз  больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Это доказывает и  диффузия, которая в газах происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах. Но если  газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние. (Запись вывода на доске и в таблице). Жидкости. Жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их  трудно. Это можно объяснить только тем, что при любом сближении молекул между ними  возникает отталкивание, т.к. молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между  ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. (Запись  вывода на доске и в таблице). Твердые тела. Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы  расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены  упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около  определенной точки. (Запись вывода на доске и в таблице). 4. Этап обобщения и закрепления нового материала  Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?  Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород?  Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: железо?  В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние  вещества?  В копомещении, где находится хлорка, всегда чувствуется её запах. Объясните, в  каком состоянии пребывает хлорка? 5. Заключительный этап 1. Что мы узнали о свойствах тел в различных агрегатных состояниях? 2. Как можно объяснить эти свойства, учитывая молекулярное строение вещества? 6. Рефлексия Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен     интересен / скучен Д/з п 27,28, эксп зад стр 127 РЕЗЕРВ Вопросы: 1. Почему газы не сохраняют объем и легко сжимаются? ( Расстояние между  молекулами велико, силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются  друг от друга и так же легко сближаются. 2. Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный  объем? (Причина в свободном движении молекул и слабом их притяжении) 3. Почему жидкости сохраняют объем? (Взаимодействие между молекулами велико,  следовательно они не способны “отрываться” друг от друга) 4. Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости  подвижны, они способны перескакивать с места на место. В случае, если на жидкость  подействует внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки частиц будут  происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). 5. Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами  достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя  молекулам сближаться) 6. Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере  движения молекул. Они колеблются около положений равновесия и свободно  перемещаться не могут) 7. Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами  твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга) 8. Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? ( Расстояние между молекулами  мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко  возрастают, не позволяя молекулам сближаться).

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел

Урок по физике на тему: свойства жидких, твердых и газообразных тел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017