Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
7 кл
22.01.2017
Урок по географии 7 класс "Антарктида - загадочный край". Конспект урока предназначен для учителей географии. В конспекте отражены цель урока, а также образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Подробно описан весь ход урока. Много познавательного и полезного материала, что сделает урок более эффективным и интересным.
Антарктида-загадочный край.docx
Урок географии в 7 классе
Тема: Антарктида – загадочный край.
Цели:
Образовательная – сформировать представления о своеобразии и
уникальности материка, о роли учёных в открытии и исследованиях
Антарктиды;
Развивающая – способствовать формированию идеи познаваемости мира,
развитию умений и навыков у обучающихся по работе с различными
источниками географических знаний;
Воспитательная – на примерах героической жизни полярников,
способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению
достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же
прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.
Задачи:
продолжить обучение картографическому методу географического
исследования,
способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП
материка,
создать условия для развития творческих способностей учащихся,
стимулировать формирование нравственного опыта школьников на
примерах истинного служения Родине и науке полярных
исследователей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: логические, практические, частичнопоисковые, эмпирические,
словесные, наглядно – демонстрационные.
Оборудование: физические карты мира и Антарктиды, глобус, презентация,
проектор, мультимедийная доска, атласы, контурные карты.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Психологический настрой.
(1 слайд) – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Ребята, хорошие
слова? Мне они тоже очень понравились. Я предлагаю взять эти слова девизом нашего урока и отправиться на поиски нового материка. Какого? А вот
послушайте и догадайтесь. (2 слайд)
Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.
II. Целеполагание.
Верно. Это Антарктида. (3 слайд)
Антарктида далеко, добираться нелегко.
Мы к таинственной земле поплывём на корабле!
(4 слайд) И тема сегодняшнего урока «Антарктида – загадочный край».
Ребята, а какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово
Антарктида, что вы знаете, что уже слышали об этом материке? Наша с вами
задача на уроке поближе познакомиться с этим материком, больше узнать о
нём, описать его ФГП и познакомиться с его историей открытия и
исследования.
А вот послушайте, какие впечатления произвела Антарктида на известных
полярников, которые побывали на нём.
(5 слайд) «Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные
светлоголубые айсберги в прозрачносиней воде». (Г.Е. Лазарев)
(6 слайд) «Огромна, уединённая снежная страна, холоднобелая под
мерцающими звёздамиалмазами, блестящая в лучах дневного света,
хмурая при порывах ветра». (Дуглас Моусон)
(7 слайд) Часто этот материк называют необычный, неповторимый, даже
III. Изучение нового материала.
1.
загадочный.
В чём же необычность, неповторимость этого материка?
Найдите в учебнике перед §48 описание его необычности и найдите черты, которые
отличают его от других материков.
А какой отличительный признак вы бы поставили на первое место?
Антарктидасамый холодный материк. (запишем этот вывод в тетради) На
станции «Восток»(к стати это наша станция), которая находится на Антарктиде,
зарегистрирована самая низкая темпера тура на Земле(89,3 С). Эту станцию
называют полюсом холода Земли. А сам материк «холодильником» Земли. (8 слайд) Чтобы побывать на этом материке, нам надо знать, где он
2.
находиться. Поэтому возьмём карты в руки и поищем этот материк, опишем его
ФГП.
Какова площадь Антарктиды, сравните её с другими изученными нами
материками; (рис.3, стр.7 учебника)
Положение Антарктиды относительно экватора;(в южном полушарии)
Положение Антарктиды относительно нулевого меридиана;(в западном и
восточном полушариях)
Положение Антарктиды относительно полярного круга;(почти вся находится
внутри южного полярного круга)
Какие океаны омывают Антарктиду;(Т.И.А.)
Какие моря омывают Антарктиду;(Уэдделла, Росса, Амундсена,
Беллинсгаузена. В честь кого они названы?)
Как расположена Антарктида относительно других материков;(ближе всего
Ю.А.1130км. её отделяет пролив Дрейка, до Ав.3100км., до Аф.3980км)
В каких климатических поясах расположена;(антарктический,
субантарктический)
Береговая линия;(слабо изрезана, длиной свыше 30 тыс. км.она представляет
собой обрывы высотой до нескольких десятков меторов)
Крупные пва;(Антарктический)
Какие острова есть вокруг материка;
В какую сторону направлены берега Антарктиды?(в северную) Сколько будет
крайних точек? (одна) Какая? (северная) Найдите эту крайнюю точку. Как она
называется? (м. Сифре) Где она расположена? (пов Антарктический)
Определите её координаты.(63 ю.ш.57з.д.)
(9 слайд) При изучении этого материка мы встретимся с двумя понятиями:
3.
«Антарктида» и «Антарктика».
Нам надо выяснить, что обозначает то и другое. Найдите в учебнике на стр.193
разъяснение этих понятий.
(10 слайд) Антарктида часть света, состоящую из материка Антарктиды и
прилегающих островов.
(11 слайд) Антарктика южная полярная область земного шара, включающая
Антарктиду и прилегающие к ней южные участки Атлантического, Индийского и
Тихого океанов.
А откуда пошло название материка Антарктида?
Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» против, т.е.
лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.
(Понятия записать в тетрадь.)
(12 слайд) А сейчас выполним Практическую работу. На контурной карте
4.
Антарктиды обозначьте следующие географические объекты:
Ю.П.; Южный полярный круг;
Океаны, омывающие материк;
Антарктический полуостров;
Крайнюю северную точку(м.Сифре)
5.
(13 слайд) Физкультминутка.
Антарктида белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Повертика головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
(14 слайд) Сейчас я зачитаю Стихотворение, а вы должны определить
6.
дальнейшую тему нашего разговора.
Под вековым тяжёлым одеялом
Почти совсем нетающего льда,
От всех морозов спряталась устало
Неведомая южная земля.
Её напрасно много лет искали,
И вот наперекор седым волнам
«Восток» и «Мирный» как – топаз пристали
К высоким, льдистым, хмурым берегам.
Свои законы здесь вершит природа:
Полгода день, полгода длится ночь.
Там вихри снежные лихой буран срывает,
Уносит в бесконечный океан.
Конвертом белым айсберг отплывает
Посланием для дальних тёплых стран.
Суровый климат, строгая природа
Преграды людям строят на пути,
Но человек, как исполин
Не устаёт через снега идти.
Верно, мы поговорим об истории открытия, исследования и изучения Антарктиды.
Из шести материков Земли Антарктида была открыта последней и намного позже
других материков. Как вы думаете, почему? (Далеко удалена от других материков,
низкие температуры, окружена льдами, частые штормы, плотные туманы и снега,
айсберги). Да все эти факторы затрудняли её открытие и изучение. (15 слайд)Ещё в древние времена люди считали, что в южной полярной области
лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое,
но чаще всего о том, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки
отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они
открывали немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.
(16 слайд) Гипотезы о существовании и местоположении загадочного материка
выдвигались в XVII и XVIII веках учёными различных стран. Великий русский
учёный М.В.Ломоносов высказывал в 1761 году предположение, что в южной
полярной области существуют острова и «матёрая земля».
В Антарктиду кто попал, тот время даром не терял,
Нужно было посмотреть: где здесь чайка, где медведь!
Просто так там невозможно жить,
Так как закалённым нужно быть.
Пусть, суровый климат в Антарктиде.
Хоть разок побывать там не хотите ли?
(17 слайд) Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для
7.
этого учёные, которые здесь работают, открыли небольшой музей, де можно увидеть
портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидеть
вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических
открытиях. Давайте зайдём в этот музей и послушаем эти истории.
(18 слайд) 1 ученик. Первым человеком, отправившимся на поиски невиданной,
загадочной, южной Земли был Джеймс Кук сын английского батрака, впоследствии
– знаменитый мореплаватель. Экспедиция под его командованием впервые пересекла
Южный полярный круг. В 1775 году в районе, который впоследствии получил
название моря Амундсена, Кук встретил сплошной ледяной барьер, через который
невозможно было пробиться. Джеймс Кук принимает решение прекратить
дальнейшие поиски и экспедиция повернула обратно. В своём судовом журнале он
писал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдом
морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что
ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне.
Земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».«Эта
страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и
погребена под слоем никогда не тающего льда и снега». Джеймс Кук считал
безрассудным идти на юг дальше ради достижения материка, который, он считал,
«будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию,
ни географии, ни другим отраслям науки».
(19 слайд) 2 ученик. Результаты экспедиции Джеймса Кука надолго отвлекли
европейцев от исследования океана южнее 50 параллели. Но интерес к этому району
планеты не пропал. И спустя почти 50 лет 4 июля 1819 года из порта Крондштат в
Балтийском море туда отправились два российских корабля. На одном из них «Востоке» командиром был капитан Фадей Фадеевич Беллинсгаузен. Вторым
кораблём «Мирный» командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Оба офицера
– опытные и бесстрашные моряки – к тому времени уже успели совершить
кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к
Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили
Беллинсгаузена. Экспедиция настойчиво пробивалась всё дальше на юг, её путь уже
пролегал значительно южнее маршрута Кука.
(20 слайд) Корабли пробивались между тяжёлыми льдами, вскоре рядом было такое
множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть
раздробленными этими громадами. Наконец все услышали радостный крик
сигнальщика: «Вижу землю!» Свершилось главное. 16 января 1820 года «Восток» и
«Мирный» подошли к материковому берегу, состоялось открытие новой части света
– Антарктиды. Экспедиция полностью обошла материк, шесть раз пересекла южный
полярный круг, выполнила большой объём научных исследований. И мы с полным
правом можем гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские.
(21 слайд) 3 ученик. Теперь путешественников влекла другая цель – Покорение
Южного полюса. В эту борьбу включились норвежец Руаль Амундсен и англичанин
Роберт Скотт.
(22 слайд) Руаль Амундсен вначале хотел достичь вовсе не южного, а северного
полюса. Он уже с командой, состоявшей из пяти человек, отправился к своей цели,
но оказалось, что его уже обошёл и первым достиг северного полюса американец
Роберт Пири. И тогда отчаянный норвежец практически в море разворачивает
корабль и отправляется к другой крайней точке земли – южному полюсу. А Скотту
посылает письмо с предложением посоревноваться. До южного полюса Амундсен
добрался «как по нотам». Сани его бодро тащили собачки, а когда надо было, то
люди надевали лыжи. Каждая собачка была не только тяговой силой, но и
прекрасным «ходячим консервом». Да и моральный дух в команде норвежцев был
как нельзя высок. 14 декабря 1911 года, через 56 дней пути, экспедиция достигла
Южного полюса. Они разбили палатку и поставили норвежский национальный флаг.
Экспедиция Амундсена благополучно вернулась домой.
(23 слайд) 4 ученик. Роберту Скотту удалось отправиться в путь лишь спустя две
недели после Амундсена. Их экспедиция состояла тоже из пяти человек. С самого
начала им пришлось пережить немало трудностей, отчасти из – за ошибок
руководителя, отчасти из – за стечения обстоятельств. Почти сразу, не выдержав
ледяных торосов, выходят из строя мотосани. И пони, к сожалению, тоже не
оправдывают надежд хозяина – они гибнут от холода и перегрузок и их пришлось
застрелить. Тяжёлые сани тащили на себе. Шаг за шагом пятеро смельчаков с
невероятным мужеством преодолевают ледяные разломы и бескрайние равнины. И
вот, наконец, они у цели. Но что это? На полюсе норвежский флаг! Англичане
достигли южного полюса на месяц позже своих соперников 18 января 1912 года.
Скотт водружает рядом с норвежским флагом британский и возвращается обратно.
К сожалению, фортуна, действительно, отвернулась от них. Страшные морозы, непрекращающийся ветер неумолимо забирали силы. Вернуться домой им так и не
удалось. Через восемь месяцев палатка с телами Роберта Скотта и его товарищей
была найдена участниками поисковой экспедиции. На месте их гибели поставили
крест, а на нём начертали имена погибших и знаменательную строку английского
поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
(24 слайд) Нам бы хотелось узнать, а кому принадлежит Антарктида и
8.
послушать о современных исследованиях материка.
5 ученик. Антарктида – это единственный континент, который не принадлежит
никому. На разные части материка претендовало много стран. В Антарктиде
обнаружены различные полезные ископаемые: каменный уголь, различные руды,
графит, горный хрусталь, золото, серебро, редкие металлы, мрамор. Есть
предположение, что в Антарктиде могут быть обнаружены богатейшие запасы нефти.
Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого
чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала
всемирным природным заповедником – «Страной науки». Настоящими хозяевами
континента являются учёные из разных частей света. Начало современному
исследованию «шестого континента» было положено в 1957 – 1958 гг. в связи с
проведением Международного Геофизического года, когда 12 государств мира
решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями.
(25 слайд) В 1959 году был подписан договор об Антарктиде, где зафиксировано
обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях, запрещено
строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.
Теперь на Антарктиде работают учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных
станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.
(26 слайд) Вывод по уроку. Рефлексия. Замечательный музей в Антарктиде,
9.
спасибо экскурсоводам за интересные истории исследования материка. Но нам,
ребята, пора возвращаться домой и обменяться мнениями, что же нового интересного
вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение?
Хочется ли вам что – то ещё узнать об Антарктиде? А что конкретно вы бы хотели
узнать? Вижу, что вас, действительно, заинтересовал этот материк. Поэтому
предлагаю вам самим из Интернета, дополнительной литературы поискать
интересный материал, интересные факты об Антарктиде.
10. (27 слайд) Д/З. §48;
• Подписать на к/к российские полярные станции;
• Найти интересные факты о природе материка;
• Собрать сведения об органическом мире материка.
11. (28 слайд) Отгадывание ребуса.
12.(29 слайд)Закрепление. Решение географических задач. 1.Почему Антарктиду необходимо изучать и в настоящее время и в
будущем? (освоение и добыча минеральных ресурсов, строительство городов
будущего).
2.Во время полярных исследований на Антарктиде были найдены
окаменелости древовидного папоротника, толщина ствола которого достигала
35 – 40 см. О чём свидетельствует эта находка? (видимо в далёком прошлом
климат на материке был тёплым).
(30 слайд) 3.В год МГГ США в точке Ю.П. поставили обелиск,
увенчанный металлическим шаром. Прошло время – и обелиск «съехал» с точки
Ю.П. Объясните, почему это произошло? (льды способны двигаться от центра к
периферии материка).
(31 слайд) 4.Века и даже тысячелетия материки Земли хранят на
своей поверхности развалины городов, руины старинных храмов, другие следы
истории человечества. В Антарктиде же уже через десятилетия не всегда
удаётся обнаружить следы пребывания человека, постройки научных станций.
Почему? (снег не тает, поэтому всё заносится высоким слоем снега и льда).
5.Антарктиду образно называют –«Страна мороза и жестокого
солнца». Оказывается, южнополярным летом нельзя выйти из помещения без
солнечных очков. Кожа лица и других открытых участков очень быстро
загорает, бывают даже солнечные ожоги, губы трескаются. Значит
Антарктида получает большое количество солнечного тепла. Почему при
большом количестве солнечного тепла воздух Антарктиды такой холодный?
(воздух нагревается не от солнечных лучей, а от земной поверхности. Поверхность
Антарктиды – это лёд. Лёд отражает от75 до 90 % солнечной радиации. Угол
падения солнечных лучей в этих широтах маленький. В полярную ночь материк
сильно остывает.)
6.Почему дома научных станций строят на высоких сваях, так
называемые «курьи ножки» и закрепляются металлическими тросами?
(нарастание слоя снега и льда, сильные ветра).
(32 слайд) Спасибо за урок.
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Урок по географии "Антарктида - загадочный край" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.