На уроке учащиеся познакомятся с особенностями и своеобразием рек и озер Южной Америки. Также научатся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка. Учащиеся узнают историю названий водных объектов. На уроке учащиеся в парной работе составят характеристику рек Южной Америки.Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки"
Внутренние воды Южной Америки.
Цель: 1.показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
2.развивать умения учащихся устанавливать причинноследственные связи в
формировании внутренних вод материка.
3.воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта мира, учебник,
атласы, контурные карты, схемы, живое слово учителя.
Геономенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;
озера: Титикака, Маракайбо;
водопады: Анхель, Игуасу.
Работа с контурной картой: подписать крупные реки и озера Южной Америки.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания:
Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
В каких климатических поясах находится материк? Какова роль Анд в формировании
климата материка?
1. Изучая Африку, мы говорили, что это самый жаркий материк; изучая Австралию, что это
самый сухой материк, а вот Южная Америка – самый «мокрый» материк. Приведите
аргументы, подтверждающие этот тезис.
2. Объясните, какие факторы создают уникально увлажненный район Амазонской
низменности?
3. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки.
Объясните, почему их так называют и какие причины приводят к образованию таких мест?
4.Сравните роль Анд и Большего Водораздельного хребта в формировании климатических
условий на материках.
5.Проблемное задание: как изменился бы климат материка, если бы Анды располагались не на
западе, а на востоке Южной Америке?
3. Изучение нового материала:
Говорят, что «Реки – зеркало климата». Как вы понимаете это высказывание?
Так о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о внутренних водах Южной Америки.
Цель нашего урока: показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
Откройте тетради, запишите тему урока, в процессе урока мы будем составлять опорный
конспект.
1. Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на
чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная
земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что
сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих
деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши,
усиливали ужас от этого хаоса.
Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:
Что это?
Бог, отвечали туземцы, великий, грозный Бог! Какой Бог?
Амассона – испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель
лодок».
А) И действительно, площадь бассейна реки примерно равна всей Австралии или США.
Б) По длине уступает лишь Нилу 6671 Км.
В) Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы +Обь
Амазонка=25 Волгам или 12 Енисеям
В межень ширина реки в городе Манаусе около 5 км., а глубина 50м! На последнем
400км отрезке до впадения в океан ширина около 50 км., а глубина около 90 м.
В устье ширина доходит до 320 км.
Чем объяснить исключительную полноводность реки?
2.Ребята, давайте вспомним, по какому плану мы даем характеристику реки?
В какой части материка протекает
Исток, устье
В каком направлении протекает
Зависимость течения от рельефа
Источники питания
Каков режим и зависимость от климата
3.Давайте дадим характеристику Амазонки.
А почему Амазонка полноводна в течении всего года?
Какие реки Африки имеют сходные с ней водный режим?
У полноводной в течение года Амазонки в маеиюне наблюдается, однако, самый
высокий уровень воды. Она поднимается на 15 м., начинается наводнение, переходящее
в потоп. Деревья на несколько метров утопают в воде. Почему?
Что является причиной столь резкого подъема воды в реке?
4.Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. Что
является причиной этого?
Что общего в водном режиме Параны и Нила?
5.На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много порогов и
водопадов. Особенной известностью пользуется вдп. Игуасу, расположенный на одном из
притоков Параны. (см. стр.183)
6.В Южной Америке много озер, но самые крупные озеролагуна Маракайбо и высокогорное
озеро Титикака. (видеофр.)
5 Закрепление.
Покажите на карте крупнейшие речные системы Южной Америки.
К бассейнам каких океанов они относятся?
Какова роль рельефа в формировании речной системы
Каковы основные источники питания рек?
6 Вывод: Сегодня мы узнали о крупных речных системах Южной Америки, выяснили
особенности и их своеобразие. Нанесли реки, озера и водопады на к/к.
7. Домашнее задание:
& 43, заполнить таблицу