урок по геологии "горные породы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробный план - конспект урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» для 5 класса. С целями, задачами, проблемной ситуацией, целеполаганием, рефлексией. Интересный урок, советую воспользоваться полностью или частично при подготовке к уроку по данной теме. Удобен для работы в электронном виде.
Иконка файла материала урок по геологии.docx
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ» Учебный проект: Разработка урока: «География»  По теме: «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»  Исполнитель: Ведерникова Татьяна ЮрьевнаСлюдянка, 2017 годОбщая информация Образовательная область, учебный предмет  Класс Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если  есть) Тема учебного занятия география 5 класс Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «  Полярная звезда». 5­9 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина­ М: Просвещение, 2011. Литосфера Тема урока  или другой формы  Горные породы, минералы и полезные ископаемые организации УВП: экскурсия,  консультация, проект,  лабораторное занятие, практикум,  игра и т.п. Место урока или другой  формы  организации учебной деятельности в структуре учебного занятия № 2 в теме « Литосфера­ твердая оболочка Земли»Учебная задача  Открыть способ …  Вовлечь  учащихся  в  образовательную  (коммуникативную,  исследовательскую,  Открыть способ описания горных пород и разработать критерии их  классификации. Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную . деятельность по  обсуждению характеристик различных видов горных пород. Создать условия для организации дискуссии по свойствам горных пород. Вовлечь уч­ся в рефлексивно­ оценочную деятельность.                        проектную,  рефлексивно –  Овладеть теоретическими  знаниями в области литосферы, горных пород.            оценочную, организационно –  деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию  …   Овладеть теоретическим  знанием в области … и  способами его прикладного  использованияЦель Базовый («обучающийся научится») Повышенный («обучающийся Обобщенные цели учебного занятия ­ планируемые результаты Уровень Цель – предмет (предметный  результат) Обучающиеся научатся  формулировать основные понятия по теме горные  породы, литосфера. Цель – способ (метапредметный  результат) Цель – ценность (личностный  результат) Обучающиеся откроют (овладеют,  получат и т.п.) способ  работать в  группах  по видам  горных пород. Овладеют  умением выделять основные  признаки горных пород.                                Обучающиеся осознают ценность   горных пород для человека, сформируют представление о значимости  полезных  ископаемых в жизни человека и  необходимости их рационального  использования. получит возможность научиться») Обучающиеся получат возможность  научиться различать горные породы  по составу. , свойствам и  происхождению  или научиться  устанавливать причинно­ следственные  связи между  происхождением и свойствами горных пород.                                              …. Обучающиеся получат возможность   составлять таблицу свойств горных  пород в практической работе.…. Обучающиеся получат возможность  для формирования  эмоционально­ ценностного отношения к  окружающей среде, осознания  необходимости сохранения горных  пород и минералов и рационального их  использования.Исходное состояние  обучающихся: ­ имеют опыт работы с учебником, в парах, составлению таблиц. …….; ­ знают понятия литосфера,  минералы, горные породы, мантия, магма, земная кора, внутренние и  внешние силы Земли­ могут  определять элементы внутреннего  строения Земли…….; ­ могут сравнивать различные  образцы горных пород по внешним свойствам ,  ; ­ могут оценивать работу в  группах . Формы оценки планируемых  результатов  Комментарии учителя к учебному  занятию или уроку Предметный результат Метапредметный  результат Личностный  результат тестированиеУчебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия Дополнительная литература Интернет ­ ресурсы ЭОРы Учебно – информационное обеспечение Основная литература : базовый  учебник  География 5­6  «Полярная  Звезда» Алексеев А.И., Николина  В.В., и  др.,Тренажер 5 Техническое обеспечение ­необходимое оборудование: настенная карта физическая карта мира,  коллекция горных пород и минералов, презентация. ­техническое обеспечение: компьютер, проектор, экранЭтап урока или другой Подэтап урока или другой формы УВП Сценарий  проведения учебного занятия Действия учителя (педагога) Действия обучающихся (примерные версии ответов)  формы УВП 1. Мотивационн о ориентировоч ный 1.1. Вхождение в  контакт Учитель приветствует учащихся,  проверяет готовность учащихся к  Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку.  уроку. Настраиваются на работу. Отвечают на поставленные вопросы 1.2. Актуализация  субъектного опыта  обучающихся Ребята, мы продолжаем изучать Особенности строения Земли. Давайте вспомним: ­Что такое литосфера? ­Что называется внутренними си Лами Земли? ­Какие процессы происходят под  воздействием внешних  сил?1.3. Создание  проблемной ситуации Учитель предлагает ответить на   проблемный вопрос, который выявляет  Предлагают свои варианты ответов,  вступают в диалог, проговаривают и  разные мнения учеников класса,  сталкивая их. осознают цели урока 2.1. Целеполагание и  планирование ­Подумайте, почему земная кора  Ребята, попробуйте сформулировать  тему нашего урока. Учащиеся проговаривают тему урока,  работают с текстом учебника на стр.  Правильно, тема нашего урока­ «Горные  породы, минералы и полезные  71, выясняют: что такое минералы,  горные породы, записывают тему урока 2.2. Поиск способа  решения проблемной  ситуации 2.  Операционно  –  ископаемые» Теперь с помощью  учебника выясним, что называют  горными породами и минералами. ­ Как вы думаете, ребята, почему  и определения в тетрадь.исполнительс кий породы названы горными? ­Где еще можно встретить горные  породы? ­ Сколько минералов может входить в  состав горных пород? ­ Чтобы более точно ответить на эти  вопросы, обратитесь к тексту учебника  стр.71 Ребята, сейчас вы будете в роли  2.3. Выбор верного  варианта решения,  фиксация найденного способа Учащиеся читают текст, предлагают  ответы на заданные вопросы. Решают типовые задания с  проговариванием алгоритма вслух.  Общее­ это горные породы, а различие­  геологов, которые открыли большие  залежи горных пород и полезных  в их происхождении. Работают в  группе, совещаясь, заполняют таблицу. ископаемых. Сейчас каждая группа получит  коллекцию горных пород и минералов и  выполнит практическую работу. Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм  2.4. Отработка  открытого способа в  системе упражнений,выполнения практической работы. конкретно­ практических  действий Учитель задает вопрос: ­ какие горные породы образовались на  поверхности Земли  и почему? ­ какие образовались в земной коре ­ какие горные породы появились из  магмы? ­ какие процессы действуют на них на  Земле  ? (Ответы пишутся на интерактивной  доске ) Учитель подводит к выводу: все горные  породы делятся на группы, в  зависимости от того, где они  образовались. Предлагают свои варианты ответов: Излились из вулканов  , разрушились  водой, ветром. Просматривают, сравнивают горные  породы, предложенные для работыУчитель формулирует задания для  учеников, корректирует их работу: Выполняют практикум при помощи  учебника, образование горных пород по ­ выберите и рассмотрите горные  породы и минералы вашей группы группам: 1 Магматические 2 Метаморфические 3 осадочные  Заполните с помощью учебника таблицу Демонстрирует слйды с образцами  горных пород  Формулирует вопросы и корректирует  ответы: ­ на какие три группы делят все горные  пород ­какими свойствами обладают горные  Рассуждения учеников, выявление  причинно­следственных связей.  породы вашей группы ­на ваш взгляд, в чем еще  их отличия Формулируют ответ, применяя знания. ­ А кто из вас знает, как человекиспользует горные породы и минералы в  своей хоз. Деятельности? Обратимся к тексту учебника на стр. 72­ 73. Запишите в тетрадь что называют  полезными ископаемыми,  месторождением полезных ископаемых  и какие бывают полезные ископаемые.  Выполните задание № 8 на стр. 73  учебника. Сделаем вывод.: Учитель задаёт вопросы: 3.1. Ситуация  контроля за3.  Рефлексивно  – оценочный выполнением  учебных действий О чем мы говорили на уроке? Все ли было понятно на уроке? Кто из вас испытывал трудности,  чувствовал себя не совсем уверенно? Какую оценку вы поставите себе за  работу на уроке? С каким настроением вы уходите с  урока? 3.2. Ситуация оценки  образовательных  результатов За урок все учащиеся получают по 1  оценке за характеристику горной  породы в практической работе,  Отвечают на вопросы в тетрадях некоторые дополнительно за ответы и за  загадки.  Учитель задает домашнее задание: Составить синквейн о любой горной  Ребята записывают дом. Задание в  тетрадь.породе Найти в любых источниках информацию  о полезных ископаемы нижегородской  1.Под редакцией Н.В. Бордовской «Современные образовательные технологии», издательство «Кнорус», М. 2013 год Список литературы:  2.В.П.Бондарев «Геология» практикум Москва «Форум –Инфа ­М», 2002год 3.Н.И.Корнилов «Ювелирные камни» М. «Недра»,2007год4.И.В.Никишина «Инновационные педагогические технологии», издательство «Учитель»,2008 год 5.М.М.Поташник «Требования к современному уроку», Центр педагогического образования, М 2011год