Вишневецкая Наталья Владимировна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Кингисеппская СОШ № 5»
Ленинградской области
Класс 9
Тема урока: Условный оператор языка программирования PASCAL .
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный
Структура урока:
Урок рассчитан на учащихся 9-х классов, изучивших структуру языка программирования Pascal, владеющих основными знаниями по программированию линейных алгоритмов.
Урок ориентирован на новые ФГОСы и даётся в формате системно-деятельностного подхода к изучению материала.
Презентация создана на все этапы урока и предполагает параллельное заполнение маршрутного листа, а так же:
1. Постановка проблемы.
3. Повторение изученного ранее.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление знаний в виде заполнения маршрутных листов.
7. Рефлексия.
8. Практическая часть – решение задач.
a) 1 уровень – совместное решение задачи, разбор вопросов.
b) 2 уровень – самостоятельное решение, индивидуальная помощь и консультации.
c) 3 уровень – полностью самостоятельный, оценивание, указание на ошибки.
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.
Цель урока:
1. Образовательная:
научиться решать задачи с использованием условия на языке программирования
Паскаль;
формировать умение решения задач с использованием условного оператора языка программирования Паскаль.
2. Развивающая:
развитие самостоятельности, самоконтроля, критичности.
3. Воспитательная:
развитие коммуникативных навыков;
ответственность и требовательность к себе;
уважительное отношение к мнению других.
Оборудование и дидактические средства:
1. Необходимое оборудование для демонстрации презентации
2. Маршрутные листы, распечатанные для каждого учащегося.
3. Компьютеры для выполнения практического задания.
|
Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к уроку? Тогда начнём. |
|
1. Постановка проблемы. Слайд 1.
Слайд 2.
2. Подготовка к активной умственной деятельности.
3. Повторение ранее изученного материала
Слайд 3-5
4. Актуализация проблемы. Формулирование цели и задачи на урок.
Слайд 6-8
5. Изучение нового материала Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
6. Рефлексия.
7. Практическая часть – решение задач. Слайд 12
Слайд 13
8. Оценивание.
|
Откройте тетради, запишите на полях число. Мы продолжаем с вами постигать азы программирования на языке Pascal. Тему сегодняшнего урока я озвучу чуть позже. Для начала хочу предложить вам несложную задачу: Даны два числа. Вывести на экран большее из них. Логика задачи проста, кто может объяснить, что именно нам предлагается сделать? Выслушиваю все ответы учащихся. Правильный ответ – сравнить два числа и вывести на экран больше их них. Какие из известных Вам операторов помогут нам сравнить два числа? Выслушиваю все ответы учащихся. Допустимый правильный ответ – можно использовать сравнение двух переменных (знак >), затем записать большее значение в отдельную переменную и вывести её. Если такой ответ есть – хвалю ученика, но объясняю, что при решении подобных задач нужно стремиться использовать как можно меньше переменных. Сегодня перед нами стоит задача научиться это делать. Прежде чем начать изучение нового, давайте повторим то, что мы уже знаем: на слайдах предложены варианты операторов без названий и с ошибками. Ученикам предлагается назвать оператор и указать правильную запись этого оператора. Какой оператор Вы видите на слайде? Как он называется? Выберите правильный вариант написания. Для операторов ввода и вывода два варианта, чем они отличаются? Уважаемые ребята, перед Вами на партах лежат маршрутные листы, возьмите их в руки. Мы начинаем их заполнять. Подумайте и заполните первый блок в своих листах. Предлагаю одному их учащихся озвучить цель и задачу урока: Цель сегодняшнего урока – узнать новый оператор, с помощью которого можно сравнить два числа или выбрать один из возможных вариантов. Сегодня мы должны научиться использовать новый оператор для решения поставленных задач. Хорошо, продолжаем повторение: Что представлено на этих слайдах? 6 – различные формы записи алгоритмов. Предлагаю назвать эти формы. 7- геометрические фигуры, блоки, используемые в блок-схемах. Предлагаю назвать блоки. 8- виды алгоритмов. Предлагаю назвать эти виды. Ребята, подумайте и ответьте, какой вид алгоритма подойдёт для нашей задачи? Правильный ответ – разветвлённый Посмотрите как именно работает исполнитель по разветвлённому алгоритму: показываю работу исполнителя и произношу определение условного оператора. Пожалуйста, заполните второй блок в своих маршрутных листах. Разберем, каким может быть условный оператор, и посмотрим, как он записывается на языке программирования. Объясняю по слайду виды разветвлённого алгоритма и запись их на языке программирования. Спрашиваю, есть ли вопросы, если вопросы есть – отвечаю, если нет, предлагаю заполнить в маршрутных листах 3 и 4 блоки.
Сегодня я вас хочу познакомить так же с составным оператором. Предлагаю сначала посмотреть небольшой ролик.
Разъясняю что такое составной оператор, ещё раз произношу определение, предлагаю ребятам заполнить последний блок в маршрутных листах. Там же прошу оценить свою работу на уроке, полученные на уроке знания и обвести один из предложенных смайликов.
Если вопросов по теме урока нет, то мы переходим к практической части – решению задач. Посмотрите пожалуйста где и как используется разветвлённый алгоритм в нашей жизни. Показываю второй ролик.
Пожалуйста переверните Ваши листы – вам предлагается три задачи. Необходимо заполнить блок-схему к задаче, записать фрагмент задачи в части условного оператора на языке программирования и последнюю третью задачу записать целиком на лист и решить её на компьютере.
Первая задача вам уже знакома, именно с неё мы сегодня начинали. Давайте все вместе попробуем заполнить блок-схему и записать фрагмент программы. Выполняем задачу вместе, я показываю всё на слайде.
Вторую задачу решаем и записываем самостоятельно. В это время хожу по классу – проверяю решения, если правильно, предлагаю перейти к третьей задаче (её решаем полностью самостоятельно и показываем решение на ПК). Кто не справился со второй задачей – разбираем вместе (у меня всё решение на слайде). Эти учащиеся, оставшиеся за партами, получают за урок «3». У ребят, записавших программу на языке программирования, проверяю работоспособность программы, правильность записи задачи в маршрутном листе и выставляю оценку – «5» или «4» в зависимости от наличия или отсутствия ошибок. |
|
9. Домашнее задание
|
Тем, кто не справился с третьей задачей, или не успел, она остаётся на дом. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.