Тема урока: Многотабличные базы данных
Основные задачи:
o
11 класс
13.11.2017
o
o
Воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться
выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически
правильные выводы, следующие из полученной информации ;
Развивающая: продолжается пополнение словарного и научного запаса слов учащихся, к
знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия. Развиваются культура речи,
логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке;
Обучающая: способствовать формированию базовых знаний о базах данных, об их
значении для общества и человека в повседневной.
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, Интернет.
Цели урока:
закрепление знаний школьников по теме «Базы данных»;
усиление взаимосвязи информатики с жизненной ситуацией;
Тип урока: практикоориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, оценочные);
– предметные (по информатике).
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Сайт вебквеста: https://sites.google.com/site/webkvestpoinformatike11klass/ Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
3мин
Школа – это целый мир, полный радости, эмоций, новых чувств, но даже в школе мы постоянно
оказываемся в ситуации выбора. А сейчас ситуация выбора стоит перед вами очень остро. Вы
совершаете один из главных выборов в своей жизни – выбор жизненного пути, выбор дела своей
жизни.
Что вы видите на экране? (таблица, содержащая данные о вузах, факультетах,
специальностях, проходной балл, экзамены).
Можно ли понять из этой таблицы, сколько баллов надо набрать и какие экзамены нужно сдать
для поступления в КУБГУ на факультет информационных технологий? А на экономический
факультет?
Сейчас можно увидеть, что данные дублируются, в таблице много полей.
Что нужно сделать с этими данными чтобы нужную информацию можно было бы найти
быстрее? (таблицу необходимо нормализовать)
Что получается в результате нормализации? (многотабличная БД)
Тема нашего урока «Многотабличные базы данных»
Целью урока будет закрепление знаний по теме «Базы данных»; проводить сортировку
информации в бд, научиться проводить поиск и информации в базах данных; усилить понимание
взаимосвязи информатики с жизненной ситуацией
Актуализация
знаний.
(https://learningapps.org/)
викторина с выбором правильного ответа
соотнесение понятий (по группам)
1.
2.
Объяснение нового материала
3 мин
3 мин
10мин
Повторим основные правила:
при составлении условия отбора можно использовать знаки отношений <, <= (меньше
или равно), >, >= (больше или равно), = (равно), <> (не равно)
последовательность выполнения логических операций в сложных запросах: сначала
выполняются отношения, затем – «И», потом – «ИЛИ»
для изменения порядка выполнения операции используют скобки
реляционные базы данных обычно хранятся в памяти компьютера в виде нескольких
связанных таблиц
столбцы таблицы называются полями, а строки – записями
каждая таблица содержит описание одного типа объектов (человека, бригады, самолета)
или одного типа связей между объектами (например, связь между автомобилем и его владельцем)
в каждой таблице есть ключ – некоторое значение (это может быть одно поле или
комбинация полей), которое отличает одну запись от другой; в таблице не может быть двух записей с
одинаковыми значениями ключа
на практике часто используют суррогатные ключи – искусственно введенное числовое
поле (обычно оно называется идентификатор, ID)
таблицы связываются с помощью ключей; чаще всего используется связь 1:N (или 1:),
когда одной записи в первой таблице может соответствовать много записей во второй таблице, но не
наоборот; например:
Компании
Поставки товаров
Согласно этой таблице, бумага и канцелярские принадлежности поставляются компанией Бета
(ID = 23), бензин – компанией Альфа (ID = 14), а корм для кошек – компанией Гамма (ID = 24).
В заданиях ЕГЭ проверяются знания технологии хранения, поиска и сортировки информации в
базах данных. Это задание 4.1.
1)
В таблице приведен фрагмент школьного расписания:
Клас
Урок День_недел
Предме
Кабине
с
10А
10Б
11В
10А
10Б
11А
т
Физика
История
Алгебра
Физика
История
Алгебра
2
1
3
4
1
4
т
и
Понедельник
Среда
Вторник
Среда
Пятница
Вторник
206
204
306
206
204
306
11Б
11Б
Химия
Химия
210
210
Сколько записей в этой таблице удовлетворяют условию
(Предмет = 'Физика' ИЛИ Предмет = ‘История’) И
Среда
Пятница
2
2
(Урок = 2 ИЛИ День_недели = 'Пятница')
2
В демоверсии, у авторов КИМ есть задачи о родственных отношениях. Давайте разберем одну
из них.
2)
В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях.
Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы внучки Белых И.А. Таблица 1
Таблица 2
Белых И.А.(м)
1012
1083
1071
Петрич В.И. (ж)
Белых А.И.(м)
дети
1108 1121
1098 1096
Козак Е.Р.(ж) Петрич Л.Р.(м) Белых Т.А.(м) Белых А.Я(м)
Сразу хочу предостеречь от ошибки: не надо идти от фамилий (искать родственные связи по
фамилиям).
Работа в группах
15 мин
Webквест https://sites.google.com/site/webkvestpoinformatike11klass/
Правила работы в группах: Вы можете помогать друг другу и найти совместное решение.
Задания сформированы по уровням, Вы должны их выполнять последовательно, не пропуская.
Заполнив формы заданий, сдайте их учителю.
Для тех, кто планирует сдавать ЕГЭ на столах лежат конверты с индивидуальными заданиями.
Подведение итогов урока.
2 мин.
При выполнении работы над вебквестом, Вы неоценимо помогли себе в освоении темы "Базы
данных", а именно отработали навыки в поиске информации, что является главным в работе с базами
данных.
Мы начинали урок с показа ненормализованной БД, о том как нормализовать БД, что бы
привести ее к виду обеспечивающему минимальную логическую избыточность, которая будет
являться представлением реального мира, будет интуитивно понятна и может служить хорошей
основой для последующего расширения вы узнаете на следующем уроке.
Урок по информатике в 11 классе Многотабличные базы данных
Урок по информатике в 11 классе Многотабличные базы данных
Урок по информатике в 11 классе Многотабличные базы данных
Урок по информатике в 11 классе Многотабличные базы данных
Урок по информатике в 11 классе Многотабличные базы данных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.