Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)
Оценка 4.6

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
7 кл
31.03.2017
Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)
презентация к уроку "Экономическое развитие России в XVII веке"
Экономическое разитие России в XVII в.docx
Тема: Экономическое развитие России в XVII веке. Тип урока: изучение нового материала. Цель:   сформировать   у   учащихся   представление   о   новых   явлениях   в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, торговле России в XVII веке.         Задачи:  ­ выявить источники экономического возрождения страны после Смуты; ­   ознакомить   с   новыми   терминами:   мануфактура,   всероссийский   рынок, специализация районов, ярмарка, предприниматель­промышленник; ­ формировать навыки работы с различными источниками информации; ­   продолжить   формирование   умений   сравнивать,   делать   выводы,   видеть причинно­следственные связи, давать аргументированную оценку изучаемых явлений; ­ развивать навыки работы в группе; ­  приобщение учащихся к изучению истории страны и истории родного края (краеведческая составляющая). Оборудование:  Учебник,   §   17;   Рабочая   тетрадь.7   класс.   Тетрадь­ тренажер. ­ Настенная карта «Экономическое развитие России в XVII веке»,  ­ мультимедиа, презентация «Экономическое развитие России в  XVII веке»; ­ классная доска. Основные термины и понятия: Всероссийский рынок. Специализация  Ярмарки1.  Торговый   устав.   Таможенные отдельных   районов   страны.  Мануфактура.  Предприниматель.   Промышленник.   Товарность пошлины. сельского хозяйства. 1 В соответствии с ИКС, раздел II. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству. Основные   даты:  1653   г. — принятие   Торгового   устава.  1667   г.  — Новоторговый устав. Персоналии:  А.   Л.   Ордин­Нащокин.   Династии   промышленников­ предпринимателей:   Светешниковы,   Шорины,   Филатьевы,   Строгановы, Демидовы. Источники:  ­ Новоторговый устав (отрывок из «Новоторгового устава 1667 года»); ­ отрывок   из «Повести князя Ивана Михайловича Катырева­Ростовского», напечатанной в «Русской исторической библиотеке», т. XIII; ­   отрывок   из   отписки   смоленского   архиепископа   Сергия   о   дальнейших событиях   и   начале   осады   (ЧОИДР,   1912 г.,   кн.   1,   изд.   Ю.   В.   Готье. — Памятники обороны гор. Смоленска в 1609– 1611 гг.); ­   отрывок   из   «Нового   летописца,   составленного   в   царствование   Михаила Фёдоровича». Время реализации урока: 45 минут. 1 этап: организационный момент, актуализация знаний Организационный   момент.   Приветствие.   Проверка     готовности   к   уроку   (1 мин.) Актуализация знаний (6 мин.) Задание.   Перед вами «куриозное письмо». Прочитайте его и определите, о каком  событии идет речь.   Приложение № 1 Учащиеся читают источники и называют событие.  Приведите доказательства своего ответа цитатами из прочитанного. Учащиеся при помощи текста  доказывают свою точку зрения. Что является особенностью данного исторического периода? Ответ кроется в кроссворде.   Разгадайте его, работая в паре. А, разгадав, кроссворд вы не только повторите пройденный  материал, но и узнаете ещё ключевое слово темы сегодняшнего урока. Кроссворд (карточки с вопросами кроссворда лежат у учащихся на партах). Приложение № 2 Учащиеся: определяют особенность Смуты, ключевое слово – экономика.  По ключевому слову учащиеся формулируют тему урока, учитель озвучивает ее и на слайде появляется тема урока  (слайд № 1).  Используя прием «Корзина идей»  учитель записывает на доске  план по изучению темы (возможны варианты простого или сложного плана).  План урока. 1. Последствия Смуты. 2. Сельское хозяйство. 3. Развитие ремесла. Новый тип предприятия  (?) (допишем позже). 4. Торговля. 5. Рост городов. 2 этап: проблематизация  (5 минут) Посмотрите на карту «Экономическое развитие России в  XVII  веке», изучите «легенду». Сделайте выводы.  В   ходе   обсуждения   результатов   выполнения   задания   учащиеся отмечают,   что   на   территории   страны   появились   важнейшие   центры ремесленного производства, мануфактуры, районы товарного производства, крупные торговые города, ярмарки и торговые пути с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.  Учитель подводит к проблемному вопросу. Значит ли, что XVII век стал переломным в развитии хозяйства России? Ответы учащихся. Но любая война ведет к экономическому разорению. Вспомните, какие районы   страны   больше   всего   пострадали   от   Смуты   и   иностранного вторжения?   Ответы   учащихся.   О   юго­западных   землях   современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Любая война требует материальных вложений. Но и государственная казна   была   в   запустении.   Вспомните,   кто   оплачивал   расходы   на   первое   и второе ополчения? Ответы учащихся.  Первые   годы   правления   Михаила   Романова   вошли   в   историю   как «московская   разруха».   В   этих   условиях   главной   задачей,   которая   стояла перед   властью   была,   (учащиеся   предлагают   свою   формулировку   задачи, которая   обсуждается   и   окончательно   произносится   учителем)  ликвидация последствий Смуты. Восстановление хозяйства. Учитель:   определите   цели   сегодняшнего   урока.   Ответы   учащихся (выяснить, каким образом  Россия  восстановила экономику,  и определить её новые черты). Результаты   нашей   работы   мы   будем   записывать   в   информационную карту. Приложение № 3. 3 этап: изучение нового материала (27 мин., включая  физминутку) 1) Как выдумаете, с какого вопроса мы должны начать изучение темы? Ответы учащихся. От отправной точки «Последствия Смуты». Задание. Откройте учебник, найдите в параграфе пункт «Последствия Смуты». Прочтите текст, обсудите в паре последствия Смуты. Результаты выполнения   задания   обсуждаются   и   сверяются   с   информацией, представленной на слайде № 2. Задание.   На   основании   выступления   учащегося     по   теме   «Сельское хозяйство»,  карты «Экономическое развитие России в XVII в.» заполните в Информационной карте пункт №1.   Результаты  выполнения задания проверяются, внимание обращается на новые   явления   в   развитии   сельского   хозяйства.   Учащиеся   могут   задавать уточняющие   вопросы   докладчику.     (Например,   что   такое     «специализация районов».) 2) На основании выступления учащегося  по теме «Ремесло»  и карты «Экономическое развитие России в  XVII  в.» заполните в Информационной карте пункт № 2, подпункты 1,2.  Результаты  выполнения задания проверяются, внимание обращается на новые   явления   в   развитии   ремесла   (на   термин   «мелкотоварное производство»).  3) Посмотрите внимательно на слайд № 3. Приложение № 4 Найдите отличительные черты ремесла от нового типа производства? Ответы учащихся обсуждаются, и выводы заносятся в таблицу 3 пункта № 2.  Задание.   На   основании   таблицы   сформулируйте:   что   означает     понятие «мануфактура».   Учащиеся   предлагают   свои   формулировки   понятия   и фиксируют  определение в Информационном листе.  Кроме Москвы, центром мануфактурного производства стал и Урал.  Вспомните из курса «История Урала в ликах городов» (6 класс) кто стал развивать   горнозаводское   дело?     Ответы   учащихся:  Демидов   Акинфий Никитич.   С   него   начинается   род   Демидовых   –   промышленников­ предпринимателей.   Слайды   №   4­5   о   промышленниках­предпринимателях (Демидовы, Строгановы). Работа   в   паре.   Объясните,   что   означает     слово   «промышленник­ предприниматель».   После обсуждения и проверки результаты заносятся в Информационный   лист.   В   пункт   нашего   плана   вносим   запись   «Первые мануфактуры». Перед   тем   как   вы   продолжите   изучение   материала   проведем физминутку для глаз (3 мин.).  1.   Быстро   поморгать,   закрыть   глаза   и   посидеть   спокойно,   медленно считая до 5. Повторить 4­5 раз.  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза. 3.   Вытянуть   правую   руку   вперед.   Следить   глазами,   не   поворачивая головы,   за   медленными   движениями   указательного   пальца   вытянутой   руки влево и вправо, вверх и вниз.  4.   Посмотреть   на   указательный   палец   вытянутый   руки   на   счет   1­4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1­6.  5. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1­6. 4) Задание.  Прочитайте текст учебника  пункт “Торговля”, используя   при этом возможности исторической карты «Экономика России в XVII веке». В ходе работы постарайтесь кратко сформулировать ответы на следующие вопросы (вопросы  представлены на слайде № 6): 1.  Какие   факты   свидетельствуют   о   формировании   единого   российского рынка? Почему его формирование не могло произойти раньше?  2. Что такое ярмарка, и какую роль в формировании рынка она играла?  3. европейских стран? Что мешало его развитию? 4. С какой целью был принят Таможенный устав в 1653 году? 5. Почему Новоторговый устав 1667 г. вводил жёсткие правила в отношении иноземных   купцов?   При   ответе   используйте   отрывок   из   «Новоторгового  Чем   российский   рынок   отличался   от   внутреннего   рынка   других устава 1667 года». Приложение № 5. Ответы учащихся.  Допишите в информационную карту новые черты в развитии торговли.  Найдите на карте  и назовите территории, где проходили ярмарки. Учащиеся выполняют задание: называют по карте ярмарки  – Архангельская, Вологда, Великий   Устюг;   Ирбитская,   Ярославль,   Астрахань,   Смоленск;   к   концу XVIIв – Макарьевская. Называют и сверяют новые черты в развитии торговли – появились ярмарки, увеличился денежный оброк с крестьян, формируется всероссийский рынок. Выводы. Итак,   в   начале   урока   мы   поставили   цели:   выявить,   каким   образом Россия восстановила экономику  и  определить её новые черты.   Достигли   ли   мы   целей?   Ответы   учащихся.   Назовите     главные   источники экономического возрождения страны. Как известно, экономика делилась  в  XVII  веке на сектора:  сельское хозяйство,   ремесло, мануфактура, торговля.   Назовите эти новые черты по секторам.   Слайд     №   7   «Новые   явления   в   экономике  XVII  века»   (при правильной формулировке учащегося  нового явления на слайде появляется ответ). Можем   ли   мы   утверждать,   что  XVII  век   стал   переломным   в   развитии хозяйства? Ответы учащихся. Однако   все     эти   перемены   происходили   на   фоне   дальнейшего закрепощения крестьянства.  4 этап: закрепление и оценка (6 мин.) 1.  Задание.  Индивидуальное выполните заданий  №1,2,3 рабочей тетради по теме «Экономическое развитие России в XVII веке» (с.66­67). Фронтальная проверка результатов выполнения заданий. 2. Запишите домашнее задание. Общее   задание:  §   17;   рабочая   тетрадь   задания     №   4   и   №   6   –   работа   с контурной картой, самоконтроль по терминам. Индивидуальные задания:  ­ подготовить презентации  (по выбору учащихся) «Первые промышленники­ предприниматели XVII века»; «Ирбитская ярмарка»; ­   повторить   пройденный   материал   урока   и   выполнить   задания,   вызвавшие затруднение (из тетради –тренажера: тест с.18­19). Учащимся, интересующихся историей: решение исторических задач  (тексты задач напечатаны на листах, Приложение № 6). 3. Рефлексия. Используется прием  «Плюс­минус­интересно»  (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф (таблицы лежат на столах). В графу «П» – «плюс» записывается  все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось   скучным,   вызвало   неприязнь,   осталось   непонятным,   или информация,   которая,   по   мнению   ученика,   оказалась   для   него   не   нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В   графу   «И»   –   «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. П (+) М (­) И Учитель: ­  Кто доволен своей работой? (поднятие руки). ­У кого не всё получилось? (учащийся, оценив свою работу, поднимают руку). Оцените работу   своих одноклассников в соответствии с критериями взаимооценки.  Выставление оценок учителем и их комментарии. Прочитай отрывок текста и ответь на вопрос: о каком событии идет Приложение № 1 речь? «Той   же   Рострига   …   приходит   к   единому   порубежному   городку   от Северских городов, и посылает писание свое во град, яко  он.. идет доступати отеческаго своего престола. Люди же городка того радуются о том радостию великою зело и принимают его с честью. И оттоле посылает от себя грамоты во град Чернигов и во град Путивль, во все грады Северскыя страны, яко … он идет на царский престол.». «Сентября,   государь,   в   16   день   писали   мы,   холопи   твои,   к   тебе государю,   что   литовские   люди   в   уезд   Смоленский   пришли,   и   листы королевские и Льва Сапеги … и иные многие паны и ротмистры, пришед под Смоленск, стали в Троицком и Спаском…» «В то же время, как прииде во Великий Новград немецкий воевода Яков Пунтусов с немецкими людьми, ста на Хутыне от Новаграда в 7 (верстах)…» «Архимандрит   же   и   все   нижегородцы   приидоша   ко   князю   Дмитрию Михайловичу и биша ему челом со слезами, чтоб к ним ехал … и стал бы за православную   христианскую   веру   и   помочь   бы   учинил   Московскому государству».        Приложение №2 Разгадай кроссворд. 1. 2 4 3 5 По горизонтали: 1. Этот царь был «выкликнут» на Земском соборе 1606 года, на   котором   поклялся   не   допускать   безграничного   самовластия;   «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати»,   2. Один из лидеров второго народного ополчения, спасший Москву от польских интервентов.  3.   Человек,   выдающий   себя   за   царя.   Насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства, с целью захвата территории, установления своего господства. 4. По окончании Смуты в 1613 году на Земском Соборе его избрали царем. 5. В 1610 году – Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским.  По вертикали КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. Приложение № 3 Информационная карта  по теме  «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ» №1.   А) Источники экономического возрождения страны в сельском хозяйстве: ­ раздача ____________________________________; ­ подтверждение прав на землю  ____________________________________________________________; ­ освоение   __________________________________________________________________________; ­ увеличение  срока для розыска   ____________________________________________________________;  ­  значительное сокращение  _________________________________________________________________; ­ главные налогоплательщики ­  ______________________________________________________________; ­ возрастание роли  _________________________________________________________________________. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: 1._________________________________________________________________________ _________ 2._________________________________________________________________________ Б) Специализация сельскохозяйственных районов России  Район Специализация Юг и Поволжье  Запад Поморье Сибирь Ярославль и Кострома №2 НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕМЕСЛА: 1. Ремесло  превращается  ________________________________________________________________________ 2. Специализация_________________________________________________________.  Специализация районов России в мелкотоварном производстве Район Специализация Обработка кожи Добыча соли и солеварение Финифть  Вязание кружев  Изготовление ложек Металлургия и металлообработка 3. появляется МАНУФАКТУРА  __________________________________________________________ Признаки Характеристика труда Размеры производства Использовали труд Разделение труда Производили  продукцию Кому принадлежали Ремесло Российская мануфактура ручной Индивидуальный заказ Промышленник – предприниматель  ­ это  _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________. НОВЫЕ ЧЕРТЫ В РАЗВИТИИ ТОРГОВЛИ: 1. формирование всероссийского рынка­ _______________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ Найдите отличительные черты ремесла от нового типа производства. Приложение № 4 Русская мануфактура. Гравюра XVII в. Скорняки на Руси Приложение № 5 Прочитай отрывок текста и ответь на вопрос: Почему Новоторговый устав 1667 г. вводил жёсткие правила в отношении иноземных купцов? Автор   Новоторгового   устава   –   глава   Посольского   приказа   Афанасий Лаврентьевич  Ордин­Нащокин (1605 – 1680). Из новоторгового устава 1667 года. На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врозь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать… А если  какие иноземцы захотят товары свои  из города (Архангельска) возить в Москву и в иные города, им платить … пошлин по гривне с рубля золотыми и   ефимками   потому,   что   русские   люди   и   московские   иноземцы   пятину   и десятину и всякие подати платят и службы служат. А иноземцы ничего не платят…» Приложение № 6 Исторические задачи. 1. В 17 веке один молодой торговец решил забросить торговлю сукном и, чтобы   быстро   разбогатеть,   заняться   торговлей   с   иностранцами   пушниной, черной икрой и поташом. Но его планам не суждено было осуществиться. Почему? 2. Можно ли было в 17 веке в России за 1 рубль получить целых 15 рублей? 3.   В   1670   году   иностранный   купец   Иоганн   фон   Румпе   открыл   в   Москве собственную   лавку,   где   продавались   различные   мануфактурные   изделия, предметы быта и прочее. В первый же день он продал зашедшему покупателю одни ножницы и несколько лент. За это он был оштрафован, а лавку пришлось закрыть. Почему? В соответствии ли с законом поступили русские власти. Список используемых ресурсов 1. Горяйнов С. Г.Задачник по  истории России.­ Ростов­на­Дону: Изд­во Феникс, 1997. С. 195. 2. Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича. http://litvik.ru/2/13/history/71315­novyy­ (дата [Электронный   ресурс].URL:  letopisecsostavlennyy­v­carstvovanie­mihaila­fedorovicha.html  обращения: 12.02.2016). 3. Новоторговый   устав   1667   г.  [Электронный   ресурс].URL: http://biofile.ru/his/30116.html (дата обращения: 13.02.2016). 4. Хрестоматия   по   истории   СССР.   Том   1.  [Электронный   ресурс]// Отрывок из отписки смоленского архиепископа Сергия о дальнейших событиях и начале осады (ЧОИДР, 1912 г., кн. 1, изд. Ю. В. Готье. — Памятники   обороны   гор.   Смоленска   в   1609–1611 гг.).  URL: http://www.rulit.me/books/hrestomatiya­po­istorii­sssr­tom1­read­218708­ 113.html  (дата обращения: 12.02.2016). 5. Хрестоматия   по   истории   СССР.   Том   1.  [Электронный   ресурс]//126. URL:   Поход http  107.      .  rulit   Лжедмитрия  .  me   /  books    ://   www   html (дата обращения: 12.02.2016).   /  hrestomatiya     на  ­  po   ­  istorii   Москву.   ­  tom   ­  sssr    1­   read   ­218708­

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7 класс, история России)

Урок по истории "Экономическое развитие России в XVII веке (7  класс, история России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017