Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Оценка 4.8

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл
01.10.2018
Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное (смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной опосредованной деятельностью с применением Интернет-технологий и социальных сервисов (Web 2.0). Данный урок универсален так как даётся возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный учебный подход, при котором обучение становится предельно гибким и персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных (талантливых) обучающихся в урочное и внеурочное время.Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное (смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной опосредованной деятельностью с применением Интернет-технологий и социальных сервисов (Web 2.0). Данный урок универсален так как даётся возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный учебный подход, при котором обучение становится предельно гибким и персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных (талантливых) обучающихся в урочное и внеурочное время.
Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей Карпенко А.А..doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4. Тема: "Гражданская война в России ­ народная трагедия, в которой нет победителей". Автор: Карпенко А. А. учитель истории  МБОУ СОШ № 4 Аннотация Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой  нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное  (смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология  сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной  опосредованной деятельностью с применением Интернет­технологий и  социальных сервисов (Web 2.0).  Данный урок универсален так как даётся  возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный  учебный подход,  при котором обучение становится предельно гибким и  персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных  (талантливых) обучающихся  в урочное и  внеурочное время. 1 г. Николаевск­на­Амуре 2018 год. Цель урока:  сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив  возрождения России,  в которой нет победителей. Задачи урока: Образовательные: ­ формирование в ходе урока представлений об особенностях политики красных  и белых в годы гражданской войны; ­ формирование объективного отношения к исторической реальности; ­ включение ранее неизвестной объективной информации; ­ сосредоточение внимания учеников на основополагающих и проблемных вопросах  истории гражданской войны. Развивающие: ­ развивать умение  работать  с сайтом­проектом, включающим цифровой контент,   исторической  картой,  хронологическими таблицами, логическими схемами,  историческими источниками; ­ развить  критическое  мышление  учащихся,  умение  обобщать  и  делать выводы. ­ содействиовие выработке собственной оценки периода гражданской войны на основе  понимания того, что гражданская война явила собой попытку решения нашими  соотечественниками материальных и духовных вопросов силовыми методами, основой  которых стал террор; ­ дальнейшее формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с  дополнительной литературой и источниками. Воспитательные: ­ формирование активной гражданской позиции и создание условий для свободного  осознанного самоопределения личности; ­ формирование толерантности и неприятия насилия как средства решения проблем,  учитывая опыт событий 1918­1922 гг.; ­ формирование патриотических ценностных ориентаций; ­ формирование оценки гражданской войны как величайшей народной трагедии, в которой  нет победителей и побежденных. Тип урока:  изучение нового материала. Вид урока: проблемный урок с элементами ролевой игры.  Продолжительность: 2 академических часа Основные понятия: гражданская война, интервенция, красные, белые, зелёные. Оборудование урока: 2 1. Сайт­проект: "Гражданская война в России ­ народная трагедия, в которой нет  победителей". https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/ 2. Перед учащимся карточки с указанием выбранной роли на данный урок, например,  белогвардеец, интеллигент, кадет, бывший депутат Госдумы, красногвардеец,  крестьянин, рабочий. 3. Компьютеры, проектор, колонки. 4. Смайлы оценивания. Предварительная подготовка к уроку. Инициативная группа учащихся 9­х  классов разработала сайт­проект https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/   (углубленное изучение темы «Гражданская  война в России»  I. Организационный момент Ход урока Урок сегодня необычный проблемный с элементами ролевой игры. Представьте,  что вас пригласили сниматься в художественном фильме «Гражданская война в России» и  предлагают выбрать роль самостоятельно. Для того, чтобы хорошо сыграть роль одного  таланта мало. Что нужно для того, чтобы выбрать важную для вас роль? (ответы: знать  эпоху, действующие лица, альтернативные мнения, цели, задачи, действия героев фильма и  т.д.).  Запуск сайта­проекта, который разработала инициативная группа 9­х классов  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/  3 Переносимся в эпоху Гражданской войны  Клип  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/  Вопросы, на которые надо ответить после просмотра клипа:  Чем является Гражданская война для народа? (трагедией)  Можно ли определить победителя в Гражданской войне? (нет) Почему? Определите тему урока. тема:  “ Гражданская война в России ­ народная трагедия, в которой нет победителей”. II.  Мотивационный этап Слово учителя (страница сайта­ проекта главная)  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/ Сегодня на уроке мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно не  существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало для себя проблему  гражданской войны по­своему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская  война для нашего поколения? (Далёкая история, прошедшие дни). Почему? В каком государстве идет гражданское противостояние, граничащее с гражданской войной? (на Украине) Поднимите руки кто знает о войне на Украине? А значит она рядом и совсем не прошлое? ­ настоящее 4 Гражданская война … мало найдется в истории России страниц сопоставимых по  своему трагизму  и историческим последствиям  с Гражданской войной. Война являлась не  просто политическим  или социальным конфликтом, а ставила вопрос  о физическом  существовании противоборствующих сторон. Отсюда необыкновенная острота и  жестокость противостояния.  На  уроке мы  должны не только  усвоить причины,  программы, состав  противоборствующих сторон, но и вынести моральный урок ­  независимо от того кто победил, главной жертвой  Гражданской войны была Россия. III. Проверка знаний: Оценивание на уроке: в конце урока за участие в обсуждении  проблемных и  основополагающих вопросов каждый из участников получит три оценки за урок:  самооценка, оценка  товарищей и  учителя. (смайлы: красный­5, зелёный­4, жёлтый­ поработай над темой урока  дополнительно). В ходе каждого этапа урока вам будет предложено поднять один из знаков «?» ­ у  меня вопрос и   задать его или «!» ­ всё понятно Вспомним раннее изученную информацию о гражданской войне и дополним её. (сначала  ответы дают учащиеся класса,  дополняют ребята участники проекта). Задание 1. https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/grazdanskaa­vojna )  Понятие "Гражданская война" (варианты) – ресурс    "Карта ума"      )   Итак: Гражданская война ­ непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность. Задание 2. Движущие силы Гражданской войны ­ ресурс "Ментальная карта" Итак: исходя из информации данного задания вы имеете представление об участниках  гражданской войны. Учитель: Почему не пересматривают итоги других войн, а гражданскую войну оценивают  по­разному? В чем особенности гражданской войны? Задание 3. определите особенности Гражданской войны в России Назовите  ее особенности и определите особую для России 1918 г) Дополняют участники  проекта. ДОКУМЕНТ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ № 1  (используется материал страницы сайта проекта ­ гугл­карта, карта) https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/grazdanskaa­vojna/intervencia В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ ни во  времени , ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, провести четко  линию фронта. На первый план в ней выходят классовые интересы. Общечеловеческие  ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм отодвигаются на второй план.  Главным является принцип: “Кто не с нами, тот против нас”. Гражданская война –  величайшая трагедия в истории нашей страны. 5 Задание 4. Назовите причины Гражданской войны В России  и определите наиболее  весомую. Документ совместного редактирования (клик здесь) Задание 5.  При помощи чего можно представить обстановку  периода гражданской  войны?  (фотографий, плакатов, листовок того времени, песен, фильмов, книг,  воспоминаний участников, вещей в музее и т.д..  IV.  Основная часть Учитель: Прослушайте стихотворение, о чём это стихотворение, в чём его смысл? Гражданская война, гражданская война, Земля у всех одна, и жизнь у всех одна. А пулю, что летит, не повернуть назад: Ты думал — враг убит, а оказалось — брат. Стихи: Городницкий А.М. (Гражданская война между гражданами одной страны. Которая затронула каждую семью,  каждого человека. Никто не смог остаться в стороне и каждому человеку пришлось  выбирать на чьей  он стороне. Как нельзя повернуть пулю, так нельзя было в тот период  повернуть назад идею, цель,…..) Определите цель урока?  Доказать, что какую бы  роль в гражданской войне не выбрал  человек, она всё равно приведёт к трагедии и в данной войне не может быть победителей… Учитель: Какая задача урока? обсудить проблему “ Гражданская война в России ­  народная трагедия, в которой нет победителей” (страница сайта­проекта «Гражданская  война» Эпиграф:  « …гражданская война есть ни с чем  не сравнимая народная трагедия,  в которой никогда не было победителей… …братья столь щедро и долго проливавшие  кровь друг друга, сражались за Россию.  За её завтрашний день, который каждая  из сторон видела и понимала по­своему ».                Б. Васильев Сегодня вам предстоит сделать выбор непростой, а осознанный. Каждый из вас выберет роль (карточки на столе), которую он бы хотел сыграть в  фильме о гражданской войне и в ходе урока определит для себя (с позиции какого лагеря – 6 белых,  красных, зелёных, иных участников гражданской войны  – ребята будут  участвовать в дискуссии по теме на уроке.): Основополагающий вопрос Кто «свой», кто «чужой» ? Итак,  уважаемые  участники фильма  за вами выбор Клип https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki Агитаторы  (участники проекта) представляют каждую сторону  (агитация ведётся  посредством: клипа, гугл­крты, презентации, документа совместного редактирования) Выступление  белых (используется материал страницы сайта проекта  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/belye   вопросы ответ Создание 1917 год 25  октября  Добровольческой армии являлись генералы Л. Г. Корнилов, А. И. ДеникинМ. В.  Алексеев и др.  (презентация) Вооруженные силы: Север: Запад­Юденич Восток­Колчак Юг­Деникин, Краснов и Каледин (казаки) К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина,  адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели  превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и  офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном  мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой  интервентов. (Гугл карта) Социальная основа  кадровые офицеры.  имеющие боевой опыт Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные  силы, Отмена «Декрета о земле»­ Отталкивание крестьянства от «белого движения» Политическая основа Нет, разрозненность 7 Не было сплоченности и единства действий Не смогли объединиться, каждый лидер  белых видел себя Лозунги Программа Деятельность как единственного человека способного спасти Россию "За Веру Отечество ", лозунг «единой и неделимой России»  «Умрём за Родину»; «Отечество или смерть»; «Лучше смерть, чем гибель России»;  «За Веру, Царя и Отечество!»; «Законность и порядок!» единая и неделимой Россия,  созыв Учредительного собрания  на основе всеобщего избирательного права для решения  вопроса о будущем политическом устройстве России,  имперская власть ­ основа правопорядка в государстве,   признавали частную собственность, Православие ­ основа  основ.  . Деникин разработал план «Земельного закона», согласно  которому крестьянин мог выкупить землю у помещика. Все награбленное необходимо вернуть владельцам ­  фабрикантам, помещикам­землю Сформировали белые армии, которые действовали  Отменили все Декреты Советской власти (о земле,  1. отдельно друг от друга. 2. мире, власти) 3. владельцев 4. территориях 5. 6. нами – тот против нас. (Клип) Фабрики и заводы переходили в руки бывших  Уничтожали Советскую власть на захваченных  Союзниками белых стали иностранные интервенты Использовали политику белого террора – кто не с  Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам Выступление  зелёных (используется материал страницы сайта проекта  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/zeleenye    вопросы Время  создания ответ 1919г  Личности Махно Нестор Иванович (презентация) Вооруженные  силы «Революционная повстанческая армия Украины» (гугл­карта) Социальная  8 Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий основа Политическая  основа Лозунги Анархия, отсутствие государства «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!»; «Даёшь коммунизм без большевиков!»; «За Советы без большевиков!»; «Вся власть Учредительному Собранию!» Программа –Мы, крестьяне, рабочие и повстанцы, протестуем против насилия со  стороны большевиков… –Мы требуем отправить на фронт многочисленные большевистские  комиссии по борьбе с контрреволюцией… –Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов… –Мы требуем изменения продовольственной политики, замены  ликвидационного отряда –Мы требуем изменения продовольственной политики, замены  ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между  городом и деревней с уничтожением частной торговли… –Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем  политически левым течениям… –Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем … –Долой «комиссародержавие!» Долой «чрезвычайки», «современные  охранки!» Долой однобокие большевистские советы! Да здравствуют  свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!». Махно:Махно выдвинул программу действий, сводящуюся к созданию  самостоятельной крестьянской республики в тылу деникинских войск  (с центром в Екатеринославе). Программа Махно предусматривала  отмену диктатуры пролетариата и руководящей роли  коммунистической партии и развитие самоуправления на основе  беспартийных «вольных Советов», организацию «третьей социальной  революции» для свержения большевиков и установления народной  власти, ликвидацию эксплуатации крестьянства, защиту деревни от  голода и политики военного коммунизма, передачи земли в свободное  пользование крестьянских масс (при этом, вопреки стереотипу,  махновцы, как и вообще крестьяне России и Украины выступали  против любой собственности на землю, считали, что земля должна  быть у того, кто её обрабатывает и периодически перераспределяется  «по едокам») Деятельность Вели вооруженную борьбу против германского  нашествия,белогвардейцев,а затем и против Советской власти. (клип) Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам 9 Выступление  иных участников гражданской войны – казаков (используется материал  страницы сайта проекта  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/inye­ucastniki  Казаки вопросы ответ Время создания Личности Вооруженные  силы Социальная  основа Политическая  основа генерал П.Н.Краснов атаман А.М. Каледин  (гугл­карта) в 1917 году – это тысячи и десятки тысяч вооружённых, обученных  военному делу людей, представляли собой силу, не учитывать которую  было невозможно (осенью 1917 г. в армии было 162 конных казачьих  полка, 171 отдельная сотня и 24 пеших батальона). Ко времени  большевистского Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в  состав столичного гарнизона входили 1­й, 4­й и 14­й Донские казачьи  полки Казаки (презентация) В боевом строю находилось около 300 тыс. казаков Красная армия                        от 10% до 20%    Белая армия  от 80% до 90% Лозунги "За Веру, Царя и Отечество",  Программа (клип) Деятельность Результат Казаки стремились занять нейтральную позицию, боясь быть втянутыми в  братоубийственную гражданскую войну, хотели быть вместе с народом,  который к тому времени разочаровался во Временном правительстве выступили на защиту Дона от наступавшего по всей России большевизма.  Дон и его столица Новочеркасск стали "центром контрреволюции",  оплотом русской государственности и белого движения. Революция и  гражданская война раскололи единое Донское казачество на белое и  красное. В Гражданскую войну безвозвратные потери среди Донских  казаков составили 250 тыс Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам 10 Выступление  красных  (используется материал страницы сайта проекта  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/krasnye  Лозунги Да здравствует мировая революция», «Смерть мировому   капиталу»,  «Мир хижинам, война дворцам»,  «Социалистическое Отечество в опасности» Пролетариат, бедняки, малоземельные и  безземельные крестьяне, рабочая  интеллигенция и часть офицерства Программа Мировая революция, Создание республики советов и диктатуры  пролетариата Деятельность Пропаганда, Укрепление власти, Продразверстка Красный террор Военный коммунизм Освобождение от интервентов 11 Создание красной армии В июле 1918 г. был опубликован декрет о  всеобщей воинской повинности мужского  –Красная армия 1918 г. ­ 300 тыс. человек.  1919 г­ 1,5 млн. человек, а к октябрю 1919 г. —  до 3 млн. В 1920 г­ 5 млн. Были созданы   курсы и школы для подготовки – офицеров  В 1917 — 1919 гг. были открыты:  Академия Генерального штаба,  Артиллерийская, Военно­медицинская,  Военно­хозяйственная, Военно­морская,  Военно­инженерная академии.  Привлекались на службу в Красную армию  военных специалистов старой армии.  Создан Реввоенсовета и Совета рабочей и  крестьянской обороны­ превращение  страны в «единый военный лагерь» .  Обращение к гугл карте – достаточно сил на всех направлениях Предприняты меры по ужесточению  дисциплины, вплоть до расстрела  изменников и трусов без суда и следствия,. 5 сентября 1918 г. СНК РСФСР принял  постановление о красном терроре:   концентрационные лагеря, массовый  расстрел заложников, расстрел царской  семьи и всех её родственников. Периодизация «военного коммунизма»: Май 1918г., провозглашение  продовольственной диктатуры; 1919г. и начало 1920 Национализация крупной, средней и мелкой  промышленности; Продразверстка; Ликвидация частной собственности; Свертывание товарно ­ денежных  отношений; Всеобщая трудовая повинность «Кто не  работает, тот не ест»; Бесплатность коммунальных услуг; Натурализация оплаты труда; Уравниловка; Обращение к гугл­карте Северный фронт ­ Троцкий Л.Д. Южный фронт – Фрунзе М.В. Западный фронт – Тухачевский М.Н. Восточный фронт – Фрунзе М.В.,   Блюхер  В.К. Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам (на местах учащихся не остаётся, так как узаконенная власть красных не оставляет выбора) Вывод: Какие два лагеря в большинстве и вступили в серьезное противостояние: поверка  схема на стр https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki Знаки ? и ! поднимают Итак:  Учащиеся осознанно разделились на группы (так как казаки и зелёные примыкали  то к одному, то к другому лагерю) Практический этап Самостоятельная работа: Пройти к компьютеру и выбрать страничку сайта проекта соответственно  выбранным ролям и ответить на основополагающие и проблемные вопросы в документе  совместного редактирования «Обсуждаем». Работать можно индивидуально, парой,  группой по желанию. При работе с  документом редактирования можно оставлять  комментарии или использовать инсерт. Просмотр клипов обязателен.  На последнем документе совместного редактирования прочитайте выдержки из  источников и определите факты.  Аргументы доказывающие, что действительно в период  гражданской войны всенародная трагедия и нет победителей и побеждённых Белые документ совместного редактирования на стр  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/belye Красные документ совместного редактирования на стр  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3­pravedniki­i­muceniki/krasnye  Ребята агитаторы и участники проекта «…» заполняют страницу «Итог:  https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/5­itog » Выводы каждая группа защищает свои факты и аргументы и делает вывод по  основополагающему вопросу. Назовите причины поражения белых в гражданской войне. Почему большевикам удержать и упрочить власть в своих руках? IV. Итог урока: Основополагающий вопрос 12 Кто «свой», кто «чужой» ? Проблемные вопросы Почему в годы гражданской войны Россия «приобрела» красный и белый цвет? Почему нет победителей и побежденных в гражданских войнах ? Оценивание: смайлы: красный­5, зелёный­4, жёлтый­поработай над темой урока   дополнительно. Самооценка Оценка товарищей Оценка учителя https://docs.google.com/spreadsheets/d/1BLyqY47zY­f­EWxYFSg1HXgY6sLnxZn­5P5ykV0j­ rs/edit#gid=138100955 рефлексия https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/6­refleksia заполнить документ совместного редактирования V. Домашнее задание: Ознакомиться с темой «Гражданская война на Дальнем Востоке» (клипы. Гугл­карта) https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/4­dalnij­vostok  выполнить задание в документе совместного редактирования (указать имя и фамилию   отвечающего) 13

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".

Урок по истории на тему:  "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018