Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл
01.10.2018
Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное (смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной опосредованной деятельностью с применением Интернет-технологий и социальных сервисов (Web 2.0). Данный урок универсален так как даётся возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный учебный подход, при котором обучение становится предельно гибким и персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных (талантливых) обучающихся в урочное и внеурочное время.Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное (смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной опосредованной деятельностью с применением Интернет-технологий и социальных сервисов (Web 2.0). Данный урок универсален так как даётся возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный учебный подход, при котором обучение становится предельно гибким и персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных (талантливых) обучающихся в урочное и внеурочное время.
Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей Карпенко А.А..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4.
Тема: "Гражданская война в России народная
трагедия, в которой нет победителей".
Автор: Карпенко А. А.
учитель истории
МБОУ СОШ № 4
Аннотация
Урок «Гражданская война в России – народная трагедия, в которой
нет победителей» разработан на основе образовательной модели гибридное
(смешанное) обучение (blended learning). Данная учебная методология
сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной
опосредованной деятельностью с применением Интернеттехнологий и
социальных сервисов (Web 2.0). Данный урок универсален так как даётся
возможность комбинирования различных технологий в один интегрированный
учебный подход, при котором обучение становится предельно гибким и
персонализированным как для детей, базового уровня, так и для одаренных
(талантливых) обучающихся в урочное и внеурочное время.
1 г. НиколаевскнаАмуре
2018 год.
Цель урока: сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив
возрождения России, в которой нет победителей.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование в ходе урока представлений об особенностях политики красных и белых в
годы гражданской войны;
формирование объективного отношения к исторической реальности;
включение ранее неизвестной объективной информации;
сосредоточение внимания учеников на основополагающих и проблемных вопросах
истории гражданской войны.
Развивающие:
развивать умение работать с сайтомпроектом, включающим цифровой контент,
исторической картой, хронологическими таблицами, логическими схемами,
историческими источниками;
развить критическое мышление учащихся, умение обобщать и делать выводы.
содействиовие выработке собственной оценки периода гражданской войны на основе
понимания того, что гражданская война явила собой попытку решения нашими
соотечественниками материальных и духовных вопросов силовыми методами, основой
которых стал террор;
дальнейшее формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с
дополнительной литературой и источниками.
Воспитательные:
формирование активной гражданской позиции и создание условий для свободного
осознанного самоопределения личности;
формирование толерантности и неприятия насилия как средства решения проблем,
учитывая опыт событий 19181922 гг.;
формирование патриотических ценностных ориентаций;
формирование оценки гражданской войны как величайшей народной трагедии, в которой
нет победителей и побежденных.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемный урок с элементами ролевой игры.
Продолжительность: 2 академических часа
Основные понятия: гражданская война, интервенция, красные, белые, зелёные.
Оборудование урока:
2 1. Сайтпроект: "Гражданская война в России народная трагедия, в которой нет
победителей". https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/
2. Перед учащимся карточки с указанием выбранной роли на данный урок, например,
белогвардеец, интеллигент, кадет, бывший депутат Госдумы, красногвардеец,
крестьянин, рабочий.
3. Компьютеры, проектор, колонки.
4. Смайлы оценивания.
Предварительная подготовка к уроку.
Инициативная группа учащихся 9х классов разработала сайтпроект
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/ (углубленное изучение темы «Гражданская
война в России»
I. Организационный момент
Ход урока
Урок сегодня необычный проблемный с элементами ролевой игры. Представьте,
что вас пригласили сниматься в художественном фильме «Гражданская война в России» и
предлагают выбрать роль самостоятельно. Для того, чтобы хорошо сыграть роль одного
таланта мало. Что нужно для того, чтобы выбрать важную для вас роль? (ответы: знать
эпоху, действующие лица, альтернативные мнения, цели, задачи, действия героев фильма и
т.д.). Запуск сайтапроекта, который разработала инициативная группа 9х классов
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/
3 Переносимся в эпоху Гражданской войны
Клип https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/
Вопросы, на которые надо ответить после просмотра клипа:
Чем является Гражданская война для народа? (трагедией)
Можно ли определить победителя в Гражданской войне? (нет) Почему?
Определите тему урока.
тема: “ Гражданская война в России народная трагедия, в которой нет победителей”.
II. Мотивационный этап
Слово учителя (страница сайта проекта главная)
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/
Сегодня на уроке мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно не
существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало для себя проблему
гражданской войны посвоему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская
война для нашего поколения? (Далёкая история, прошедшие дни). Почему?
В каком государстве идет гражданское противостояние, граничащее с гражданской
войной? (на Украине) Поднимите руки кто знает о войне на Украине? А значит она рядом и
совсем не прошлое? настоящее
4 Гражданская война … мало найдется в истории России страниц сопоставимых по
своему трагизму и историческим последствиям с Гражданской войной. Война являлась не
просто политическим или социальным конфликтом, а ставила вопрос о физическом
существовании противоборствующих сторон. Отсюда необыкновенная острота и
жестокость противостояния. На уроке мы должны не только усвоить причины,
программы, состав противоборствующих сторон, но и вынести моральный урок
независимо от того кто победил, главной жертвой Гражданской войны была Россия.
III. Проверка знаний:
Оценивание на уроке: в конце урока за участие в обсуждении проблемных и
основополагающих вопросов каждый из участников получит три оценки за урок:
самооценка, оценка товарищей и учителя. (смайлы: красный5, зелёный4, жёлтый
поработай над темой урока дополнительно).
В ходе каждого этапа урока вам будет предложено поднять один из знаков «?» у
меня вопрос и задать его или «!» всё понятно
Вспомним раннее изученную информацию о гражданской войне и дополним её. (сначала
ответы дают учащиеся класса, дополняют ребята участники проекта).
Задание 1. https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/grazdanskaavojna )
Понятие "Гражданская война" (варианты) – ресурс "Карта ума"
)
Итак: Гражданская война непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к
различным классам и социальным группам масс людей, за
государственную власть и собственность.
Задание 2.
Движущие силы Гражданской войны ресурс "Ментальная карта"
Итак: исходя из информации данного задания вы имеете представление об участниках
гражданской войны.
Учитель: Почему не пересматривают итоги других войн, а гражданскую войну оценивают
поразному? В чем особенности гражданской войны?
Задание 3. определите особенности Гражданской войны в России
Назовите ее особенности и определите особую для России 1918 г) Дополняют участники
проекта. ДОКУМЕНТ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ № 1
(используется материал страницы сайта проекта гуглкарта, карта)
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/grazdanskaavojna/intervencia
В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ ни во
времени , ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, провести четко
линию фронта. На первый план в ней выходят классовые интересы. Общечеловеческие
ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм отодвигаются на второй план.
Главным является принцип: “Кто не с нами, тот против нас”. Гражданская война –
величайшая трагедия в истории нашей страны.
5 Задание 4. Назовите причины Гражданской войны В России и определите наиболее
весомую. Документ совместного редактирования (клик здесь)
Задание 5. При помощи чего можно представить обстановку периода гражданской
войны? (фотографий, плакатов, листовок того времени, песен, фильмов, книг,
воспоминаний участников, вещей в музее и т.д..
IV. Основная часть
Учитель:
Прослушайте стихотворение, о чём это стихотворение, в чём его смысл?
Гражданская война, гражданская война,
Земля у всех одна, и жизнь у всех одна.
А пулю, что летит, не повернуть назад:
Ты думал — враг убит, а оказалось — брат.
Стихи: Городницкий А.М.
(Гражданская война между гражданами одной страны. Которая затронула каждую семью,
каждого человека. Никто не смог остаться в стороне и каждому человеку пришлось
выбирать на чьей он стороне. Как нельзя повернуть пулю, так нельзя было в тот период
повернуть назад идею, цель,…..)
Определите цель урока? Доказать, что какую бы роль в гражданской войне не выбрал
человек, она всё равно приведёт к трагедии и в данной войне не может быть победителей…
Учитель: Какая задача урока? обсудить проблему “ Гражданская война в России
народная трагедия, в которой нет победителей” (страница сайтапроекта «Гражданская
война»
Эпиграф:
« …гражданская война есть ни с чем
не сравнимая народная трагедия,
в которой никогда не было победителей…
…братья столь щедро и долго проливавшие
кровь друг друга, сражались за Россию.
За её завтрашний день, который каждая
из сторон видела и понимала посвоему ».
Б. Васильев
Сегодня вам предстоит сделать выбор непростой, а осознанный.
Каждый из вас выберет роль (карточки на столе), которую он бы хотел сыграть в
фильме о гражданской войне и в ходе урока определит для себя (с позиции какого лагеря –
6 белых, красных, зелёных, иных участников гражданской войны – ребята будут
участвовать в дискуссии по теме на уроке.):
Основополагающий вопрос
Кто «свой», кто «чужой» ?
Итак, уважаемые участники фильма за вами выбор
Клип https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki
Агитаторы (участники проекта) представляют каждую сторону (агитация ведётся
посредством: клипа, гуглкрты, презентации, документа совместного редактирования)
Выступление белых (используется материал страницы сайта проекта
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/belye
вопросы
ответ
Создание 1917 год 25
октября
Добровольческой армии
являлись генералы Л. Г. Корнилов, А. И. ДеникинМ. В.
Алексеев и др. (презентация)
Вооруженные силы:
Север:
ЗападЮденич
ВостокКолчак
ЮгДеникин, Краснов и
Каледин (казаки)
К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина,
адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели
превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и
офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном
мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой
интервентов.
(Гугл карта)
Социальная основа
кадровые офицеры.
имеющие боевой опыт
Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные
силы, Отмена «Декрета о земле» Отталкивание крестьянства
от «белого движения»
Политическая основа
Нет, разрозненность
7
Не было сплоченности и единства действий
Не смогли объединиться, каждый лидер белых видел себя Лозунги
Программа
Деятельность
как единственного человека способного спасти Россию
"За Веру Отечество ", лозунг «единой и неделимой России»
«Умрём за Родину»;
«Отечество или смерть»;
«Лучше смерть, чем гибель России»;
«За Веру, Царя и Отечество!»;
«Законность и порядок!»
единая и неделимой Россия, созыв Учредительного собрания
на основе всеобщего избирательного права для решения
вопроса о будущем политическом устройстве России,
имперская власть основа правопорядка в государстве,
признавали частную собственность, Православие основа
основ.
. Деникин разработал план «Земельного закона», согласно
которому крестьянин мог выкупить землю у помещика.
Все награбленное необходимо вернуть владельцам
фабрикантам, помещикамземлю
Сформировали белые армии, которые действовали
Отменили все Декреты Советской власти (о земле,
1.
отдельно друг от друга.
2.
мире, власти)
3.
владельцев
4.
территориях
5.
6.
нами – тот против нас.
(Клип)
Фабрики и заводы переходили в руки бывших
Уничтожали Советскую власть на захваченных
Союзниками белых стали иностранные интервенты
Использовали политику белого террора – кто не с
Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам
Выступление зелёных (используется материал страницы сайта проекта
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/zeleenye
вопросы
Время
создания
ответ
1919г
Личности
Махно Нестор Иванович (презентация)
Вооруженные
силы
«Революционная повстанческая армия Украины»
(гуглкарта)
Социальная
8
Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий основа
Политическая
основа
Лозунги
Анархия, отсутствие государства
«Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не
покраснеют!»;
«Даёшь коммунизм без большевиков!»;
«За Советы без большевиков!»;
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Программа
–Мы, крестьяне, рабочие и повстанцы, протестуем против насилия со
стороны большевиков…
–Мы требуем отправить на фронт многочисленные большевистские
комиссии по борьбе с контрреволюцией…
–Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов…
–Мы требуем изменения продовольственной политики, замены
ликвидационного отряда
–Мы требуем изменения продовольственной политики, замены
ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между
городом и деревней с уничтожением частной торговли…
–Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем
политически левым течениям…
–Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем …
–Долой «комиссародержавие!» Долой «чрезвычайки», «современные
охранки!» Долой однобокие большевистские советы! Да здравствуют
свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!».
Махно:Махно выдвинул программу действий, сводящуюся к созданию
самостоятельной крестьянской республики в тылу деникинских войск
(с центром в Екатеринославе). Программа Махно предусматривала
отмену диктатуры пролетариата и руководящей роли
коммунистической партии и развитие самоуправления на основе
беспартийных «вольных Советов», организацию «третьей социальной
революции» для свержения большевиков и установления народной
власти, ликвидацию эксплуатации крестьянства, защиту деревни от
голода и политики военного коммунизма, передачи земли в свободное
пользование крестьянских масс (при этом, вопреки стереотипу,
махновцы, как и вообще крестьяне России и Украины выступали
против любой собственности на землю, считали, что земля должна
быть у того, кто её обрабатывает и периодически перераспределяется
«по едокам»)
Деятельность Вели вооруженную борьбу против германского
нашествия,белогвардейцев,а затем и против Советской власти. (клип)
Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам
9 Выступление иных участников гражданской войны – казаков (используется материал
страницы сайта проекта
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/inyeucastniki
Казаки
вопросы
ответ
Время создания
Личности
Вооруженные
силы
Социальная
основа
Политическая
основа
генерал П.Н.Краснов
атаман А.М. Каледин (гуглкарта)
в 1917 году – это тысячи и десятки тысяч вооружённых, обученных
военному делу людей, представляли собой силу, не учитывать которую
было невозможно (осенью 1917 г. в армии было 162 конных казачьих
полка, 171 отдельная сотня и 24 пеших батальона). Ко времени
большевистского Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в
состав столичного гарнизона входили 1й, 4й и 14й Донские казачьи
полки
Казаки (презентация)
В боевом строю находилось около
300 тыс. казаков
Красная армия
от 10% до 20%
Белая армия
от 80% до 90%
Лозунги
"За Веру, Царя и Отечество",
Программа
(клип)
Деятельность
Результат
Казаки стремились занять нейтральную позицию, боясь быть втянутыми в
братоубийственную гражданскую войну, хотели быть вместе с народом,
который к тому времени разочаровался во Временном правительстве
выступили на защиту Дона от наступавшего по всей России большевизма.
Дон и его столица Новочеркасск стали "центром контрреволюции",
оплотом русской государственности и белого движения. Революция и
гражданская война раскололи единое Донское казачество на белое и
красное. В Гражданскую войну безвозвратные потери среди Донских
казаков составили 250 тыс
Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам
10 Выступление красных (используется материал страницы сайта проекта
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/krasnye
Лозунги
Да здравствует мировая революция»,
«Смерть мировому капиталу»,
«Мир хижинам, война дворцам»,
«Социалистическое Отечество в опасности»
Пролетариат, бедняки, малоземельные и
безземельные крестьяне, рабочая
интеллигенция и часть офицерства
Программа
Мировая революция,
Создание республики советов и диктатуры
пролетариата
Деятельность
Пропаганда,
Укрепление власти,
Продразверстка
Красный террор
Военный коммунизм
Освобождение от интервентов
11
Создание красной армии
В июле 1918 г. был опубликован декрет о
всеобщей воинской повинности мужского
–Красная армия 1918 г. 300 тыс. человек.
1919 г 1,5 млн. человек, а к октябрю 1919 г.
— до 3 млн. В 1920 г 5 млн. Были созданы
курсы и школы для подготовки – офицеров
В 1917 — 1919 гг. были открыты:
Академия Генерального штаба,
Артиллерийская, Военномедицинская,
Военнохозяйственная, Военноморская,
Военноинженерная академии.
Привлекались на службу в Красную армию
военных специалистов старой армии.
Создан Реввоенсовета и Совета рабочей и
крестьянской обороны превращение
страны в «единый военный лагерь»
.
Обращение к гугл карте – достаточно сил на
всех направлениях
Предприняты меры по ужесточению
дисциплины, вплоть до расстрела
изменников и трусов без суда и следствия,. 5
сентября 1918 г. СНК РСФСР принял
постановление о красном терроре:
концентрационные лагеря, массовый
расстрел заложников, расстрел царской
семьи и всех её родственников.
Периодизация «военного коммунизма»:
Май 1918г., провозглашение
продовольственной диктатуры;
1919г. и начало 1920
Национализация крупной, средней и мелкой
промышленности;
Продразверстка;
Ликвидация частной собственности;
Свертывание товарно денежных
отношений;
Всеобщая трудовая повинность «Кто не
работает, тот не ест»;
Бесплатность коммунальных услуг; Натурализация оплаты труда;
Уравниловка;
Обращение к гуглкарте
Северный фронт Троцкий Л.Д.
Южный фронт – Фрунзе М.В.
Западный фронт – Тухачевский М.Н.
Восточный фронт – Фрунзе М.В., Блюхер
В.К.
Ребята выбирают роли и подходят к агитаторам
(на местах учащихся не остаётся, так как узаконенная власть красных не оставляет выбора)
Вывод: Какие два лагеря в большинстве и вступили в серьезное противостояние: поверка
схема на стр https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki
Знаки ? и ! поднимают
Итак: Учащиеся осознанно разделились на группы (так как казаки и зелёные примыкали
то к одному, то к другому лагерю)
Практический этап
Самостоятельная работа:
Пройти к компьютеру и выбрать страничку сайта проекта соответственно
выбранным ролям и ответить на основополагающие и проблемные вопросы в документе
совместного редактирования «Обсуждаем». Работать можно индивидуально, парой,
группой по желанию. При работе с документом редактирования можно оставлять
комментарии или использовать инсерт. Просмотр клипов обязателен.
На последнем документе совместного редактирования прочитайте выдержки из
источников и определите факты. Аргументы доказывающие, что действительно в период
гражданской войны всенародная трагедия и нет победителей и побеждённых
Белые документ совместного редактирования на стр
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/belye
Красные документ совместного редактирования на стр
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/3pravednikiimuceniki/krasnye
Ребята агитаторы и участники проекта «…» заполняют страницу
«Итог: https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/5itog »
Выводы каждая группа защищает свои факты и аргументы и делает вывод по
основополагающему вопросу.
Назовите причины поражения белых в гражданской войне.
Почему большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?
IV. Итог урока:
Основополагающий вопрос
12 Кто «свой», кто «чужой» ?
Проблемные вопросы
Почему в годы гражданской войны Россия «приобрела» красный и белый цвет?
Почему нет победителей и побежденных в гражданских войнах ?
Оценивание: смайлы: красный5, зелёный4, жёлтыйпоработай над темой урока
дополнительно.
Самооценка
Оценка товарищей
Оценка учителя
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1BLyqY47zYfEWxYFSg1HXgY6sLnxZn5P5ykV0j
rs/edit#gid=138100955
рефлексия
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/6refleksia
заполнить документ совместного редактирования
V. Домашнее задание:
Ознакомиться с темой «Гражданская война на Дальнем Востоке» (клипы. Гуглкарта)
https://sites.google.com/site/sajtsetevogouroka/4dalnijvostok
выполнить задание в документе совместного редактирования (указать имя и фамилию
отвечающего)
13
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Урок по истории на тему: "Гражданская война в России - народная трагедия, в которой нет победителей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.