Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Оценка 5

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
9 кл
13.05.2017
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Рабочая программа по курсу «История и культура мордовского края» для 9 класса составлена на основе авторской программы А.В. Карташова и учебного пособия «История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009. Цели и задачи курса: - вписать местные события в историко – культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества; - развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому; - содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации; - воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем. Всего часов – 17
ИКМ 9 класс.doc
Пояснительная  записка             Рабочая программа по курсу «История и культура мордовского края» для 9Б класса составлена на основе авторской программы А.В. Карташова и учебного пособия «История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009. Цели и задачи курса: ­  вписать местные события в историко – культурный контекст, раскрыть   специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества; ­   развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому; ­ содействовать самоопределению личности, созданию условий для  её реализации; ­    воспитывать  стремление  к  сохранению   и  приумножению   культурного  наследия,  к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед     нашей республикой сложных проблем. Всего часов – 17 Требования к уровню подготовки учеников В результате изучения истории и культуры мордовского края ученик должен знать/понимать: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  понимания   исторических   причин   и   исторического   значения   событий   и   явлений   современной жизни; высказывания   собственных   суждений   об   историческом   наследии   народов;   объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;     уметь:       основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;  выдающихся деятелей мордовского народа; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; соотносить   даты   событий   отечественной   и   всеобщей   истории   с   веком;   определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать   о   важнейших   исторических   событиях   и   их   участниках,   показывая   знание необходимых     фактов,   дат,   терминов;   давать   описание   исторических   событий   и   памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить  общие исторические  процессы  и отдельные факты;  выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность   и   различия   сравниваемых   исторических   событий   и   явлений;   определять   на   основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Мордовии, достижениям культуры края;  использования знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих мордовский край в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Основное содержание курса ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО КРАЯ В XX ВЕКЕ Мордовия в начале XX века: революция или реформы? 1 урок. Социально­экономическое развитие мордовского края к началу XX века. Сословно­классовый   состав   населения   на   рубеже   веков.   Национальный   состав населения. Итоги освобождения крестьян от крепостной зависимости. Аграрный вопрос. Общественно­политическое   развитие:   социальные   конфликты,   первые   политические организации на территории Мордовии. 2 урок.  Революция  1905—1907 гг. в мордовском  крае.  Нарастание   социально­ политической   активности   рабочих   и  крестьян,   возникновение   профсоюзных организаций. Октябрьская  политическая  стачка. «Рузаевская республика». Мордовия в условиях спада революции. 3 урок.  Попытки экономических преобразований. Реформы П.А. Столыпина и способы их реализации. Переселенческое движение. Социальное расслоение деревни, приток рабочей силы в промышленность. 4 урок.  Мордовия в годы первой мировой войны. Состояние  промышленности и сельского  хозяйства в годы первой мировой войны. Разложение политической системы. Революционное движение. Революционные события 1917 года и гражданская война на территории мордовского края. Тема II (2 часа) 5  урок.  Февральская революция на территории края. От Февраля к Октябрю. Октябрьская революция. Формы, методы и сроки установления советской власти в уездных центрах и на селе. Выборы в Учредительное собрание. Первые декреты. 6   урок.  Возникновение   условий   для   начала   гражданской   войны.   Борьба   сил революции и контрреволюции в 1918—1920 гг.: выступления чехословаков в мае 1918 года и начало гражданской войны; комплектование частей и подразделений Восточного и Южного   фронтов   (Г.   Гай,  Ф.   Миронов).   Политика   «военного   коммунизма»   и   ее последствия.   Тема III  (4 часа) Мордовия в 20—30­е годы 7   урок.   Причины   поворота   к   НЭПу:   кризис   экономики   и  голод   1921   года. Противоречия НЭПа и попытки их разрешения. Курс на индустриализацию и подготовка массовой коллективизации в Мордовии. Социально­экономическое развитие: стратегия свертывания   НЭПа;   I   и   II   пятилетние   планы   и   их   реализация.   Особенности индустриализации   в   Мордовии.   Осуществление   курса   на   полную   и   ускоренную коллективизацию. 8­9   уроки.  Общественно­политическая   жизнь.   Поиски  форм   национальной государственности:   создание   Мордовского   округа,   образование   Мордовской   АО, провозглашение  МАССР;   принятие   Конституции   МАССР.   Развитие   командно­ административной   системы   и   бюрократизация   аппарата.  Возрастание   роли репрессивных   органов.   Острова   ГУЛАГа   в  Мордовии.   Репрессии   1930­х   годов   в Мордовии. Советская власть и церковь. 10   урок.  Культура.   Народное   образование   и   здравоохранение.   Национальная литература, театр, изобразительное искусство. Разрушение старых обычаев и традиций. Новые праздники. Расширение сети средств массовой информации. Градостроительство и архитектура. Тема IV (2 часа) Мордовия в годы Великой Отечественной войны 11  урок.  На  фронтах  Великой   Отечественной  войны.  Формирование   частей   и подразделений на территории Мордовии, их боевой путь. Ратные подвиги уроженцев Мордовии (М.А. Пуркаев, И.В. Болдин, М.П. Девятаев). 12 урок.  Мордовия — составная часть тыла. Перевод  народного хозяйства на военные рельсы.  Прием эвакуированных предприятий. Героический труд рабочих и крестьян  в тылу. Помощь освобожденным районам. Сбор средств в  помощь армии. Семьи, опаленные войной (семейные реликвии, воспоминания, рассказы). Мордовский край в 1945— середине 50­х годов Тема V (1 час) 13  урок.  Трудности   послевоенной   жизни.   Восстановление   экономики:   цена успеха. Социальное развитие. Общественно­политическая жизнь.  Мордовский край во второй половине XX века Тема VI (4 часа) 14   урок.  Первые   попытки   десталинизации.   Эволюция   политической   системы: борьба   демократической   и   тоталитарной   тенденций.   Изменение   ориентиров   в экономике:   новации   и   догмы.   «Оттепель»   в   духовной   жизни.   Социальная  жизнь республики: рост городов и городского населения.  Развитие   науки  и   образования   в Мордовии. Исчерпание потенциала системы. Нарастание диспропорций в экономике и социальной сфере в 60—70­е годы.  15 урок.  Курс на обновление  советского  общества.  Перестройка  и  ее   этапы. Реформа   политической   системы:   задачи   и  цели.   Гласность   и   «революция   умов». «Парад   суверенитетов».   Преобразование   МАССР   в   МССР,   в   РМ.   Либерализация политической жизни. Политический плюрализм. Партии  и политические  движения  в Мордовии. 16 урок. Мордовия на рубеже ХХ ­ ХХI вв. Мордовия в первой половине 1990­х годов. Трудности перехода к рыночной экономике. Современные российские реформы в   Мордовии.   Трансформация социальной   структуры.   Культура   и   образование.   Конституция.   Государственные символы.   Общественно­политическая   жизнь   республики. 17 урок. Повторительно­обобщающий урок. Календарно ­ тематическое планирование Название разделов  Темы уроков Тип урока УМ Дата урока План  Факт  1 2 Территория и население мордовского края в  начале XX века Революция 1905­1907 гг.  в мордовском крае. 3 Мордовский край в условиях реформ Петра  Столыпина. Изучение н/м Комб. урок Комб. урок 4 Мордовия в годы  Первой мировой войны. Практикум 5 Февральская революция на территории края. 6 Мордовия в годы Октябрьской революции и  Гражданской войны. Изучение н/м Комбинир. урок 7 Мордовский край в годы новой экономической  Комбинир. политики. урок 8 Общественно – политическая жизнь Мордовии  Комбинир. в 1920­1930­е гг. 9 Модернизационные  процессы 1930­х годов в  Мордовии. 10 Уроженцы Мордовии на фронтах Великой  Отечественной войны. 11 Мордовия ­ составная часть тыла. урок Комбинир. урок Комб. урок Комб. урок § 1 § 2 § 3 § 4 § 5 § 6 § 7 § 8 § 9 § 10 § 11 12 Восстановление и развитие Мордовии в  Изучение н/м § 12 послевоенный период. 13 Республика в годы реформ (1953­1964) 14 Мордовская АССР во второй половине 1960­ 1980­е гг. 15 Мордовия в период перестройки. 16 Мордовия на пути созидания. Практикум Практикум Урок ­ презентация Круглый стол § 13 § 14 § 15 § 16 17 Мордовия в XX веке. П/о урок Учебно – методическое обеспечение: учебное пособие «История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009. Дополнительная литература 1. История   Мордовии:   От   эпохи   великих   реформ   до   великой   российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. ­ Саранск : Изд­во Мордов. ун­та, 2005 г. 2. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г 3. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982. 4. Воронин   И.   Д.   Литературные   деятели   и   литературные   места   Мордовии.   — 5. Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. ­ Саранск, 1991. 6. Мордовия. Энциклопедия. В 2 т. Саранск: Мордов. кн. изд­во, Т. 1.: А – М, 2003;  Саранск, 1976. Т. 2.: М – Я, 2004.  7. Осянина   Н.   Десять   путешествий   скульптора   Эрьзи:   рассказы   о   жизни   и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008. 8. Юрченков   В.   А.   Хронограф,   или   Повествование   о   мордовском   народе   и   его истории. — Саранск, 1991.   Электронно­образовательные ресурсы: СD­ диск «Мордовия – мой дом!» СD­ диск «История Мордовии» ­ презентации   Интернет ­ источники: http://www.niign.ru/   ­   Научно­исследовательский   институт   гуманитарных   наук (НИИГН)  .  ru   /  http   ://   www  краеведческий музей.   Мордовский   республиканский   объединенный  .  mrkm  ­

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017