Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
9 кл
13.05.2017
Рабочая программа по курсу «История и культура мордовского края» для 9 класса составлена на основе авторской программы А.В. Карташова и учебного пособия «История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009. Цели и задачи курса:
- вписать местные события в историко – культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
- развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
- содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.
Всего часов – 17
ИКМ 9 класс.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История и культура мордовского края» для 9Б
класса составлена на основе авторской программы А.В. Карташова и учебного пособия
«История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией Н.М. Арсентьева),
Саранск, 2009.
Цели и задачи курса:
вписать местные события в историко – культурный контекст, раскрыть специфику
локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к
активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой
сложных проблем.
Всего часов – 17
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения истории и культуры мордовского края ученик должен
знать/понимать:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов; объяснения
исторически сложившихся норм социального поведения;
уметь:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней; выдающихся
деятелей мордовского народа;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
изученные виды исторических источников;
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных
задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города,
места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по
заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе
учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Мордовии,
достижениям культуры края;
использования знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих мордовский край
в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Основное содержание курса
ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО КРАЯ В XX ВЕКЕ
Мордовия в начале XX века: революция или реформы?
1 урок. Социальноэкономическое развитие мордовского края к началу XX века.
Сословноклассовый состав населения на рубеже веков. Национальный состав
населения. Итоги освобождения крестьян от крепостной зависимости. Аграрный вопрос.
Общественнополитическое развитие: социальные конфликты, первые политические
организации на территории Мордовии.
2 урок. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае. Нарастание социально
политической активности рабочих и крестьян, возникновение профсоюзных
организаций. Октябрьская политическая стачка. «Рузаевская республика». Мордовия
в условиях спада революции.
3 урок. Попытки экономических преобразований. Реформы П.А. Столыпина и
способы их реализации. Переселенческое движение. Социальное расслоение деревни,
приток рабочей силы в промышленность.
4 урок. Мордовия в годы первой мировой войны. Состояние промышленности и
сельского хозяйства в годы первой мировой войны. Разложение политической системы.
Революционное движение.
Революционные события 1917 года и гражданская война на
территории мордовского края.
Тема II (2 часа)
5 урок. Февральская революция на территории края. От Февраля к Октябрю.
Октябрьская революция. Формы, методы и сроки установления советской власти в
уездных центрах и на селе. Выборы в Учредительное собрание. Первые декреты.
6 урок. Возникновение условий для начала гражданской войны. Борьба сил
революции и контрреволюции в 1918—1920 гг.: выступления чехословаков в мае 1918
года и начало гражданской войны; комплектование частей и подразделений Восточного и
Южного фронтов (Г. Гай, Ф. Миронов). Политика «военного коммунизма» и ее
последствия.
Тема III
(4 часа)
Мордовия в 20—30е годы
7 урок. Причины поворота к НЭПу: кризис экономики и голод 1921 года.
Противоречия НЭПа и попытки их разрешения. Курс на индустриализацию и подготовка
массовой коллективизации в Мордовии. Социальноэкономическое развитие: стратегия
свертывания НЭПа; I и II пятилетние планы и их реализация. Особенности
индустриализации в Мордовии. Осуществление курса на полную и ускоренную
коллективизацию.
89 уроки.
Общественнополитическая жизнь. Поиски форм национальной
государственности: создание Мордовского округа, образование Мордовской АО, провозглашение МАССР; принятие Конституции МАССР. Развитие командно
административной системы и бюрократизация аппарата.
Возрастание роли
репрессивных органов. Острова ГУЛАГа в Мордовии. Репрессии 1930х годов в
Мордовии. Советская власть и церковь.
10 урок. Культура. Народное образование и здравоохранение. Национальная
литература, театр, изобразительное искусство. Разрушение старых обычаев и традиций.
Новые праздники. Расширение сети средств массовой информации. Градостроительство
и архитектура.
Тема IV (2 часа)
Мордовия в годы Великой Отечественной войны
11 урок. На фронтах Великой Отечественной войны. Формирование частей и
подразделений на территории Мордовии, их боевой путь. Ратные подвиги уроженцев
Мордовии (М.А. Пуркаев, И.В. Болдин, М.П. Девятаев).
12 урок. Мордовия — составная часть тыла. Перевод народного хозяйства на
военные рельсы. Прием эвакуированных предприятий. Героический труд рабочих и
крестьян в тылу. Помощь освобожденным районам. Сбор средств в помощь армии.
Семьи, опаленные войной (семейные реликвии, воспоминания, рассказы).
Мордовский край в 1945— середине 50х годов
Тема V (1 час)
13 урок. Трудности послевоенной жизни. Восстановление экономики: цена
успеха. Социальное развитие. Общественнополитическая жизнь.
Мордовский край во второй половине XX века
Тема VI (4 часа)
14 урок. Первые попытки десталинизации. Эволюция политической системы:
борьба демократической и тоталитарной тенденций. Изменение ориентиров в
экономике: новации и догмы. «Оттепель» в духовной жизни. Социальная жизнь
республики: рост городов и городского населения. Развитие науки и образования в
Мордовии.
Исчерпание потенциала системы. Нарастание диспропорций в экономике и социальной
сфере в 60—70е годы.
15 урок. Курс на обновление советского общества. Перестройка и ее этапы.
Реформа политической системы: задачи и цели. Гласность и «революция умов».
«Парад суверенитетов». Преобразование МАССР в МССР, в РМ. Либерализация
политической жизни. Политический плюрализм. Партии и политические движения в
Мордовии.
16 урок. Мордовия на рубеже ХХ ХХI вв. Мордовия в первой половине 1990х
годов. Трудности перехода к рыночной экономике. Современные российские реформы
в Мордовии.
Трансформация
социальной структуры. Культура и образование. Конституция. Государственные
символы.
Общественнополитическая жизнь республики.
17 урок. Повторительнообобщающий урок. Календарно тематическое планирование
Название разделов
Темы уроков
Тип
урока
УМ
Дата урока
План
Факт
1
2
Территория и население мордовского края в
начале XX века
Революция 19051907 гг. в мордовском крае.
3 Мордовский край в условиях реформ Петра
Столыпина.
Изучение н/м
Комб. урок
Комб. урок
4 Мордовия в годы Первой мировой войны.
Практикум
5 Февральская революция на территории края.
6 Мордовия в годы Октябрьской революции и
Гражданской войны.
Изучение н/м
Комбинир.
урок
7 Мордовский край в годы новой экономической
Комбинир.
политики.
урок
8 Общественно – политическая жизнь Мордовии
Комбинир.
в 19201930е гг.
9 Модернизационные процессы 1930х годов в
Мордовии.
10 Уроженцы Мордовии на фронтах Великой
Отечественной войны.
11 Мордовия составная часть тыла.
урок
Комбинир.
урок
Комб. урок
Комб. урок
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
12 Восстановление и развитие Мордовии в
Изучение н/м
§ 12
послевоенный период.
13 Республика в годы реформ (19531964)
14 Мордовская АССР во второй половине 1960
1980е гг.
15 Мордовия в период перестройки.
16 Мордовия на пути созидания.
Практикум
Практикум
Урок
презентация
Круглый стол
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16 17 Мордовия в XX веке.
П/о урок
Учебно – методическое обеспечение:
учебное пособие «История и культура мордовского края в XX веке» (под редакцией
Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009.
Дополнительная литература
1. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской
революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред.
Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. Саранск : Издво Мордов. унта, 2005 г.
2. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост.
Маркова С.С./Саранск, 2004 г
3. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.
4. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. —
5. Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. Саранск, 1991.
6. Мордовия. Энциклопедия. В 2 т. Саранск: Мордов. кн. издво, Т. 1.: А – М, 2003;
Саранск, 1976.
Т. 2.: М – Я, 2004.
7. Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и
творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
8. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его
истории. — Саранск, 1991.
Электроннообразовательные ресурсы:
СD диск «Мордовия – мой дом!»
СD диск «История Мордовии» презентации
Интернет источники:
http://www.niign.ru/ Научноисследовательский институт гуманитарных наук
(НИИГН)
. ru /
http
:// www
краеведческий музей.
Мордовский республиканский объединенный
. mrkm
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.