План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл
08.05.2017
Представлен план-конспект урока по истории России. Урок в 9 классе. Название темы:"Начало Великой Отечественной войны". Автор учебника А.А.Данилов. Вступительное слово учителя. Приводиться стихотворение.План урока:
1.Начало войны. Силы сторон
2.Неудачи Красной Армии в начале войны
3.Оборона Ленинграда
4.Битва за Москву
Домашнее задание. Приложение к уроку.Самоанализ по теме.
план-конспект урока и самоанализ.doc
Планконспект урока по истории России
в 9 классе ГБОУ ООШ №16 г.Сызрани
на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
Разработал: Кафидова Г.М.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «История: теория и методика
преподавания в образовательной организации»
Проверил: О.Г.Мырксина г.Сызрань,2017г.
ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны
Дата проведения. 30.01.2017г
ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
выяснить причины неудач красной армии летом осенью 1941г
рассмотреть ход военных событий начального периода войны
2. Развивающие
формировать умения извлекать информацию с разных источников,
анализировать ее, делать выводы
развивать логическое мышление и речь
формировать ИКТ компетентности
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне
с фашистами на примере мужества советских солдат
Тип урока: изучение нового материала
Методическое оснащение: презентация на тему: «Начало ВОВ», диск
«Битва за Москву», аудиозапись выступления Молотова, сообщение
« Оборона Ленинграда», учебник АА. Данилов, Л.Г. Косулина по истории
России, рабочий лист.
Оборудование: компьютер, проектор
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы; новые слова:
«Тайфун»; даты: 22 июня 1941г, 30 сентября 1941г, 5 декабря 1941г, январь
1943.
ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте. Ребята, на прошлом уроке вы хорошо поработали и
получили хорошие оценки. Я уверенна в том, что сегодняшний урок пройдет
как обычно продуктивно и интересно.
ВВОДНО МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА
Какой раздел мы начали изучать?
Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте сформулировать тему
урока и записать ее в рабочий лист.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)
ВОПРОС К УЧЕНИКАМ: Чтобы вы хотели узнать на уроке?
Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения
анализировать, делать выводы, работать с картой, учебником и
видеозаписями.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Весь ход военных действий историки делят на три
периода:
1. Начальный период (22 июня 194118 ноября 1942 гг.). 2. Период коренного перелома (19 ноября 1942конец 1943 гг.).
3. Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (19449 мая
1945 гг.).
Мы сегодня изучим начальный период ВОВ. Обратимся к плану урока.
ПЛАН.
1.Начало войны. Силы сторон
2.Неудачи Красной Армии в начале войны
3.Оборона Ленинграда
4.Битва за Москву
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом
стратегической обороны?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?
Как назывался план нападения Германии на СССР?
Каковы направления захвата?
II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны,
нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию
СССР. В полдень этого же дня с обращением к народу выступил первый
заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов.
ЗАДАНИЕ: прослушайте аудиозапись выступления и ответьте на вопрос:
Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого
начала была определена как Отечественная?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация
военнообязанных, введено военное положение в стране. Были образованы
фронты: Северный, Северо Западный, Западный, Южный, Юго Западный. Для руководства ими была образована ставка главного командования, в
состав которой вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов,
Шапошников, Жуков. Верховным главнокомандующим назначен Сталин.
Для того чтобы узнать готовность Германии и СССР к войне, обратимся к
таблице.
ЗАДАНИЕ: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале
войны и сделайте выводы.
Признаки для сравнения
Численность
Личный состав
Танки
Самолеты
Орудие и минометы
ВЫВОД:_________________________________________________
Германия
5,5 млн. чел.
190 дивизий
4300
5000
48000
СССР
2,9 млн. чел.
170 дивизий
9500
8500
4700
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Внезапность и мощь удара противника привели к
трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.
ЗАДАНИЕ: Просмотрите фрагмент фильма «Трагическое начало» и выполните
задание.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Трагическое начало»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы переходим к третьему пункту плана. Одной из самых
героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда.
Гитлер рассчитывал на то, что с падением Ленинграда в СССР может
наступить полная катастрофа.
ЗАДАНИЕ: Прослушав сообщение одноклассника, выполните задание.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: еще одним главным событием начального этапа стала
Московская битва.
ЗАДАНИЕ: Просмотрев фильм «Битва за Москву», выполните задание.
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Битва за Москву» СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы рассмотрели все пункты плана. Обратимся к
проблеме, поставленной в начале урока.
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом
стратегической обороны?
ЗАДАНИЕ: сделайте небольшой вывод по теме урока для этого выполните
задание.
ИТОГОВОЕ СЛОВО: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны.
Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты. Ценой
огромных усилий советскив войскам удалось сорвать планы немцев и перейти
в контрнаступление, создав условия коренного перелома в ходе войны.
1.
Когда началась Великая Отчественная война?
III ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 сентября 1939 2.2 сентября 1945 3.22 июня 1941 4.3 августа 1941
Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?
1 Сталин 2 Жданов 3 Каганович 4 Молотов
Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?
2.
3.
1.Ставка Верховного Командования 2. Совет Безопасности
3.Государственный Комитет Обороны 4. Народный комиссариат
обороны
4.
В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа
армий "Север" по плану "Барбаросса"?
1.Москва 2.Киев 3.Ленинград, Приалтика 4.Баку
5.
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956
2. 872 с 8 сентября 1941 по 27 января 1944
3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999
3. 55 с 8 сентября 1941 по 27 января 1948 6.
Как назывался план немцев по захвату Москвы ?
1."Барбаросса" 2."Ост" 3."Тайфун" 4."Цитадель"
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?
Пришло время оценить как вы поработали.
Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок, используя оценочную шкалу.
Чему вы научились?
Что вы сумели сделать?
1.Я научился_____________________________________________________
2. Я узнал________________________________________________________
3. Я смог_________________________________________________________
Ребята! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Для этого
дорисуйте смайлику выражения лица.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Прочитать § 29 и составить рассказ « Крупнейшие сражения 1941 г»
2. Творческое задание: 1. Создание агитационного плаката на тему "Битва за Москву". Советую вам
познакомиться с коллекцией советских плакатов военного времени на сайте
"Плакаты советского времени" по адресу http://www.krasnoyeznamya.ru/
2. Создание презентаций по темам: "Улицы Москвы, названные именами
москвичей защитников Родины"; "Герои и военачальники Московской
битвы".
3.На своем странице в интернете создать альбом "Мой музей истории
Великой Отечественной войны" (в этом альбоме можно разместить, найденные
в сети фотографии, изображения боевой техники, документы, карты,
интересные факты)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, ребята! Вы успешно
преодолели все трудности. Спасибо за урок! Рабочий по лист по теме
ЦЕЛИ
ВОПРОСЫ
ПЛАН
1.Начало войны. Силы сторон
2.Неудачи Красной Армии в начале войны
3.Оборона Ленинграда
4.Битва за Москву
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом
стратегической обороны?
ЗАДАНИЕ № 1 (по аудиозаписи) Какое значение имело то обстоятельство,
что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?
ЗАДАНИЕ № 2: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале
войны и сделайте выводы.
«Соотношение сил Германии и СССР в начале войны»
Признаки для сравнения
Численность
Личный состав
Германия
5,5 млн. чел.
190 дивизий
СССР
2,9 млн. чел.
170 дивизий Танки
Самолеты
Орудие и минометы
ВЫВОД:__________________________________________________________
_
4300
5000
48000
9500
8500
4700
ЗАДАНИЕ № 3: Отметьте причины неудач Красной Армии впервые месяцы
войны:
опоздание советского руководства с приведением пограничных военных
округов в полную боевую готовность;
введение 7дневной рабочей недели;
внезапность нападения Германии;
неточная информация советских разведчиков о дате нападения врагов;
численность превосходства войск Германии над численностью Красной
Армии;
слабая оснащенность советских войск военной техникой;
активная поддержка немецкого наступления западными районами
СССР;
ослабление Красной Армии массовыми репрессиями среди командного
состава.
ЗАДАНИЕ № 4: Подбери эпитеты к словосочетанию Блокада Ленинграда
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 5. Заполните пропуски в тексте
……………. гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция
по захвату Москвы проходила под кодовым названием ……………… ….
Фашистам удалось захватить ряд городов. В ходе Смоленского сражения
немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем
удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из
Ленинграда был вызван генерал……………………….. С 20 октября в Москве было введено ………………………. положение. В битве особо
отличилась 316я дивизия под командованием…………………………. 56
декабря 1941г советские войска начали……………………….. Враг был
стало:
отброшен на
250 км от
Москвы.
Итогом
……………………………………………………………………………………
ЗАДАНИЕ № 6: Из слов составьте предложения:
потери, и, людские, большие, материальные
лад, экономики, военный, на, переход
поражения, Армии, Красной
плана, «блицкриг», провал, молниеносного
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Когда началась Великая Отечественная война?
1. 1 сентября 1939 2.2 сентября 1945 3.22 июня 1941 4.3 августа 1941
2. Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?
1 Сталин 2 Жданов 3 Каганович 4 Молотов
3. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?
1.Ставка Верховного Командования 2. Совет Безопасности
3.Государственный Комитет Обороны 4. Народный комиссариат обороны
4. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий
"Север" по плану "Барбаросса"?
1.Москва 2.Киев 3.Ленинград 4.Баку
5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956
2. 872 с 8 сентября 1941 по 27 января 1943
3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999
3. 55 с 8 сентября 1941 по 27 января 1948 6. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?
1."Барбаросса" 2."Ост" 3."Тайфун" 4."Цитадель"
РЕФЛЕКСИЯ
1. Я научился_______________________________________________________
2. Я узнал__________________________________________________________
3. Я смог___________________________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1.ТЕМА УРОКА: «Начало Великой Отечественной войны» изучается в
разделе «Великая Отечественная война», на его изучение отводится 6 часов.
Эта тема вторая, связана с предыдущий темой « СССР накануне ВОВ», так
как из нее берутся данные об отношениях Германии и СССР и связана с
последующими.
2.КЛАСС: урок проходил в 9
работоспособен и имеет средний уровень развития.
классе. В целом коллектив класса
3.ТИП УРОКА: урок планировался как изучение нового материала. Все этапы
урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и
проверка умений. К уроку разработана презентация и рабочий лист.
4. ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
выяснить причины неудач красной армии летом осенью 1941г
рассмотреть ход военных событий начального периода войны
2. Развивающие
формировать умения извлекать информацию с разных источников,
анализировать ее, делать выводы
развивать логическое мышление и речь
формировать ИКТ компетентности 3. Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне
с фашистами на примере мужества советских солдат
5. ФОРМЫ РАБОТЫ: На уроке были представлены такие виды работы как:
индивидуальная. Она прослеживалась в таких заданиях как: заполните
пропуски в тексте, на этапе закрепления тест, выберите правильный ответ.
работа в парах прослеживается когда ребята подбирали эпитеты, из слов
составляли предложения.
фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
6.Различные методы работы:
словесный методы (рассказ, сообщение);
наглядный (презентация и фильмы);
практический (решение заданий);
проблемная ситуация.
7. УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Учащиеся на уроке показали следующие умения:
1. Регулятивные универсальные умения
А) целепологание (умения ставить цели, отвечая на вопросы чтобы хотели
узнать на уроке.)
2. Познавательные общеучебные:
А) умения работать с разными источниками информации: понимать смысл
этой информации, давать на вопросы логические и правильные ответы.
В) умения структурирования знаний в задании, где необходимо было выбрать
правильный ответ из всех перечисленных причин неудач
Г) произвольное и осознанное построение речевого высказывания при устных
ответах на вопросы
3. Познавательные логические
А) умения работать с таблицей. Б) умения работать с первоисточником извлекать из него необходимую информации
( при прослушивании аудиофрагмента и при просмотре фильма)
В) умения логически отражать план урока работать с рабочими листами, выполнять
различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал.
Г) установление причинно следственных связей при просмотре фильма и при решении
проблемного вопроса.
4. Коммуникативные
А) анализировать, делать выводы
Б) умения работать в парах
Рефлексия была двух видов:
1. рефлексия знаний, где ученики выставляли себе оценки за свою работу
2. рефлексия умений, где ребята отвечали, чему научились и что смогли
сделать на уроке.
8. Цели достигнуты. Они решались постепенно, исходя из плана урока.
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по истории России в 9 классе на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.