Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс
Оценка 4.9

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
8 кл
26.03.2017
Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс
Внутренряя политика Николая I.doc
Учитель истории и обществознания МОУ «Шарапово­Охотская ООШ» Серпуховский муниципальный район Московская область Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8­й класс Цели: 1. Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики  Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического  курса власти в 1825­1855; 2. Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и  пристрастий одного человека. План урока: 1. Начало правления Николая I. 2. Кодификация законов. 3. Строгость политического режима – III Отделение и цензура. 4. Попытка решения крестьянского вопроса. 5. Денежная реформа. Основные даты: 1825 – 1855 гг.­ правление императора Николая I; 1826 г. – создание III  Отделения царской канцелярии; 1833 г. – опубликован Свод действующих законов  государства; 1837 – 1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами. Персоналии: А.Х.Бенкендорф; М.М.Сперанский; В.П.Кочубей; П.Д.Киселев. Оборудование урока: Презентация Power Point, текст документов (у каждого на парте),  тестовая работа (у каждого на парте) Презентация Вводное слово учителя: Ход урока ­ Сегодняшняя тема нашего урока: “Внутренняя политика Николая I.” (слайд № 1) ­ На уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: (слайд № 2) 1. Начало правления Николая I. 2. Кодификация законов. 3. Строгость политического режима – III отделение и цензура. 4. Попытка решения крестьянского вопроса. 5. Денежная реформа. ­ А в конце урока ответить на вопрос (слайд № 3) ­ Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный? 1. Начало правления Николая I ­ Прежде всего давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошел на  престол? (восстание декабристов) (слайд № 4) Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день  своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. (слайд №  5) В России на каждого нового царя возлагались большие надежды. В надежде славы и добра  Гляжу вперед я без боязни писал А.С.Пушкин. (слайд № 6) Опережающее задание: Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое  образование получил, какие черты характера были ему присущи. ­ Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно  распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. (слайд № 7) ­ Какие события не могли не отразиться на личности императора? (Убийство отца, восстание  декабристов). ­ Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться.  Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов,  лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная  картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в  которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в  доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”,  обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от “дерзостных  мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ. Итак, Николай I понимал необходимость преобразований и обещал их. Преобразования  начались с реформ государственного управлении (слайд № 8) ­ В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея,  которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось (слайд № 9) ­ Как управлялась Россия при Николае I , вы видите на схеме (Слайд № 10) ­ Как изменилась структура по сравнению с периодом правления Александра I ? Что  появилось нового? Что сохранилось? (Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически  этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль  Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие,  даже мелкие решения, принимались центральными органами власти. Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники) (Слайд № 11) ­ При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность  выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за  принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам  помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”. ­ В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд  крупных государственных деятелей. (слайд № 12). С ними связаны главные достижения  николаевского царствования. 2. Кодификация законов ­ Как мы уже говорили, в первые годы правления новый царь стремился сам решать  важнейшие и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами  министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его  императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах  государственного управления и во многом подменять Кабинет министров (слайд № 13). В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из  ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого Свода  законов. (слайд № 14) Опережающее задание: Сообщение учащегося Сперанский Михаил Михайлович, 3 – 4 мин. ­ Итак, оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в  управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не  возможно решить без четко составленных законов. Прежде всего были выявлены в архивах  и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в  51­м томе “полного собрания законов Российской империи”. Затем началась более сложная  работа: все действующие законы были расположены по определенной схеме, были  устранены имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией  законов. (слайд № 15) В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. В  состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с “Соборного Уложения”1649 г. до  Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке (слайд № 16). А в 1833 ­ “Свод законов Российской империи”, 15 томов – содержал действующие законы,  расположенные в предметно – систематическом порядке (слайд № 17). Свод законов был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на  заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского (слайд № 18) Это Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол  чиновников., однако каких – либо изменений в существующую политическую систему империи он не внес. 3. Строгость политического режима – III отделение и цензура ­ Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми  проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по­новому организовал деятельность  политической полиции и поставил ее под свой личный контроль (слайд № 19) В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические  дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах.  (слайд № 20). Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и  вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был  облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф. Самостоятельная работа с документом ­ Обратитесь к документу и определите конкретный круг обязанностей III отделения. ДОКУМЕНТ № 1: “…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно  незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми  занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они  вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться.  Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало  огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на  каждое заводилось особое дело…” (Троцкий И. III­е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53) Коллективная работа с текстом на доске, определение ошибок, обсуждение. Прочитаем текст и определим ошибки (слайд № 21). (ответ: пункты 5) и 10) в компетенцию III­го отделения не входили) ­ Для обуздания “распустившейся” печати Николай поставил ее под жесткий контроль  цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками “чугунным” (слайд № 22) ­ Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления? ­ Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах? ­ Таких изменений ждала мыслящая Россия? Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив,  самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия.  Положительным итогом является проведенная кодификация законов. (Слайд № 23) 4. Попытка решения крестьянского вопроса (слайд № 24) ­ Следующим важным направлением внутренней политики Николая I было решение  крестьянского вопроса. Самостоятельная работа с документом. ­ Ознакомимся с документом и ответьте на вопросы ­ Как Николай I относился к крепостному праву? ­ Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права? ­ Почему император считал, что отмена крепостного права стало бы “посягательством на  общественное спокойствие”? (слайд № 25) ДОКУМЕНТ № 2 Речь Николая I в заседании Государственного совета 30 марта 1842 года “ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех  ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более  губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел  намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как  совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень  еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное  посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт  доказал, до чего может доходить буйство черни…. Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что  нынешнее положение не может продолжаться всегда. Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и  решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то  необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому  порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу  и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному  состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я  считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а  средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…” ­ Итак, Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его  отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись  собственностью дворян. ­ Улучшение положения каких крестьян было во власти Николая (слайд № 26) ­ П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было  создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Опережающее задание сообщение учащегося 3­4 мин. Киселев, Павел Дмитриевич (слайд № 27) ­ В 1837 г.П.Киселев начал реформу государственных крестьян (слайд № 28) ­ Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне? (малоземелье, большая сумма оброка  и т.д.) ­ Каковы же должны быть цели реформы? Цели реформы государственных крестьян: 1) Повысить уровень жизни государственных крестьян; 2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян; 3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян. (слайд № 29) ­ Реформа государственной деревни предусматривала:           определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела; для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные  местности; создавалась “общественная запашка”; в государственных деревнях открывались школы; открывались медицинские и ветеринарные пункты запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей, 1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах, разрешалось освобождение крепостных без земли, 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их  владельца выставлялось на продажу за долги, 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. (слайды № 30,31) В случае необходимости возможно краткое пояснения по каждому из  пунктов. ­ Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее  проведения? (реформа несколько смягчила остроту крестьянского вопроса., не удалось  подать пример помещикам) ­ Крепостное право в России продолжало сохраняться (слайд № 32) 5. Денежная реформа (слайд № 33) ­ Помимо крестьянского вопроса был и еще ряд нерешенных проблем. Александр I оставил  тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн руб. серебром.  Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина. Опережающее задание сообщение учащегося Канкрин Егор Францевич (слайд № 34) Работа с учебником. ­ Откройте учебник с. 80 и ознакомьтесь с текстом, попробуйте определить суть финансовой реформы. (слайд № 35) ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ­ А теперь давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во  внутренней политике? (Создание III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной  деревни, денежная реформа) ­ Не смотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России? (нет,  потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении  самодержавия) (слайд № 36) ­ Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или  либеральный? Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже  отжившего политического режима, тормозившего развитие страны. Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя  Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в  коренном реформировании. После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд. Закрепление ­ В заключение попрошу выполнить тестовую работу: Министр финансов, проводивший денежную реформу в 1839 – 1843 гг: а) Киселев; б) Витте; в) Канкрин; г) Уваров 2. В 1826 году Николай I учредил III отделение Собственной Его императорского Величества  канцелярии, которое стало: а) Органом политического сыска; б) Органом цензуры; в) Гвардией царя; г) Идеологическим центром 3. По распоряжению Николая I была проведена работа по составлению Свода законов  Российской империи. Главным составителем стал: а) Аракчеев; б) Уваров; в) Сперанский; г) Дубельт 4. Николай I издал указ: а) О вольных хлебопашцах; б) О единонаследии; в) О возвращении из ссылки декабристов; г) О создании Министерства госимуществ. 5. Министерство госимуществ занималось: а) Управлением государственными крестьянами; б) Сбором налогов; в) Снабжением армии и флота; г) Эксплуатацией зданий и сооружений. Домашнее задание

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Урок по истории России на тему "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017