Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)
Оценка 4.7

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
15.04.2017
Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)
презентация
Милосердие и сострадание.doc
Урок №12. Тема: «Милосердие и сострадание» Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании;  умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей – первый и  самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого  богатства – милосердия. Задачи: Образовательная: создать условия для осмысления понятий  «милосердие», «сострадание», «милостыня»; способствовать  формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к  людям. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности:  памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы;  способствовать развитию готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Воспитательная: способствовать воспитанию гуманной личности,  стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию  помощи. Средства обучения: учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры 4 класс», презентация, карточки. Планируемые результаты урока: Предметные: ­понимать значения слов «милосердие», «сострадание», «милостыня»; ­познакомиться с притчей о добром самарянине. Метапредметные: Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные  вопросы, применять модели для получения информации. Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель  деятельности до получения ее результата, планировать свои действия. Коммуникативные ­  уметь оформлять свои мысли в устной форме; ­слушать и понимать речь других; ­учиться работать в группах, формулировать собственное мнение и позицию.  Личностные – испытывать чувства доброжелательности, понимания и  сопереживания нуждающимся и попавшим в беду. Ход урока: Приветствуют учителя,  устанавливают зрительный  контакт, улыбаются друг другу. Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся                                  1. Мотивация к учебной деятельности ­Звенит звонок. (Слайд 2) На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям  подарить. ­Ребята, давайте подарим друг другу  улыбку.                                            2. Актуализация знаний Устный опрос: (Слайд 3) ­Ребята, о чем мы говорили на прошлом  уроке? ­Что такое заповеди? Сколько их? Кто  дал их людям? ­Где это произошло и как? ­А для чего Бог дал людям заповеди? Строят речевые высказывания в  устной форме. 3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. ­А сегодня мы поговорим о том, что  волнует многих живущих на планете, и  для этого вы послушаете стихотворение  А. Дементьева и определите ключевые  слова.   (Слайд 4) ­Какие ключевые слова вы выделили? (Слайд 5.) ­Попробуйте сформулировать тему  нашего сегодняшнего занятия. ­Как вы думаете, что мы узнаем сегодня  на уроке, чему будем учиться? Ученик читает стихотворение: Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны. Кто­то злобствует, кто­то  сердится, Кто­то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души, как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. Выделяют ключевые слова –  милосердие, сострадание. Формулируют тем урока. Высказывают свои мнения. ­Мы узнаем: ­что значит милосердие в христианстве; ­можно ли и нужно ли учиться  милосердию; ­кого называют ближним; ­как христианин должен относиться к  людям; ­что такое милостыня. ­Как вы думаете, что такое  «милосердие», что такое «сострадание»? ­От каких слов образовалось слово  «милосердие»? ­Что это значит? ­Как вы понимаете, что значит  «сострадать»? (Слайд 6.) ­Найдите значение слов в толковых  словарях Ожегова и Даля. Отвечают на вопросы. ­Чем близки эти слова и чем  отличаются? ­Часто ли вы слышите эти слова?                         4. Первичное закрепление во внешней речи. ­Любовь, милосердие, доброта, забота о  ближних имеют большое значение в  жизни человека. Когда у Иисуса  спросили, какая самая главная заповедь  из всех, он ответил: «Важнее всего  любовь к Богу и человеку. Люби  ближнего, как самого себя». А на вопрос, кто ближний, Христос  Рассуждают, высказывают свою  точку зрения. Милое сердце. Доброе сердце. Страдать вместе. Дети работают в группе, находят  информацию. Милосердие – готовность помочь  кому­либо или простить кого­ нибудь из сострадания. Сострадание – сочувствие другому  страданию, участие, возбуждаемое  горем, несчастьем другого  человека. Притча – рассказ с нравоучением. Священник – священнослужитель в храме, посредник между Богом и  людьми. Самарянин – чужак, человек  другой веры.   Читают притчу. Приводят примеры. Сравнивают свои ответы с выводом в учебнике. Рассуждают и отвечают на  вопросы. Приводят примеры. Размышляют, отстаивают свои  мнения. ответил притчей о добром самарянине. Словарная работа.  (Слайд 7) ­Прочитайте   в   учебнике   на   с.   42­43 притчу о добром самарянине. (Слайд 8.)      Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые                 ­   радуют   вас,   потому   что   вы согласны со сказанным;            ­   печалят   вас,   потому   что   так поступать тяжело;           ­Как бы вы ответили на вопрос, кто ваш ближний? (Слайд 9.) ­Ближний тот, кто не оставит в беде, кто  нуждается в твоей помощи. ­Так в чем же проявляется милосердие и  сострадание? ­Только ли к людям нужно проявлять  сострадание? Приведите примеры из  своей жизни, когда вы оказали помощь  животным. Физминутка. Милосердный тот, кто добрый. Он  всегда спешит на помощь. Христос  сказал: «Иди и ты поступай так же. И  как хотите, чтобы с вами поступили  люди, так и вы поступайте с ними». ­В человеке может проявлять красота  духовная – когда он выбирает добро, а  не зло. (Слайд 10.) ­Подумайте и выберите, в каких  поступках эта красота проявляется. ­Если человек:  ­обижает младших, ­все время занят делом, ­спорит, когда ему делают замечание, ­не помогает старым и больным, ­требует похвалы, ­вежлив с родителями, ­просит прощения и прощает других. ­Библия показывает, что каждый  свободен в своих поступках. Можно  посвятить жизнь самому себе, а можно  служению людям; можно совершать  поступки бесчестные и злые, а можно –  добрые и справедливые; можно окружить себя грудами золота, а можно – добрыми друзьями. Чем больше делаем добра, тем больше получаем.                          5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа с пословицами. 1.Доброму человеку и чужая беда к  сердцу. 2. Доброе братство – дороже богатства. 3. Не кричи о себе, пусть другие о тебе  тихо скажут. 4. Доброму Бог помогает, худо тому, кто добра не делает никому. ­Чья доброта помогает вам расти? ­Нарисуйте «дерево доброты». Пусть на  нем будет столько плодов, сколько  добрых людей вы вспомните. В группах собирают пословицы и объясняют их значение. Рисуют «дерево доброты».                        6. Включение нового в систему знаний и повторение. ­Одно из проявлений милосердия –  милостыня. Как вы понимаете значение  этого слова?  (Слайд 11.) ­Когда человек помогает нуждающимся,  говорят, что он подает милостыню. Отвечают на вопрос. Рассуждения детей. ­Кто больше получает: кто отдает или  кто берет? Обоснуйте свое мнение. ­Есть такое выражение «Не оскуднеет  рука дающего». ­Христос говорил: «Всякому просящему  у тебя – дай». ­А святой Дорофей пояснял: «Когда ты  подал милостыню, ты умножил  количество добра в мире. Но бедняк,  которому ты помог, получил лишь  десятую часть добра, произведенного  твоим поступком. Остальное добро ты  принес самому себе. Ведь от этого твоя  душа стала светлее. ­А вы сами подавали милостыню? ­Какие чувства вы при этом испытывали? ­Да, это радость от того, что вы помогли  другому человеку. ­А может ли человек научиться  милосердию? С чего нужно начать? ­Сначала человек должен заставлять  себя делать добрые дела, даже если ему  не хочется, а потом это станет  привычкой. ­Прочитайте рассказ о святой Ульяне на  с. 45. (слайд 12) ­Кем она была? Чем занималась? ­Ребята, и в наше время есть  благотворительные фонды, которые  помогают больным детям, инвалидам,  пожилым людям.  А еще у нас есть праздники, которые  напоминают нам о том, что мы должны  быть милосердны. (Слайд 13.) 12 мая – Международный день сестры и  милосердия. 1 июня – Международный день защиты  детей. 9 июня – Международный день друзей. 1 октября – День пожилых людей. 4 ноября – День народного единства. ­Ребята, запомните 5 простых правил,  Приводят примеры из жизни. Анализируют прочитанное, делают  выводы. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, закрепляют изученное на уроке. которые помогут вам стать хорошими  людьми. (Учитель раздает карточки с правилами  и дети оставляют их себе). (Слайд 14.)                                     7. Рефлексия к учебной деятельности (Слайд 15) ­О чем мы сегодня вели разговор? ­Что вам запомнилось на уроке? ­О чем вы задумались? ­Продолжите фразу: «Милосердие –  это….», «Ближний для меня ­ …..» ­Нужно ли милосердие в наши дни? Слайд 16. ­Наш урок хочется закончить  стихотворением: Где бы сердце вам жить не велело –  В шумном свете иль в сельской тиши,  Расточайте без счета и смело Все сокровища вашей души. Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество все же богато Лишь порукой добра круговой. ­Будьте добры и милосердны друг к  другу, к окружающим вас людям. (Слайд 17.) Домашнее задание – 1)Общее для всех: ­учебник с. 42­45; ­написать свои хорошие качества и то, что хотелось бы изменить в себе. 2)По выбору: ­вспомнить   художественные   произведения,   в   которых   вы   встречали проявление милосердия и сострадания. Приложение 1. Правила, которые помогут стать хорошими людьми. 1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого были обижены. 2. Освободите   свое   сердце   от   волнений   – большинство из них бесполезны. 3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете. 4. Отдавайте больше. 5. Ожидайте меньше.

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме: "Милосердие и сострадание" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017