Урок по литературе "А.И.Солженицын "Крохотки""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача данного урока показать художественное своеобразие «Крохоток», попытаться разобраться в их философском смысле, вызвать отклик обучающихся при анализе рассказов А.И. Солженицына , через умение учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра.Анализ произведения
Иконка файла материала солженицын крохот.doc
Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна Образовательное   учреждение:  МОУ   «Кадетская   школа   «Патриот» г.Энгельса Саратовской области Предмет: литература Тема: «А.И.Солженицын. «Крохотки». Художественное своеобразие». Класс: 11 Учебно­методическое   обеспечение:  Русская   литература  XX  века.   11   кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./[В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва.­ 11­е изд. – М.:Просвещение, 2010. Время реализации занятия: 45 минут                    Цель:    показать художественное своеобразие «Крохоток», попытаться разобраться в их философском смысле, вызвать отклик обучающихся при анализе рассказов А.И. Солженицына.           Задачи: 1.Образовательные:   совершенствовать   умения   учащихся   анализировать художественный   текст,   объяснять   значение   выразительных   средств   языка   в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра. 2.Развивающие:  совершенствовать   навыки   выразительного   чтения,   устную   речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать умение формулировать выводы; создавать   тексты,   используя   художественные   приёмы;     формировать   интерес   к литературе как учебному предмету. 3.Воспитательные:   прививать   уважение   к   труду   писателя;   формировать самостоятельность   мышления, учить   понимать   своеобразие,   выразительность   и богатство художественной речи. 4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.   Тип урока: комбинированный.   Форма урока: анализ текста, подготовка к сочинению.Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал (карточки №1­2; карточки «Тест»).   План урока: № Этап урока Содержание (цель) этапа 1 Организационный момент Мобилизовать внимание учащихся. Сообщить цель урока Время 1 мин. 2 Работа с эпиграфом Актуализировать   знания   учащихся   о выразительных средствах языка 1 мин. 3 Проверка индивидуального задания 4 5 Слово учителя Работа в группах Совершенствовать компетенцию   аргументированные поставленный вопрос     учащихся, коммуникативную создавать высказывания   на   2 мин. Актуализировать   знания   учащихся   о творчестве А.И.Солженицына 1 мин. 25 мин.   умения   учащихся Совершенствовать анализировать   художественный   текст, объяснять   значение   выразительных   средств языка   в   раскрытии   темы   и   основной   идеи произведения малого жанра; формулировать выводы;   используя художественные приёмы   создавать   тексты, 6 Проверочная   работа Оценить ЗУН учащихся в выполнении теста  8 мин. (тест) 7 Итоги урока Обобщить сведения, полученные на уроке 8 Домашнее задание Разъяснить содержание домашнего задания 2 мин. 5 мин. Эпиграф к уроку:                                     Под моими подошвами всю мою жизнь –  земля Отечества,  только её боль я слышу, только о ней пишу.А.И.Солженицын Ход урока: 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради. 2.Работа с эпиграфом. (Cлайд №1) ­   Какое   выразительное   средство   используется   в   этом   предложении? (Метафора.) Используя  знания, полученные на уроках литературы, докажите верность высказывания. 3.Проверка индивидуального задания.           Ученик кратко рассказывает о Солженицыне. (Презентация. Слайды № 2­11) 4. Слово учителя.  «Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России. Долгое время они ходили в самиздате. Журнал «Семья и школа» тщетно пытался напечатать их осенью 1965 года. Первая публикация была осуществлена журналом «Грани» в 1964 г. во Франкфурте (ФРГ). В настоящее время цикл «Крохотки» входит в состав 3­го тома Малого собрания сочинений А. И. Солженицына [3]. Вернувшись на Родину в 1994 году, писатель вновь обратился к жанру маленьких   рассказов,   и   журнал   «Новый   мир»   продолжил   публикацию «Крохоток». Сегодня мы остановимся на «Крохотках» 90­ых годов. Сценки,   картины,   диалоги   и   монологи,   лирические   размышления — каждое   небольшое   произведение   композиционно   продумано,   имеет   своё заглавие. Даже первое чтение погружает читателя в мир больших мыслей: о вечности,   о   счастье   свободы,   о   воздействии   красоты   на   душу   человека,   о родине, о трагической нашей истории. 5.Работа в группах.    I задание группам. (Слайд № 12)  ­ О чём говорит название цикла?  Какое впечатление     производят «Крохотки» при первом чтении? ­  Только   ли   небольшой   объём   текста   заставляет   писателя   так   необычно обозначить жанр своих рассказов? (Лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность. В. И. Даль   в     «Толковом   словаре   живого   великорусского   языка»[1] пишет: «Крохотка —   ж.,   умал.  кроха,  крошка —   малость,   утельная   частица,немножко, чуть­чуть. Утельный — маленький, крошечный, крохотный. Утелька — малютка». Думается, название цикла вбирает в себя такие понятия, как «капля воды»,   «искра   пламени»,   «частица   бытия».   Название   «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.) II задание группам ­ проверка домашнего задания .  (Приложение №1.) (Слайд № 13) (1   ученик   из   группы   выразительно   читает   рассказ;   говорит,   какие ассоциации   возникают   у   него   при   чтении   заглавия;   называет   тему,   идею (проблему); 2 ученик пишет на доске подробный план повествования, группа называет   имена   персонажей,   задействованных   в   рассказе,   средства художественной выразительности).  Крохотка «Лиственница» «Молния» 1. Ассоциации Лиственница   и   2. О чём рассказ? 3. Подробный  план 4. Персонажи Блеск   молнии. тревоги   Ощущение Размышления   о   нравственном выборе, о расплате за содеянное зло 1.Только   в   книге   автор   читал, как молния раскалывает дерево. 2.Гроза,   молненный   блеск   и «ударище грома». 3.Молния избрала липу. 4.Одна плаха ствола отвалилась, другая «подержалась денёк». 5.Удар «кары­совести».   липа, Автор, дом, гроза, молния, лес, сосны,   подпалённое корневище,   щепа,   одна   плаха ствола,   безвинные   соседки, другая плаха ствола, удар кары­ совести. человек обладают   крепостью   духа   и мягкостью сердца. О людях с виду неприглядных, но   сильных   и   добрых, способных на   самопожертвование. 1. Лиственница — удивительное дерево. 2.   Её   хвоя   опадает   дружно   и празднично. 3.Её наинадёжнейшая в мире. 4. Возвратится тепло — и опять лиственница зеленеет шелковистыми иголочками. 5.И люди такие есть. Дерево,   лиственные деревья,   мелькание   солнечных искр,   сердцевина,   древесная ткань,   топор,   вечный   камень, ласковое   тепло,   шелковистые иголочки, люди. древесина —   осень,     ­ Как небольшой по объёму текст становится значительным по выраженным в нём мыслям и чувствам? ­ Как можно охарактеризовать проблематику прочитанных «Крохоток» и как это отражает особенности жанра? ­  Какую   особенность   сюжетосложения   обнаруживают   составленные   планыповествования? О чём говорит сопоставление количества предложений и пунктов плана? ­  Почему такие небольшие тексты часто включают значительное количество персонажей?     (Поистине крохотные рассказы предлагают читателю задуматься над очень   сложными   вопросами.   Значительность   проблематики художественных   произведений,   их   публицистическая   заострённость, насыщенность   нравственными   и   философскими   проблемами —   одна   из существеннейших черт творчества Солженицына.         Составленные   по   исходным   текстам   подробные   планы   позволяют увидеть   некоторые   особенности   работы   мастера.  В   рассказе «Лиственница»   ­   11   предложений,   5   пунктов   плана;   в   «Молнии» —   14 предложений   и   5   возможных   пунктов   плана.   Это   свидетельствует   о чрезвычайной насыщенности действием. Писатель получал наслаждение в работе над словом, над  «маленькой формой», оттачивая её грани.) ­ Какие особенности художественного мира А.И. Солженицына вы можете отметить?        (  Во­первых, художественный мир А.И. Солженицына густо населён, что   позволяет   художнику   представить   действительность   во   всем   её многообразии   и   сложности;   во­вторых,   среди   художественных персонажей оказываются не только живые существа (люди, животные), но   и   предметы,   явления,   неодушевлённые.   Такое   расширение   круга персонажей позволяет писателю сделать произведение метафоричным, многозначным,   создать   предпосылки   для   философского   обобщения.   А присутствие   «Я»­рассказчика   усиливает   их   звучание,   делает   рассказы публицистическими.   Так   в   «Крохотках»   90­ых   годов   проявляется характерный   для   Солженицына   сплав   художественности   и публицистичности.)  III задание группам. - Обратите внимание на то, что художественные приёмы создания образов персонажей   достаточно   традиционны:   это   эпитеты,   сравнения,   элементы речевых характеристик. Назовите средства художественной выразительности. (Слайды № 14­17)     Ответы групп. 1 группа. Рассказ «Лиственница».       В   «Лиственнице»   А.Солженицын   использует   средства   художественной выразительности. Эпитеты  А.Солженицына обостряют внимание читателей благодаря   их   нешаблонности,   свежести,   выразительности:   «диковинное дерево»,   «солнечных  искр»,   «ткань    наинадёжная»,   «к  вечному  камню», «ласковое тепло», «шелковистые иголочки», «люди такие». Они приобщаютнас к красоте и заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. Инверсия – нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность («уходят лиственные в опад», «дружно осыпается и празднично», «топор её не всякий возьмёт», «люди такие есть»). Риторические восклицания: «Что за диковинное дерево!», « Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.» Риторические вопросы: «Того и разряду, значит?», «… по соболезности?», «Сказать что — сердцем, сердцевиной мягка?» 2 группа. Рассказ «Молния».         В   «Молнии»   А.Солженицын   использует   средства   художественной выразительности. (Эпитеты: «светлым  золотом», «высочайших  сосен», «не самую  же  высокую  липу», «живое  и в себе  уверенное  нутро», «безвинных соседок»,   «дружливый  развилок»;  инверсия:  «да   ослепил   молненный блеск»,   «минула   гроза»,     «прошла   молния   повдоль   и   повдоль   ствола», «когда   уже   постигает   удар   кары­совести,   то   —   черезо   всё   нутро напрострел,   и   черезо   всю   жизнь   вдол»ь;  риторические   вопросы:   «…не дальше?», «…а за что?»,  «…соскользнула? иссякла?..», «…какою силой?») IV задание группам. ­ Как в рассказах писателя звучит тема назначения человека? ­ Какую роль играют конечные предложения в анализируемых текстах? ­ Как изменятся рассказы «Лиственница», «Молния», если убрать из текста последнее предложение? (В «Молнии»­ 2 предложения).    (Проведём   небольшой   эксперимент   с   рассказами:   уберём   из   текста последние   предложения.   Получится   нечто   похожее   на   заметку натуралиста. Появившееся же в конце предложение превращает рассказ в развёрнутую   метафору,   произведение   приобретает   публицистическое звучание —«В   чём   суть   человека?»,   «Каково   назначение   человека?». «Крохотки» 90­х – это яркий, образный, ёмкий, метафорический ответ на вопрос о том, что  помогает русским  людям быть стойкими в суровых испытаниях,   способными продолжать   жить,   надеяться   и   любить,   радоваться   каждому     дню. Размышляя о человеческой сущности, автор просто и ненавязчиво даёт урок общечеловеческих отношений.) 6.Тест (Приложение №2) 7.Подведём итоги: ­ Какие проблемы поднимает А.Солженицын в «Крохотках» 90­ых годов? ­ Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?   готовыми   поддержать   более   слабых,А.И.Солженицын – писатель с обострённым  чувством патриотизма, совести, справедливости,   его   внимание   приковано   к   социальным   и   нравственным проблемам нашей эпохи. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя. Подлинное богатство самого крошечного рассказика открывается   только   после   многократного   чтения   и   обдумывания.   О   чём заставил вас задуматься А.И.Солженицын? Напишите об этом в творческих работах. 8.Домашнее задание. (Слайды № 18­ 24)  Написать сочинение­рассуждение [2] «О чём меня заставил задуматься А.Солженицын?» Приложение №1. Домашнее задание.  1. Прочитайте текст. 2. Сделайте запись в таблице.   3. Составьте и внесите в таблицу подробный план повествования. 4. Выпишите имена персонажей, задействованных в рассказе. 5. Подготовьтесь к выразительному чтению.  «Лиственница» «Молния» Крохотка 1. Ассоциации 2. О чём рассказ? 3. Подробный план 4. Персонажи Карточка № 1                          ЛИСТВЕННИЦА     (1)Что за диковинное дерево!      (2)Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. (3)Того и разряду, значит? (4)А, нет. (5)Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут.   (6)Тогда   —   по   соболезности?   не   покину   вас!   мои   и   без   меня перестоят   покойно  —  осыпается   и  она. (7)Да   как   дружно   осыпается   и празднично — мельканием солнечных искр.         (8)Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? (9)Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.      (10)Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.      (11)Ведь — и люди такие есть.  Карточка №2                                       МОЛНИЯ(1)Только   в   книгах   я   читал,   сам   никогда   не   видел:   как   молния   раскалывает деревья.      (2)А вот и повидал. (3)Из проходившей грозы, среди дня — да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную   секунду,   —   ударище   грома:   шагов   двести­триста   от   дома,   не дальше?       (4)Минула гроза. (5)Так и есть: вблизи, на лесном участке. (6)Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу — а за что?   (7)И   от   верха,   чуть   ниже   маковки,   —   прошла   молния   повдоль   и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. (8)А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?.. (9)Только земля изрыта близ подпалённого   корневища,   да   на   полсотни   метров   разбросало   крупную щепу.       (10)И   одна   плаха   ствола,   до   середины   роста,   отвалилась   в   сторону, налегла   на сучья  безвинных  соседок. (11)А   другая  — ещё  подержалась денёк, стояла — какою силой? — она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. (12)Потом — и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.       (13)Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары­совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. (14)И кто ещё остоится после того, а кто и нет.             Приложение №2. Тест А.И.Солженицын. «Петушье пение» Прочитайте  приведённый ниже текст и выполните   задания А1­А5;В1­В4,С1.    С обезлюженьем, с запустеньем, с вымиранием наших деревень забыли мы и помнить, а поколения и не слышали никогда – полуденного многогласного петушьего   переклика.   Из   дворов   во   дворы,   через   улицу,   за   околицу,   в солнечное лето – удивителен этот хор победной жизни.        Редко от   чего приходит такое успокоение в душу. Никакими суетными звуками не зашумлённый – этот яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев доносит до нас, что во всей тут округе – благословенный мир, нетревожный покой,  таково   нынешний   день   тёк   досюда   –  да   отчего   б   ему   не   потечь   и дальше так? Пребывайте в ваших добрых занятиях.   рыцарским красным гребнем.     Беспечально держится.     Нам бы – так. А1.Определите  жанр произведения, к которому относится  данный текст:       Вот   тут   где­то   он   расхаживает   гордо,   бело­оранжевый,   со   знатным 1) притча;   2) быль;   3) стихотворение в прозе;  4) «крохотка».А2.К   какому   периоду   творчества А.И.Солженицына   относится   данное произведение: 1) 50­60­е  гг. XX в.; 2) 60­70­е гг. XX в.; 3)70­80­е  гг. XX в.; 4)90­е гг. XX в. А3.Главной  в  данном    тексте  является тема :      1)  труда;    2) природы;  3) экологии ;  4) нравственности. А4. В каких словах заключена основная идея произведения? 1) «Пребывайте в ваших добрых занятиях»; 2) «Нам бы – так»; 3) «…удивителен этот хор победной жизни»; 4) Мы не слышали никогда петушьего пения. А5.Какую форму  имеет  повествование  в произведении А.И.Солженицына ? 1) повествование  от 1­го  лица;  2) повествование от 3­го лица;   3) форму монолога;   4) рассказ  в рассказе.   название     художественно­выразительного     выразительности,   помогающее   автору   В1.Укажите   термин,   которым   в   литературоведении   называют     средство художественной     выразить   своё отношение  к  изображаемому: Ответ:_________________________________ В2.Назовите     количество     риторических     вопросов,   встречающихся     в произведении. Ответ:______________________________________ В3.Укажите     средства, использованного в следующих  словосочетаниях: «победной жизни», «яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев», «нетревожный покой». Ответ:________________________________________ В4. В   предложении       «Из дворов во дворы, через улицу,  за околицу,  в солнечное лето – удивителен этот хор победной жизни»   традиционного  порядка слов в предложении. Назовите этот приём. Ответ:________________________________________ С1.   Какая     проблема     затрагивается     А.И.Солженицыным     в     данном произведении? Какую  мысль  писатель  стремится  донести  до читателя?         использован       синтаксический     приём,   основанный   на   нарушении А1 ­ 4 А2 ­ 4 А3 ­ 4 Ключ к тесту А4 ­ 2 А5 ­ 1 В1 ­ сравнение В2 ­ 1 В3 ­ эпитет В4 ­ инверсия А.И.Солженицын. «Лихое зелье» Прочитайте  приведённый ниже текст и выполните   задания А1­А5;В1­В4,С1.    (1)Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно,   дохолить   до   плодов   растения   добрые.   (2)Но   с   дикой   резвостьювзбрасываются сорняки – не только без ухода­досмотра, а  против  всякого ухода,   в   насмешку.  (3)То­то   и   пословица:   лихое   зелье  –   нескоро   в   землю уйдёт.    (4)Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?    (5)Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем­дальнем давне, что и в наисегодняшнем сегодня, ­ понуро склоняешь голову: да, знать ­ таков закон всемирный. (6)И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.    (7)До конца человечества.    (8)И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа А1. Кому принадлежит высказывание:«В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой   формой.   Потому   что   в   маленькой   форме   можно   оттачивать грани с большим наслаждением для себя»: 1) А.Т.Твардовский;   2) А.И.Солженицын;   3) А.П.Чехов;  4) В.Лакшин А2.Назовите журнал, в котором было напечатано  данное  произведение: 1)  «Грани»; 2) «Октябрь»; 3) «Новый мир»; 4) «Самиздат» А3.Главной  в  данном    тексте  является тема :      1) течения человеческой жизни, силы зла;    2) природы;  3) экологии ;  4) воздействия красоты на душу человека А4. В каких словах заключена основная идея произведения? 1)«Сколько же труда кладёт земледелец …»;      2)«… лихое зелье – нескоро в землю уйдёт»;      3)«Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?»; 4) «…понуро склоняешь голову: да, знать ­ таков закон всемирный». А5.Какую форму  имеет  повествование  в произведении А.И.Солженицына ? 1)повествование  от 1­го  лица;  2) повествование от 3­го лица;   3) форму монолога;   4) рассказ  в рассказе. В1.Укажите   термин,   которым   в   литературоведении   называют экспрессивный синтаксический прием: предложение интонационно делится   на   самостоятельные   отрезки,   графически   выделенные   как самостоятельные предложения (6, 7 предложения).  Ответ:_________________________________ В2.Назовите     количество     риторических     вопросов,   встречающихся     в произведении. Ответ:______________________________________название     художественно­выразительного   В3.Укажите     средства, использованного   в   следующих     словосочетаниях:   «растения  добрые»,   «с дикой  резвостью»,   «лихое  зелье»,   «в  дальнем­дальнем  давне»,   «в наисегодняшнем сегодня», «благими издумками», «добрых растений», «закон всемирный». Ответ:________________________________________ В4.   В     предложениях         1,   5           использован       синтаксический     приём, основанный   на   нарушении     традиционного     порядка   слов   в   предложении. Назовите этот приём. Ответ:________________________________________ С1.   Какая     проблема     затрагивается     А.И.Солженицыным     в     данном произведении? Какую  мысль  писатель  стремится  донести  до читателя? Ключ к тесту А4 ­ 1 А5 ­ 1 В1 ­ парцелляция В3 ­ эпитет В2 ­ 1 А1 ­ 2 А2 ­ 3 А3 ­ 1 Список литературы: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4­х томах.­ М.: Изд­во ЭКСМО­Пресс, Изд­во ННН. 2000. 2. Егораева   Г.Т.   Русский   язык.   Выполнение   задания   части   3   (С):   учебно­ методическое   пособие/Г.Т.Егораева.­5­е   изд.,   перераб.­   М.:   Издательство «Экзамен», 2008. В4 ­ инверсия 3.Рассказы / Александр Солженицын.­ М.: АСТ: АСТ Москва, 2010.

Посмотрите также