Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)
Оценка 4.7

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
08.02.2017
Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с романом «Тихий Дон». Определить основные черты характера Григория Мелехова, выявить, в чём же заключается трагедия судьбы Григория. Раскрыть роль портрета героя в романе. Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Воспитывать у учащихся: миролюбие, бережное отношение к человеческой жизни, чувство собственного достоинства.
Мелехов.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Артемовского городского округа Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс) Л.А. Старовойтова,  учитель русского языка и  литературы МБОУ СОШ № 9 Артемовский городской округ Цель урока: продолжить знакомство учащихся с романом «Тихий Дон». Определить  основные черты характера Григория Мелехова, выявить, в чём же заключается трагедия  судьбы Григория. Раскрыть роль портрета героя в романе. Показать неизбежность  трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.  Воспитывать у учащихся: миролюбие, бережное отношение к человеческой жизни,  чувство собственного достоинства. Методические приёмы: в комментированное чтение, беседа по теме, рассказ  учителя. Оборудование урока: фотографии Шолохова, открытки из эпизодов  художественных фильмов, иллюстрации к роману «Тихий Дон» (художник Верейский). План урока: 1. Слово учителя. 2. Проверка домашнего задания. 3. Беседа по вопросам. 4. Заключительное слово учителя. 5. Домашнее задание. Ход урока: 1. Слово учителя. Герой романа  Григорий  Мелехов – представитель среднего казачетва. Тяжёлый  крестьянский труд для него привычное дело. Григорий  ­ храбрый казак, но он ещё честен и совестлив, а также по­настоящему талантлив (становится хорунжием, стоит во главе  дивизии). Его жизненный крах обусловлен тем, что сам герой слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.  2. Проверка домашнего задания. Каким Григорий  Мелехов представлен в начале романа? (беспечный, весёлый,  трудолюбивый). Как раскрывается характер Григория  Мелехова во взаимоотношениях с Аксиньей и  Натальей в эпизодах I книги? 3. Беседа по вопросам. Почему Григорий  Мелехов отказывается от правды большевиков?  «Земли у нас – хоть заглонись ею. Вам больше не надо, а то на улицах друг дружку  будут резать».  В действиях красной армии не видит равенства и справедливости:  «Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в  обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез: и штаны, и тужурка, а другому и на  ботинки кожи не хватает». Жалованье говорят, что будет одинаково. «Из хама пан во сто  раз хуже!... вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить,  лишь бы усидеть на этой полочке». Отказываясь от правды большевиков, от правды белых, Григорий  Мелехов  принимает активное участие в казачьем восстании. Он идёт защищать правду казачью. К  чему же приводит этот путь? В главе XXXVIII Григорий  сравнит себя во внутреннем монологе с «зафлаженным на облаве волком», далее Шолохов отмечает в герое «чувство дикого, животного  возбуждения» и «звериный инстинкт». И после звучит беспощадная самохарактеристика  героя: «Ха! Совесть!... я об ней и думать позабыл!»  Чем заканчивается эпизод рубки матросов?         Что придаёт данному эпизоду особый драматизм? (Ритм повествования : резкий, отрывочный, неполные предложения делают  текст упругим и динамичным. Венчает эпизод резкий контраст поведения Мелехова:  азарт атаки неожиданно обрывается тяжким раскаяньем, истерикой – о совести  герой не забыл).    Нравственный тупик, он думает: «Ему ли малограмотному казаку властвовать над  тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. А главное – против кого веду?   Против народа…Кто же прав?». Григорий пытается забыться в пьяном разгуле. Совесть  толкает Григория на рискованные поступки. Он силой заставляет начальника тюрьмы  отдать ключи, где томятся старики, женщины, дети, родные красноармейцев. Какие сомнения закрадываются в душу Григория при встрече с полковником  Георгидзе?   После встречи с полковником Георгидзе Мелехов ощущает, что казачеств – игрушка  в руках господ, которые хотят свергнуть советскую власть исключительно в собственных  интересах. Мелехов разочарован. Огонёк в жизни – это любовь к Аксиньи, вспыхнувшая с  новой страстью.  Какова роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира   Григория Мелехова в эпизодах 4­ой книги? Шолоховский портрет героя при всей его живописности не является лишь  изображением внешности, он отличается глубоким психологизмом, причём отражает  психологию человека в развитии, отмечая происходившие в нём изменения Какие изменения произошедшие с героем за 7 лет замечает его сестра Дуняшка? «Ох, и постарел же ты, братушка!... Серый какой – то стал, как бирюк!» Какие новые черты накладывает на героя служба в банде Фомина, в «последней  войне» Григория? «Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился  он за эти несколько месяцев разлуки. Что­то суровое, почти жестокое было в глубоких  поперечных морщинах между бровями её возлюбленного, в складках рта, в резко  очерченных скулах… И она подумала, как должно быть страшен он бывает в бою, на  лошади, с обнажённой шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие  узловатые руки и почему­то вздохнула».   Какой один штрих подводит итог всей горькой, трагической судьбе Григория  Мелехова? «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и  страшном человеке отца…». Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой  Фомина? Участие в банде Фомина ­ не сознательный выбор, а результат безвыходности в той  ситуации, в которую его поставила гражданская война. Григорий осознаёт, что дело  Фомина проиграно, хочет уйти с Аксиньей на юг. Он в банде отважно ведёт себя в бою,  пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародёрстве и из­за этого  вступает в конфликт с Фоминым. Герой одинок. Недаром его сравнивают с бирюком  (одиноким волком). 4. Заключительное слово учителя. В чём трагедия героя? Роман заканчивается не возмездием над Григорием, а гибелью  Аксиньи. И здесь заключена невозможность простого человеческого счастья в эпоху  жестоких классовых битв. «Чёрное небо», «чёрный диск солнца», когда померк дневной  свет – таким предстаёт мир перед героем после смерти любимой женщины. Трагедии Григория Мелехова придаётся космический масштаб. Здесь нет  однозначной трактовки трагедии  героя. Но её истоками в большей степени является  неразрешенный конфликт личности и эпохи, конфликт между человеком природным и  человеком социальным. 5. Домашнее задание. Составить план «Судьба Григория Мелехова».

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)

Урок по литературе по теме: «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова» (11 класс)

Урок по литературе по теме:  «Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»  (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017