Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Оценка 4.9

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
04.03.2017
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока по литературе в 11 классе на тему "Певец голубой России: Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина". На протяжении урока звучат стихи С. Есенина в исполнении учеников 11 класса, аудиозаписи песен на стихи Сергея Есенина. Урок сопровождается соответствующей презентацией.конспект урока литературы в 11 классе
Урок_Есенин-тема родины и природы.doc
Конспект урока                             Тема: Сергей Есенин как национальный поэт:     11 класс                                                                «Певец голубой России» 1 Задание к уроку: 1. Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу…» 2. Стр. 239­251 по учебнику 3. И.з.: сообщение о С.Есенине (распечатка – отрывок из автобиографии С.Есенина «О себе») 4. Выразит. чтение стихов (и.з.): 1) «Собаке Качалова» 2) «Письмо матери» 3) «Не бродить, не мять в кустах багряных…» 4) «Выткался на озере алый свет зари…» 5) «Разбуди меня завтра рано…» 6) «Отговорила роща золотая…» 7) «Песнь о собаке» 8) «Каждый труд благослови, удача!..» 9) «Спит ковыль. Равнина дорогая…» 2 Ход урока 1. Слово учителя (1­ый слайд – титульный – в презентации; звучит песня «Несказанное,  синее, нежное…») Пожалуй, Сергей Александрович Есенин – самый читаемый в России поэт. Современники  отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание.  Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный  природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»,  любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено  человеком».  Есенин – единственный поэт среди русских великих лириков, в творчестве которого  невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто  «чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины – основное в моём творчестве».  Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на  есть российской деревне; не только потому,  что писал о родной природе; не только потому,  что язык его стихотворений прост и понятен; но и потому, что каждый человек в России хоть  однажды переживал те же чувства, что и Есенин; потому, что Есенин выразил национальный  характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.  Мы обратимся к биографии С.Есенина, побываем на Рязанской земле – родине поэта – и,  конечно, обратимся к его стихам.  2. Сообщение ученика о биографии Есенина (слайды 4­9) 3 3. Чтение стихотворения – слайд 10: В хате (1914г.) Пахнет рыхлыми драчёнами; У порога в дежке квас, Над печурками точёными  Тараканы лезут в паз. Вьётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою –  Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. На парное молоко. 4 Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных  образов. Всё очень обыденно, достоверно и даже, кажется, непоэтично. И всё же чем­то оно  притягивает: наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское  отношение не высказано явно, но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном  отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности  удивляет: ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.  Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и  родина для поэта не просто близкие по смыслу слова – для него это неразрывные понятия.  ­ Как же Есенин изображает природу?  Чтение стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (  слайд 11) Чтение стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (слайд 12) В стихах Есенина – изобилие реалистических деталей. Центральным образом стихов  является Русь голубая. Чтение стихотворения « Гой ты, Русь, моя родная…» (  слайд 13) Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику  Есенина. Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая…» (слайд 14)  Анализ стихотворения по плану: 1. О чём можно сказать, прочитав 1­ую строку? О чём говорит образ рощи, её цвет –  золотой? А почему не жёлтый? 2. Печальное или весёлое это стихотворение? 3. Каков главный образ во 2­ой строфе?  4. Как в стих­ии изображено прошлое и настоящее? Каково отношение поэта к тому и  другому?  5. Обратим внимание на цветопись (живопись) и звукопись (музыку) стиха:                                                 ­ В какой части чаще всего встречается звук р и почему?                                          ­           ­ Какие цвета встречаются в начале и в конце произв­ия? Почему?   Каким размером написано стихотворение?  Какова главная мысль стихотворения? (мысль о смерти  6. 7. оборачивается утверждением жизни; осознание жизни должно заставить человека  оценить землю, на которой он живёт)       Одним из итоговых стихотворений Есенина можно назвать стих­ие  «Спит ковыль. Равнина  дорогая…».         Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»  Основной мотив стих­ия – любовь к родине: «Всё равно остался  я поэтом Золотой,  бревенчатой избы».  Чтение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!..» 5 1) Чем объясняется глубокая грусть лирического героя? 2) Как природа разделяет его чувства? 3) О каком утраченном чувстве тоскует поэт? Кому завидует? (печаль по простоте и  цельности. Связь с природой) Есенин любит природу естественно, как живёт, как дышит, потому что не может не  любить. (  Слайд 15)    Образ родины, созданный поэтом, ­ обобщённый, романтический. Поэт освещал свои  пейзажи золотым светом луны, розовым светом утренней зари, стремился передать жизнь  души, её стремление к свободе и гармонии. Есенинский патриотизм слит с любовью ко  всему живому. (слайд 16) Известный актёр Василий Иванович Качалов вспоминал: «Часам к 12 ночи я отыграл  спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у  меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на  диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не  видывал такой». Джим радостно взвизгивал и стремительно высовывал голову из­под  мышки Есенина, лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно  смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал его лапу: «Ах, ты, чёрт, трудно с  тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».  К немалому удивлению Качалова, Есенин сдержал слово. Во время Бакинских гастролей  Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович. Я здесь. Здесь и напечатал  стихотворение «Джиму». А записку ему принесла Шаганэ. Чтение стихотворения «Собаке Качалова».  Анализ: 1) разговаривает со зверьём на равных 2) всё ему в Джиме нравится 3) с ним можно разговаривать, как с другом. Доброта ко всему живому – отличительная черта поэта.  Об этом он говорит в своих стихах. Одно из таких стих­ий – «Песнь о собаке» (1915­ 1916гг.).  Чтение стихотворения «Песнь о собаке». Животный мир у Есенина – тоже часть природы, живой одушевлённой, разумной. Его  животные – это «меньшие наши братья», у которых свои думы, заботы, горести, радости.  Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, обращается к каждому4 в  отдельности. Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в поэзию всё  многообразие животного мира, причём иногда в нарочито приземлённой форме. Объединив  в художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску  своих стихов: «Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой».  От любви к родному краю поэт переходит к осознанию величия России. (Слайд 17­20) 6 Если в ранних стихах Есенина родина – это родное село, родная природа, то после  революции тема Родины получает новое воплощение.  В автобиографии Есенин писал: «А домой обязательно ездил. Каждый год. Летом». А там  его ждал самый родной человек… Мать, по воспоминаниям сестёр поэта, предстаёт  печальной, кроткой, бесконечно любящей. Есенин сверял свою жизнь с этим образом,  тяжело страдал, осознавая, что не отвечал мечтам матери.  Чтение стихотворения      «Разбуди меня завтра рано…»  (Слайд 21) Чтение стихотворения  «Письмо матери» Поэзия Есенина песенна по своему складу. И вполне закономерно поэтому, что стихотворение  «Не жалею, не зову, не плачу…» стало песней. Песней можно назвать и саму жизнь этого яркого  самобытного поэта.  Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»  (Слайд 22) Дома:  1. 2. 3. 4. сочинение «Тема Родины в лирике Есенина» наизусть «Собаке Качалова» наизусть «Письмо матери» (через урок) циклы стихов Есенина «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Любовь  хулигана»

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература

Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017