Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
04.03.2017
Конспект урока по литературе в 11 классе на тему "Певец голубой России: Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина". На протяжении урока звучат стихи С. Есенина в исполнении учеников 11 класса, аудиозаписи песен на стихи Сергея Есенина. Урок сопровождается соответствующей презентацией.конспект урока литературы в 11 классе
Урок_Есенин-тема родины и природы.doc
Конспект урока Тема: Сергей Есенин как национальный поэт:
11 класс «Певец голубой России»
1
Задание к уроку:
1. Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу…»
2. Стр. 239251 по учебнику
3. И.з.: сообщение о С.Есенине (распечатка – отрывок из автобиографии С.Есенина «О себе»)
4. Выразит. чтение стихов (и.з.):
1) «Собаке Качалова»
2) «Письмо матери»
3) «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
4) «Выткался на озере алый свет зари…»
5) «Разбуди меня завтра рано…»
6) «Отговорила роща золотая…»
7) «Песнь о собаке»
8) «Каждый труд благослови, удача!..»
9) «Спит ковыль. Равнина дорогая…» 2
Ход урока
1. Слово учителя (1ый слайд – титульный – в презентации; звучит песня «Несказанное,
синее, нежное…»)
Пожалуй, Сергей Александрович Есенин – самый читаемый в России поэт. Современники
отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание.
Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный
природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»,
любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено
человеком».
Есенин – единственный поэт среди русских великих лириков, в творчестве которого
невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто
«чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины – основное в моём творчестве».
Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на
есть российской деревне; не только потому, что писал о родной природе; не только потому,
что язык его стихотворений прост и понятен; но и потому, что каждый человек в России хоть
однажды переживал те же чувства, что и Есенин; потому, что Есенин выразил национальный
характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Мы обратимся к биографии С.Есенина, побываем на Рязанской земле – родине поэта – и,
конечно, обратимся к его стихам.
2. Сообщение ученика о биографии Есенина (слайды 49) 3
3. Чтение стихотворения – слайд 10:
В хате (1914г.)
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты. На парное молоко.
4
Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных
образов. Всё очень обыденно, достоверно и даже, кажется, непоэтично. И всё же чемто оно
притягивает: наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское
отношение не высказано явно, но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном
отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности
удивляет: ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и
родина для поэта не просто близкие по смыслу слова – для него это неразрывные понятия.
Как же Есенин изображает природу?
Чтение стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» ( слайд 11)
Чтение стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (слайд 12)
В стихах Есенина – изобилие реалистических деталей. Центральным образом стихов
является Русь голубая.
Чтение стихотворения « Гой ты, Русь, моя родная…» ( слайд 13)
Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику
Есенина.
Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая…» (слайд 14)
Анализ стихотворения по плану:
1. О чём можно сказать, прочитав 1ую строку? О чём говорит образ рощи, её цвет –
золотой? А почему не жёлтый?
2. Печальное или весёлое это стихотворение?
3. Каков главный образ во 2ой строфе?
4. Как в стихии изображено прошлое и настоящее? Каково отношение поэта к тому и
другому?
5. Обратим внимание на цветопись (живопись) и звукопись (музыку) стиха:
В какой части чаще всего встречается звук р и почему?
Какие цвета встречаются в начале и в конце произвия? Почему?
Каким размером написано стихотворение?
Какова главная мысль стихотворения? (мысль о смерти
6.
7.
оборачивается утверждением жизни; осознание жизни должно заставить человека
оценить землю, на которой он живёт)
Одним из итоговых стихотворений Есенина можно назвать стихие «Спит ковыль. Равнина
дорогая…».
Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Основной мотив стихия – любовь к родине: «Всё равно остался я поэтом Золотой,
бревенчатой избы».
Чтение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!..» 5
1) Чем объясняется глубокая грусть лирического героя?
2) Как природа разделяет его чувства?
3) О каком утраченном чувстве тоскует поэт? Кому завидует? (печаль по простоте и
цельности. Связь с природой)
Есенин любит природу естественно, как живёт, как дышит, потому что не может не
любить. ( Слайд 15)
Образ родины, созданный поэтом, обобщённый, романтический. Поэт освещал свои
пейзажи золотым светом луны, розовым светом утренней зари, стремился передать жизнь
души, её стремление к свободе и гармонии. Есенинский патриотизм слит с любовью ко
всему живому. (слайд 16)
Известный актёр Василий Иванович Качалов вспоминал: «Часам к 12 ночи я отыграл
спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у
меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на
диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а
другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не
видывал такой». Джим радостно взвизгивал и стремительно высовывал голову изпод
мышки Есенина, лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно
смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал его лапу: «Ах, ты, чёрт, трудно с
тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».
К немалому удивлению Качалова, Есенин сдержал слово. Во время Бакинских гастролей
Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович. Я здесь. Здесь и напечатал
стихотворение «Джиму». А записку ему принесла Шаганэ.
Чтение стихотворения «Собаке Качалова».
Анализ:
1) разговаривает со зверьём на равных
2) всё ему в Джиме нравится
3) с ним можно разговаривать, как с другом.
Доброта ко всему живому – отличительная черта поэта.
Об этом он говорит в своих стихах. Одно из таких стихий – «Песнь о собаке» (1915
1916гг.).
Чтение стихотворения «Песнь о собаке».
Животный мир у Есенина – тоже часть природы, живой одушевлённой, разумной. Его
животные – это «меньшие наши братья», у которых свои думы, заботы, горести, радости.
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, обращается к каждому4 в
отдельности. Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в поэзию всё
многообразие животного мира, причём иногда в нарочито приземлённой форме. Объединив
в художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску
своих стихов: «Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой».
От любви к родному краю поэт переходит к осознанию величия России. (Слайд 1720) 6
Если в ранних стихах Есенина родина – это родное село, родная природа, то после
революции тема Родины получает новое воплощение.
В автобиографии Есенин писал: «А домой обязательно ездил. Каждый год. Летом». А там
его ждал самый родной человек… Мать, по воспоминаниям сестёр поэта, предстаёт
печальной, кроткой, бесконечно любящей. Есенин сверял свою жизнь с этим образом,
тяжело страдал, осознавая, что не отвечал мечтам матери.
Чтение стихотворения «Разбуди меня завтра рано…» (Слайд 21)
Чтение стихотворения «Письмо матери»
Поэзия Есенина песенна по своему складу. И вполне закономерно поэтому, что стихотворение
«Не жалею, не зову, не плачу…» стало песней. Песней можно назвать и саму жизнь этого яркого
самобытного поэта.
Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (Слайд 22)
Дома:
1.
2.
3.
4.
сочинение «Тема Родины в лирике Есенина»
наизусть «Собаке Качалова»
наизусть «Письмо матери» (через урок)
циклы стихов Есенина «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Любовь
хулигана»
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Конспект урока на тему "Певец голубой России: С. Есенин" (11 класс, литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.