Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)
Оценка 4.7

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
30.01.2017
Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)
Поурочное планирование и презентация урока литературы в 11 классе. Цель данного урока дать возможность побольше узнать о советских и наших бардах. Ученики послушают песни, читают стихи. Самостоятельно работают над сбором материалов, узнают когда и где проводятся фестивали авторской песни. Ученики развивают умения и навыки работы над текстом.Поурочное планирование и презентация урока литературы в 11 классе
авторская песня.doc
Тема урока: «Авторская песня».                             Гильмутдинова Дания Габделхамитовна. Секция 2, Республика Татарстан.                                                                                                               Цели : ознакомить представителями авторской песни. Задачи урока:                  Учебные: o расширение и углубление знаний по творчеству русских поэтов  XX века; o знакомство с новым жанром «авторская песня»; o обучение умению составлять сообщение в соответствии с   выбранной темой, обобщать и делать выводы;      Воспитательные: o воспитание любви к  литературе; o воспитание гордости за национальную литературу; o воспитание умения выступать перед аудиторией.   Задачи развития речи: o развитие умения работать с критической литературой и  лирическим текстом, положенным на музыку; o развитие умения рассуждать, логически мыслить и вести  дискуссию; o вырабатывать четкость, ясность, эмоциональность речи во  время выступления; o соблюдать чистоту речи.   Оборудование  урока: презентация ,  аудиозаписи песен  бардов, словарь.  Форма урока: литературный вечер Предшествующая работа. Самостоятельная работа учащихся по подбору материала о Высоцком и  о других исполнителей авторской песни, фонотеки с записями песен авторов. Слово учителя.    На  прошлом уроке мы обзорно рассмотрели тему «Движение поэзии конца 50­х – 80­х годов  XX в.». Пожалуйста, назовите мне направления развития поэзии. Ученики:  Возрождение   поэзии   ­   общая   тенденция   этого   периода.   Условно можно   выделить   3   направления:   1)«громкая»   эстрадная   поэзия.   Оживилась деятельность   поэтов   старших   поколений:   Светлова,   Луговского,   Осеева, Заболоцкого,   Маршака,   Н.   Тихонова.   Развертывают   деятельность   поэты фронтового   поколения:   Винокуров,   Друнина,   Орлов,   Луконин.   Не   снижается популярность Исаковского, Бергольц, Смелякова, Симонова, Суркова. Вызывают интерес   молодые   поэты:   Евтушенко,   Рождественский, Ахмадулина.   Второе   направление   «тихая   лирика».   Представители:   Влад. Соколов, Ник. Рубцов, Алек. Просолов, Анатолий Жигулин, Юрий Кузнецов. Нельзя   не   сказать   о   возрожденной   поэзии.   Это,   прежде   всего,   Ахматова,   Вознесенский, Цветаева, Пастернак, Твардовский с поэмой «По праву памяти», произведения которых  были опубликованы лишь в 80­е годы. Учитель.(слайд 1)      Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно   и  подразумевает   творчество   «поющих   поэтов»,  сочетающих   в   одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой, т.е. главным,   в   «авторской   песне»   является   стихотворный   текст,   которому подчинены и музыка, и манера исполнения.            Авторская песня стала общественным движением 50­90­х годов  XX  века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда   в   противовес   официальной   советской   песни   зазвучала   песня «неофициальная»,   соответствующая   духу   времени,   духу   романтики,   воздуху свободы. Песни – обычно простые по мелодии и глубокие по содержанию. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Юрия Визборга, Юлия Кима. ( проводим небольшую словарная работа) (слайд 2) Бард­1.У   древних   кельтов:   певец­поэт;   2.Поэт   и   музыкант,   исполнитель собственных песен. Песня­ стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, или голосами.      Авторская песня обращена к каждому и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.(слайд 3)    Одним из основоположников авторской песни был Булат Шалвович Окуджава (1924­1997).   Его   песни   «Полночный   троллейбус»,   «До   свиданья,   мальчики», «Пожелания друзьям», «Возьмемся за руки, друзья» были хитами 50­60­х годов XX  века. Он писал о войне, о своих ровесниках, о любимом городе Москве и Арбате, о любви и дружбе. Он открыл людям глаза на самих себя. Песни его наводят   на   размышления,   пробуждают     чувства   собственного   достоинства, самооценки.(слайд 4)      В 70­е годы в жанр авторской песни ворвался Владимир Высоцкий. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о творчестве   Владимира Высоцкого и других поэтах   песенниках.   Запишите   сегодняшнее   число,   тему   урока:   «Авторская песня».. (слайд 5) Ученики.      Владимир   Семенович   Высоцкий   —   поэт,   актер,   музыкант.   Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.  (полный рассказ о Высоцком, подготовленный учеником самостоятельно) ЮЮ лий Черс нович Ким (родился в 1936) — российский поэт,  Следующий автор, который мы сегодня будем говорить с большой любовью и уважение ­это Александр Аркадьевич Галич (слайд 6)     Ученик: Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) (1918­ 77) ­ русский драматург, поэт. Комедии и сценарии фильмов «Вас вызывает  Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954; обе — совместно с К. Исаевым), «На  семи ветрах» (1962).    Ученик: А я хочу вам рассказать вкратце о Юрий Визбор.(слайд 7) ВИЗБОР ЮРИЙ  ИОСИФОВИЧ (20.06.1934 ­ 17.09.1984) – исполнитель и автор  песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист, родился в Москве. Один из  основоположников авторской песни в России.  Следующий автор, с  кем хочет познакомить нас Алсу ,это ­ Юлий Ким.(слайд 8) (звучить песня в исполнении Ю.Ч.Ким) Ученик:  композитор, драматург, сценарист, бард.    Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей  (1991), Пен­клуба (1997). Автор около пятисот песен. Учитель  Что вы можете нам рассказать о женщинах­бардах?(9 слайд) Ученик: Это, всем известная ­ Новелла Николаевна Матвеева. Она родилась 7  октября 1934 г. в городе Пушкин (Ленинград).    С конца 1950­х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные  стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.  С 1972 г. Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру.  Ученик: Второй  автор о ком можно говорить с любовью и восторгом это­ Вероника Долина . (слайд 10)Она родилась в Москве 2 января 1956 года.     Вероника Долина — артист камерный, создатель простой «комнатной» манеры, обладатель собственного тембра. Про неё можно сказать: «Она поёт поэзию». Учитель : Ребята, следующим этапом нашего урока является проверкой и  обобщением ваших знании и этот этап называется «Узнайте этих бардов…»  (слайды 11­19)( ответы учащихся) Дальше наш разговор  будет идти о Казанских бардах.(слайд 20) Ученик: Леонид Александрович Сергеев родился 30 марта 1953 года в городе  Бресте, жил в городе Казани, в настоящее время живет в городе Москве.         Написав около трехсот песен, автор неоднократно пересек страну вдоль и  поперек, оставив о себе только добрые  воспоминания зрителей и женщин... В  памяти также остаются и две книжки, пять кассет и пять компакт­дисков  означенного творца.   Ученик: Влад мир Серг евич Муравьёв  ( слайд 21)(12 августа 1939, Смоленск  — 10 июня 2001, Москва) — российский филолог, переводчик, литературовед.  Сын И. И. Муравьёвой, пасынок Е. М. Мелетинского и Г. С. Померанца. (полный  рассказ ученика о творчестве В.С.Муравьева0 аЮ иЮ еЮ уЮ Учитель: (слайд 22) Не говоря о Грушинском фестивале, наш разговор не был  бы полным. Гр шинский фестиваль — (Грушинка) песенный фестиваль, с 1968  года регулярно проводимый под Самарой. (Валерий Грушин (1944­1967), в  память о котором и назван его друзьями этот фестиваль, — студент  Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, погиб во время  туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника  метеостанции Хадома и его детей). Первые фестивали собирали, в основном,  туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешние  фестивали собирают десятки тысяч людей не только со всей России, но и из  стран ближнего и дальнего зарубежья. (слайд 24) А в Республике Татарстан  фестиваль авторской песни «Айша», который с 1986  по 2004 годы проходил в последние выходные июня, проходит на поляне  недалеко от поселка Айша  (Зеленодольский район). «Айша» традиционно  организуется за неделю до знаменитого Грушинского фестиваля, и с самого  начала носит неформальный статус «Малой Груши».  Итогом нашей работы является контрольная работа в форме теста  Рефлексия. Учитель. А вот сейчас, в наше время, когда столько много разных музыкальных  направлений, песен, различных песенных конкурсов, фабрик, нужна ли  авторская песня? Ученики. Я считаю нужна. Она сильно отличается от того, что мы каждый  день слушаем, она серьезная, заставляет задуматься, она о жизни, о  недостатках в жизни. Учитель.     Я тоже так считаю. Авторская песня заставляет каждого задуматься о своей  жизни, и жизни тех, кто нас окружает, о добре и зле, о справедливости, долге и  чести, о дружбе и любви. Спасибо, ребята. Литература. 1. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. Сост. В.И.Новиков. М:  2. Олимп, 1998  Анатолий Кулагин. Визбор / Серия «Жизнь замечательных  людей». — М.: Молодая гвардия, 2013. — С. 226. — 368 с. — ISBN 978­5­ 235­03604­8 3. Дорога без конца. Авторская песня в Казани. Журнал «Казань», № 1, 2008. 4. Зайцев В. А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М.:  ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2003. 5. Ким Юлий // Авторская песня : сборник. — М., 1997. — С. 336. 6. Левина Л. А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни.  Монография. М.: Нефть и газ, 2002 7. Медынский, Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. —  1966. — № 7. Официальный сайт http://www.veronikadolina.ru/ 8. Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950–1970­х годов:  Творч. индивидуальности, жанрово­стилевые поиски, лит. связи. М.:  МАКС Пресс, 2006.        9.Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В. С.  Высоцкого, 2002

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)

Поурочное планирование и презентация урока литературы на тему: "Авторская песня" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017