«Шине́ль» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней декаде января 1843 года[1]. Вошла в историю русской литературы как «манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании»
В намеренно косноязычной сказовой манере, перебиваемой патетическими монологами, автор повествует о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
С полным каламбуров зачином повести контрастирует знаменитое «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой».
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя» (1918)[10]. Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов»[10].
Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский, «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости»[11].
В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах, где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с гипотезой о гомосексуальности автора, поддерживаемой этими биографами[12].
Выход из этого противоречия был найден следующий — «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате»[2]:
Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора.
— Ю. В. Манн[2]
Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот — повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана
Поурочный открытый урок Шинель 9 класс.docx
27.01.2017
Тема: Н.В.Гоголь. "Шинель"
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с повестью Н.В.Гоголя "Шинель".
2.Определить тему и идею произведения.
3.Раскрыть худежственное новаторства Н.В.Гоголя в развитии темы
"маленького человека".
Задачи урока:
познакомить с повестью Н.В.Гоголя "Шинель";
проследить раскрытие темы "маленького человека" в русской
литературе;
учить анализу текста;
воспитание любви и уважения к личности человека.
Оборудование:
портрет Н.В.Гоголя, буклет;
иллюстрации к произведениям "Шинель" Н.В.Гоголя;
раздаточные конверты с вопрасами.
"Шинель" видеоролик;
Ход урока:
І.Организационный момент.
Сәлематсыздар ма құрметті ұстаздар мен оқушылар! How are you dear
children?
Я хочу разделить класс на 3 группы, вот поэтому вы должны выбрать
картинку
1 гр.Акакий
2 гр.Шинель
3 гр.Департамент
Акакий – Who is Akaky. Do you know? He is…..
Шинель – Ол не? Қазақша баламасы қандай? Кто выбрал картинку «Департамент»? Теперь говорите это слово на
трех языках
Обсуждение
Так, ребята с этого определим нашу сегодняшнюю тему урока. Мы
знакомимся с повестью Н.Гоголя «Шинель»
(На доске записаны тема урока и высказивания в качестве эпиграфа: "Все мы
вышли из "Шинели" Гоголя" Ф.М.Достоевского.)
ІІ.Изучение нового материала.
Биография Н.В.Гоголя (краткое содержание учителем).
III.Видеоролик.
IV. Вопросы в конвертах
Вопросы в конвертах:(по 2 вопраса на группу)
1.В чем смысл заглавия повести?
2.Каково его социальное положение?
1.Опишите внешность А.А Башмачкина?
2.Какая мечта Акакия в тексте?
1.От какого слова произошло его фамилия?
2.Где работает А.А Башмачкин?
V. Работа в группах
К группе «Шинель»
Как сослуживцы отнеслись к новой шинели Башмачкина?
Событие сие не остается незамеченным, все хвалят шинель и требуют от
Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство
некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай,
спасает смущенного Акакия Акакиевича.
(Обсуждение на русском языке)
К группе «Департамент»
Внешность главного героя повести.
Гоголь так описывает внешность главного героя повести:
“низенького роста,
несколько рябоват,
несколько рыжеват,
несколько даже на вид подслеповат,
с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам
щек”. Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не
делающий зла, незлобивый, невинный.
(Обсуждение на английском языке)
К группе «Акакий»
"Маленький человек" по Гоголю.
Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на
его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность
логически мыслить. Но он приглушает все эти отрицательные качества, не
делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие,
безропотное терпение забитого жизнью бедняка.
(Обсуждение на русском языке)
VI.Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не
только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на
него, как будто бы через приемную пролетела простая муха.
Начальники поступали с ним както холоднодеспотически.
Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним… сыпали на голову
ему бумажки…»
(Обсуждение на казахском языке) Адамгершілік қасиетті сипаттау
VII. Оценивание.
VIII. Домашный задание
ІX. Закрепление 1.В чем смысл заглавия повести?
2.Каково его социальное
положения?
1.Опишите внешность
А.А Башмачкина?
2.Какая мечта Акакия в тексте?
1.От какого слово произошло
его фамилия? 2.Где работает А.А Башмачкин?
Урок по литературе.Шинель.9класс
Урок по литературе.Шинель.9класс
Урок по литературе.Шинель.9класс
Урок по литературе.Шинель.9класс
Урок по литературе.Шинель.9класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.