Урок по математике (внеурочная деятельность) на тему "Знакомство с геометрическими фигурами с помощью игры Танграм" (4 класс.
Оценка 4.7

Урок по математике (внеурочная деятельность) на тему "Знакомство с геометрическими фигурами с помощью игры Танграм" (4 класс.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
математика
4 кл
03.04.2017
Урок по математике (внеурочная деятельность) на тему "Знакомство с геометрическими фигурами  с помощью игры Танграм" (4 класс.
Развитие логического мышления с помощью игры Танграм.doc

Развитие логического мышления с помощью игры Танграм.

 

Этапы освоения игры Танграм

        

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

 

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

 

1.Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

 

Ход работы. Детям предлагается рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Задания:

 1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

 Вопросы для анализа: "Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)

 2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

 3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

 4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

 Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".

 

Обобщение: "Из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показать на доске.)

 

2.Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

 

Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их на 2 группы: треугольники и четырехугольники.

Учитель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.

 1.Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.

 2.Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - квадрат, затем - четырехугольник.).

 3.Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)

 4.Учитель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры. Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.

 

 Итак, на первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".

 

Второй этап - составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

1. Составление фигуры-силуэта зайца

Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Ход работы. Учитель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.

 После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

 

Третий этап освоения игры - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

2. Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся

 Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

 

 

Ход работы. Учитель обращает внимание детей на образец: - Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

 Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.

 После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

 

Четвертый этап - упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют.

 

Пятый этап - составление силуэтов Из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре "Танграм"

Руководство процессом составления должно быть направлено на развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта.

.


Развитие логического мышления с помощью игры

Развитие логического мышления с помощью игры

Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их на 2 группы: треугольники и четырехугольники

Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их на 2 группы: треугольники и четырехугольники

Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы

Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017