Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Оценка 4.6
Контроль знаний +1
doc
обществознание
5 кл
24.04.2017
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Активизация учебной деятельности.
Зачем людям политика? Может ли рядовой гражданин хорошо разбираться в политике? Может ли общество существовать без власти? Чем политическая власть отличается от других видов власти?
III. Изложение программного материала.
Слово «политика» у всех на слуху. Достаточно взять в руки газету или включить любую программу новостей. К вопросам политики отдельных государств и государственных деятелей вы неоднократно обращались на уроках по многим гуманитарным дисциплинам.
Кто-нибудь из вас может усомниться: «Зачем мне знать о политике?» Ответ вы найдёте в словах французского писателя А. Ривароля: «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок».
В науке политика рассматривается в трёх измерениях: 1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей; 2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом; 3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.
Рассмотрим политику в этих трёх аспектах.
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть».doc
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Цель: рассмотреть сущность и структуру политических отношений в обществе.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Активизация учебной деятельности.
Зачем людям политика? Может ли рядовой гражданин хорошо разбираться в
политике? Может ли общество существовать без власти? Чем политическая власть
отличается от других видов власти?
III. Изложение программного материала.
Слово «политика» у всех на слуху. Достаточно взять в руки газету или включить
любую программу новостей. К вопросам политики отдельных государств и
государственных деятелей вы неоднократно обращались на уроках по многим
гуманитарным дисциплинам.
Ктонибудь из вас может усомниться: «Зачем мне знать о политике?» Ответ вы
найдёте в словах французского писателя А. Ривароля: «Политика подобна сфинксу из
сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок».
В науке политика рассматривается в трёх измерениях: 1) как один из многих видов
человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей; 2) как
сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом; 3) как тип социальных
отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.
Рассмотрим политику в этих трёх аспектах.
Политическая деятельность и общество
Про политическую деятельность иногда говорят как о действии «на политической
сцене». Какие же «актёры» действуют на ней? Или, выражаясь понаучному, кто может
быть субъектом политики?
Очевидно, что этими субъектами являются люди. Немецкий учёный М. Вебер
рассматривал три степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность.
Политиками «по случаю» являемся все мы, когда, например, раз в четыре года участвуем в
выборах депутатов парламента. Политиком «по совместительству» является деятель
общественнополитической организации, который, не прекращая своей основной
профессиональной деятельности (например, врача, бизнесмена и т. п.), одновременно
занимается и политикой, которая не становится для него первоочередным делом жизни ни
в материальном, ни в идеальном отношении. Профессиональными политиками являются
те, кто живёт «для политики» либо «за счёт» политики. Для этих деятелей политика –
главное занятие жизни и главное условие их материального благосостояния.
Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности
отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов,
социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.). Вы можете сами вспомнить
исторические события, в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы
людей, объединённые общим интересом.
Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические
организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Из курса истории вы знаете о лейбористах и
консерваторах в Великобритании, демократах и республиканцах в США, о партиях,
возникших в России в начале XX в., и др. Самым активным субъектом политики является
государство. Не случайно учебники истории часто сообщают сведения о внутренней и
внешней политике того или иного государства, правительства, государственного деятеля.
Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на
принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц,
концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство
обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту
входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители
парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства,
средствах массовой информации, и т. п.
Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические
организации, политические элиты.
Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его
целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам
определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность
направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов
деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые
обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом
экономической политики является экономика, социальной – социальная сфера,
молодёжной политики – молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является
экономика, социальной – социальная сфера, молодёжной политики – молодёжь и т. п.
Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней – мировое
сообщество, международные отношения. (Подумайте, что является объектами
экологической, демографической, научнотехнической, аграрной и иных направлений
политики, о которых вы знаете.)
Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде
всего, интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в
обществе порождает её отношение к существующему положению, к властным структурам.
Отсюда её заинтересованность в сохранении или изменении сложившихся общественных
порядков. Она стремится обеспечить такие общественные условия (учреждения, порядки,
правовые нормы и т. п.), которые делают более доступными для неё материальные и
духовные блага, более полное удовлетворение потребностей входящих в эту группу людей.
Например, общим интересом определённой этнической группы является создание
благоприятных условий для развития национальной культуры, языка, сохранения
природной среды в местах её проживания.
Движимые собственными интересами люди ставят перед собой соответствующие
политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими
политические лидеры, партии, элиты. Эти цели, как правило, предполагают участие во
власти либо воздействие на власть. Это ещё один важнейший признак политической
деятельности. Вот как определял понятие «политика» М. Вебер: «…Политика, судя по
всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей,
которые оно в себе заключает».
Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические
действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные
кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных
съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы,
государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются средства политической деятельности: мирные и насильственные,
организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.
Некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства».
Так, экстремистские организации, заявляя о борьбе за национальные интересы, считают
возможным захватить самолёт с пассажирами, которые не имеют отношения к их заботам;
взорвать дом, где живут ни в чём не повинные люди; брать и убивать заложников.
Политический терроризм представляет большую опасность для общества.
На вопрос «Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?»
государственные деятели и политические мыслители в разное время давали различные
ответы. Так, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (14691527)
признавал заслуживающими похвалы такие качества государя (главы государства), как
верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. «Ради сохранения
государства, писал Н. Макиавелли, он часто бывает вынужден идти против своего слова,
против милосердия, доброты и благочестия». Государь должен «по возможности не
удалятся от добра, но при надобности не чураться и зла».
Есть и другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими,
иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь
«светлым», как первоначально провозглашалось. (Вспомните о деятельности в России
революционной организации «Народная воля».)
На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения
опасности проводить жёсткие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для
общества. А как думаете вы?
Политическая сфера и политические институты
Политическая сфера – это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она
включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми,
возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются
для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое
направляет их деятельность в сфере политики.
Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические
институты.
Они относятся к главным социальным институтам, реализующим
основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют
потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.
Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и
включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические
нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и
неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных
целей.
Основным политическим институтом является
(Вспомните
существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной
школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты
законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.
государство.
К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии.
История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и
она насчитывает до полутора столетий.
Партийнополитическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет
устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими
принципами. Любая политическая партия – это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей
через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и
защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.).
Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии:
стремление добиться власти или участие в осуществлении власти; существование в
исторически протяжённом периоде времени; наличие чёткой организационной структуры,
закреплённой партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие
для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.
Существенным признаком любого социального института является комплекс
правовых и иных социальных норм, регулирующих определённый вид деятельности. В
Российской Федерации партийнополитическая деятельность регулируется Законом «О
политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное
объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической
жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в
общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного
самоуправления.
Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели,
ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и
уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:
− формирование общественного мнения;
− политическое образование и воспитание граждан;
− выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение
этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
− выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в
выборах в указанные органы и в их работе.
Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению
с общественнополитическими движениями они представляют собой большую идейную и
организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.
Партия – это организация, принципы построения которой, права и обязанности её
членов отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую
не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение.
Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные
чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты,
возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они
ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для
этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в
других представительных органах.
Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические
институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и
упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.
Политические отношения
Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между
людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и
личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов
политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический
характер, если они включают использование власти в центре и на местах.
Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и
полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся
отношения между:
− государственными органами и учреждениями (например, между правительством и
парламентом);
− государством и социальными группами (например, между государством и
предпринимателями);
− государством и негосудаственными общественными организациями и движениями
(например, между государством и церковью);
− политическими партиями, а также между политическими партиями и
неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);
− государством и гражданами;
− различными государствами на международной арене;
− государством и международными политическими объединениями (например,
ООН, НАТО).
Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества,
конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности
(например, между гражданином и государством); сотрудничества (например, определённая
партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между
государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.
В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение
которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни.
Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от
политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.
Итак, политические отношения – это совокупность многообразных, многоуровневых
взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом
социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими
нормами.
Политическая власть
Политическая деятельность, политические институты, политические отношения – это
различные аспекты сложного, многомерного общественного явления – политики. И все эти
аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием
власти для реализации групповых или общенациональных интересов. Так что же такое
политическая власть?
Напомним, что любая власть (военная, родителей, руководителя предприятия и т. п.)
означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем
либо или чемлибо. Тот, кто имеет власть (субъект власти), отдаёт приказы, распоряжения,
директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно
выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не
выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание).
Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в
необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.
Возникновение власти вызвано потребностью в регулировании социальных отношений,
согласовании несовпадающих интересов, придании взаимодействиям между людьми
целесообразности и организованности. Власть возникла уже в древности, поскольку без власти общество не может сохранить свою целостность и жизнеспособность, происходит
разрушение социальных связей.
В обществе существуют различные виды власти. Кратко охарактеризуем основные.
Власть экономическая – власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль
над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой,
плодородными землями, полезными ископаемыми и т. д.
Социальная власть – это возможность влиять на положение различных слоёв
населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп.
Культурноинформационная власть – это власть над людьми с помощью научных
знаний, информации. Это контроль над средствами массовой информации – газетами,
радио, телевидением.
Принудительная власть означает контроль над людьми с помощью физической силы
или угрозы её применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и
прокуратуру.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти.
Вопервых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории
данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во
вторых, она действует на основе права от имени всего общества. Втретьих, только ей
принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. Вчетвёртых, для неё
характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических
решений. Впятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные
средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно
информационные).
Политическая власть имеет множество разновидностей. С точки зрения своего
предназначения выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти. По месту
в структуре власти различают центральную, региональную и местную власти. По основному
субъекту – монархическую и республиканскую.
Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть,
а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях
(партиях, движениях, партийных фракциях в парламенте), независимо от того, находятся
они у власти или в оппозиции.
Таким образом, политическая власть – это право, способность и возможность
отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в
первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для
управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их
единой политической воле.
Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» это ключевые понятия
общественной науки, называемой политология.
III. Практические выводы.
1. Если вы хотите разгадать «загадки политики», подумайте, в чьих интересах
принимаются определённые политические решения, осуществляются те или иные
политические действия.
2. Чтобы выработать собственную политическую позицию, постарайтесь выяснить,
какие политические цели формируют лидеры или организации, претендующие на то, чтобы
представлять социальные группы, к которым принадлежите вы сами, ваша семья (наёмные
рабочие или госслужащие, предприниматели или фермеры и т. д.). Подумайте, совпадают
ли провозглашаемые цели и задачи с вашими интересами. 3. Помните, что очень большой общностью является весь многонациональный народ
России. Отвечают ли его интересам заявления и призывы тех или иных лидеров, партий,
организаций?
4. Постарайтесь оценить средства достижения цели, предлагаемые или используемые
лидерами и организациями, привлекающими ваше внимание. Считаете ли вы эти средства
достойными?
5. Поскольку вы тоже субъект политики, определите характер своих отношений с
различными политическими институтами. Склоняетесь ли вы к их поддержке, намерены ли
противостоять им, предпочтёте ли иные формы отношений?
IV. Документ.
Из работы русского философа И. А. Ильина «О сущности правосознания».
В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это
означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и
притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественнотелесному
воздействию человека на человека, необходима государственной власти, но она отнюдь не
составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того,
государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и
именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы,
подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность
государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет
последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без
меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.
Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью
внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною
непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в
душах людей настроение определённости,
импульсивности и
исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других
систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать – значит как бы
налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно
принималось теми, кто подчиняется.
завершённости,
Вопросы и задания к документу
1) Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами.
В чём смысл этих высказываний?
2) Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти
с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые
методы?
3) В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается
добровольно теми, кто подчиняется?
4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания
современных властных отношений?
V. Вопросы для самопроверки.
1. Какова структура политики как деятельности?
2. Что входит в понятие «сфера политики»?
3. Какие социальные отношения являются политическими? 4. Охарактеризуйте субъектов политики.
5. В чём заключаются политические интересы?
6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные
политические деятели и организации?
7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?
8. Дайте характеристику партии как политического института.
9. В чём состоит сущность власти?
10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?
11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?
VI. Задания.
1. Как вы думаете, кто был заинтересован в устранении с политической сцены П. А.
Столыпина? Аргументируйте свой ответ.
2. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народнопрогрессивной, какие
цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?
3. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:
Наш паровоз, вперёд лети!
В Коммуне – остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.
Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи
какой партии отражает этот куплет?
4. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии
экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации
организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие
национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения
политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как лица или
организации, финансирующие экстремистскую деятельность.
Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам
известны?
VII. Мысли мудрых.
«Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ
от власти приводит к беспорядкам».
Хань Фэй (288233 до н. э.),
китайский философ
VIII. Заключительная часть.
1. Оценивание ответов учащихся.
2. Домашнее задание: читать §1 «Политика и власть» (сс. 411), ответить на вопросы
№№ 3 ,4, 5 (с. 10).
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Урок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.